Научная статья на тему 'Правовое сотрудничество России и Финляндии: проблемы реализации и перспективы развития'

Правовое сотрудничество России и Финляндии: проблемы реализации и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
848
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА ФИНЛЯНДИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВА РЕБЕНКА / ИЗЪЯТИЕ РЕБЕНКА / ОРГАНЫ ОПЕКИ / РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьева Ольга Геннадьевна

В статье анализируются особенности международно-правового сотрудничества России и Финляндии с точки зрения его становления, формирования, современного состояния и поиска путей дальнейшего совершенствования. Основываясь на истории российско-финляндских отношений в целом, заключенных международных договорах, в статье определены основные этапы сотрудничества двух государств по гражданским и семейным делам, выявлены факторы, влияющие и определяющие такое сотрудничество. Так же рассмотрены наиболее характерные примеры взаимодействия компетентных органов России и Финляндии по решению семейных споров. Предложены пути оптимизации сотрудничества России и Финляндии по семейным делам. Исследование основывалось на таких основных методологических принципах, как развитие предмета исследования, его логической определенности, исторической конкретности и диалектической связи между логическим и историческим способами познания, системности и всесторонности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal cooperation of Russia and Finland: problems of realization and development prospects

In article features of international legal cooperation of Russia and Finland from the point of view of its formation, of formation, current state and identify ways to further improvement. Based on the history of Russian-Finnish relations as a whole, concluded international treaties, the article defines the main stages of cooperation between the two countries in civil and family cases, identified factors that influence and define such cooperation. Also considered the most characteristic examples of interaction of competent bodies of Russia and Finland on the resolution of family disputes. The ways of optimization of cooperation of Russia and Finland for family Affairs. The study was based on such main methodological principles as the development of the research subject, its logical certainty, historical specificity and the dialectical relation between logical and historical ways of knowing, system and comprehensiveness.

Текст научной работы на тему «Правовое сотрудничество России и Финляндии: проблемы реализации и перспективы развития»

11.2. ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И

ФИНЛЯНДИИ:ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Григорьева Ольга Геннадьевна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации. Подразделение: кафедра правовых основ управления. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье анализируются особенности международно-правового сотрудничества России и Финляндии с точки зрения его становления, формирования, современного состояния и поиска путей дальнейшего совершенствования. Основываясь на истории российско-финляндских отношений в целом, заключенных международных договорах, в статье определены основные этапы сотрудничества двух государств по гражданским и семейным делам, выявлены факторы, влияющие и определяющие такое сотрудничество. Так же рассмотрены наиболее характерные примеры взаимодействия компетентных органов России и Финляндии по решению семейных споров. Предложены пути оптимизации сотрудничества России и Финляндии по семейным делам. Исследование основывалось на таких основных методологических принципах, как развитие предмета исследования, его логической определенности, исторической конкретности и диалектической связи между логическим и историческим способами познания, системности и всесторонности.

Ключевые слова: Российская Федерация; Республика Финляндия; международное правовое сотрудничество; права ребенка; изъятие ребенка; органы опеки; расторжение брака.

LEGAL COOPERATION OF RUSSIA AND FINLAND: PROBLEMS OF REALIZATION AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Grigoryeva Olga Gennadyevna, PhD at Law. Position: associate professor. Place of employment: Moscow State Institute of International Relations Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Department: legal foundation for administration. E-mail: [email protected]

Annotation: In article features of international legal cooperation of Russia and Finland from the point of view of its formation, of formation, current state and identify ways to further improvement. Based on the history of Russian-Finnish relations as a whole, concluded international treaties, the article defines the main stages of cooperation between the two countries in civil and family cases, identified factors that influence and define such cooperation. Also considered the most characteristic examples of interaction of competent bodies of Russia and Finland on the resolution of family disputes. The ways of optimization of cooperation of Russia and Finland for family Affairs. The study was based on such main methodological principles as the development of the research subject, its logical certainty, historical specificity and the dialectical relation between logical and historical ways of knowing, system and comprehensiveness.

Keywords: Russian Federation; The Republic Of Finland; international legal cooperation; the rights of the

child; the withdrawal of the child ; the guardianship; divorce.

