Алёна Уласова, руководитель юридических проектов, правовой департамент, ЗАО «Поволжский антикризисный институт»
Ольга Гурова, главный юрист, правовой департамент, ЗАО «Поволжский антикризисный институт»
Правовой режим использования памятников архитектуры: некоторые аспекты владения, пользования, распоряжения памятниками архитектуры
Статья является продолжением серии работ, посвященных правовым проблемам сохранения объектов культурного наследия . Поэтапно раскрывая практику законотворчества и правоприменения в этой сфере, Правовой департамент Поволжского антикризисного института на этот раз предлагает вниманию читателей подробную характеристику правового режима использования памятников архитектуры как наиболее востребованного инвесторами вида объектов культурного наследия.
АННОТАЦИЯ: в статье раскрыты теоретические аспекты использования (эксплуатации) памятников архитектуры, даны разъяснения по вопросам, имеющим исключительно практическое значение: порядку оформления охранного обязательства; правоотношениям, устанавливаемым между собственником и арендатором исторического здания; размещению рекламы; проведению внешних и внутренних ремонтных работ. Данная статья будет полезна как потенциальным инвесторам, так и лицам (собственникам, арендаторам), в пользовании которых уже сейчас имеются памятники архитектуры.
КЛюЧЕВыЕ СЛОВА: реставрация объектов культурного наследия, памятник архитектуры, аренда, собственность, охранное обязательство, обязанности собственника, обязанности арендатора, ремонт, реклама, информационная надпись.
SuMMARY ABSTraÇT: The article deals with theoretical aspects of use (operation) architectural monuments, gives explanations of purely practical matters: the order of registration of security obligations, relationship established between the owner and tenant of a historic building, advertising, conducting internal and external repairs. This article will be useful as for potential investors as for individuals ( owners, tenants ), who already owns these architectural monuments.
KEY wORDS: estoration of cultural heritage objects, architectural monument, rentals, property, security commitments, obligations of the owner, tenant responsibilities, repairs, advertising, information inscription.
В последнее время памятники архитектуры все чаще становятся объектами пристального внимания не только органов власти, призванных обеспечивать их охрану, но и представителей бизнес-сообщества, для которых памятники архитектуры становятся объектами инвестирования. например, здание цУМа в Москве (арендуется известным бизнесменом М. Куснировичем для ведения торгового бизнеса), Шуваловский дворец на Фонтанке в Санкт-Петербурге, отреставрированный В. Вексельбергом с целью размещения его частного музея, здание Адмиралтейской конторы и целый комплекс памятников архитектуры в Казани (реконструируется группой компаний ASG в целях последующего размещения штаб-кварти-
ры группы компаний и объектов административно-деловой и социальной инфраструктуры).
Памятники архитектуры становятся объектами инвестирования в силу ряда причин. Во-первых, это является ответом предпринимательского сообщества на призыв руководства страны усилить социальную ответственность бизнеса, то есть заниматься не только коммерческими проектами в чистом виде, но и нести социальную миссию, вносить вклад в повышение уровня жизни населения страны. Инвестирование в проекты реставрации памятников архитектуры как раз находится в фарватере политики государства по возрождению культурных ценностей и преемственности сохранения исторического облика городов
ЧШШР ВЕСТНИК МЭедуНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА
4Чир искусств
России. Во-вторых, итогом реставрационных работ становится уникальный объект недвижимости, «штучный» актив, несущий на себе печать исторических событий, связанных с данным памятником архитектуры. Данная уникальность в совокупности с планировкой внутренних помещений, отвечающей современным требованиям удобства и комфорта, весьма часто является залогом успешной реализации проекта. В-третьих, как проект реставрации объекта культурного наследия, так и его итог - восстановленный памятник архитектуры - увеличивают имиджевый капитал компании-инвестора.
Среди безусловных плюсов инвестирования в объекты культурного наследия - памятники архитектуры - необходимо отметить, что использование памятников архитектуры имеет ряд важных для потенциального инвестора особенностей, установленных законодательством в целях обеспечения сохранения указанных памятников и обусловленных уникальностью данных объектов в культурно-историческом плане.
