ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПОЛЯЩУК Наталья Анатольевна, главный специалист отдела криминологического мониторинга законодательства и совершенствования правоприменительной практики Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
220088, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Захарова, 76
E-mail: [email protected]
Информатизация позволяет найти новые пути решения прикладных задач в правовой сфере и служит хорошим импульсом для совершенствования нормотворческой (правотворческой) и правоприменительной деятельности, повышения эффективности законодательства. Одним из инструментов, благодаря которому возможно оценить качество законодательства, эффективность нормотворческой и правоприменительной деятельности, является правовой мониторинг.
Цель исследования — охарактеризовать состояние и перспективы развития информационных отношений в Республике Беларусь, обозначить проблемы применения информационных технологий при проведении правового мониторинга и определить основные направления их решения. Задачи исследования: анализ основополагающих правовых актов Республики Беларусь в сфере информатизации; характеристика современного состояния и перспектив развития института правового мониторинга в Республике Беларусь; определение источников информации, на основании которых могут и должны проводиться мониторинговые мероприятия, и способов использования информационных технологий при осуществлении правового мониторинга; определение основных направлений развития информационных технологий, внедрение которых будет способствовать совершенствованию механизма правового мониторинга в Республике Беларусь.
Методологическую основу исследования составили метод социально-правового моделирования, системный, сравнительно-правовой, формально-юридический и иные методы научного познания.
В результате исследования обозначены проблемы, касающиеся места и роли правового мониторинга в условиях цифровой реальности, его развития под воздействием информационных технологий; определены основные направления развития информационных технологий, внедрение которых будет способствовать совершенствованию механизма правового мониторинга; сформулированы предложения, которые могут быть использованы при дальнейшем формировании нормативно-правовой базы, обеспечивающей порядок проведения правового мониторинга. Сделан вывод, что при подготовке нормативных правовых актов, определяющих порядок проведения правового мониторинга в Республике Беларусь, наряду с иными положениями необходимо уделить пристальное внимание и его информационному обеспечению с учетом достижений в сфере IT-технологий.
Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, нормотворческий процесс, правоприменение, правовой мониторинг.
A LEGAL MONITORING IN CONDITIONS OF DIGITAL REALITY: EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF BELARUS
N. A. POLYASHCHUK, chief specialist of the Scientific and Practical Centre for Problems of Reinforcing Law and Order of the Prosecutor General's Office of the Republic of Belarus
76, Zakharov st., Minsk, Belarus, 220088
E-mail: [email protected]
Informalization allows us to And new ways of solving applications in the legal sphere and serves as a good impetus for improving norm-creating (law-making) and law enforcement activities, increasing the effectiveness of legislation. One of the tools through which it is possible to assess the quality of legislation, the effectiveness of normative and law enforcement activities, is legal monitoring.
The purpose of the study is to characterize the state and prospects for the development of information relations in the Republic of Belarus, to identify the problems of using information technologies in conducting legal monitoring and to determine the main directions for their solution. The objectives of the study are: analysis of the basic legal acts of the Republic of Belarus in the information field; a description of the current state and prospects for the legal monitoring institution development in the Republic of Belarus; identification of information sources as a basis for monitoring activities that can and should be conducted, ways of using information technologies in the implementation of legal monitoring; determination of the information technologies development's basic directions, which introduction will contribute to the improvement of the legal monitoring mechanism in the Republic of Belarus.
The methodological basis of the study is a method of socio-legal modeling, systematic, comparative-legal, formal-legal and other methods of scientific knowledge.
As a result of the study, problems are identified concerning the place and role of legal monitoring in the digital reality, its development under the influence of information technology; the basic directions of information technologies development are
determined, which implementation can contribute to the legal monitoring mechanism's improvement. The article formulates proposals that can be used in the further development of the regulatory framework that provides the procedure for conducting legal monitoring; It is concluded that in preparing legal acts that determine the procedure for conducting legal monitoring in the Republic of Belarus, along with other provisions, it is necessary to pay close attention to its information support, taking into account the achievements in the field of IT technologies.
