Научная статья на тему 'Правовое воспитание как метод преодоления правового цинизма: основные направления в статье проводится мысль о том, что необходимость организации государством правового воспитания обусловлена тем, что законодательные нормы, установленные в стране, нередко нарушаются, чему способствуют существующие у отдельных членов общества различные формы деформации правового сознания, и, прежде всего, правовой цинизм'

Правовое воспитание как метод преодоления правового цинизма: основные направления в статье проводится мысль о том, что необходимость организации государством правового воспитания обусловлена тем, что законодательные нормы, установленные в стране, нередко нарушаются, чему способствуют существующие у отдельных членов общества различные формы деформации правового сознания, и, прежде всего, правовой цинизм Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
507
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦИНИЗМ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / LEGAL EDUCATION / CYNICISM / SOCIETY / STATE / EDUCATE INFLUENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Левентюк Андрей Владимирович

В статье проводится мысль о том, что необходимость организации государством правового воспитания обусловлена тем, что законодательные нормы, установленные в стране, нередко нарушаются, чему способствуют существующие у отдельных членов общества различные формы деформации правового сознания, и, прежде всего, правовой цинизм.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article an idea is conducted that the necessity of organization the state of legal education is conditioned that legislative norms, set in a country, are quite often violated, what existing for separate members societies are instrumental in different forms of deformation of legal consciousness, and, foremost, legal cynicism.

Текст научной работы на тему «Правовое воспитание как метод преодоления правового цинизма: основные направления в статье проводится мысль о том, что необходимость организации государством правового воспитания обусловлена тем, что законодательные нормы, установленные в стране, нередко нарушаются, чему способствуют существующие у отдельных членов общества различные формы деформации правового сознания, и, прежде всего, правовой цинизм»

Левентюк Андрей Владимирович

соискатель кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России

(тел. 89882465290)_

Правовое воспитание как метод преодоления правового цинизма: основные направления

Аннотация

В статье проводится мысль о том, что необходимость организации государством правового воспитания обусловлена тем, что законодательные нормы, установленные в стране, нередко нарушаются, чему способствуют существующие у отдельных членов общества различные формы деформации правового сознания, и, прежде всего, правовой цинизм.

Аnnotation

In the article an idea is conducted that the necessity of organization the state of legal education is conditioned that legislative norms, set in a country, are quite often violated, what existing for separate members societies are instrumental in different forms of deformation of legal consciousness, and, foremost, legal cynicism.

Ключевые слова: правовое воспитание, цинизм, общество, государство, воспитательное воздействие. Key words: legal education, cynicism, society, state, educate influence.

РЩ абота по преодолению правового нигилизма является достаточно сложной. Ее основные направления зависят и от состояния российского общества, господствующих экономических, политических, правовых и нравственных взглядов, а также от уровня культуры населения.

1) Строиться эта работа должна с обязательным учетом причинности и развития этого явления, так как в основе его преодоления лежит устранение порождающих причин и условий. Меры по искоренению какой-либо одной из причин или источника правового цинизма не приведут к его исчезновению. Поэтому необходимо комплексно подходить к решению этого вопроса1. Очевидно, что пути преодоления психологического правового цинизма и историко-политического правового цинизма различны. В рамках преодоления его психологической составляющей главенствующее место принадлежит правовому воспитанию.

2) По нашему мнению, организация работы по преодолению правового цинизма должна иметь свою стратегию, а именно:

быть нацеленной на решение задач по преодолению этого негативного явления;

учитывать реально существующие процессы и противоречия социальной жизни, порождающие как свое следствие данное явление;

определять основные направления по преодолению отдельных форм и видов проявления деформации правового сознания;

формулировать цели, способы и средства данной деятельности.

3) Целями стратегии такой работы является постепенное сокращение и, в конечном счете, преодоление правового цинизма. Хотя мы должны признать, что перспектив для полного преодоления правового цинизма в российском обществе в настоящее время нет. Речь может вестись только о сокращении количества проявлений этого явления.