Прежде, чем мы рассмотрим данные особенности, необходимо определиться с тем, что представляет собой памятник архитектуры с точки зрения законодательства.
Итак, статья 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон «Об объектах культурного наследия») говорит нам о том, что памятники архитектуры являются одним из видов объектов культурного наследия и представляют собой отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения), мемориальные квартиры, мавзолеи, отдельные захоронения, произведения монументального искусства, объекты науки и техники, включая военные, объекты археологического наследия [1].
Необходимо отметить одну немаловажную деталь, что к объектам культурного наследия относятся не только сами объекты недвижимого имущества, но и связанные с ними произведения живописи, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства и иные предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры [2]. На земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Рос-
сийской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия, также распространяется особый правовой режим использования, сами земельные участки относят к землям историко-культурного назначения [1].
Из приведенных выше норм Закона «Об объектах культурного наследия» вытекает ряд практически-значимых выводов:
► памятник архитектуры является объектом недвижимого имущества и, следовательно, на него распространяются все правила, касающиеся оборота недвижимого имущества, отраженные в Гражданском кодексе Российской Федерации;
► памятник архитектуры является особым объектом недвижимого имущества, имеющим культурную ценность и значимость для общества и государства, в силу чего оборот этих памятников наряду с гражданским законодательством регулируется еще и специальным законодательством об объектах культурного наследия;
► памятник архитектуры представляет собой сложный объект, включающий в себя не только здание, но и исторически связанные с ним и сохранившиеся предметы интерьера;
► памятник архитектуры неразрывно связан с земельным участком, на котором он находится (данное обстоятельство обуславливает формирование сложных правовых конструкций, включающих в себя элементы законодательства об объектах культурного наследия и земельного законодательства, направленных на регулирование владения и пользования земельными участками и расположенными на них памятниками архитектуры. При этом все элементы тесно переплетены между собой, что обуславливается как влиянием особенностей правового статуса памятника архитектуры на правовой статус земельного участка, так и значимостью правовых средств охраны земли для сохранения находящихся на ней памятников архитектуры. Эта взаимосвязь неоднократно подчеркивалась и исследовалась в специальной юридической литературе) [1].
Правила использования памятников архитектуры как объектов недвижимого имущества отражены в гражданском законодательстве Российской Федерации. Законодательство об объектах культурного наследия имеет ряд особенностей. Во-первых, оно имеет трехуровневую структуру: федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации и акты муниципальных органов власти. Федеральное законодательство представлено Законом «Об объектах культурного наследия»
8ЕСПНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
шшр искусств
тема номера: правовой аспект
№4 (04) 2013
Московская, 37 - Дом Землянова, памятник архитектуры республиканского значения
и принятыми во исполнение данного закона подзаконными нормативными актами, законодательство субъектов Российской Федерации - соответствующими одноименными законами (например, Закон РТ от 1 апреля 2005 г. № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан») и подзаконными нормативными актами. Муниципальные же акты принимаются только по строго указанным в Законе «Об объектах культурного наследия» вопросам (например, по порядку установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия местного значения) [1].
«СОБСТВЕННОСТЬ ОБЯЗЫВАЕТ...»
В Законе «Об объектах культурного наследия» и в соответствующих региональных законодательных актах нашел свое яркое выражение один из постулатов гражданского права о том, что «собственность обязывает» и «собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества». Так, на собственника памятника архитектуры в соответствии с законом возлагается обязанность по сохранению принадлежащего ему памятника (этому посвящена глава VII упомянутого закона).
В силу пункта 3 статьи 52 Закона «Об объектах культурного наследия» памятник архитектуры должен использоваться с обязательным выполнением следующих требований:
I. обеспечение неизменности облика и интерьера памятника в соответствии с предметом охраны;
II. согласование осуществления проектирования и проведения строительных, хозяйственных и иных работ на территории объекта;
III. обеспечение доступа к принадлежащему ему памятнику органам власти, уполномоченным обеспечивать охрану объектов культурного наследия, и физическим лицам, реализующим свое право на доступ к культурным ценностям, пред-
усмотренное пунктом 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации.
