приглашаем к дискуссии
УДК 340.114.5
I ПРАВОВОЙ ИНФАНТИЛИЗМ:
I ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
Е. С. Зайцева
В статье рассматривается правовой инфантилизм с учетом видовой классификации правосознания в зависимости от его уровня: научного, обыденного и профессионального. Опровергается сложившееся в юридической литературе мнение, в соответствии с которым правовой инфантилизм является формой деформации правосознания.
Ключевые слова: профессиональное правосознание, обыденное правосознание, деформация, правовой инфантилизм.
Проблема деформации правосознания в последнее время находится в центре внимания многих исследователей ', эта проблема современного общества признается не только на теоретическом, но и на государственном уровне. Для повышения уровня правосознания 4 мая 2011 г. Президентом Российской Федерации были утверждены «Основы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» 2.
Несмотря на общепризнанный факт наличия деформации правосознания в современном обществе, содержание данного понятия недостаточно четко определено в юридической литературе. Неоднозначно решается вопрос и о формах (видах) деформации правосознания. К числу наиболее часто упоминаемых форм деформации правосознания относятся правовой нигилизм, правовой идеализм и правовой инфантилизм 3. Наряду с указанными можно встретить упоминание и о иных формах деформации, таких, как негативно-правовой радикализм, спекулятивноправовой популизм, правовой эгоцентризм, перерожденное правосознание 4 и др.
Правовой инфантилизм можно отнести к числу наиболее упоминаемых и признаваемых большинством исследователей форм деформации правосознания 5. Между тем правовой инфантилизм как проявление определенной дефектности правосознания следует рассматривать с учетом его видовой классификации, в соответствии с которой правосознание в зависимости от уровня может быть обыденным, профессиональным и научным.
Впервые идея негативного, не соответствующего правовым нормам и ценностям сознания была
предложена в юридической науке А. Р. Ратиновым и И. И. Карпецом 6.
По их мнению, разрушение или пробельность правовых ценностей в юридическом сознании индивида выражается либо в правовом инфантилизме — несформированности и пробельности правового сознания, либо в правовом негативизме — активной противоправной тенденции личности 7. В дальнейшем все исследователи, которые обращались к этой проблеме, связывали правовой инфантилизм с понятием несформированности или недостаточной сфор-мированности правосознания.
Таким образом, правовой инфантилизм можно определить как отсутствие или недостаточную сфор-мированность у субъектов права правовых знаний, установок и представлений. Учитывая, что правовой инфантилизм предполагает отсутствие или недостаточную сформированность правовых знаний, вряд ли это понятие можно использовать применительно к характеристике научного правосознания, поскольку научное правосознание формируется на базе глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности.
Правовой инфантилизм, как уже было отмечено, принято рассматривать в качестве формы (вида) деформации правосознания. На наш взгляд, это утверждение не совсем соответствует действительности. Для того чтобы опровергнуть сложившееся мнение, необходимо обратиться к понятию «деформация правосознания» и рассмотреть его особенности применительно к обыденному и профессиональному правосознанию.
Несмотря на отсутствие четко определенной дефиниции, представляется возможным использовать следующее определение: деформация правосознания — это негативное социальное явление, для которого свойственны такие изменения его состояния, которые искаженно отражают реальную общественную и личную правовую действительность и выражают негативное отношение к действующей системе права, законности и правопорядку в целом 8.
Понятие «деформация» тесно связано с понятием «норма». Следует отметить, что «понятие „нормы“ правосознания в юридической литературе не получило достаточно глубокого исследования, наоборот,
98
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
Зайцева Е. С. Правовой инфантилизм: проблемные вопросы
встречаются довольно осторожные высказывания о невозможности ее установления» 9.
Обыденное правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Что является нормой при оценке обыденного правосознания, на наш взгляд, определить достаточно сложно, если вообще возможно. Правовой инфантилизм предполагает отсутствие или недостаточную сформированность у субъектов права правовых знаний. В то же время трудно сказать, какой объем знаний должен иметь гражданин, не связанный в своей жизнедеятельности с юридической профессией. И. А. Ильин, характеризуя «нормальное правосознание», отмечал, что «оно отнюдь не сводится к верному знанию положительного права» 10. Отсутствие систематизированных правовых знаний — естественное состояние обычного человека. В связи с этим правовой инфантилизм можно рассматривать как явление, характеризующее обыденное правосознание, но говорить о том, что это форма его деформации, не следует, так как нет четких критериев необходимых правовых знаний, достаточных и нормальных для обычного гражданина.