Политико-географическая справка. Финляндия является седьмой по площади страной Европы (338,4 тыс. кв. км.); расположена в восточной части Северной Европы. Финляндия граничит на востоке с Россией, на севере с Норвегией и на северо-западе со Швецией; на юге по Балтийскому морю (Финский и Ботнический заливы) граничит с Эстонией. При этом граница с Россией самая протяженная, составляет более тысячи километров.

Численность населения Финляндии порядка 5,5 млн. человек; 630225тыс. проживают в столице — г. Хельсинки^].

По форме государственного устройства Финляндия является унитарным государством. Низшая административно-территориальная единица Финляндии — это коммуна (существует и иное название - кунта). Кунты объединены в 19 провинций (маакунтов). Провинции составляют шесть губерний (ляани): Южная Финляндия, Западная Финляндия, Восточная Финляндия, Оулу, Лапландия, Аландские острова, которыми управляют губернаторы, назначаемые президентом[2].

По форме правления Финляндия является смешанной республикой. Президент имеет самые широкие полномочия в сфере исполнительной и законодательной властей, в том числе: утверждает законодательные акты, назначает членов правительства, определяет внешнюю политику государства, является Верховным главнокомандующим и др. Полномочия в сфере законодательной власти имеет также однопалатный парламент - Эдускунте. Органом исполнительной власти наряду с Президентом является кабинет министров - Государственный совет[3].

В 1955 г. Финляндия вступила в ООН, а в 1995 г. стала членом Европейского Союза. Финляндия так же входит в состав Европейского экономического и валютного союза (ЕВС), поэтому национальной валютой Финляндии с 2002 года является Евро. Кроме того, Финляндия входит в состав стран, подписавших Шен-генское соглашение. Финляндия не входит в НАТО, придерживаясь при этом нейтралитета.

Из истории российско-финляндских отношений. В результате Первого крестового похода шведов в Финляндию в 1155 г. последняя стала частью Швеции. Затем в течение многих столетий территория современной Финляндии, находилась под властью Швеции, одновременно являясь площадкой противоборства русской и шведской армий.

В результате Великой Северной войны (1700-1721 гг.) Петр I присоединил к России часть финляндских территорий. В целом Финляндия вошла в состав Российской империи в качестве великого княжества по итогам войны 1808-1809 гг. При этом она имела собственный парламент (сейм), денежные единицы, таможенную границу с Россией.

После революции в России 6 декабря 1917 г. финский парламент принял декларацию о государственной независимости. После чего последовало обращение с соответствующей просьбой к руководству Советской России. В результате 18(31) декабря 1917 г. В.И. Лениным был подписан Декрет о признании государственно независимости Финляндской республики «в полном согласии с принципами права наций на самоопределение», как отмечалось в документе.

В 1919 г. была принята действующая Конституция Финляндии, государство стало республикой.

В декабре 1920 г. между РСФСР и Финляндией были установлены дипломатические отношения на уровне дипломатических миссий, которые в 1954 г. были преобразованы в посольство.

Отношения между СССР и Финляндией складывались неоднозначно. 29 ноября 1939 г. произошел разрыв дипломатических отношений с Финляндией. Страны воевали в 1939-1940 гг. 12 марта 1940 г. был подписан Мирный договор между СССР и Финляндией.

В ходе Второй мировой войны Финляндия выступала на стороне гитлеровской Германии, имея к СССР территориальные претензии.

Существующая ныне российско-финляндская граница установлена Парижским мирным договором 1947 г., подписанным с одной стороны Финляндией, а с другой СССР, Великобританией, Австралией, БССР, Индией, Канадой, Новой Зеландией, УССР, Чехословакией и Южно-Африканским Союзом. Данный договор закрепил границы по состоянию на 1 января 1941.

В послевоенные десятилетия советско-финляндские отношения являлись образцом политики мирного сосуществования, политического диалога, сотрудничества по самым различным направлениям.

30 декабря 1991 г. Финляндия признала Россию в качестве правопреемницы Советского Союза. 20 января 1992 г. в г.Хельсинки между Россией и Финляндской Республикой был подписан Договор об основах отношений, подготовка которого велась еще в советское время. Данный договор закреплял построение взаимоотношений между двумя странами на основе общепризнанных принципов международного права, в числе которых: суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, а также равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой. Предусматривался диалог на самых различных уровнях — от глав государств, правительств, парламентов, и вплоть до центральных и местных органов власти и управления.

Традиции дружбы и многогранного сотрудничества между Россией и Финляндией продолжались и на постсоветском пространстве.