Любые работы на объектах культурного наследия, связанные с вмешательством в его конструктивную целостность, должны согласовываться с органом охраны объектов культурного наследия (в Республике Татарстан это Министерство культуры Республики Татарстан - для объектов федерального, регионального значения и Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г.Казани - для объектов местного значения), при этом элементы объекта культурного наследия, входящие в предмет охраны, вообще не подлежат видоизменению и согласование на такие работы орган охраны не дает. Однако, к сожалению, зачастую пользователи объектов культурного наследия пренебрегают данными правилами. В этой связи представляют интерес статистические данные, приводимые Л.Р. Клебановым, полученные на основе анализа дел об административных правонарушениях, рассмотренных Инспекцией по контролю за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов наследия Комитета по культурному наследию г. Москвы (ныне Департамент по культурному наследию г. Москвы). Так, анализ показывает, что частыми нарушениями, которые допускаются пользователями памятников, являются следующие случаи:
► 100% - незаконные (без соответствующего разрешения) хозяйственные и строительные работы;
► 62% - установка кондиционеров и камер видеонаблюдения на фасадах зданий;
► 58% - внутренняя перепланировка помещений;
► 60% - замена дверных и оконных заполнений на стеклопакеты;
► 12% - замена деревянных лестниц на металлические;
► 25% - демонтаж напольного покрытия;
► 10% - снятие потолочного покрытия [3].
Работы, проводимые на фасаде памятника архитектуры
Само понятие «фасад здания» дано в Правилах благоустройства г. Казани (далее - Правила), согласно которым это наружная сторона здания (главный, боковой, дворовый фасады). Основной фасад здания имеет наибольшую зону видимости с городских территорий, как правило, ориентирован на восприятие со стороны магистральных и/ или иного значения улиц.
При эксплуатации фасадов памятников архитектуры не допускается размещение наружных кондиционеров и антенн на архитектурных деталях, элементах декора, поверхностях с ценной
ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОД-ЮГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА
4Чир искусств
№4 (04) 2013
тема номера: правовой аспект
архитектурной отделкой, а также крепление, ведущее к повреждению архитектурных поверхностей (пункт 29.22 Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 7 июня 2012 г. №4-14). Если фасад памятника архитектуры является предметом охраны, то на всем фасаде (главном, боковом, дворовом) не допускается размещение кондиционеров, антенн и прочего оборудования.
Размещение информационных надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия
Статья 27 Закона «Об объектах культурного наследия» прямо возлагает на собственника объекта культурного наследия обязанность по установке на нем надписей и обозначений, содержащих информацию о данном объекте культурного наследия. Информационная надпись должна быть выполнена на носителе из прочного, долговечного материала (мрамор, гранит и проч.), в соответствии с согласованным с Министерством культуры эскизным проектом. Собственник памятника архитектуры, а также его арендатор несут солидарную ответственность за сохранность информационной надписи со дня подписания акта о её установке (со дня заключения договора аренды - для арендаторов памятника архитектуры).
Порядок установки этих надписей определяется органом власти того уровня, к ведению которого относится объект культурного наследия (например, для объектов культурного наследия федерального значения - это приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 7 августа 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения»; для объектов культурного наследия республиканского значения - это Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 июня 2007 г. № 234, для объектов местного значения - Постановление Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 3 сентября 2008 г. №5089) [4].
Размещение рекламных вывесок
требования по установке рекламных вывесок и баннеров определены в «Архитектурно-художественном регламенте размещения средств наружной рекламы и информации в городе Казани» (Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 22 ноября 2012 г. №8478), который применяется с учетом
норм Закона «Об объектах культурного насле- г .-,,„ . , _,
г ' 'г Баумана 42/9- Доходный дом
дия». Согласно указанному регламенту, на объек- Жарова, памятник истории
тах культурного наследия рекламно-информацион- и культуры республиканского
ные конструкции размещаются не выше отметки нижнего края оконных проемов второго этажа здания, то есть фактически только на уровне первого этажа и между первым и вторым этажами. Также на объектах культурного наследия вообще не допускается размещение динамических конструкций, размещение конструкций друг над другом, не допускается размещение декоративных панно, размещение брандмауэров и так далее. На объектах культурного наследия разрешено только размещение рекламно-информационных конструкций в виде объемных букв и знаков, а также выполненных декоративно-художественным способом (роспись, художественный металл).
