запаса, умения понимать и толковать значения слов, фразеологизмов, уместно и точно использовать их, производить при необходимости синонимические замены, пользоваться словообразовательными, грамматическими, интонационными, графическими средствами языка;
- знание русских этических и этикетных норм, их национальных особенностей;
- умение выступать перед слушателями на русском языке на доступную тему с различными целевыми установками (с целью сообщения информации, объяснения, убеждения и т. д.);
- умение участвовать в русскоязычных дискуссиях, спорах по проблеме, в которой говорящий достаточно компетентен, с соблюдением всех этических, этико-психологических законов и правил;
- умение понимать смысл и функции русских междометных высказываний, используемых чаще в устной речи, и другие умения.
Предоставление возможности получения качественного высшего образования иностранным студентам в вузах России на русском языке - важный шаг в популяризации российской высшей школы, русского языка, наряду с английским, французским, испанским, китайским, арабским языками входящего в шестерку международных языков мира, официальных языков таких авторитетных международных организаций, как ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ВОЗ; шаг в расширении круга владеющих русским языком граждан зарубежных стран, интерес к русскому языку в которых не падает, несмотря на снижение в них количества русскоговорящих и преподавателей русского языка.
Большую работу по популяризации русского языка, в том числе за рубежом, проводит Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, имеющий уникальные ресурсы, условия для желающих изучать русский язык, интересные программы, методики, курсы, успешно реализующий телевизионный проект «Живое слово» на канале «Культура», организующий международный форум «Система обеспечения изучения русского языка: традиции и инновации», развивающий интернет портал «Образование на русском» [1].
ЛИТЕРАТУРА
1. Образование на русском. Проект Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. -Режим доступа: https://pushkininstitute.ru/. - 22.04.2016.
2. Россия заняла четвертое место по количеству иностранных студентов // Ломоносовский холдинг : образоват. портал. - Режим доступа: http://lomonholding.ru/news/detail/?item_id=7645. - 22.04.2016.
3. Санкт-Петербургский государственный экономический университет : офиц. сайт. - Режим доступа: http://unecon.ru/. - 22.04.2016.
УДК 340
Е. В. Семенова, г. Шадринск
Правовой нигилизм и его профилактика в студенческой среде
В статье обоснована актуальность исследования такого явления как «правовой нигилизм», выделены основные причины формирования правового нигилизма в студенческой среде, обозначены направления его профилактики.
Правовой нигилизм, деформация правосознания, причины, профилактика, правовое воспитание, правовая культура.
E. V. Semenova, Shadrinsk
Legal nihilism and its prevention in student environment
The urgency of research such phenomenon as "legal nihilism" is given in the article, the main reasons of formation of legal nihilism in student environment are emphasized and the ways of its prevention are marked
Key words: Legal nihilism, deformation of sense of justice, reasons, prevention, legal up-bringing, legal culture.
Категория «правовой нигилизм»повсеместно употребляется как в научной сфере, так и в публицистической литературе, применяется в официально-деловойречи, политико-дипломатическом обороте и на общебытовом языке. Акцентирование вниманияобщества на данном явлениине случайно. Завладев невероятно всеобъемлющей распространенностью, понятие остается оторванным от самого явления, безнадлежащего и всестороннего рассмотрения сути одного из наиболее массовых, в большей мере - неблагоприятных феноменов современной правовой реалии.
Анализ научных работ и публикаций показывает, что ученые по-разному трактуют понятие «правовой нигилизм». Вот лишь незначительная часть теоретических позиций, демонстрирующая наличие устойчивого разночтение понятия «правовой нигилизм».
Так, например, выдающиеся советские ученые-юристы, доктора юридических наук, профессора И.И. Карпец и А.Р. Ратинов правовой нигилизм именуют правовым негативизмом и определяют его как активную противоправную тенденцию личности. Н.Л. Гранат, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, определяет правовой нигилизм как «направление общественно-политической мысли, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений». По мнению Н.В. Варламовой«правовой нигилизм представляет собой не только направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений, но «также свойство, состояние общественного сознания» [4, с. 452]. Другие определения сужают спектр проявления правового нигилизма, поскольку, базируясь на нормативистском подходе к пониманию сущности права, ставят знак равенства между правом и законом и, таким образом, по сути, сводят правовой нигилизм к несоблюдению и неисполнению законов[1, с. 220].
Особое беспокойство для современного российского общества и правового государства представляет высокая степень выраженности правового нигилизмау современной российской студенческой молодежи. Поскольку молодое поколение это наше будущее, а оно зачастую игнорирует или безразлично относится к нормам права, то и о построении правового государствав России не может идти речь.
