4. ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.05); ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО; ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.06)
4.1. ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сосновский В.В., к.ю.н., докторант. Место учебы: Институт государства и права РАН
Аннотация: В статье анализируются правовые основания назначения наказания в виде административного приостановления деятельности, его сроки и условия назначения судьей данного вида наказания. Рассматриваются отличия административного приостановления деятельности как вида наказания от иного приостановления деятельности по использованию природных ресурсов (объектов) и оказанию воздействий на окружающую среду. Указываются источники права, устанавливающие основания приостановления рыболовства и др. Выявляется потенциал этой меры в сфере пресечения и предупреждения нарушений экологического законодательства.
Ключевые слова: окружающая среда, правонарушения, наказание, санкция, экология, природные ресурсы, профилактика, рыболовство, водные биологические ресурсы, правопорядок.
LEGAL EFFECT AND LEGAL CONSEQUENCES OF SUSPENSION OF THE ILLEGAL ENVIRONMENTALLY SIGNIFICANT A CTIVITY
Sosnovskiy V.V., PhD at law, competitor for doctor’s degree. Place of study: Institute of state and law by Russia Academy of sciences.
Annotation: In the article legal basis of imposition of sanction in the form of administrative suspension of the activity are analyzed along with the terms and conditions of imposition such sanction by the court. The differences between administrative suspension of the activity and the other suspension of the activity of nature resources use and causing the impact on the environment are considered. Legal sources determining the suspension of fishing are listed. The potential of this sanction in suppression and prevention of environmental law infringements is identified.
Keywords: environment, crime, punishment, sanction, ecology, natural resources, prevention, fisheries and water resources, law and order.
Постановка проблемы. Широко известно, что традиционно применяемые санкции за совершение экологических правонарушений (и преступлений) оцениваются специалистами как недостаточно эффективные, обладающие незначительным профилактическим потенциалом и не оказывающие должного воздействия на поведение лиц, которые совершают деяния, посягающие на экологический правопорядок, окружающую среду, ее компоненты и отдельные объекты, а также
другие охраняемые экологическим законодательством правовые блага.
В числе этих санкций наиболее распространенными являются штрафы (административные и уголовные), назначаемые в соответствии с предписаниями КоАП РФ и УК РФ, ограничение и лишение свободы (по УК РФ) и некоторые другие.
На наш взгляд, практика реализации наказаний свидетельствует о том, что «пристрастность» судебных и административных органов к использованию традиционных мер наказания существенно снижает предупредительную роль запретов, которые содержатся в главах 7,8,10 КоАП РФ и в главе 26 УК РФ. В связи с этим следует обратить особое внимание на потенциальную эффективность применения санкции в виде административного приостановления деятельности, предусмотренной статьей 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Общей части. Для охраны окружающей среды, возможно, ее масштабное использование будет способствовать существенному снижению количества экологических правонарушений.
Правовые основания назначения наказания в виде административного приостановления деятельности. Данный вид наказания применяется, во-первых, в случае совершения административного правонарушения в оговоренных законом сферах применительно к осуществлению отдельных видов деятельности, в том числе промышленного и прибрежного рыболовства в научно-исследовательских целях, в области общественного порядка и общественной безопасности, градостроительной деятельности, а также при создании угрозы жизни и здоровью людей, возникновения эпидемий, эпизоотий (например, при введении в оборот зараженной рыбопродукции), заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды (например, сохранению водных биологических ресурсов, среды их обитания, мест нереста, нагула), и т. п., а во-вторых, к определенным субъектам (например, в случаях, установленных в соответствии с федеральными законами - в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций), а также юридических лиц и физических лиц в том случае, если они обладают статусом индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
Таким образом, основанием для административной ответственности является наличие всех признаков состава административного правонарушения, то есть деяния (действия или бездействия), объекта (предмета) правонарушения, вины вменяемого дееспособного субъекта (физического или юридического лица).
Сроки административного приостановления деятельности. Согласно части 2 статьи 3.12 КоАП РФ данный вид наказания может быть назначен на срок до девяноста суток. Однако судья на основании ходатайства лица, чья деятельность была приостановлена, досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приос-
тановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для его назначения.