Сегодня на территориях государств работают посольства и консульства друг друга. Так, Посольство Финляндии в России расположено в г.Москва, в г. Санкт-Петербург имеется Генеральное консульство Финляндии, отделения Генерального консульства - в городах Петрозаводск и Мурманск.

Посольство России в Финляндии находится в г.Хельсинки, канцелярия посольства — в г. Лаппеен-ранте, Генеральное консульство — в г. Турку, консульство — в г. Мариехамн.

В 2016 г. было торжественно отмечено 95-летие с момента открытия в Финляндии Торгового представительства России в этой стране.

В связи событиями на Украине и принятием Республики Крым в состав Российской Федерации Финляндия придерживается занятой Европейским Союзом позиции санкций и всецело поддерживает его действия в отношении России. Отношения ухудшились в июле 2015 г., когда Финляндия отказала в выдаче въездных виз председателю Государственной думы РФ С.Нарышкину и еще пятерым членам российской делегации, намеревавшихся принять участие в сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, проходившей в г.Хельсинки. Свои действия Финляндия объяснила на-

хождением данных лиц в санкционном списке Евросоюза. В качестве протеста Россия приняла решение не участвовать в сессии Парламентской ассамблеи ОБСе и расценила данные действия «как откровенно недружественные».

Правовое сотрудничество России и Финляндии. Страны являются участницами следующих универсальных международных конвенций, регулирующих данную сферу отношений:

-Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г. (Россия — с 1965 г., Финляндия — с 1957 г.);

-Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговых делам от 15 ноября 1965 г. (Россия — с 2001 г., Финляндия — с 1969 г.);

-Гаагской конвенции о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 г. (Россия — с 2001 г., Финляндия — с 1976 г).

Между странами также заключен ряд двусторонних договоров, регулирующих правовое сотрудничество, в числе которых:

-Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 11 августа 1978 г., Протокол к нему от 11 августа 1978 г.;

-Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о взаимной передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 8 ноября 1990 г.

Российская Федерация является правопреемницей СССР по данным международным договорам.

Многие положения названных международных договоров детализированы в межведомственных соглашениях о сотрудничестве:

-Соглашение о сотрудничестве между Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством юстиции Финляндской Республики от 17ноября 1998 г.;

-Меморандум о совершенствовании взаимопомощи по уголовным делам и выдаче лиц для уголовного преследования между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством юстиции Финляндской Республики от 8 июня 2006.

По сообщению Министерства юстиции Финляндии, страны активно сотрудничают по правовым вопросам. Министерство юстиции Финляндии сотрудничает с Министерством юстиции, Генеральной прокуратурой, судейским сообществом России, а также с другими органами юстиции, в том числе с органами исполнения наказаний. Сотрудничество осуществляется как на центральном, так и на региональном уровнях. На практике это означает осуществление конкретных мероприятий по программам сотрудничества и проектных договоренностей, а также обыденное взаимодействие между сторонами. Помимо этого, министры юстиции Финляндии и России, а также статс-секретари министерств юстиции встречаются на регулярной основе.

Так же отмечается, что в вопросах сотрудничества с Россией центральными являются: способствование эффективному исполнению положений международных конвенций; способствование развитию правовой инфраструктуры в России в тех вопросах, которые близко затрагивают интересы финских граждан и предприятий; действующая международная правовая помощь между Финляндией и Россией[4].

Если в вопросах реализации правовой помощи по гражданским (как правило, имущественным) и уголовным делам между Россией и Финляндией не возникает серьезных противоречий, то в делах, связанных с семейными конфликтами, и особенно со спорами в отношении несовершеннолетних, достичь компромисса не всегда удается. Так, на протяжение последних лет актуальной проблемой российско-финляндских отношений является изъятие органами опеки Финляндии детей, одним из родителей которых является гражданка (как правило) России. Немало таких историй освещалось российскими средствами массовой информации и вызвало негодование в обществе[5,6,7]. Напомним наиболее резонансные из них.

В 2008 г. суд Финляндии по иску гражданина Финляндии Пааво Салонена заочно лишил права опекунства над несовершеннолетним Антоном Салоненом его мать-россиянку. В следующем году отец при посредничестве финляндских дипломатов тайно вывез мальчика в багажнике дипавтомобиля в Финляндию. Недоумение российского МИДа по этому поводу осталось без ответа со стороны финляндских властей. Далее последовала череда судебных процессов, вплоть до Верховного суда Финляндии, инициированных Риммой Салонен, пытавшейся вернуть себе права в отношении сына. Тем не менее, ее требования удовлетворены не были - мальчик оставлен с отцом, мать может лишь изредка видеться с сыном в присутствии полиции и социальных работников.

