защите детей от 19 октября 1996 г. требует от нашего государства принятия мер, направленных на защиту личности или имущества ребенка (п. «а» ст. 1 Конвенции). Поскольку осуществление ребенком своих прав по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом в силу его недееспособности возлагается на его родителей (законных представителей), закон наделяет их правомочиями по управлению его имуществом (абз. 3 п. ст. 60 СК РФ), распространяя на родителей действие правил гражданского законодательства (ст. 37 ГК РФ). Однако указанные правомочия сводятся в основном к распоряжению родителями этим имуществом, что не в полной мере соответствует международным стандартам, которые рассматривают управление имуществом ребенка как отдельное родительское правомочие, как часть родительской ответственности, относящееся к семейным делам. Поэтому данное право следует закрепить в СК РФ в качестве отдельного имущественного права родителей, относящегося к категории иных ограниченных вещных прав (права узуфрукта).
2. Согласно ФЗ «Об опеке и попечительстве» одной из задач, стоящих перед опекуном (попечителем), а, следовательно, и родителем, является извлечение доходов из имущества, принадлежащего подопечному, исполнение которой осуществляется
за счет его имущества. Однако закон не указывает, на какие цели (например, содержание, воспитание, образование) должен обращаться доход, полученный от использования имущества, находящегося в собственности ребенка, и должен ли он идти на удовлетворение потребностей только самого ребенка или может быть использован для всей семьи в целом, с учетом интересов ребенка. Отсутствие законодательного регулирования данного вопроса может привести к злоупотреблениям со стороны родителей и попечителей.
3. В российском законодательстве не установлен также порядок и пределы осуществления правомочий родителей в управлении имуществом ребенка в случае спора между родителями, при расторжении брака родителей, при проживании ребенка только с одним из родителей, что также может повлечь за собой нарушение имущественных прав ребенка.
Таким образом, наличие вышеуказанных и ряда подобных проблем, связанных с управлением имуществом ребенка его родителями, вызвано отсутствием в СК РФ специального семейно-правового режима регулирования управления имуществом ребенка его родителями, что влечет за собой нарушение имущественных прав ребенка.
Правовое значение предварительного разрешения органов опеки и попечительства на сделки с имуществом несовершеннолетних
Legal value of preliminary permission of agencies of guardianship on transactions with property of minors
Тарасова Анна Евгеньевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Южно-Российского института управления - филиала РАНХиГС пр Президенте РФ
Органы опеки и попечительства играют важную роль в механизме реализации и защиты имущественных прав и интересов несовершеннолетних (ст. 37 ГК РФ, ст. 60 СК РФ и в ст. ст. 16, 19-23 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве»). Общим правилом выступает необходимость получения предварительного разрешения ООиП на сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих
Tarasova Anna Evgenyevna,
candidate of jurisprudence, associate professor of the civil and enterprise law of The South-Russian Institute of Management -branch of the Presidential Academy of the National Economy and Public Administration
отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного. Закрепление отдельных видов сделок (ст. 292, ст. 1157 ГК РФ, ЖК РФ (ст. 72), Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» (ст. 2)), для совершения которых предусмотрено требование о получении разрешения ООиП не отменяет общего правила ст. 37 ГК РФ и п. 1 ст. 19, п. 1 ст. 21 ФЗ «Об опеке и попечительстве» о необ-
ходимости получения разрешения ООиП на любые виды сделок (иных действий), влекущих уменьшение имущества несовершеннолетнего, которые не перечислены специально в законе, если только иное прямо не будет предусмотрено законом.
Нормы ст. 19 и 20 ФЗ «Об опеке и попечительстве» дополнительно к положениям ст. 37 ГК РФ устанавливают:
- виды сделок, на совершение которых разрешение ООиП предоставлено быть не может (запреты на совершение сделок);
- условия, которые необходимо выполнить для совершения сделки, и при выполнении которых разрешение ООиП может быть выдано,
- условия, на которых должна совершаться сделка (условия самой сделки), и при которых допускается разрешение ООиП.
Таким образом, законом введено понятие не только «разрешения ООиП на сделку», но и понятие «обязательных для исполнения указаний».
В законодательстве РФ отсутствует единое правило о сроке, в течение которого должно быть предоставлено предварительное разрешение (отказ в выдаче такого разрешения) органом опеки и попечительству (п. 3 ст. 21 ФЗ «Об опеке и попечительству; п. 4 ст. 72 ЖК РФ; п. 5 ст. 74, п. 2 и п. 3 ст. 77 ФЗ от 16.07.1998 г. № 102-ЗФ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).
Важным является вопрос о правовых последствиях совершения сделки без получения предварительного разрешения ООиП либо без соблюдения предусмотренных разрешением ООиП обязательных условий и указаний.
Для квалификации сделки в отношении имущества несовершеннолетних, следует учитывать изменения ГК РФ в редакции ФЗ от 7.05.2013 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», вступивших в силу с 1.09.2013 г.