Условия назначения судьей наказания в виде административного приостановления деятельности. Российское законодательство предусматривает несколько таких условий.
Первое условие заключается в обязательном указании данной санкции в статье Особенной части КоАП РФ. В связи с этим следует учесть, что даже после введения наказания в виде административного приостановления деятельности в текст ряда статей главы 8 КоАП РФ во многих из них, где такая санкция необходима не только для усиления эффективности административно-правовых запретов, но и для повышения профилактического их эффекта, она не содержится. Хотя по логике оценки содержания проступков и их последствий (в том числе тех, которые не обозначены законодателем в материальных составах или составах поставления в опасность) в них следовало бы предусмотреть санкцию в виде административного приостановления деятельности. По всей видимости, здесь сыграли роль не только консерватизм мышления законодателя, но и недооценка им опасности подвергаемых административному преследованию экологозначимых деяний.
К настоящему времени санкция в виде административного приостановления указана лишь в следующих статьях:
- 8.2 «Нарушение экологических и санитарноэпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами»;
- 8.3 «Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами»;
- 8.6 «Порча земли» - по части 2 за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
- 8.12 «Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования» - по части 2 за нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах;
- 8.13 «Нарушение правил охраны водных объектов»
- по части 2 за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для использования. За правонарушения, предусмотренные частями 3-5, по сути, даже последствиям, выраженным в угрозе загрязнения или загрязнении водных объектов, то есть заведомо являющиеся более опасными, данная санкция не установлена;
- 8.14 «Нарушение правил водопользования» - по части 1 за нарушение таких правил при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты;
- 8.21 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха» - по части 1 за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения и по части 3 - за нарушение правил эксплуатации, использования сооружений, оборудования или аппаратуры для очист-
ки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры;
- 8.31 «Нарушение правил санитарной безопасности в лесах» - по части 2 за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими опасными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, а по части 3 - за те же действия (бездействия), совершенные в защитных лесах или на особо защитных участках лесов;
- 8.38 «Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов»;
- 8.4. «Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы» - по части 3 за осуществление работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей среды с грубым нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), а по части 4 - за осуществление работ в области активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы с грубым нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
Следует отметить, что санкция в виде административного приостановления деятельности могла бы быть альтернативой административному штрафу и конфискации орудий и средств совершения правонарушения или незаконно добытого и по таким статьям КоАП РФ как статьи 8.17 «Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации стандартов (норм, правил) или условий лицензии», 8.18 «Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации», 8.35 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений», 8.3б «Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов», 8.37 «Нарушение правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства» и др. Выше уже отмечалось противоречие при установлении санкций без учета опасности последствий деяния. Здесь укажем только, что нелогичной выглядит позиция законодателя, наказывающего одни виды загрязнения (например, лесов) административным приостановлением и не предусматривающего данной санкции в отношении загрязнения иных природных объектов или даже уничтожения природных объектов.
Второе условие оговорено в части 1 ст. 3.12 КоАП РФ и заключается в том, что административное приостановление деятельности признается основным и достаточно строгим видом наказания, а потому судьи назначают его только в том случае, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, например, предупреждения или даже административного штрафа.
Здесь возникает ряд теоретических и практических проблем, связанных с определением тяжести того или иного вида наказания вообще и применительно к наказуемому субъекту в частности.
По логике вещей уровень тяжести видов административных наказаний устанавливается статьей 3.2 Ко-АП РФ, где первым указано предупреждение, затем административный штраф, возмездное изъятие, лишение специального права, административный арест, административное выдворение, административная дисквалификация и, наконец, на девятом месте - административное приостановление деятельности. Следовательно, исходя из места административного приостановления деятельности в шкале видов наказания, оно должно признаваться наиболее тяжким его видом. Но приходится принимать во внимание, что административное приостановление деятельности было введено после вступления в действие КоАП РФ и, возможно, по техническим причинам было помещено в конец списка видов административных наказаний.
