ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ, ПРОЖИВАЮЩИМ ЗА РУБЕЖОМ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
LEGAL MECHANISM OF GRANTING CITIZENSHIP OF THE RUSSIAN FEDERATION BY COMPATRIOTS LIVING ABROAD: PROBLEMS OF IMPLEMENTATION
УДК 342.951
И.И. МЕДВЕДЕВА,
магистрант
(Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, Белгород)
Аннотация: в статье подробно рассматриваются причины, по которым в Российской Федерации государством делается особый акцент на проведении эффективной миграционной политики, связанной в первую очередь с возвратом на свою историческую родину соотечественников как людей, которые не прерывали связь со своей исторической родиной, с которой расстались и стали гражданами иностранных государств зачастую не по своей воле. В то же время проведенный в статье анализ показывает, что из выработанных человечеством многочисленных форм привлечения государством на свою территорию мигрантов, в которых данное государство нуждается, в Российской Федерации реализуется практически только одна - Государственная программа содействия добровольному переселению соотечественников, на основании которой каждый субъект Федерации принимает свою региональную программу. Это оправдано с точки зрения учета такой специфической особенности Российской Федерации, как неравномерность распределения населения по территории государства, в связи с чем основной упор был сделан на необходимости принятия субъектами Российской Федерации региональных программ переселения соотечественников. Но такое положение дел привело к тому, что подобные программы реализуются только чуть больше чем в половине субъектов России. Соответственно, в статье делается вывод о недостаточности государственного содействия Российской Федерации в данной области.
Ключевые слова: мигранты, миграционная политика, соотечественники, адаптация, интеграция, государственная программа переселения соотечественников.
Для цитирования: Медведева И.И. Правовой механизм предоставления гражданства Российской Федерации соотечественникам, проживающим за рубежом: проблемы реализации // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2018. № 4. С. 62-65.
Abstract: the article examines in detail the reasons why the state in the Russian Federation places special emphasis on the effective migration policy related, first of all, to the return of compatriots to their historical homeland, as people who did not interrupt the connection with their historical homeland, with which they parted and became citizens of foreign States, often against their will. At the same time, the analysis carried out in the article shows that from the numerous forms developed by mankind, the state attracts migrants to its territory, in which this state needs, in the Russian Federation there is practically only one - the state program of assistance to the voluntary resettlement of compatriots, on the basis of which each subject of the Federation adopts its regional program. This is justified from the point of view of taking into account such a specific feature of the Russian Federation as the uneven distribution of the population in the territory of the state, in connection with which the main emphasis was placed on the need for the adoption of regional programs of resettlement of compatriots by the subjects of the Russian Federation. But this state of Affairs has led to the fact that such a program is implemented only in a little
INNA I. MEDVEDEV^
master's student (Belgorod National Recearch University, Belgorod, Russia)
more than half of the subjects of Russia. Accordingly, the article concludes that the lack of state assistance of the Russian Federation in this area.
Keywords: migrants, migration policy, compatriots, adaptation, integration, state program of resettlement of compatriots.
For citation: Medvedeva I.I. Legal mechanism of granting citizenship of the Russian Federation by compatriots living abroad: problems of implementation // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 4. P. 62-65.
Сегодня перед Российской Федерацией, как и перед многими странами мира, очень остро стоит вопрос о необходимости проведения эффективной миграционной политики, но для России это в первую очередь связано с привлечением наших бывших соотечественников, которые не прерывали связь со своей исторической родиной, с которой расстались и стали гражданами иностранных государств зачастую не по своей воле, в отличие, например, от наводнивших страны Западной Европы мигрантов из стран Африки, которые имеют слабое представление о государственном, религиозном и культурном менталитете стран, в которые они прибыли [6]. Необходимость проведения политики по возврату соотечественников на свою историческую родину связана со многими причинами, в первую очередь со второй после девяностых годов ХХ столетия демографической ямой, с которой, в силу объективных и субъективных причин,столкнулась наша страна, продолжающимся засильем иностранной рабочей силы, которая, в силу ряда специфических особенностей, воспринимается как негативное явление, например, в силу широкого распространения в своей среде криминальной составляющей и т.д. [1].
Помимо желательности для каждой страны схожих с общегосударственным или хотя бы региональным менталитетом взглядов приезжающих мигрантов, облегчающих им адаптацию и интеграцию на новой родине, государству необходимо учитывать уровень образованности и профессионального мастерства прибывающих мигрантов [4].