Keywords: informatization, information technologies, norm-setting process, law enforcement, legal monitoring.
DOI: 10.12737^12018.6.6
Предполагается, что в ближайшие десятилетия практически все направления деятельности будут переориентированы в соответствии с требованиями новых цифровых моделей1. Несмотря на то что наряду с оптимистичными оценками цифровой реальности встречаются и достаточно негативные, тем не менее масштабный переход на «цифру» остановить невозможно. Понимая значение процессов информатизации в обеспечении устойчивого роста и социального развития, государства прилагают значительные усилия по созданию и внедрению современных информационных технологий практически во все сферы жизнедеятельности.
Признавая огромный потенциал информатизации, Республика Беларусь (далее — РБ) проводит целенаправленную государственную политику по активному внедрению этих технологий в жизнь, в том числе и в правовую сферу. Республика достигла значительных успехов в развитии национальной информационной инфраструктуры, создании государственных информационных систем и ресурсов. Многое достигнуто посредством реализации положений Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 г., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь (далее — СМ РБ) от 9 августа 2010 г. № 1174, и Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011—2015 гг., утвержденной постановлением СМ РБ от 28 марта 2011 г. № 384. Задачи развития информатизации, сформулированные в указанных документах в соответствии с факторами развития и направлениями использования информационных технологий, в целом решены. В частности, можно говорить о совершенствовании государственной информационной политики; развитии национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры; укреплении доверия и безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий; развитии национальной информационной индустрии и научных исследований; расширении международного сотрудничества и интеграции в мировое информационное пространство. Отдельного внимания заслуживают создание и развитие государственной системы правовой информации, государственной
1 Подробнее о цифровых технологиях и цифровизации см., например: URL: http://fidp.ru.
системы оказания электронных услуг организациям и гражданам и многое другое.
В настоящее время в государстве последовательно реализуется комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее развитие информационных технологий и создание соответствующей инфраструктуры. Доказательством тому служат положения Стратегии развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 гг., одобренной Президиумом СМ РБ (протокол от 3 ноября 2015 г. № 26) и Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016—2020 гг., утвержденной постановлением СМ РБ от 23 марта 2016 г. № 235, в рамках которых заложены дальнейшие основы развития информатизации в Республике Беларусь.
Все это свидетельствует о том, что информационные технологии являются эффективным инструментом политического, социально-экономического развития и, в свою очередь, могут способствовать становлению и совершенствованию различных институтов, в том числе правового мониторинга.
Правовой мониторинг призван обеспечивать систематическое наблюдение, оценку и анализ динамики правовой сферы. Вследствие этого отдельные мониторинговые мероприятия и результаты правового мониторинга в целом должны формироваться с учетом обобщения, анализа и оценки информации о состоянии законодательства и практики реализации нормативных правовых актов в условиях цифровой реальности.
К настоящему времени институт правового мониторинга уже приобрел определенную значимость во многих странах, включая Российскую Федерацию, Республику Казахстан, Республику Армения и другие государства, однако в Республике Беларусь правовая основа его осуществления находится еще на стадии формирования. Отсутствие нормативного закрепления самого механизма правового мониторинга и порядка его проведения в Республике Беларусь вызывает потребность в исследовании данного института и свидетельствует об актуальности проблем его внедрения в деятельность государственных органов (должностных лиц), принимая во внимание то обстоятельство, что многие из них в той или иной форме хоть и фрагментарно, но осуществляют мониторинговую деятельность в рамках своей компетенции.