1 См.: Айзенберг А.М. Задачи и формы правового и нравственного воспитания подростков. М., 1975; Баранов П.П. Правовое воспитание граждан СССР в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма. Саратов, 1983; Бойков А.Д. некоторые вопросы теории правового воспитания // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1976; Бутко И.Ф. Правовое воспитание молодежи // Советское государство и право.1971. № 9; Галимов М.М., Мураметс О.Ф. Правовое воспитание трудящихся и роль закона в его осуществлении. Казань, 1976; Корниенко Л.М. Проблема формирования правосознания школьников. Автореферат канд. дисс. М., 1974; Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973; Пиголкин А.С. Право, законность, гражданин. М., 1976; Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание масс. Ростов н/Д., 1969.

_30

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №2(24)

4) Наиболее оптимальными методами преодоления правового цинизма, как формы деформированного правосознания, выступают воспитательные и предупредительные.

Воспитательные методы основаны на сознательном восприятии членами общества правовых знаний, установок и представлений. Использование их целесообразно в ходе организации работы по формированию положительного правосознания, а также по предупреждению случаев его деформации.

Предупредительные методы направлены на выявление и устранение негативных факторов социальной среды, которые выступают в качестве причин и условий правового цинизма. Они могут применяться и на индивидуальном уровне для предупреждения, а также преодоления деформации индивидуального правосознания путем устранения порождающих ее причин и условий. Их использование должно сопровождаться системой социально-экономических, социально-политических, правовых, организационных и иных мероприятий, проводимых государством и обществом в целях повышения уровня правосознания.

5) Необходимость организации государством правового воспитания обусловлена тем, что законодательные нормы, установленные в стране, нередко нарушаются, чему способствуют существующие у отдельных членов общества различные формы деформации правового сознания, и, прежде всего, правовой цинизм. В целях восстановления законности государство вынуждено применить к нарушителям как установленные нормами права меры принуждения, так и соответствующие меры воспитательного воздействия. Причем, более эффективными нередко являются именно меры воспитательного воздействия.

6) Мы полагаем, что усилия правового воспитания необходимо сосредотачивать по двум направлениям: во-первых, на наращивании правовой информированности субъектов; во-вторых, на проникновение в ментальные сферы внутреннего мира человека.

Первое из указанных направлений правового воспитания способствует тому, что его субъекты получают достаточное количество правовых знаний и представлений, которые помогают формированию позитивного правосознания и позволяют им правильно ориентироваться в общественной жизни. Сами же правовые нормы, которые должны быть доведены до субъектов воспитания, должны быть двух видов. Это, прежде всего,

нормы, регулирующие отношения гражданина нашего общества и государства по поводу прав, свобод и обязанностей личности. Знание лицом своих прав и обязанностей по отношению к государству, равно как и знание ответственности последнего по отношению к своим гражданам - важнейшая предпосылка формирования у него нормального правового сознания. Кроме того, это правовые нормы, которые регулируют общественные отношения в сфере трудовой деятельности людей. Уяснение этих норм помогает формированию у личности положительного профессионального правосознания. Важно, при этом, чтобы окружающая человека действительность не шла вразрез с положительным зарядом правовых знаний.

Второе направление правового воспитания призвано помочь «заглянуть» вглубь внутреннего мира человека, понять и оценить все достоинства и изъяны, которые привнесены воспитанием. Это касается и его правосознания, позитивный, либо искаженный характер которого проявляется в правомерном, либо в противоправном поведении.

7) Известно, что выбор средств воздействия зависит, главным образом, от цели. В данном случае - от цели, которые ставит субъект правового воспитания. Наиболее часто встречающаяся в юридической литературе иерархия целей правового воспитания выглядит следующим образом1:

формирование системы правовых знаний;

формирование правовой убежденности;

формирование мотивов и привычек правомерного, социально-активного поведения.