Немало детей было изъято у русских матерей, проживавших в Финляндии, и передано под опеку отцов-финнов либо в приемные семьи (дело Роберта Ранта-ла, дело Юлии Путконен, дело Анастасии Завгород-ней, дело Любови Власовой и мн. др.). Напомним, что у Анастасии Завгородней органы опеки Финляндии изъяли сразу четверых детей, одним из которых был новорожденный.

Как пояснил финский правозащитник Йохан Бекман, «финское законодательство о защите детей позволяет изъятие ребенка без причин, без расследования и без решения суда, на основе субъективного мнения социальных работников»[8].

Следует отметить, что конфликты по поводу детей крайне редко удается разрешить в пользу российской стороны.

Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации отмечает, что исполнение на территории иностранного государства судебных решений Российской Федерации по делам о возврате незаконно перемещенного или удерживаемого ребенка за пределами России, о порядке общения с ребенком, когда между Российской Федерацией и иностранным государством отсутствует договор, предусматривающий взаимное признание и исполнение судебных решений, может осуществляться в рамках Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 г.

При этом необходимо отметить, что данная Конвенция может применяться в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами только в том случае, если иностранное государство, где необходимо реализовать требования судебного решения, признало факт присоединения Российской Федерации к Конвенции[9,10].

В том случае, если иностранное государство признало факт присоединения России к Конвенции, то в целях исполнения судебных решений по делам о возврате незаконно перемещенного или удерживаемого ре-

бенка за пределами России, о порядке общения с ребенком, взыскатель, а также любое лицо, заявляющее о том, что ребенок был перемещен или удерживается в нарушение прав доступа может обратиться либо в Центральный орган по месту постоянного проживания ребенка, либо в Центральный орган иностранного государства с соответствующим заявлением.

В России таким Центральным органом является Министерство образования и науки Российской Федерации^].

Следует отметить, что в Перечне стран, признавших присоединение России к Конвенции, имеется и Финляндия^].

Сегодня многие исследователи и правоприменители задумываются над поиском оптимальных путей разрешения кризиса российско-финляндских «семейных» ваимоотношений. При этом многие не принимают во внимание тот факт, что «изымаемые» дети, как правило, имеют двойное гражданство и России и Финляндии, то есть они имеют полноценную «правовую связь» и с обоими государствами. А проживая на территории Финляндии подчиняются ее юрисдикции. Следовательно и в отношении таких детей и в отношении их матерей-россиянок действуют законы Финляндии, которым они обязаны подчиняться независимо от того, нравятся они им или нет.

Безусловно, в наших странах различные культурные и правовые традиции, различный менталитет. Мы во многом по-разному относимся к воспитанию и содержанию детей. Но при этом на первое место все же выходят предписания закона, действующего на территории проживания ребенка.

Каков же выход из создавшейся ситуации? И существует ли он вообще? Думается, что здесь единственным средством урегулирования конфликта является двусторонний международный договор между Россией и Финляндией, в котором на основании принятых универсальными международными конвенциями о детях концептуальных подходах, с учетом национальных особенностей стран и интересов детей можно было бы урегулировать многие спорные вопросы. Именно диалог, как это всегда было в международной практике, является средством разрешения данной проблемы.

В целом же, по мнению МИД России, «добрососедские российско-финляндские отношения характеризуются интенсивным политдиалогом, солидной, сохраняющей тенденцию к росту торговлей, непосредственным подключением к сотрудничеству регионов Северо-Запада России»[13].

Список литературы:

1.Крупнейшие города мира: [сайт]. URL: http://geogoroda.ru/gorod/helsinki-finlyandiya (дата обращения: 15.09.2017).

2.Электронная Финляндия: [сайт]. URL: http://e-finland.ru/travel/general/gosudarstvennoe-ustroyistvo-finlyandii.html (дата обращения: 15.09.2017).

3.Конституция Финляндии (неофициальный перевод Министерства юстиции Финляндии). URL: http://www.finlex.fi/sv/laki/kaannokset/1999/nj19990731p df (дата обращения: 15.09.2017).

