Научная статья на тему 'Правовое воспитание несовершеннолетних'

Правовое воспитание несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3745
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое воспитание / несовершеннолетний / преступность / предупреждение правонарушений несовершеннолетних

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьева О. А.

На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. На сегодняшний день прежняя система правового воспитания устарела, что диктует необходимость современного подхода к ее разработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воробьева О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of liquidation of criminality, education of a person keeping the social rules has been vital for a long time in a society as a whole. Nowadays the former system of lawful education is out of date and this requires a modern approach to its working out.

Текст научной работы на тему «Правовое воспитание несовершеннолетних»

О. А. Воробьева

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Работа представлена кафедрой физической культуры и спорта ТГУ Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии

военных наук И. Г. Бердников

На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. На сегодняшний день прежняя система правового воспитания устарела, что диктует необходимость современного подхода к ее разработке.

The problem of liquidation of criminality, education of a person keeping the social rules has been vital for a long time in a society as a whole. Nowadays the former system of lawful education is out of date and this requires a modern approach to its working out.

В последние десятилетия наблюдается рост преступности в целом, что безусловно связано с количественным ростом преступности несовершеннолетних. Дела о преступлениях несовершеннолетних всегда были объектом повышенного, особого внимания во всех судах России. Практика рассмотрения дел этой категории постоянно изучается и анализируется, принимаются меры к устранению ошибок. Однако многие вопросы остаются неразрешенными. В настоящее время несовершеннолетние -одна из наиболее криминально пораженных категорий населения.

Преступность в среде несовершеннолетних - это серьезная проблема, с которой,

так или иначе, сталкивается и борется каждое государство. Суть этой проблемы заключается не только в том, что совершаются преступления, которые необходимо расследовать, а виновных наказывать, но и в том, что субъектами совершенных преступлений являются несовершеннолетние - по сути, просто дети, жизнь которых только начинается.

Результаты проведенных конкретносо-циологических исследований дают основа -ние утверждать, что преступные проявления среди учащихся в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности несовершеннолетних правонарушителей, высту-

17 1

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

пающих основной причиной возникновения антиобщественных взглядов; с недостатками в нравственном и трудовом воспитании учащихся и плохой организации их досуга; ошибками и упущениями в деятельности государственных органов, учебных коллективов и общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями.

Весьма четко прослеживается в генезисе преступного поведения отрицательная значимость таких признаков, характеризующих личность, как низкий культурный и образовательный уровень учащихся - правонарушителей. Несоответствие образовательного и культурного уровней возрасту учащегося, что обычно связано с нежеланием учиться, обусловливает неразвитость интересов и утилитарность потребностей учащихся. Положение усугубляется еще и тем, что несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием воспринимают информацию воспитательного характера, исходящую от официальных лиц и коллективов, нередко трактуют ее ошибочно, стремясь найти в ней лишь то, что в какой-то мере может оправдать их поведение и укрепить статус в неформальных группах микроокружения. Постепенно отрываясь от учебного коллектива, такие учащиеся ищут занятия вне школы, в кругу случайных уличных знакомых и сравнительно легко попадают под пагубное влияние антиобщественных элементов. «Вредное влияние микросреды, - пишет болгарский психолог В. Момов, - часто оказывается сильнее по сравнению с более далеким и опосредованным влиянием макросреды. Именно это -одно из слабейших мест социализации человека на современном этапе развития общества»1 .

На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, школа, общество. Способность семьи эффективно

функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являют -ся важными указателями последующих правонарушений. В конце концов, какие бы субъективные причины ни приводились, в преступлении, которое совершает человек, виноват он сам. А почему? Потому, наверное, что плохо знает право, не уважает законы, нечестен, завистлив, плохо воспитан. К сожалению, несовершеннолетние часто не знают, с какого возраста и за какие преступления они могут привлекаться к уголовной ответственности. По результатам наших исследований, 25% несовершеннолетних полагало, что уголовная ответственность наступает лишь с 18 лет, 38% считали, что до 16 лет уголовная ответственность не может быть применима вообще. Поэтому необходима деятельность по правовому просвещению, по правовому воспитанию людей, по ликвидации юридической безграмотности.

В настоящее время правовое воспита-ние - это сложный, непрерывный процесс, направленный на решение многих задач: формирование и развитие высокого уровня правосознания как основной части общественного сознания; научное знание и понимание права; правовую культуру как производную правосознания; воспитание убежденности в правильности и справедливости правовых предписаний и привычки к правомерному поведению2.

К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особое место здесь занимает проблема «правового минимума», некоего обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать каждый гражданин

Правовое воспитание несовершеннолетних

любого общества, независимо от его социального статуса. Предпосылкой эффективного управления этим процессом является четкое представление о системе источников правовой информации и их реальном использовании гражданами.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие, в свою очередь, очень сильно ограничено реальной правовой, новой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах.

Безусловно, знать все законы нельзя. Одни авторы полагают, что для правомерного поведения достаточно знать правовые требования, общие принципы права и руководствоваться ими в своем поведении (Р. К. Русинов). Другие высказывают мнение об общеобязательном уровне правовых знаний, его минимуме (И. Сабо, С. М. Наумов, А. Р. Ратинов и др.).

Знание права не следует сводить к простой осведомленности о существовании тех или иных норм, оно предполагает осмысление права, постижение его содержания,

определение его значения для практической деятельности.

Поэтому для предупреждения правонарушений несовершеннолетних необходимо проводить работу по правовому воспи-танию среди учащихся общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений. С учащимися нужно организовывать встречи, конференции, диспуты, где разъяснять им некоторые статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность несовершеннолетних, условия содержания в воспитательно-трудовых колониях. Особое внимание следует уделять «трудным» подросткам, подросткам из неблагополучных семей, проводить работу по вовлечению их в кружки, спортивные секции, проводить с ними индивидуальных профилактические беседы. Некоторые подростки полагают, что, какой бы проступок они ни совершили, все кончится вызовом родителей, неудовлетворительной оценкой их плохого поведения или увещеваниями старших. Это совсем не так. Если подросток совершил преступление или иное правонарушение, то он сам и ответит за него перед законом. Именно это и разъясняется подросткам. Пристального внимания сотрудников отделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних заслуживают неблагополучные семьи, где родители не занимаются воспитанием детей, злоупотребляют спиртными напитками, ведут иной антиобщественный образ жизни. Такой категории родителей разъясняются их обязанности по воспитанию детей, ответственность за уклонение от воспитания.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Момов В. Человек, мораль, воспитание (Теоретико-методологические проблемы). М., 1975. С. 59.

2 Попов В. В. Правовое воспитание как необходимая предпосылка формирования правосозна-ния // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2000. №1(13). С.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.