Цель правового воспитания - формирование теоретико-идеологического и психологического компонентов правосознания и преодоления случаев проявления его деформации. Так наиболее полно цели правового воспитания раскрывает И.Е. Фабер. Он пишет, что целью правового воспитания является «формирование определенной политической, нравственной, юридической структуры личности»2. Говоря о целях правового воспитания, важно помнить, что в них фиксируется не существующее, а отсутствующее.

Применительно к правовоспитательным целям можно сказать, что в них фиксируется не только то, что отсутствует в сознании индивида. В них, чаще всего, отражаются недостатки и слабое развитие тех или иных аспектов правового воспитания. Так, если в качестве одной из познава-

1 Головченко В.В. Эффективность правового воспитания. Киев, 1985. С. 26.

2 Фабер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. С.

243.

31

ни, чтобы понять способы решения этих своеобразных проблем. Нужна подготовка юристов-педагогов и юристов-психологов, а остальным нужна дополнительная специализация.

В улучшении психологической и педагогической подготовки по рассматриваемым проблемам нуждаются все сотрудники правоохранительных органов. Никакой интенсификации регулирования процессов правовой социализации невозможно добиться без перечисленных мер.

Меры методического обеспечения - издание учебной литературы, наглядных пособий, учебных фильмов, методических разработок, распространение передового опыта, массовое использование интенсивных психолого-педагогических технологий, специальная разработка методик работы с различными группами населения и по отдельным трудным вопросам и другое - необходимая часть системы мер.

10) Проблема формирования гуманного государства.

Исторически сложилось так, что российская государственность хронически страдала недостатком гуманности. Государство почти всегда олицетворялось с карательным аппаратом. Далеко не всегда отношения между народом и государством носили гуманный характер. Российской государственности следует идти не только по конституционному пути, но и по пути деятельного гуманизма, поскольку гуманное государство наиболее приближено к человеку, его интересам, правам, свободам и устремлениям. Данное государство «живет» не в отрыве от гражданского общества, а в согласии с ним.

Итогом же решения этих проблем должна стать наиболее благоприятная общественная атмосфера, в которой человек смог бы поверить в российскую правовую систему, в российское правосудие; личность должна воспринимать правовые нормы не как внешнее воздействие, а как ценностный идеал.

_32

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №2(24) Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

тельных целей провозглашается, например, знание права, то это значит, что такое знание отсутствует. В данном случае имеется в виду недостаточность знания права, несоответствие объема и уровня этого знания, адекватному правовому осознанию общественных отношений.

Многоступенчатость правового воспитания предполагает принятие мер по достижению одновременно познавательных, эмоциональных и поведенческих целей. Таким образом, цели правового воспитания достигаются постепенно, путем перехода от простых к сложным. Поэтапность диктуется самим их содержанием. Такая поведенческая цель, как «выработка привычки к соблюдению правовых норм», может быть достигнута лишь в результате длительного воспитания. При этом на каждом этапе применяется своя методика, используются соответствующие воспитательные средства.

8) Есть необходимость говорить о создании на новом качественном и содержательном уровне системы правового всеобуча населения, охватывающего молодые семьи, молодых родителей, преподавательский состав, воспитателей всех категорий, работников учреждений, государственных служащих, персонал правоохранительных органов и др.

9) В серьезном и существенном усовершенствовании нуждается система правовой пропаганды, участие в которой средств массовой информации, учреждений искусства, культуры, досуга, видеорынка сегодня не выдерживает никакой критики.

Нуждается в продуманных решениях работа по подбору кадров, обладающих способностями к регуляции процесса правовой социализации. Здесь уместен психологический отбор по способностям. Опыт свидетельствует о необходимости особой подготовки отбираемых кадров, их специализации по проблемам правовоспитания. Даже лицам с базовым педагогическим и психологическим образованием требуется немало време-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.