4.Санкт-Петербург.ру [сайт]. URL: http://saint-peters-burg.ru/m/spb/old/105790/ (дата обращения: 17.09.17).

5.Третьякова Е.С. Формирование основных направлений взаимодействия государств по вопросам международного частного права в XIX веке. // Пробелы в российском законодательстве. - 2015. - №6. - С. 43-48.

6. Акимова Ю.М. Принцип равенства национального права государств как отраслевой принцип международного частного права. // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №6. - С. 254-256.

7.Гинтов Д.В. Частное право: принцип взаимности как основание для признания и исполнения решений иностранных судов. // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2014. - №6. - С. 86-87.

8.НТВ [сайт]. URL: http://www.ntv.ru/novosti/1356221 (дата обращения: 17.09.2017).

9.Логвинова И.В. К 50-летию Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (историко-правовой аспект) // История государства и права. 2016 № 20. С. 59-63.

10.Логвинова И.В. Государственное управление в сфере координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2015. -№ 11. - С.1149-1156.

11.Федеральная служба судебных приставов [Официальный сайт]. URL: http://fssprus.ru/ispolnenie_na_ territorii_inostrannykh_gosudarstv_sudebnykh_i_inykh_akt ov/ (дата обращения: 17.09.2017).

12.Гаагская Конференция по международному частному праву [Официальный сайт]. URL: http://www.hcch. net/en/instruments/conventions/status-table/acceptan-ces/?mid=1112 (дата обращения: 17.09.2017).

13.Министерство иностранных дел Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://www.mid.ru/ vnesneekonomiceskie-svazi-sub-ektov-rossijskoj-federa-cii/-/asset_publisher/ykggrK2nCl8c/content/id/2478594 (дата обращения: 17.09.2017).

Статья прошла проверку системой Антиплагиат, оригинальность текста - 71,98%

Рецензия

на статью доцента кафедры правовых основ управления МГИМО МИД России, канд.юрид.наук Григорьевой О.Г. «Правовое сотрудничество России и Финляндии: проблемы реализации и перспективы развития»

Вопросы международного сотрудничества по гражданским и семейным делам в настоящее время как никогда актуальны. В условиях «двойных», а зачастую — «тройных» стандартов, несоблюдение отдельными государствами своих международно-правовых обязательств воспринимается международным сообществом как норма. Вместе с тем осуществление и защита гражданских и семейных прав, в тех случаях, когда соответствующие правоотношения осложнены иностранным элементом, не могут быть эффективными только лишь с применением внутригосударственных правовых механизмов. В таких случаях необходима согласованная воля двух государств, которая, как правило, закрепляется в международном договоре.

Взаимоотношения России и Финляндии в сфере сотрудничества по гражданским и семейным делам не раз становились предметом обсуждения как на уровне внешнеполитических ведомств, так и в средствах массовой информации. Дискуссии вызывают случаи изъятия органами опеки Финляндии детей в тех семьях, где матери — гражданки России, нарушения прав последних при расторжении брака и взыскании алиментов и т. п.

В статье О.Г. Григорьевой показан процесс становления правового сотрудничества России и Финляндии на фоне общего состояния их взаимоотношений; исследованы заключенные данными государствами международные договоры, регулирующие оказание правовой помощи по гражданским и семейным делам. Автор также анализирует наиболее типичные примеры взаимодействия компетентных органов России и Финляндии по решению семейных споров. При этом следует согласиться с позицией автора о том, что многих семейно-правовых конфликтов можно было бы избежать, если бы стороны были внимательны к предписаниям семейного законодательства страны проживания, принимали бы во внимание сложившиеся в обществе национальные традиции и устои в части семейных ценностей и воспитания детей. Однако в любом случае регулятором взаимоотношений компетентных органов России и Финляндии в процессе реализации международного сотрудничества по гражданским и семейным делам является двусторонний международный договор.

Статья выполнена в научном стиле, выводы и суждения автора аргументированы и заслуживают внимания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что статья О.Г. Григорьевой «Правовое сотрудничество России и Финляндии: проблемы реализации и перспективы развития» может быть опубликована в рецензируемом периодическом издании, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации научных результатов диссертационных исследований.

Доцент кафедры правовых основ управления МГИМО МИД России, к.ю.н., доцент И.В.Логвинова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.