Кроме того, согласно пункту 29.23 Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 7 июня 2012 г. №4-14, при эксплуатации фасадов не допускается закрывать существующие декоративные, архитектурные и художественные детали элементами входной группы, новой отделкой и рекламой при размещении входных групп.
Так же, как и в ситуации с кондиционерами, необходимо учитывать, что любые работы на объектах культурного наследия, такие как установка каких-либо конструкций, их креплений, требуют предварительного согласования с органом охраны объектов культурного наследия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ОХРАННОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Переходя к более детальному рассмотрению охранного обязательства, следует отметить, что по смыслу, придаваемому Законом «Об объектах культурного наследия», а также соответствующей правоприменительной практикой, охранное обязательство представляет собой граждан-
уЫр вестник №ждународного института антиквариата
шшр искусств
Восстановление исторических зданий, принадлежащих ИГКЛБО, декабрь 2012 г.
ско-правовой договор, заключаемый между собственником (арендатором) объекта культурного наследия и уполномоченным органом власти и направленный на обеспечение сохранности указанного объекта культурного наследия.
При этом законодательство весьма скупо регулирует вопросы, связанные с заключением и исполнением охранных обязательств.
Так, содержание статей 48 и 55 Закона «Об объектах культурного наследия» позволяет сделать вывод о том, что:
- охранное обязательство накладывает ограничения (обременения) на правомочия по владению и пользованию объектом культурного наследия, принадлежащего собственнику (арендатору) объекта культурного наследия;
- суть указанных ограничений (обременений) сводится к возложению на собственника (арендатора) обязательств по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), по обеспечению доступа к нему граждан, а также иных обязательств, обеспечивающих сохранность объекта культурного наследия;
- на стороне государства при заключении охранного обязательства выступают: орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального и регионального значения (в Республике Татар-стан в качестве такого органа выступает Министерство культуры Республики Татарстан); местная администрация муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (в данном случае примером может выступить Исполнительный комитет муниципального образования города Казани);
- охранное обязательство действует в отношении всех объектов культурного наследия, включенных и не включенных в единый государ -ственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Анализ судебной практики по вопросам заключения и исполнения охранных обязательств позволяет выявить те проблемные моменты, которые встречаются в практической деятельности собственников (арендаторов) объектов культурного наследия и уполномоченных органов власти.
Во-первых, заключение охранного обязательства является не правом, а обязанностью собственника (арендатора) объекта культурного наследия, что дает возможность уполномоченным органам власти обратиться в суд с требованием о понуждении собственника (арендатора) заключить соответствующее охранное обязательство (постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.07.2003г. № Ф04/3573-1171/А45-2003г., Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.08.2008г. № А56-40723/2007г., Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.10.2009г. № А32-7019/2009).
Во-вторых, понуждены к заключению охранного обязательства могут быть только собственники (арендаторы) объектов культурного наследия, не являющиеся публично-правовыми образованиями. Иными словами, уполномоченный орган власти не может заключить охранное обязательство с другим органом власти - собственником (арендатором) объекта культурного наследия (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.08.2008г. № А56-15237/2007г., Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.04.2013г. № А19-1769/2012).
ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТУГТУТА АНТИКВАРИАТА
4Чир искусств
В-третьих, охранные обязательства должны заключаться не только в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, но также и в отношении так называемых «выявленных объектов культурного наследия», то есть объектов культурного наследия, представляющих собой историко-культурную ценность, в отношении которых подготовлено предложение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в единый реестр и в отношении которых предстоит принятие решения уполномоченным органом государственной власти о включении их в указанный реестр либо об отказе в таком включении (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.08.2010г. № КА-А40/9157-10, Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.06.2013г. № А28-6874/12).