По значению этой меры также достаточно сложно судить, насколько более тяжкой она может быть для, например, индивидуального предпринимателя без образования юридического лица или для юридического лица по сравнению со штрафом и конфискацией средств и орудий совершения правонарушения (судна и других).
Таким образом, решение этого вопроса отдается на усмотрение судей (еще раз напомним - в том случае, если санкция в виде административного приостановления деятельности предусмотрена в статье Особенной части КоАП РФ).
Отличие административного приостановления деятельности как вида наказания от иного приостановления деятельности по использованию природных ресурсов (объектов) и оказанию негативного воздействия на окружающую среду и ее компоненты (объекты). Здесь в первую очередь необходимо учитывать:
1) Судебный и административный процессуальные «порядки». В первом случае, то есть применительно к рассмотрению дел судом, защита прав участников административного производства, порядок обжалования, предоставления и оценки доказательств четко регламентируется разделом IV КоАП РФ - вплоть до участия защитников и представителей. Во втором случае, то есть применительно к административному производству как таковому - в узком смысле, такого рода процессуальные требования сформулированы более общим и не столь конкретным образом. Права заинтересованных лиц ограничены, а их гарантии опираются на конституционные и иные положения в большей мере, чем на процессуальные предписания (что отнюдь не умаляет значения норм Конституции РФ, а лишь подчеркивает недостаточность их конкретизации в сфере принятия управленческих решений);
2) Основные цели данной меры воздействия. Когда речь идет об административном приостановлении деятельности по решению суда, главное - наказание виновного лица, претерпевание им негативных последствий совершенного деяния и последствий возложения судом ответственности, то есть реализация кары (или, если угодно - карательной функции административного правосудия). Если же речь идет об ином приостановлении деятельности, когда решение принимается органами экологического управления (их должностными лицами), то здесь во главу угла ставится превентивная функция, пресечение незаконной, противоправной деятельности;
3) Ограниченность сроков наказания. В случае применения административного приостановления деятельности по решению суда этот срок указывается в решении, но не может превышать 90 дней. В отношении иного приостановления деятельности по решению органов экологического управления (и их должностных лиц) имеет место неопределенность сроков, например, в случае приостановления действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, подкрепляемого возможностью вообще аннулировать такое разрешение1. Иными словами, приостановлено действия разрешения может быть на более короткий и на более длительный срок, чем 90 дней, а в принципе -и бессрочно.
4) Статус субъектов, выносящих решение о приостановлении деятельности. В первом случае - независимый суд, во втором - аппарат (должностные лица) федерального органа исполнительной власти, к примеру, в области рыболовства2, а отсюда следуют и
5) юридическое значение и последствия выносимых решений. В принципе и судебные решения о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности, и решения федеральных органов (их должностных лиц) о приостановлении деятельности являются обязательными и могут быть обжалованы. Но все же элемент кары, подкрепляемый всем авторитетом судебной власти, является более значимым и в глазах правонарушителя, и общественного мнения.
В то же время нужно считаться с таким обстоятельством: при всех различиях порядка и правового содержания следует иметь в виду, что приостановление действия разрешения (лицензии) фактически означает в большинстве случаев приостановление деятельности как таковой, если решение об этом органа исполнительной власти (должностного лица) не будет пересмотрено или отменено.
Другими словами, административное приостановление деятельности вступает в силу только на основании судебного акта и до этого момента субъекты не обязаны приостанавливать свою деятельность. Правовое регулирование приостановления действия разрешения предусматривает, что уполномоченный орган может приостановить (временно остановить, прекратить) деятельность по использованию конкретного природного ресурса во внесудебном порядке в тех случаях, когда это установлено федеральными законами. Конечно, заинтересованные субъекты могут обжаловать решение уполномоченного органа в судебном порядке, но тогда вынесение судебного решения в пользу заявителя будет означать возможность продолжить уже прекращенную деятельность. Например, в соответствии с пунктом 5.5.8 Положения о Федеральном агент-
1 Постановление Правительства РФ «Об оформлении, выдаче, регистрации, приостановлении действия и аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений» (вместе с «Правилами оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений») от 22 октября 2008 г. № 775 (ред. от 30 декабря 2009 г.) // СЗ РФ. 2008. № 43. Ст. 4953.