Несмотря на то что формально эти мероприятия пока еще напрямую не связываются непосредственно с институтом правового мониторинга, тем не ме-
нее отдельные его формы и элементы присутствуют в рамках нормотворческой деятельности. Например: при формировании плана подготовки законопроектов, подготовке проектов иных нормативных правовых актов либо их концепций проводится анализ законодательства, в том числе международных дого -воров Республики Беларусь, относящегося к предмету правового регулирования проекта акта, и практики его применения. При этом указываются наличие противоречий и пробелов в законодательстве, устаревших либо неэффективных норм, причины недостаточно эффективного действия существующих норм, наиболее рациональные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования соответствующих общественных отношений, осуществляется оценка предложений заинтересованных государственных органов и иных организаций о необходимости изменения правового регулирования соответствующих общественных отношений2;
вследствие формулирования в заключительных положениях законодательных актов и постановлений СМ РБ поручений государственным органам (организациям) о приведении законодательства в соответствие с этими актами в так называемом автоматическом режиме проводятся мероприятия, направленные на обеспечение своевременной расчистки и актуализации законодательного массива и являющиеся важной составляющей правового мониторинга, проводимого в других государствах;
установлены требования к обоснованию необходимости принятия (издания) нормативного правового акта, в котором, по сути, должны быть отражены результаты правового мониторинга (анализ национального законодательства и практики его применения, законодательства иностранных государств, публикаций в средствах массовой информации, обращений граждан и организаций, относящихся к предмету правового регулирования проекта нормативного правового акта), проведенного в связи с подготовкой нормативного правового акта, включая прогнозирование финансово-экономических и иных возможных последствий принятия (издания) акта;
проекты нормативных правовых актов могут быть вынесены на публичное (общественное или профессиональное) обсуждение3;
2 См. Правила подготовки проектов нормативных правовых актов, утв. Указом Президента РБ от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности».
3 См. Закон РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»; постановления СМ РБ от 14 июня 2016 г. № 458
«Об утверждении Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений проектов экологически значимых решений, экологических докладов по стратегической экологической оценке, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, учета принятых экологически зна-
предусмотрено проведение юридической и криминологической экспертиз проектов нормативных правовых актов (нормативных правовых актов)4; проводятся иные мониторинговые мероприятия.
Учитывая эти тенденции, в новый Закон РБ от 17 июля 2018 г. № 130-3 «О нормативных правовых актах» (далее — Закон о НПА), вступающий в силу с 1 февраля 2019 г., включена самостоятельная статья, которая хоть и в самом общем виде, но все же закрепляет понятие и сущность правового мониторинга. Так, в соответствии со ст. 75 данного Закона под правовым мониторингом понимается деятельность по систематическому анализу и оценке качества законодательства, практики правоприменения, эффективности правового регулирования общественных отношений, осуществляемая нормотворческими органами (должностными лицами), а также иными уполномоченными государственными органами (организациями) в пределах своей компетенции. В данной статье Закона предусматривается, что в целях осуществления правового мониторинга указанными органами (организациями) проводятся публичные обсуждения, создаются рабочие группы, в том числе межведомственные, изучаются предложения государственных органов и иных организаций, в том числе научных организаций, общественных объединений, а также граждан по совершенствованию законодательства и практики правоприменения, анализируется информация, содержащаяся в средствах массовой информации, обзорах практики применения законодательства, осуществляется обмен информацией между заинтересованными государственными органами и иными организациями, используются иные способы, не противоречащие законодательству. По результатам правового мониторинга подготавливаются предложения о совершенствовании законодательства и практики правоприменения, разрабатываются проекты нормативных правовых актов, принимаются меры по надлежащей реализации нормативных правовых актов.
В то же время с учетом приведенного в ст. 75 Закона о НПА понятия мониторинга, его правовой сущности и основных составляющих следует констатировать, что при определении названных возмож-
чимых решений и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» и от 20 марта 2012 г. № 247 «Об организации общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов по развитию предпринимательства, вопросов осуществления предпринимательской деятельности и внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 2070».
4 См. Закон РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»; указы Президента РБ от 30 декабря 2010 г. № 711 «О некоторых вопросах осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов» и от 29 мая 2007 г. № 244 «О криминологической экспертизе».
ных форм осуществления правового мониторинга не устанавливается единый порядок его осуществления, прогнозирования предполагаемых последствий принятия (издания), включая определение государственного органа (иной организации), ответственного(й) за решение связанных с этим вопросов. Предполагается, что методическое обеспечение проведения правового мониторинга будет осуществляться СМ РБ совместно с Национальным центром законодательства и правовых исследований посредством разработки и утверждения Инструкции о порядке проведения правового мониторинга.