В-четвертых, отсутствие охранного обязательства влечет за собой недействительность (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.10.2008г. № А56-701/2008г.) или (как в последнее время утверждают суды) незаключенность договора аренды объекта культурного наследия (определение Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17.09.2013г. № ВАС-12339/13, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 09.08.2013г. № Ф09-7564/13);
В-пятых, за нарушение условий охранного обязательства соответствующее виновное лицо может быть привлечено не только к гражданско-правовой, но также и к административной ответственности. Таким образом, с виновного лица может быть взыскана, например, не только неустойка, но также и административный штраф (постановления Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 01.03.2011г. № 14386/10, от 31.05.2011г. № 18125/10).
Более развернуто вопросы, связанные с заключением и исполнением охранных обязательств, регламентируются законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества, а именно:
- статьей 29 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2002г. № 894 «О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия».
В соответствии с вышеуказанными нормативными актами охранные обязательства (помимо описания предмета охраны) должны предусматривать:
а) финансирование, организацию и (или) выполнение собственником работ по сохранению объекта, в том числе консервацию, реставрацию, воссоздание, ремонт, приспособление объекта культурного наследия для современного использования или иных необходимых мероприятий;
б) перечень работ по сохранению объекта культурного наследия, проведение которых возлагается на собственника;
в) сроки (периодичность) выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, требования к качеству материалов и технологий, используемых при выполнении указанных работ, а в случае необходимости - технические характеристики материалов и технологий, допустимых для применения, а также требования к квалификации персонала, выполняющего соответствующие работы;
г) обязанность собственника в случае обнаружения в процессе работ археологических и иных не известных ранее объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, направить в 3-дневный срок со дня их обнаружения письменное сообщение о них в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия;
д) обязанность собственника при приватизации архитектурных ансамблей, усадебных и двор-цово-парковых комплексов сохранять их композиционную целостность;
е) обязанность собственника при подготовке проектной документации и осуществлении производственных работ на объекте культурного наследия обеспечивать их соответствие нормам и правилам проведения ремонтных, строительных и реставрационных работ на объектах культурного наследия, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществлять производственные работы на указанных объектах с разрешения (или при наличии согласования) органа охраны объектов культурного наследия или иных органов исполнительной власти;
ж) порядок подтверждения выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия;
з) обеспечение собственником соблюдения требований законодательства Российской Федерации в отношении порядка сохранения, содержания, использования и охраны объектов культурного наследия при передаче объекта во владение и (или) пользование третьим лицам;
и) порядок и условия обеспечения собственником доступа граждан к приватизированному объекту культурного наследия, в том числе в научных и образовательных целях, включая периодичность посещений, предельный размер взимаемой платы за посещения, а также основания и порядок изменения указанных условий;
8ЕСПНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
шшр искусств
Контроль за реставрацией ОКН, переданных ИГК ЛБО, Министерством культуры РТ, ноябрь 2012 г.
к) сохранение профильной деятельности (услуг) объекта культурного наследия или социально значимого способа его использования, а также организацию обслуживания льготных категорий населения;
л) технические и иные параметры допустимого использования и содержания объекта культурного наследия в случаях, когда его состояние требует соблюдения определенного режима использования, а также приобретение на праве собственности или ином законном основании и применение необходимых для этого оборудования, инвентаря, устройств и материалов;
м) обеспечение собственником доступа к объекту культурного наследия представителям органа охраны объектов культурного наследия с целью осуществления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля за соответствием порядка сохранения, содержания и использования данного объекта условиям охранного обязательства и требованиям законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, предоставление указанному органу необходимых документов и иной информации, относящихся к предмету проверки;
н) обязанности собственника, такие как:
• осуществление расходов по содержанию объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
• поддержание территории объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии;
• запрет на производство работ, изменяющих предмет охраны;
• незамедлительно извещение соответствующего органа охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, аварии или ином обстоятельстве, причинивших ущерб объекту культурного наследия и его территории или угрожающих причинением такого ущерба, и безотлагательное принятие мер по предотвращению дальнейшего разрушения, а также незамедлительное проведение необходимых работ по его сохранению;
• запрет на использование объекта культурного наследия и его территории:
- под склады и производства взрывчатых и огнеопасных материалов, материалов, загрязня-
ющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты, а также материалов, имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
- под производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от их мощности;
- под производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ.