Современной студенческой молодежи присущ импульсивный характер и потому количество молодых людей, ведущих асоциальный или даже криминальный образ жизни, действия, которых признаются вескими и влиятельными в молодежных кругах, может приумножаться в геометрической прогрессии. При этом динамика преобладающих в правовом сознании студенческой молодежи взглядов напрямую связана со складывающейся социально-экономической и политической ситуацией в обществе. Соответственно и направляющее воздействие на эту динамику в желательном для общества течении возможно только в контексте конкретных позитивных изменений в общественном развитии. В противном случае правовое сознание молодежи может легко подвергаться деформации.
Деформация правового сознания - это социально-правовое явление, характеризующее такое состояние правового сознания, когда у его носителей складываются определенные взгляды, знания, чувства, настроения, переживания и эмоции, идеи и представления, которые искаженно отражают правовую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, правосудию и законности, что приводит к формированию негативно ориентированного правового сознания [2].
Деформированность правового сознания в молодежной студенческой среде представляет собой последствиепросчетов, упущений и изъянов в правовом воспитании.Они могут быть допущены в любой социальной среде - в семье и учебных заведениях, средствах массовой информации, общественных организациях, по месту жительства и работы; социально-демографических и культурно-этнических группах, недочетов в деятельности соответствующих государственных учреждений, общественных институтов. А так же при неудовлетворительном, непродуктивном управлении в организации деятельности по профилактике правонарушений.
Основными причинами формирования правового нигилизма в студенческой среде являются:
1. Очевидно ограниченный уровень правового обучения в образовательных организациях.Следует отметить, что профилактика правового нигилизма на сегодняшний день является одной из задач любой образовательной организации, независимо от уровня реализуемых им программ. Тем не менее, на практике обнаруживается, что правовая некомпетентность большей части педагогов (поскольку не все имеют основы правового образования), является одной из возможных причин развития нигилистического отношения к праву среди студентов.
2. Отступление от действующих норм, а часто и нарушение требований законов и иных нормативных актов, когда граждане живут и действуют вопреки существующим в государстве правовым устоям. Довольно часто молодежь замещает правовые регуляторы не правовыми. Сталкиваясь с непреодолимой преградой, в том числе юридического свойства, индивид стремится найти наиболее эффективное средство, которое ему наиболее доступно по времени и затратам использования, ощутимо по результатам. Общество ощущает наличие недоступности и сложности применения для субъектов необходимых юридических средств. На этом фоне в молодежной среде развивается и крепнет список негативных социальных регуляторов, совокупно обозначаемых теневым правом [3, с.2].
3. Ощущение вседозволенности у подрастающего поколения.
Часто суды из-за ряда субъективных причин наказывают совершивших преступления молодых людей лишением свободы условно. А это, как показывает практика, лишь убеждает их, что такое поведение общество терпит.
4. Деформация правового сознания студенческой молодежи, представляющая собой результат ошибок, упущений и недостатков в правовом воспитании подрастающего поколения.
Если в обществе действует принцип «незнание закона не освобождает от ответственности», то его долг - довести до молодого человека необходимое знание. Поэтому сегодня столь важно в рамках работы со студентами воспитать личность с высокой социальной ответственностью, обладающую современными знаниями и мировоззрением.
5. Отождествление права с фактическим действием властных структур.
В силу повышенной экспансивности любую деятельность представителей органов правопорядка, наносящую ущерб личным интересам, молодые люди воспринимают как угрозу собственной безопасности. Из-за этого и органы правопорядка, и средства правового регулирования воспринимаются как явления дестабилизирующие, способствующие углублению социальных конфликтов и наносящие вред обществу.
7. Кризис института семьи (упадок нравственных ценностей, большое число разводов, рост численности детей воспитывающихся в неполных семьях, появление вновь категории «безнадзорные дети»).
8. Отрицательное влияние информационных ресурсов на еще не сложившееся сознание студентов. Большое количество художественных кинокартин, телевизионных ток-шоу, программ, имеют явный криминальный подтекст. В результате этого в молодежной студенческой среде проявляется неуважительное отношение к суду и органам правопорядка.
9. Безразличное отношение к делам своей страны и инертность студенческой среды.
В системе образования главной целью является подготовка личности, которая
способна преумножать ценности в обществе. Но в настоящий момент государство не гарантирует работу выпускникам, в социальном отношении они являются слабо защищенными. Молодежь и студенты не могут рассчитывать на помощь государства, и в ответ отстраняются от жизни общества.
