Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
Sciences. - M .: Moscow University of the Interior Ministry. 2008. P. 182.
15. Issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (together with the “Regulations on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation”): Presidential Decree dated March 1, 2011 № 248 as amended. and add. // Coll. Ros legislation. Federation. 2011. № 10. Art. 1334; [Electronic resource]. Mode of access: http://www.garant. ru/hotlaw/federal/310459/
16. Police: Federal Law of 07.02.2011 № 3-FZ, as amended. and additional .// Coll. Ros legislation. Federation. 2011. № 7. Art. 900; [Electronic resource]. Access:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=169 805;dst=0;ts=DB71 DA10501D2C35E0C99DD3603ED619;rnd=0.8056539800900483
17. On the service in the internal affairs of the Russian Federation and the Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law of 30.11.2011 № 342-FZ, as amended. and add. // Coll. Ros legislation. Federation. -2011. Number 49 (ch. 1). Art. 7020; [Electronic resource]. Access:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=LAW;n=154787;dst=0;ts=A3A75E0E38DEAD1 D6F46B54096D576A1 ;rnd=0.9370922309428089
(Статья сдана в редакцию 10.12.2014)
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНОпсихологического облика сотрудника полиции
LEGAL EDUCATION AS A MAJOR COMPONENT IN THE FORMATION OF MORAL-PSYCHOLOGICAL IMAGE OF A
POLICE OFFICER
УДК 351.74
Н.В. ДЕМЧЕНКО,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
N.V. DEMCHENKO,
candidate of jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
П.А. ВОЛКОВ,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: [email protected]
P.A. VOLKOV,
candidate of jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: статья посвящена вопросам правового воспитания сотрудников полиции, их юридической грамотности, а также культуре и повышению престижа службы в органах внутренних дел в современный период.
Проблемы правоохранительной деятельности 1’15
82
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
Ключевые слова: сотрудник полиции, морально-психологический облик, культура, правовое воспитание, престиж службы.
Abstract: Article is devoted to legal education of police officers, their legal literacy, and culture and enhance the prestige of service in law enforcement bodies in the modern period.
Keywords: police officer, moral and psychological shape, culture, legal education, prestige service.
Около двадцати лет прошло с момента преобразований, связанных с переходом от коммунистического уклада российского общества к капиталистическому, от тоталитаризма к демократии. Процесс становления правового государства, а также постановка во главу угла прав и свобод человека и гражданина подтолкнули Россию к сближению с Европой. Российская Федерация получила право на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады в г. Казани в 2013 г., чемпионата мира по легкой атлетике, чемпионата мира по футболу 2018 г. Для того чтобы обеспечить безопасность граждан и гостей из различных стран во время проведения вышеуказанных мероприятий, наше общество нуждалось в профессионалах, способных на высоком уровне выполнять задачи по обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью. Институт милиции не мог справиться с поставленными задачами на должном уровне. Постепенно общество стало нуждаться в необходимости проведения реформы полиции. Но каким должен выглядеть новый «блюститель порядка»? На сегодняшний день проблема правового воспитания сотрудника полиции, его культура и морально-психологический облик остаются актуальными.
Реформа полиции началась с подписания Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым Указа от 24 декабря 2009 года «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»
[1]. Конечно же, пиком этой реформы стал Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» [2], который вступил в силу 1 марта 2011 г., после чего началось активное преобразование Министерства внутренних дел. Главными задачами этой реформы явилось: регулярная ротация руководящего состава; 20-процентное сокращение кадров; избавление Министерства от непрофильных функций; увеличение зарпла-
ты (в 2 - 2,5 раза) и повышение социальной защищенности сотрудников полиции; переименование милиции в полицию; централизация всей системы полиции, перевод ее на финансирование из федерального бюджета; формирование полиции из числа сотрудников милиции по результатам проведения их внеочередной аттестации.
Большое внимание начинает уделяться юридической грамотности полицейского, его правовому воспитанию, культуре, повышению престижа службы в полиции, увеличению доверия и авторитета всей правоохранительной системе в лице сотрудника полиции.