Профессиональное правосознание — это одна из форм правосознания, выступающая системой правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентаций и других структурных элементов правового сознания людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая требует специальной образовательной и практической подготовки.
Обращаясь к понятию «деформация профессионального правосознания», следует отметить, что оно, как правило, употребляется без какой-либо конкретизации и уточнения наряду с общим понятием «деформация», хотя и имеет определенную специфику. Данная специфика обусловлена тем, что при анализе профессионального правосознания понятия «норма» и «деформация» правосознания могут рассматриваться в качестве парных категорий юридической науки 11. Более того, в большинстве современных исследований профессиональное правосознание принято рассматривать сквозь призму его деформации. Это обусловлено тем, что профессиональное правовое сознание рассматривается как некий идеал (или норма), а любое отклонение от идеала воспринимается как деформация. Следует отметить, что данный термин используется в юридической науке достаточно широко, но не всегда удачно. Особенно, когда речь идет не о самом определении, а о характеристике различных форм деформации, анализе существующих причин их возникновения.
Н. Н. Вопленко предлагает рассматривать профессиональную деформацию юриста как своеобразный негативно-правовой стиль его мышления, отношения и поведения в практической деятельности 12.
Под деформацией профессионального правосознания также понимается изменение характеристик личности и ее профессиональных возможностей
в асоциальном направлении, что обусловлено как процессом формирования личности, так и особенностями содержания, организации и условий профессиональной деятельности 13.
При этом обращается внимание, что деформация профессионального правосознания юристов представляет собой вероятное, но не обязательное следствие формирования и развития личности юриста. Общие ориентиры развития определяются социальной средой. В профессиональной сфере они конкретизируются через должностную, квалификационную характеристику, регламентацию деятельности 14.
На наш взгляд, профессиональная деформация связана прежде всего с профессиональной деятельностью. Необходимо разделять такие понятия, как «несформированное профессиональное правосознание» и «деформированное профессиональное правосознание».
При характеристике профессионального правосознания презюмируется, что субъект, профессионально занимающийся юридической деятельностью, имеет изначальный запас правовых знаний, развитость правовых чувств, сформированность правовых установок, наличие устойчивых стереотипов социально активного правомерного поведения, соответствующего социальным ожиданиям, возлагаемым на него, и нормативным требованиям.
Считается, что лицо, имеющее юридическое образование и занимающееся профессиональной деятельностью, является носителем профессионального правосознания. И с этим можно было бы согласиться, если бы не следующее обстоятельство. Сам факт наличия юридического образования является не гарантией сформированного профессионального правосознания, а первичным источником его формирования, в процессе которого человек приобретает системную совокупность знаний о правовой действительности и навыков для осуществления практической юридической деятельности 15. Они развиваются и углубляются в результате профессиональной деятельности и приобретения практического опыта. К сожалению, приступая к осуществлению профессиональной деятельности, далеко не каждый субъект, имеющий юридическое образование, обладает необходимым запасом правовых знаний, сформированностью правовых установок, наличием устойчивых стереотипов социально активного правомерного поведения. Именно поэтому правовой инфантилизм для субъекта профессионального правосознания, имеющего юридическое образование и занимающегося профессиональной деятельностью, но на начальном этапе данной деятельности не обладающего всеми необходимыми характеристиками, следует рассматривать не как форму деформации правосознания, а как несформированное профессиональное правосознание. В процессе профессиональной деятельности оно может как сформироваться и приблизиться к желаемому идеалу, так и, наоборот, деформироваться и этого идеала не достичь. Таким образом, профессиональ-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
99
Зайцева Е. С. Правовой инфантилизм: проблемные вопросы
ное правосознание может быть сформированным и несформированным, деформированным и недеформированным.
Несформированность профессионального правосознания обусловлена, прежде всего, отсутствием необходимых знаний для осуществления профессиональной деятельности, часто сопровождаемым наличием излишней уверенности в достаточности таких знаний или самоуверенности в своей хорошей юридической подготовке. Таким образом, несформиро-ванность правосознания обусловлена неразвитостью рационального компонента его структуры — правовой идеологией. В то время как деформация правосознания в большей степени связана с изменениями эмоциональной составляющей правосознания — правовой психологией.