Как следствие, к причинам, порождающим правовой нигилизм в молодежной студенческой среде, следует отнести и финансовую несостоятельность. Сюда можно причислить и высокий уровень безработицы, невозможность трудоустройства родителей, а так же самих студентов; низкий жизненный уровень семей, к которому непосредственно относится сама молодежь; непостоянность и непредсказуемость жизненных условий. Все перечисленные факторы несут значимый отпечаток на становление законопослушной с высоким уровнем правосознания личности.
Резюмируя вышесказанное, под правовым нигилизмом в студенческой среде следует понимать деструктивно-социально вредное явление, которое характеризуется высокой степенью деформации правового сознания индивидов, проявляющаяся в апатичном, халатном, безразличном отношении к роли и значению права через критическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия, явно негативного отношения к нему, путем игнорирования норм действующего законодательства.
Молодой возраст - это период интенсивного развития личности, профессионального самоопределения и социального взросления, осознания себя гражданином государства, приобретение способности нести ответственность за будущее страны и общества.
Вместе с тем, отсутствие у молодых людей полноценного жизненного и социального опыта, неумение полноценно претворять в жизнь свои возможности и способности сказывается на их правосознании. Они в большинстве своем не умеют отстаивать права и интересы законным способом, разумно использовать свои силы и свободное время. Все это диктует потребность вмешательства педагогов в процесс личностного и профессионального роста студентов. Формирования в образовательных организациях нравственной и культурной среды, информационных, кадровых и материальных условий образовательного и воспитательного процесса и досуга.
Поэтому профилактика правового нигилизма заключается не только в обучении праву, сколько в формировании гражданина и патриота, активной творческой личности, адаптированной к современным жизненным условиям, с чувством долга, ответственности, собственного достоинства, с высоким правовым сознанием и правовой культурой.
В современных реалиях организация образовательной и воспитательной работы в образовательных организациях предполагает не формальное включение студентов в «заданные условия», приспособление к ним, а приобретение собственного опыта позитивных правомерных действий, самоорганизации в социально - культурном окружении.
Профилактика правового нигилизма должна быть ориентирована на то, чтобы правовая информация, полученная в процессе обучения, служила созданию системы устойчивых привычек действовать при любых условиях и в любых ситуациях только правомерно.
Важнейшим условием профилактики правового нигилизма в вузах служит формирование правовой культуры студентов. В связи с этим необходима организация правовоспитательной работы - юридического всеобуча как элемента единой программы, охватывающей всех студентов вуза, независимо от специальностей (направлений), на которых они обучаются.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бугаенко, Ю. Ю. Правовой нигилизм как социокультурный феномен в современном российском обществе [Текст] / Ю. Ю. Бугаенко // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 6. - С. 220-229.
2. Занданова, О.В. Формирование правосознания студентов неюридических специальностей в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 13.00.01 / О.В. Занданова. - Режим доступа : http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-pravosozmmya-sШdentov-neyш^dicheskih-spetsialшstey-v-obrazovatelnom-pшtsesse-vuza#ixzz3u5tPrI6l. - 03.11.2015.
3. Ромашов, Р.А. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде [Текст] / Р. А. Ромашов // История государства и права. - 2006. - № 2. - С. 2-9.
4. Чухно, Н. А. Актуальные проблемы формирования правовой культуры молодёжи в условиях современного российского общества [Текст] / Н. А. Чухно // Философия детства и социокультурное творчество : материалы X Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Культура и детство», 16-18 апр. 2003 г. - СПб. : СПбГПУ, 2003. - С. 452-454.
УДК 371.3
Н.В. Соколова, г. Шадринск
Взаимодействие российских и иностранных студентов в рамках деятельности Юридической клиники ШГПУ
В статье обосновывается необходимость глубокого изучения российского законодательства иностранными студентами, обучающимися в российских вузах, как при изучении правовых дисциплин в рамках учебного процесса, так и дополнительно, в том числе и при работе в студенческих юридических клиниках, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, а также занимающихся правовым просвещением в различных формах.
Юридические клиники, иностранные студенты, правовое просвещение.
N. V. Sokolova, Shadrinsk
Interaction of Russian and foreign students within Legal Clinic activities
SHGPU
The article substantiates the need for in-depth study of the Russian legislation foreign students studying in Russian universities, as the study of legal disciplines in the instructional process, and further, including when working in student legal clinics, providing citizens with free legal aid as well as dealing with legal education in various forms.
Key words: Legal clinics, foreign students, legal education.