Н.Г. Канунникова в своей работе выделяет факт, указывающий на то, что общие вопросы теории правового воспитания достаточно обстоятельно исследовались в трудах ученых-юристов: С.С. Алексеева, П.П. Баранова, Н.В. Витрука, М.М. Галимова, В.В. Головченко, Н.Л. Гранат, А.Ф. Гранина, А.И. Долговой, В.П. Казимирчука, Д.А. Керимова, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, А.В. Мицкевича, О.Ф. Мураметса, И.Ф. Покровского, И.Ф. Рябко, В.П. Сальникова, Л.С. Явича и др. [3, с. 9].
В последнее время этической проблеме, связанной с деятельностью правоохранительных органов, уделяют большое внимание. Как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни сотрудник полиции постоянно находится под пристальным наблюдением средств массовой информации. Постоянная клевета и обвинение, предъявляемые к полицейским, дают понять, что данная профессия находится под постоянным наблюдением публики. Для того чтобы минимизировать этот гнет и поднять авторитет полицейского в глазах общественности «блюститель порядка» должен быть примером как в быту, так и на службе.
Бесспорно, большое влияние на будущего сотрудника полиции оказывает высшее учебное заведение, которое формирует в процессе обучения необходимые качества по созданию облика культурного полицейского.
Проблемы правоохранительной деятельности 1’15
83
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
В высших учебных заведениях системы МВД России и до начала реформы, и особенно после нее, большое внимание уделяется культуре будущего защитника правопорядка, а также формированию у курсантов правового сознания, взглядов, установок, ценностных ориентаций, уровня правового воспитания, связанного с недопустимостью коррупционного поведения.
В одной из своих работ Д.В. Карабаш уделяет большое внимание требованиям, предъявляемым выпускнику высшего учебного заведения МВД России, ссылаясь на то, что в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки(специальности) 031001 Правоохранительная деятельность указаны “Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста” [4].
В связи с тем, что Россия входит в европейское образовательное пространство, обучение будущих офицеров должно придерживаться европейских стандартов. В соответствии с Европейским кодексом полицейской этики, принятым 19 сентября 2001 года Комитетом министров Совета Европы в Страсбурге и одобренным Советом министров Евросоюза № 58.578 от 17 сентября 2003 г. [5], обучение и подготовка офицеров полиции должна базироваться на следующих фундаментальных основах, указанных в статьях 26 - 29 данного нормативно-правового акта:
- обучение полиции должно быть основано на фундаментальных основах демократии. Цели полиции должны быть согласованы с правовыми нормами по защите прав человека;
- общее обучение полиции должно быть открыто обществу, насколько это возможно;
- общее начальное обучение должно равномерно сопровождаться проведением производственного обучения и приобретением специальных знаний, знаний об управлении, а также, когда это требуется, обучением навыкам лидерства;
- практическое обучение использованию и применению силы в допустимых пределах применения должно соотноситься с принципами прав человека, особенно с Европейским соглашением по правам человека и иным законодательствам. Все уровни обучения должны охватываться соответствующими программами;
- обучение полиции должно полностью соответствовать нормам борьбы против расизма и ксенофобии.