2 В соответствии с пунктом 33 Правил оформления, выдачи, регистрации приостановления действии и аннулирования разрешений, приостановление действия разрешения производится путем внесения должностным лицом Росрыболовства (его территориальных органов) в подлинник разрешения соответствующей отметки (с указанием начала срока действия такого решения, даты и времени суток и причины приостановления действия разрешения) или путем телеграфного отправления с указанием причины приостановления действия разрешения.
стве по рыболовству3 Агентство осуществляет оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и внесение изменений в такие разрешения, а также приостановление действия разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов или аннулирование таких разрешений до истечения установленного срока их
4
действия .
Одним из последствий аннулирования или приостановления разрешения является прекращение обязательства субъекта рыболовства по уплате соответствующих сборов в соответствии с главой 25.1 Налогового кодекса РФ по неиспользованным ресурсам5.
Анализ регулирования меры в виде приостановления деятельности на конкретном примере. В данном случае целесообразно обратиться к предписаниям статьи 26.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"6. В указанной статье говорится о том, что приостановление рыболовства может быть осуществлено в случаях, предусмотренных федеральными законами. Ясно, что имеется в виду как названный Закон, так и КоАП РФ и приравненные к нему законы субъектов Федерации об ответственности за административные правонарушения или принятые в них кодексы об административных правонарушениях (например, в городе Москве). Отметим, что отсылочная норма по части 1 легитимирует применение специфического средства пресечения нарушений правил об охране и использовании водных биологических ресурсов - приостановления рыболовства. Использование данного средства ограничено федеральным регулированием (по субъектам принятия акта и по его форме) только федеральными законами. Во второй части статьи устанавливается два порядка (процессуальных) реализации решения о приостановлении рыболовства. Первый порядок - судебный
- распространяется на случаи административного производства по делам, рассматриваемым судом. Второй порядок - административный - касается всех остальных случаев приостановления рыболовства и определяется полномочиями федерального органа исполнительной власти в области рыболовства.
Цели статьи очевидны. Они состоят в обеспечении законных мер по пресечению и профилактике нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Сфера действия предписаний статьи потенциально затрагивает поведение и отношения, возникающие при осуществлении всех видов рыболовства, поскольку в части 1 ст. 26
3 Постановление Правительства РФ «О Федеральном агентстве по рыболовству» от 11 июня 2008 № 444 (ред. от 27 января 2009 г.) // СЗ РФ. 2008. № 25. Ст. 2979.
4 О полномочия должностных лиц ФСБ РФ в указанной сфере во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне, континентальном шельфе РФ, в Азовском и Каспийском морях, в районе архипелага Шпицберген см.: Приказ ФСБ РФ «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и осуществлению государственного контроля в этой сфере и признании утратившим силу Приказа ФСБ России от 26 сентября 2005 г. N 568» от 11 января 2009 г. № 1 // БНА. 2009. № 12; Приказ ФСБ РФ «Об утверждении положения о порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов» от 26 сентября 2005 г. № 569 // БНА. 2005. № 43.
5 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.03.2007 по делу N А42-13251/2005 // сПс КонсультантПлюс.
6 СЗ РФ. 2004. № 52 (часть I). Ст. 5270.
сказано о случаях, предусмотренных федеральными законами, то есть без указания ограничений, а в части 2 - о случаях, предусмотренных КоАП РФ . Немаловажно, что адресатами статьи помимо федерального законодателя, обладающего правом вводить меру -административное приостановление деятельности (в частности, рыболовства), если он посчитает это необходимым - в текст статей Особенной части КоАП РФ, и указанных в части 2 судей, а именно мировых судей, судей районных, гарнизонных военных судов, а также субъектов, так или иначе участвующих в выявлении, пресечении, расследовании противоправных деяний, проверке требований соблюдения законодательства и профилактике правонарушений, то есть федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, являются также органы (и их должностные лица), осуществляющие контроль и надзор в сфере охраны окружающей среды и борьбы с экологическими правонарушениями, работники прокуратуры. К адресатам статьи также следует отнести субъектов, которые осуществляют рыболовство.