Не случайно большинство определений профессиональной деформации акцентирует внимание на психологических аспектах. Например, К. Р. Такасаева отмечает, что профессиональная деформация включает негативные изменения в структуре личности, связанные с заострением личностных черт и искажением системы защитных механизмов 16. Б. Д. Новиков также характеризует профессиональную деформацию как изменение психологической структуры личности вследствие длительного отрицательного воздействия специфических факторов окружающей среды, профессиональной деятельности, обусловливающее возникновение искаженных потребностей, интересов, целей, мотиваций, отрицательно влияющих на выбор поступков, выполнение профессиональных обязанностей и коммуникаций в социальной сфере 17.
Несмотря на то, что преобладающим в профессиональном правосознании являются рациональные компоненты, в основе которых лежат специализированные знания о правовых нормах и принципах, рациональные компоненты профессионального правосознания предопределяют особый характер его эмоциональной стороны 18. Несформированность профессионального правосознания может выступать в качестве почвы для его дальнейшей деформации.
Таким образом, правовой инфантилизм как проявление дефектности правосознания необходимо рассматривать с учетом его видовой классификации, в соответствии с которой правосознание в зависимости от уровня может быть обыденным, профессиональным и научным. При характеристике научного правосознания вряд ли возможно использовать понятие «правовой инфантилизм». Правовой инфантилизм можно рассматривать как явление, характеризующее обыденное правосознание, но говорить о том, что это форма
его деформации, вряд ли возможно, так как нет четких критериев необходимых правовых знаний, достаточных и нормальных для обычного гражданина. Для субъекта профессионального правосознания, имеющего юридическое образование и занимающегося профессиональной деятельностью, правовой инфантилизм следует понимать не как форму деформации правосознания, а как проявление несформированно-сти профессионального правосознания. 1 11
1 Ковалев С. А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. 2009. № 13. С. 35-38 ; Кузнецов Р А., Шабуров А. С., Плетников В. С. Деформация профессионального правосознания юристов. Екатеринбург, 2008. 102 с. ; Хван Д. А. Деформация профессионального правосознания юристов // Административное и муниципальное право. 2008. № 2. С. 93-99 ; Чуйков Д. Понятие деформации профессионального правосознания // Рос. судья. 2008. № 8. С. 44-47 ; и др.
2 Рос. газета. 2011. 14 июля.
3 Вопленко Н. Н. Правосознание и правовая культура. Волгоград, 2000. С. 22-38 ; Кабаненко М. С. Деформация конституционного правосознания // Вестник Омского университета. Сер. Право. 2013. № 3(34). С. 14-19 ; Павленко Е. М. Особенности конституционного правосознания современного российского общества // Вестник Московского государственного педагогического университета. Сер. Юридические науки. 2009. № 9. С. 15-27 ; и др.
4 Вопленко Н. Н. Указ. соч. С. 27.
5 Там же. С. 29 ; Кабаненко М. С. Указ. соч. С. 15 ; Ковалев С. А. Указ. соч. С. 2 ; Павленко Е. М. Указ. соч. С. 25 ; Чуйков Д. Указ. соч. С. 4 ; и др.
6 Карпец И. И., Ратинов А. Р. Правосознание и причины преступности // Сов. гос-во и право. 1968. № 12. С. 34.
7 Там же.
8 Ковалев С. А. Указ. соч.
9 Вопленко Н. Н. Указ. соч. С. 23.
10 Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 23.
11 Вопленко Н. Н. Указ. соч. С. 26.
12 Там же. С. 27.
13 Кузнецов Р. А. Деформация профессионального правосознания юристов : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 3.
14 Там же. С. 24.
15 Горбатова М. К., Домнина А. В. Профессиональное правосознание как элемент правовой культуры общества // Рос. юстиция. 2010. № 5. С. 11.
16 Такасаева К. Р К вопросу о профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. М., 2000. С. 22.
17 Новиков Б. Д. Психологические особенности возникновения профессиональной деформации сотрудников исправительно-трудовых учреждений : автореф. дис. . канд. психол. наук. Тверь, 1993. С. 20.
18 Кузнецов Р А. Указ. соч. C. 20.
100
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)