Приведенные условия охранных обязательств являются существенными и их наличие или отсутствие напрямую влияют на действительность акта, в соответствии с которым объект культурного наследия отчуждается из государственной, муниципальной собственности в частную (об этом говорится, например, в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.07.2013г. № А33-15498/2012).
Исходя из вышеизложенного, можно однозначно заключить, что основными целями обременения собственника (арендатора) при помощи охранного обязательства являются сохранение объекта культурного наследия, а также обеспечение доступа к нему.
Для достижения первой из названных целей собственник (арендатор) должен предпринимать определенные активные действия: проводить реставрационные, ремонтные и т.п. работы. При этом он может проводить данные работы как своими силами, так и силами сторонних лиц, но при обязательном соблюдении следующего условия: лица, которые будут проводить работы, должны иметь лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Об этом прямо говорит Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в своем постановлении от 29.08.2008г. № А56-40723/2007.
Каков же механизм достижения второй цели по обеспечению реализации права граждан на доступ к объектам культурного наследия?
Право каждого на доступ к культурным ценностям предусмотрено пунктом 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации, обеспечивается независимо от видов памятников, форм собственности, ведомственной принадлежности, характера и режима их использования. В обеспечение положений Конституции на уровне федерального, регионального и местного законодательства принимаются нормативные акты, частично раскрывающие содержательную часть и механизм реализации пра-
ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОД-ЮГО ИНСТУГТУТА АНТИКВАРИАТА
4Чир искусств
ва граждан на доступ к объектам культурного наследия. На уровне федерального законодательства четко прописано, что условия доступа граждан к объекту культурного наследия должны быть прописаны в охранном обязательстве.
При определении условий и порядка доступа граждан к памятникам архитектуры необходимо исходить из следующего: доступ должен быть обеспечен к тем частям здания, что представляют собой культурную ценность и соответственно являются предметом охраны.
Так, в статье 29 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» прописано, что в случае, если интерьер внутренних помещений объекта культурного наследия не является предметом охраны данного объекта, обеспечение доступа граждан во внутренние помещения объекта культурного наследия не может быть вменено в обязанность собственника объекта культурного наследия.
Согласно Закону г. Москвы от 14 июля 2000 г. №26 «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры» порядок и условия общественной доступности каждого
конкретного недвижимого памятника истории и культуры определяются наличием в составе охранной документации на недвижимый памятник специального раздела, включающего в себя график посещений памятника гражданами и план его осмотра. График посещений недвижимого памятника истории и культуры устанавливается собственником или пользователем недвижимого памятника в соответствии с режимом и характером его использования по согласованию с государственным органом охраны памятников.
К.Маркса, 16 - Дом Александрова. Памятник архитектуры республиканского значения, декабрь 2013 г.
Тукая. 16 - Усадьба Шакир-солдата. Памятник архитектуры республиканского значения, декабрь 2013 г.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»//Российская газета. - 2002 . - 29 июня (№ 116-117); Парламентская газета. - 2002. - 29 июня (№120-121); Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. -№26 (от 1.07.2002). - ст. 2519.
2. Богомяков И.В. Предмет охраны объекта культурного наследия: земельно-правовой аспект// Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2011. - № 4.; Гражданский оборот земельных участков, в пределах которых располагаются объекты археологического наследия: проблемы правоприменительной практики [Электронный ресурс] / Богомяков И.В. // Юрист. - 2011. - № 4; - СПС «Гарант».
3. Клебанов Л.Р. О юридической ответственности за причинение вреда памятникам истории и культуры [Электронный ресурс] / Клебанов Л.Р. // Журнал российской права. - 2012. - № 3; СПС «Гарант».
4. Постановление Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 3 сентября 2008 г. N 5089 «Об утверждении порядка установки информационных надписей на объектах культурного наследия, расположенных на территории муниципального образования г. Казани»//Казанские ведомости. - 2008.- 17 сент. -№ 178.
ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА _ ~
39