Понятие приостановления деятельности. В русском языке оно используется, как производное от глагола «приостановить», то есть «временно остановить, прекратить, задержать»8. Соответственно административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг(ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ). Административное приостановление деятельности является мерой административного наказания, отнесенной к основным видам (ч. 1 ст. 3.3. КоАП РФ). Однако, как уже отмечалось, под приостановлением понимается не только собственно предусмотренная КоАП РФ санкция, но и приостановление, осуществляемое федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (а также во многих других сферах использования природных ресурсов и оказания воздействия на окружающую среду) в административном порядке. В этой связи важно понимать, какой смысл кроется в понятии «судебный порядок».
В связи с этим следует указать, что судебный порядок как таковой означает, что рассмотрение дел по статьям КоАП РФ, предусматривающим санкцию в виде приостановления, осуществляется в соответствии с положениями раздела IV «Производство по делам об административных правонарушениях» КоАП РФ с соблюдением принципа равенства, гласности, законности и других, обеспечением процессуальных прав и гарантий участников процесса (правонарушителя, потерпевшего, свидетеля, защитника и т. д.), обеспечением и оценкой доказательств, соблюдением стадий административного производства, места и сроков рассмотрения дела об административном правонарушении, обоснованности вынесенных судом постановлений и решений, осуществлением пересмотра постановлений и решений при наличии к тому законных оснований.
7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 19 июля 2009 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1.
8 Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1990. С. 529.
Источники права, в которых содержатся нормы, устанавливающие основания (с юридической точки зрения) приостановления рыболовства. Это
КоАП РФ и законы (кодексы) субъектов Федерации об административных правонарушениях, содержащие в статьях Особенной части соответствующие административно-правовые запреты, нарушение которых может повлечь либо решение федерального органа исполнительной власти в области рыболовства (в случае возбуждения уголовного дела и необходимости пресечения противоправной деятельности до решения вопроса по существу, то есть вынесения обвинительного или оправдательного приговора, прекращения уголовного дела, передачи материалов по подследственности или подсудности для ведения административного производства), либо рассмотрения дела об административном правонарушении в судебном порядке согласно нормам КоАП РФ.
Кроме того, учитывая, что административное производство осуществляется согласно статье 22.1 КоАП РФ мировыми судьями, судьями районных, арбитражных и гарнизонных военных судов, следует обратиться в надлежащих случаях к нормам ГПК РФ9, АПК РФ10, УПК РФ11, а также к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ12, Закону Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. № 3132-113, Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в
14
Российской Федерации» от 28 апреля 1995 № 1-ФКЗ .
Наконец, среди источников права выделяются и подзаконные акты, например регулирующие полномочия федерального органа исполнительной власти в области рыболовства , полномочия иных органов и лиц, осуществляющих выявление, пресечение и преследование виновных в нарушении законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Таким образом, видно, что приостановление экологозначимой деятельности может стать весьма действенным средством не только пресечения нарушений экологического законодательства, но и эффективной мерой предупреждения посягательств на окружающую среду. При этом, на наш взгляд, важно, что ее применение не приводит к повышению уровня репрессии в стране (поскольку назначение высоких администра-
9 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 (в ред. от 09 февраля 20о9 г.) // РГ 2002. 20 нояб.
10 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 28 июня 2009 г.) // РГ. 2002. 27 июля.
11 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
12 Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 15 декабря 2001 г. № 5-фКз // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; 2001. № 51. Ст. 4825.
13 Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. № 3132-1 в ред. Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. // СЗ РФ. 2000. № 51. Ст. 4934.
14 Федеральный Конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ (ред. от 07 мая 2009 г.) // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
15 См.: Постановление Правительства РФ «О Федеральном агентстве по рыболовству» от 11 июня 2008 г. № 444 (ред. от 27 января 2009) // СЗ РФ. 2008. № 25. Ст. 2979.
тивных штрафов также является одним из показателей репрессивности), а носит ярко выраженный стимулирующий позитивные действия хозяйствующих субъектов характер.