Следует также отметить, что при закреплении отдельных элементов нормотворческой деятельности в новом Законе о НПА в различных статьях также встречаются упоминания о правовом мониторинге как инструменте (способе), обеспечивающем их реализацию. В частности, при разработке планов подготовки проектов нормативных правовых актов учитываются результаты правового мониторинга (ст. 38); для подготовки проекта нормативного правового акта в зависимости от его содержания следует уяснить наличие проблем, которые не могут быть разрешены без принятия (издания) нормативного правового акта, степень полноты и эффективность правового регулирования соответствующих общественных отношений, в том числе по результатам правового мониторинга (ст. 42); концепция проекта нормативного правового акта должна содержать обзор результатов правового мониторинга (ст. 43); посредством проверки и оценки проекта нормативного правового акта субъектами нормотворческой деятельности и правоприменения, в том числе по результатам правового мониторинга, осуществляется прогнозирование последствий принятия (издания) нормативных правовых актов (ст. 45).
Таким образом, на основе анализа положений нового Закона о НПА можно сделать вывод, что правовой мониторинг не является новым, искусственно внедряемым направлением деятельности государственных органов, а новое законодательство, включая те акты, которые в перспективе планируется еще подготовить и принять, должно быть направлено на упорядочение этой деятельности и установление единых подходов к организации и проведению правового мониторинга в Республике Беларусь.
Важнейшим элементом правового мониторинга является его информационное обеспечение. «Осуществление правового мониторинга предполагает наличие полной и достоверной информации о текущем состоянии законодательства, о статистических и иных данных. Эта информация должна поддерживаться в контрольном состоянии, быть систематизирована в зависимости от поставленных задач»5. При осуществлении правового мониторинга может
5 Механизм правового мониторинга: науч.-практ. пособие / отв. ред. А. В. Павлушкин. М., 2012. С. 46.
использоваться: статистическая информация, получаемая на основе статистических показателей и дополняемая отраслевой статистикой государственных органов; практика деятельности государственных органов, в том числе судебная практика; информация о практике применения нормативных правовых актов, поступившая от государственных организаций; информация, поступившая из общественных, научных, правозащитных и иных организаций; информация, почерпнутая из средств массовой информации; информация, поступившая от граждан и юридических лиц, в том числе информация по итогам анализа их обращений, публичного обсуждения, а также информация, поступившая из иных источников.
Получить все эти виды информации представляется возможным при тесном взаимодействии различных органов и организаций, используя информационные технологии. Кроме того, при анализе и оценке всех этих источников информации можно судить о качестве и об эффективности законодательства и правоприменения. Автоматизация мониторинговых процедур и внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в систему правового мониторинга будут способствовать более полному и качественному его проведению.
На сегодняшний день в рамках упомянутых выше стратегий и национальных государственных программ развития информатизации и информационного общества в Республике Беларусь многие задачи уже комплексно решены. В частности, обеспечен свободный доступ к информационным ресурсам с целью обеспечения граждан и юридических лиц актуальной правовой информацией, автоматизируется нормотвор-ческий процесс: внедрен электронный документооборот в нормотворческую деятельность, содержательно расширяются и технологически совершенствуются информационно-правовые ресурсы, для государственных органов и организаций создаются и интегрируются с национальным массивом законодательства локальные банки данных и их правовых актов, что служит единой платформой для работы с правовыми документами, созданы интернет-сервисы, обеспечивающие публичное обсуждение правовых актов и их проектов, имеется прогрессивный опыт электронного официального опубликования правовых актов и др.
Конечной целью дальнейших преобразований подобного рода должно стать формирование электронного государства, в рамках которого в полной мере будут использованы возможности информационных технологий в государственном управлении в условиях цифровой реальности. Достижение обозначенной цели связано с разработкой и последовательным внедрением единых стандартов электронного взаимодействия между всеми субъектами государства для исключения ведомственной разобщенности ресурсов, технологий и информационных систем. При этом межсистемная совместимость не исчерпывается только программно-
технологическим аспектом и включает организационные, информационные и правовые аспекты.