Для решения данных задач 25 сентября 2015 года на заседании Правительства Российской Федерации был поднят вопрос о необходимости создания соответствующих механизмов привлечения в нашу страну на постоянное место жительства проживающих за рубежом наших соотечественников. Данные механизмы включают как меры правового регулирования, так и материального и морального стимулирования. Отдельный акцент был сделан на необходимости проведения работы по привлечению такой категории соотечественников, проживающих за рубежом, как ученые [5]. Учи-
тывая специфическую особенность Российской Федерации - неравномерность распределения населения по территории государства, основной упор был сделан на необходимости принятия субъектами Российской Федерации региональных программ переселения соотечественников, причем была подчеркнута необходимость создания более благоприятных условий в тех регионах, которые в большей степени нуждаются в привлечении новых человеческих ресурсов [8].
В то же время анализ российского законодательства, посвященного этому вопросу, позволяет выделить ряд белых пятен, препятствующих действенной работе данного государственно-правового механизма [5].
Определение понятия «соотечественники, проживающие за рубежом» дано в ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»1. Основными признаками соотечественника, проживающего за рубежом, в соответствии с этим нормативным правовым актом, являются общность языка, истории, культурного наследия, единство традиций и обычаев с представителями наций и народностей, исторически проживающих в России, а также сделавших «...свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией.».
В то же время отсутствуют объективные критерии определения указанных в законодательном акте признаков духовной или культурной связи прибывшего мигранта с населением России [7; 10; 11], также не определены критерии оценки полезности прибывшего ученого для развития российской науки, хотя именно критерий полезности прибывающих на территорию Российской Федерации зарубежных ученых - наших соотечественников - является одним из основных условий предоставления
1 Федеральный закон Российской Федерации от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 23.07.2013 № 203-Ф3) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 22. Ст. 2670.
разного рода привилегий, в том числе льгот по предоставлению гражданства России.
Необходимо отметить, что действующий в настоящее время блок нормативных правовых актов, посвященных регулированию процедуры получения гражданства России, в том числе Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации»2, устанавливая ряд оснований для получения права на упрощенный порядок получения гражданства России, тем не менее не устанавливает отдельных привилегий для наших соотечественников, являющихся учеными [2; 9; 12].
Кроме крайне редких исключений, предоставление гражданства России по любому из оснований, в том числе в упрощенном порядке, требует наличия у иностранного гражданина или лица без гражданства вида на жительство в России3.
Получить гражданство Российской Федерации в обход получения вида на жительство можно, например, за особые заслуги непосредственно указом Президента Российской Федерации, как получил гражданство России известный французский актер Жерар Депардье. Также без получения вида на жительство можно приобрести гражданство России в дипломатических и консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом. Пункты 15 и 16 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации не требуют вида на жительство от лиц, проживающих за пределами России. Но в то же время получить гражданство России таким образом за рубежом могут только лица, один из родителей которых уже имеет гражданство Российской Федерации (п. «а» ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации»), и апатриды, имевшие гражданство СССР (п. «б» ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации»).
Соотечественников, которые соответствуют этим требованиям, не так много, ученых среди них еще меньше, поэтому данный механизм
2 Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 29.07.2017 № 243-Ф3) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 22. Ст. 2031.
3 Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 03.09.2017
№ 410) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4571.
можно считать применимым только в исключительных случаях.
Наиболее простым способом приобретения гражданства соотечественниками и рассматриваемой категорией ученых является участие в Государственной программе Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом4. В соответствии с ч. 7 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в случае, если иностранные граждане и лица без гражданства являются участниками этой Государственной программы Российской Федерации, им может быть предоставлено гражданство России в ускоренном порядке и без некоторых формальных процедур, обязательных для получения гражданства России в любом другом случае. При этих обстоятельствах время получения мигрантом гражданства Российской Федерации с момента его прибытия на территорию России сокращается до шести-семи месяцев.
К недостаткам данного способа получения гражданства можно отнести то, что не все регионы реализуют соответствующую Государственную программу. На 1 января 2017 года в Программе содействия добровольному переселению в Россию соотечественников участвовало всего 44 из 85 субъектов Российской Федерации [13]. Так, например, Белгородская область пока не является участницей данной Государственной программы, но и здесь намечается сдвиг: проект областной программы разрабатывается, и хочется надеяться, что в конце 2018 г. - начале 2019 г. Белгородская область примет свою региональную программу содействия добровольному переселению соотечественников.
Кроме того, как подчеркивали многие ученые, данная Программа является, по сути, в Российской Федерации единственной из выработанных человечеством многочисленных форм привлечения государством на свою территорию мигрантов, в которых данное государство нуждается [14]. Таким образом, можно сделать вывод о недостаточности государственного содействия в рассматриваемой области.
4 Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (вместе с «Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом») (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 15.03.2018 № 109) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 26. Ст. 2820.
Литература
1. Горяинова М.В. Российские соотечественники как объект миграционной политики Российского государства // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2011. № 4. С. 101-106.
2. Докучаева А.В. Легализация в России соотечественников - «носителей русского языка» // Современные гуманитарные исследования. 2016. № 6 (73). С. 61-68.
3. Евтушенко В.И. Основы правового регулирования миграционных процессов. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. 140 с.