В одной из своих работ о правовом воспитании Н.Г. Канунникова сформулировала, на наш взгляд, исчерпывающий перечень требований и установок, которые, по её словам, позволят: «существенно поднять авторитет российских “блюстителей порядка”», а также повысить их правовую культуру в целом. Это:
1) строгое следование закону в своей работе;
2) высокий уровень правосознания;
3) ежедневное отслеживание всего нового, что появляется на законодательном уровне в профессии;
4) твердая убежденность в правоте принимаемых решений;
5) высокий уровень общественного развития: образованность, знание своего дела, активность и быстрота в работе;
6) качественное и своевременное рассмотрение материалов каждого дела, что является одной из главных задач производства по делам об административных правонарушениях и уголовных преступлениях;
7) осознанное, рационально аргументированное суждение о том, что закон необходим, полезен, ценен для всего общества, для каждого человека и что в случае несовпадения с законом чьих бы то ни было интересов поступать следует все же по закону;
8) непримиримость к фактам преступлений и административных правонарушений, совершаемых физическими (юридическими) лицами, что является показателем духовной зрелости каждого сотрудника полиции;
9) цель правового воспитания сотрудников полиции должна заключаться не только в воспитании уважения к нормам права и убежденности в необходимости их исполнения, формировании правового сознания, привитии навыков правомерного поведения, но и в воспитании социально-правовой активности каждого представителя власти, носящего полицейские погоны;
10) естественное восприятие критики в свой адрес, стремление к самосовершенствованию, к овладению тем минимумом правовых познаний, которые необходимы каждому сотруднику полиции в процессе осуществления им своих функциональных полномочий;
11) требовательный и принципиальный подход к понятию “честь мундира”. Халатность или превышение должностных полномочий очень часто бывают следствием недостаточной профессиональной подготовки российского полицейского;
Проблемы правоохранительной деятельности 1’15
84
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
12) обучение праву, что будет способствовать формированию теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечению необходимого уровня систематизации знаний о праве,развитию правовых интересов, чувств, правового мышления, формированию научного правового мировоззрения;
13) неотвратимость наказания за совершенное противоправное деяние сотрудником полиции;
14) нетерпимость к различного рода проявлениям нарушений норм права коллег, т.е. тех, кто призван обеспечивать борьбу с преступностью, охранять общественный порядок и общественную безопасность;
15) единство системы управления правовым воспитанием сотрудников полиции, которую можно рассматривать как составную часть системы правового воспитания, занимающую ее центральное место;
16) личная заинтересованность каждого
сотрудника в совершенствовании качества и эффективности выполняемой работы по защите прав и свобод граждан;
17) ясное и четкое осознание каждым сотрудником ОВД того, что его работа тоже “золото” для системы Министерства внутренних дел, ведь в итоговом результате участвуют все [6].
Таким образом, напрашивается неоднозначный вывод, что для решения проблемы такого рода необходимо учитывать как свой собственный опыт, так и опыт других стран, ведь решение её связано с необходимостью повышения эффективности работы органов внутренних дел, а также престижа профессии сотрудника правоохранительных органов в обществе. Проблема нуждается в постоянном анализе, поиске методов и путей решения как на федеральном, так и на региональном уровнях, решение которой необходимо рассматривать как первоочередную.
Литература —
1. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
2. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2009 № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч. 1). Ст. 6536.
3. Канунникова Н.Г. Актуальные проблемы правового воспитания полицейских в условиях реформирования МВД России // Административное право и процесс. 2012. № 10. С. 9.
4. Карабаш Д.В. Модель формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов вузов МВД России. [Электронный ресурс]. Правовая информационная система «Консультант плюс».
5. The European Code of police ethics. Recommendation Rec (2001)10 adopted by the Committee of Ministers of the Council of Europe on 19 September 2001 and explanatory memorandum. Council of Europe Publishing F-67075. Strasbourg. Cedex.
6. Дмитраков А.М., Алексеев Н.А., Кутергин Н.Б, Крамской С.И. Формирование профессионально-психологической готовности специалиста в образовательных организациях МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 2. С. 42 - 45.
References
1. Federal Law of the Russian Federation of 07.02.2011 № 3-FZ «Police» // NW. 2011. № 7. Art. 900.
2. Measures to improve the activities of the Interior of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation of 24.12.2009 № 1468 // NW. 2009. № 52 (ch. 1). Art. 6536.
3. Kanunnikova N.G. Actual problems of legal education of police officers in terms of reforming the Ministry of Interior of Russia // Administrative law and process. 2012. № 10. Р. 9.
4. Karabakh D.V. А model of value-ideological training of the person of students of high schools the Ministry of Interior of Russia [electronic resources]. Legal Information System “Consultant Plus”.
5. The European Code of police ethics. Recommendation Rec (2001) 10 adopted by the Committee of Ministers of the Council of Europe on 19 September 2001 and explanatory memorandum. Council of Europe Publishing F-67075. Strasbourg. Cedex.
6. Dimitrakov A.M., Alekseev N.A, Kutergin N.B. Kramskoy S.I. Formation of professional-psychological readiness specialist in educational institutions of the MIA of Russia // Problems of law enforcement. 2013. № 2. Р. 42-45.
(Статья сдана в редакцию 14.01.2015)
Проблемы правоохранительной деятельности 1’15
85