В Республике Беларусь информатизация в указанном направлении осуществляется посредством создания и развития комплекса информационных ресурсов (базовых, республиканских и территориальных) и информационных систем, включая единую общегосударственную автоматизированную информационную систему (далее — ОАИС), на основе которой должны обеспечиваться интеграция государственных информационных ресурсов, информационное взаимодействие и доступ в установленном порядке субъектов информационных отношений к информации, содержащейся в этих ресурсах6.
Правовое регулирование указанных отношений на уровне постановлений СМ РБ приводит к тому, что созданная единая точка входа для оказания электронных услуг и реализации государственных функций ОАИС (инфраструктура, правовое и терминологическое обеспечение, сфера регулирования) фактически сформирована под республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, а также областные (Минский городской) исполнительные комитеты.
При таком подходе в значительной степени не учитываются особенности, присущие деятельности иных государственных органов или организаций, как и специфика нормативного регулирования их функционала. Не всегда вновь вводимая терминология учитывает устоявшееся правовое понимание сути обозначаемых явлений и процессов, присущих правовой системе государства, что может вызывать значительные трудности в процессе правоприменения. Во многом это исключает простую «врезку» информационных систем (ресурсов) тех или иных органов (организаций) в ОАИС, в связи с чем требуется адаптация как к самой ОАИС, так и к иным информационным системам по ряду показателей, в том числе совершенствование правовых, организационных, а также технологических аспектов взаимодействия с уже созданной инфраструктурой ведомственных и межведомственных сетей и ресурсов. Безусловному определению подлежат уровни (точки) сопряжения с ОАИС ведомственных и межведомственных систем, которые, в свою очередь, зачастую имеют выстроенную внутреннюю архитектуру и законодательно уре -гулированные основы функционирования7.
6 См. Положение о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов, утв. постановлением СМ РБ от 26 мая 2009 г. № 673; Указ Президента РБ от 8 ноября 2011 г. № 515 «О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь».
7 См.: БраусовА. М. К вопросу о совершенствовании электронной коммуникации в правовой системе Республики Бе-
Дополнительную сложность в решение задач глобальной информатизации деятельности государственных органов, касающуюся в том числе и правового мониторинга, привносит имеющаяся специфика деятельности государственных органов при реализации соответствующих функций.
В связи с этим в рамках проведения правового мониторинга актуальными представляются вопросы, связанные с определением порядка создания и ведения единой государственной системы, предусматривающей интеграцию всех государственных информационных систем, содержащих правовую информацию. При этом необходимо определить: участников такой системы, их состав, полномочия, в том числе обязанности, а также пользователей; статус, состав, структуру информации, подлежащей включению в систему; требования к электронному документу, обеспечивающие возможность его использования в официальной государственной системе правовой информации; порядок доступа к такой официальной информации; механизмы использования результатов мониторинга при планировании и осуществлении нормотворческой деятельности, анализе состояния общественного порядка, прогнозировании основных тенденций, динамики и структуры преступности, а также механизмы внедрения этих результатов в практическую деятельность государственных органов.
Полагаем, что в условиях цифровой реальности вследствие необходимости широкого использования и применения информационных технологий при осуществлении правового мониторинга практически все те приоритеты и направления развития, которые заложены в Стратегии развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 гг., будут содействовать внедрению механизма правового мониторинга в деятельность государственных органов (должностных лиц), а впоследствии и качественному его осуществлению, что, в свою очередь, будет способствовать совершенствованию всей правовой системы.
В частности, речь идет о развитии эффективной и прозрачной системы государственного управления посредством внедрения передовых информационных технологий во все сферы человеческой жизнедеятельности; совершенствовании системы управления и правового регулирования процессов информатизации; дальнейшем совершенствовании национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры; об обеспечении прозрачности и удобства коммуникаций между гражданами, бизнесом и государством путем повсеместного перевода данных коммуникаций в электронную форму; о формировании единого информационного пространства для оказания электронных услуг на основе интеграции информационных си-
ларусь // Информационные технологии и право: Правовая информатизация — 2018: сб. матер. VI Междунар. науч.-практ. конф. (г. Минск, 17 мая 2018 г.). Минск, 2018. С. 104.