4. Евтушенко В.И., Дуюн С.И. Конституционно-правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации: проблемы определения // Право и политика. 2015. № 1. С. 94-98.
5. Евтушенко В.И., Дуюн С.И. Незаконный мигрант: вопросы гражданства // Современное право. 2013. № 12. С. 49-51.
6. Евтушенко В.И., Дуюн С.И. Об определении общего правового статуса мигранта [Электронный ресурс] // Современное право. 2015. № 5. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Ковалева О.Н. К вопросу об определении понятия «соотечественник» // Юридическая мысль. 2008. № 6 (50). С. 44-47.
8. Лавров С. Мы заинтересованы в том, чтобы укреплять прямые связи между регионами и соотечественниками в зарубежных странах // Международная жизнь. 2007. № 6. С. 38-39.
9. Нашатырева И.С. Проблемы приобретения гражданства бывшими соотечественниками и пути их решения // Конституционные чтения. 2006. № 5. С. 106-114.
10. Омарова З.М. К вопросу об определении понятия «соотечественники за рубежом»: опыт России // Власть. 2008. № 3. С. 34-41.
11. Петухов Д.В. Понятие правового института «соотечественники за рубежом» // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 10. С. 14-17.
12. Васильев С.А., Андриянов Д.В. Приобретение гражданства Российской Федерации соотечественниками, проживающими за рубежом // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 1 (62). С. 58-62.
13. ДжантаевХ.М. Приобретение и утрата российского гражданства в свете норм внутригосударственного и международного права // Аспирант и соискатель. 2016. № 6 (96). С. 65-69.
14. Варламова А.А. Новеллы миграционного законодательства в отношении приобретения российского гражданства соотечественниками / Новеллы права и политики: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции.- Гатчина, 2016. С. 15-19.
References
1. Goryainova M.V. Rossiiskie sootechestvenniki kak ob»ekt migratsionnoi politiki Rossiiskogo gosudarstva // Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika. 2011. № 4. S. 101-106.
2. Dokuchaeva A.V. Legalizatsiya v Rossii sootechestvennikov - «nositelei russkogo yazyka» // Sovremennye gumanitarnye issledovaniya. 2016. № 6 (73). S. 61-68.
3. Evtushenko V.I. Osnovy pravovogo regulirovaniya migratsionnykh protsessov. - Belgorod: ID «Belgorod» NIU «BelGU», 2016. 140 s.
4. Evtushenko V.I., Duyun S.I. Konstitutsionno-pravovoi status inostrannogo grazhdanina i litsa bez grazhdanstva v Rossiiskoi Federatsii: problemy opredeleniya // Pravo i politika. 2015. № 1. S. 94-98.
5. Evtushenko V.I., Duyun S.I. Nezakonnyi migrant: voprosy grazhdanstva // Sovremennoe pravo. 2013. № 12. S. 49-51.
6. Evtushenko V.I., Duyun S.I. Ob opredelenii obshchego pravovogo statusa migranta [Elektronnyi resurs] // Sovremennoe pravo. 2015. № 5. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».
7. Kovaleva O.N. K voprosu ob opredelenii ponyatiya «sootechestvennik» // Yuridicheskaya mysl'. 2008. № 6 (50). S. 44-47.
8. Lavrov S. My zainteresovany v tom, chtoby ukreplyat' pryamye svyazi mezhdu regionami i sootechestvennikami v zarubezhnykh stranakh // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2007. № 6. S. 38-39.
9. Nashatyreva I.S. Problemy priobreteniya grazhdanstva byvshimi sootechestvennikami i puti ikh resheniya // Konstitutsionnye chteniya. 2006. № 5. S. 106-114.
10. OmarovaZ.M. K voprosu ob opredelenii ponyatiya «sootechestvenniki za rubezhom»: opyt Rossii // Vlast'. 2008. № 3. S. 34-41.
11. PetukhovD.V. Ponyatie pravovogo instituta «sootechestvenniki za rubezhom» // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2007. № 10. S. 14-17.
12. Vasil'ev S.A., Andriyanov D.V. Priobretenie grazhdanstva Rossiiskoi Federatsii sootechestvennikami, prozhivayushchimi za rubezhom // Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. 2016. № 1 (62). S. 58-62.
13. Dzhantaev Kh.M. Priobretenie i utrata rossiiskogo grazhdanstva v svete norm vnutrigosudarstvennogo i mezhdunarodnogo prava // Aspirant i soiskatel'. 2016. № 6 (96). S. 65-69.
14. Varlamova A.A. Novelly migratsionnogo zakonodatel'stva v otnoshenii priobreteniya rossiiskogo grazhdanstva sootechestvennikami / Novelly prava i politiki: sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii.- Gatchina, 2016. S. 15-19.
(статья сдана в редакцию 03.09.2018)