В соответствие со ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона, является недействительной. При этом следует применять п. 2 ст. 168 ГК РФ и ст. 174.1 ГК РФ для квалификации сделки, совершенной в отношении имущества несовершеннолетнего без предварительного разрешения (согласия) ООиП. Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует,
что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. ООиП являются органами государственной власти субъектов РФ (при передаче государственного полномочия на местный уровень - органами местного самоуправления), выполняющими публичную функцию контроля за соблюдением имущественных интересов и прав граждан, не обладающих в силу возраста полной дееспособностью, и нуждающихся в дополнительной заботе и защите со стороны государства. Соответственно, нарушение предусмотренного законодательством механизма контроля со стороны ООиП за сделками в отношении имущества несовершеннолетних, посягает на публичные интересы и нарушает права детей. Подходящим для квалификации таких сделок является и специальный состав недействительной сделки предусмотренный ст. 174.1 ГК РФ, согласно которому сделка, совершенная с нарушением запрета или ограничения распоряжения имуществом, вытекающих из закона ничтожна в той части, в какой она предусматривает распоряжение таким имуществом.
Применение к сделкам, совершенным в отношении имущества несовершеннолетних без предварительного разрешения органов опеки и попечительства, нового состава недействительной сделки, предусмотренного ст. 173.1. ГК РФ, на наш взгляд, невозможно и вступает в противоречие со ст. ст. 37 и 174.1. ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166), т.е. срок для защиты, составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки. Это также новое правило ГК РФ, действующее с 1.09.2013 г. в редакции ФЗ от 7.05.2013 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».
С 1 июля 2014 г. действует новое правило о расходовании денежных средств несовершеннолетнего
в виде сумм алиментов, пособий, иных выплачиваемых на содержание подопечного средств, которые подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 ГК РФ, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. С таким порядком не в полной мере согласуются положения ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (вступает в силу с 1 января 2015 г.), которым предусмотрены особые правила в отношении страховой пенсии, получателем которой является ребенок. Аналогично п. 2 ст. 84 СК РФ установлены
специальные правила о том, что алименты, взыскиваемые с родителей на детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, медицинских организациях, учреждениях социальной защиты населения и в аналогичных организациях, зачисляются на счета этих организаций, где учитываются отдельно по каждому ребенку. Законодательством не предусматривается как обязательное условие - открытие номинального счета на имя владельца счета, в качестве которого могла бы выступить специализированная организация для детей-сирот для зачисления на этот счет доходов ребенка-сироты в виде алиментов.
Нарушения имущественных прав несовершеннолетних в РФ
Violations of property rights of minors in the russian federation
Овчинников Александр Алексеевич, Ovchinnikov Alexander Alekseevich,
частнопрактикующий юрист privately practicing lawyer
Продолжается рост нарушений имущественных прав несовершеннолетних, особенно в сферах алиментных выплат и реализации права на жильё. Вместе с тем, возможно снижение количества нарушений путём использования всех возможных ресурсов. Эти ресурсы - органы опеки и попечительства. Требуется введение дополнительных функций названным органам, в том числе - обязательное активное участие в определении места жительства детей после развода родителей, причём и в случаях, когда отсутствует спор. Участие должно обеспечивать исследование как материальных, так и иных аспектов. Данные меры могут явиться превентивными относительно возможных последующих нарушений.
Необходимо устранение проблемы с неэффективной мерой уголовного преследования за злостное уклонение от уплаты алиментов. Не является уголовно наказуемым злостное уклонение от али-
ментов по соглашению об уплате алиментов. Для исключения максимально расширительного толкования злостности в статье 157 УК РФ требуется более чёткая формулировка признаков злостности.
Угрозу представляет приобретение недвижимости с участием материнского (семейного) капитала и кредитных средств и оформление её только на родителей, с составлением обязательства после погашения кредита оформить на детей доли в праве собственности. Это актуально для случаев направления средств на приобретение жилья до достижения вторым и последующим ребёнком возраста 3 лет. На указанной схеме настаивают кредитные организации для упрощения оформления залога. Модель с обязательным участием кредитной организации недостаточно учитывает интересы получателей средств материнского (семейного) капитала.
Участие органов опеки и попечительства в защите имущественных прав несовершеннолетних
Participation of agencies of guardianship in protection of property rights of minors
Ростовская Ирина Валерьевна,
кандидат юридических наук
Особую роль в механизме осуществления и защиты имущественных прав несовершеннолетних выполняют органы опеки и попечительства. Они призваны осуществлять контроль за имуществом всех несовершеннолетних, как имеющих попечение своих родителей, так и оставшихся без родительско-
Rostovskay Irina Valeryevna,
candidate of jurisprudence
го попечения. Как верно подметила А. Е. Тарасова, ООиП непосредственно включены в единый механизм осуществления и защиты прав и интересов не-