стем; создании условий для использования электронных услуг, стимулирующих их востребованность; об обеспечении непрерывности, безотказности, безопасности информационных потоков; о развитии систем межведомственного электронного документооборота государственных органов, в том числе защищенных; дальнейшем развитии государственной системы правовой информации для совершенствования электронной правовой коммуникации между гражданами, бизнесом и государством; реализации концепции открытых данных, в том числе посредством создания национального портала открытых данных как основного инструмента их распространения и стимулирования создания на их основе электронных услуг; внедрении технологий электронной демократии, электронного участия, обеспечивающих эффективный диалог государства с гражданами и бизнесом; развитии облачных технологий, обеспечивающих по требованию пользователя повсеместный и удобный сетевой доступ к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, приложениям и сервисам — как вместе, так и по отдельности), которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами или обращениями к поставщику услуг.
При дальнейшем формировании нормативной основы правового мониторинга необходимо принимать во внимание обозначенные в рамках Стратегии направления развития информатизации, а также учитывать уже действующее законодательство Республики Беларусь, так или иначе затрагивающее отдельные составляющие правового мониторинга. Например, применительно к его информационному обеспечению следует учитывать нормы Закона РБ от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее — Закон об информации), которые в целом регулируют общественные отношения, возникающие при поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, а также пользовании информацией; создании и использовании информационных технологий, информационных систем и информационных сетей, формировании информационных ресурсов; организации и обеспечении защиты информации. В частности, данным актом закреплены принципы правового регулирования информационных отношений; перечислены субъекты информационных отношений; обозначены полномочия различных органов в рамках государственного регулирования и управления в области информации,
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
информатизации и защиты информации; определены правовой режим и виды информации, которая в зависимости от категории доступа делится на общедоступную информацию и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено; установлены особенности распространения и (или) предоставления информации, виды информационных ресурсов и их правовой режим, особенности защиты информации. Отдельное внимание уделено правам и обязанностям субъектов информационных отношений, ответственности за нарушение требований законодательства об информации, информатизации и защите информации.
Помимо Закона об информации, законодательством Республики Беларусь установлены особенности правового регулирования информационных отношений, связанных со сведениями, составляющими государственные секреты, с персональными данными, рекламой, научно-технической, статистической, правовой и иной информацией.
Таким образом, при подготовке нормативных правовых актов, определяющих порядок проведения правового мониторинга в Республике Беларусь, наряду с иными положениями необходимо уделить пристальное внимание и его информационному обеспечению с учетом достижений в сфере ^-технологий и возможностей их применения в процессе осуществления правового мониторинга. При этом важно не только определиться с источниками информации, которые могут быть использованы в процессе правового мониторинга, но и закрепить механизм установления видов информации, процедур ее сбора, анализа, передачи и оценки, а также порядок использования аналитических результатов, учитывая в том числе нормы законодательства в сфере информации, информатизации и защите информации.
В заключение отметим, что информационные технологии не только способствуют развитию информационного общества, значительно расширяют возможности управления государством и существенно повышают ценность информации как стратегического ресурса, но и становятся важной составляющей модернизации государства, основывающейся в том числе на внедрении новых и совершенствовании уже существующих юридических технологий. Задача государства — активно внедрять в юридическую практику современные технологии создания, обработки и анализа правовой информации, благодаря которым становится возможным сделать более качественным законодательство, повысить эффективность нормотворческой и, соответственно, правоприменительной деятельности.
Браусов А. М. К вопросу о совершенствовании электронной коммуникации в правовой системе Республики Беларусь // Информационные технологии и право: Правовая информатизация — 2018: сб. матер. VI Междунар. науч.-практ. конф. (г. Минск, 17 мая 2018 г.). Минск, 2018.
Механизм правового мониторинга: науч.-практ. пособие / отв. ред. А. В. Павлушкин. М., 2012.
♦