Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВВОЗА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В РОССИЮ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕАЭС'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВВОЗА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В РОССИЮ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
508
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВВОЗ / ИМПОРТ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / РФ / ЕАЭС / ОБРАЩЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ратникова Василиса Игоревна, Стрельникова Наталья Викторовна, Стрельников Игорь Анатольевич, Стрельникова Мирослава Игоревна

В статье рассматриваются актуальные возможности ввоза лекарственных средств на территорию ЕАЭС и РФ. Целью исследования является изучение способов ввоза лекарственных средств на территорию России. Предметом исследования являются положения таможенного законодательства России и ЕАЭС в сфере импорта. Методологическую основу статьи составили статистический, сравнительно-правовой, формально-логический и формально-юридический методы. Материалы исследования представлены ТК ЕАЭС, федеральными законами, в частности, от 08.12.2003 № 164-ФЗ и от 12.04.2010 № 61-ФЗ, подзаконными актами РФ, доктринальными источниками. Выявлена и рассмотрена классификация ввоза лекарственных средств, а также порядок импорта. Импорт лекарственных средств можно осуществить несколькими способами: в общем порядке; в разрешительном порядке; для личного использования; параллельный импорт. Вариативность выбора способа зависит от многих факторов, в частности, от того, зарегистрированы ли лекарственные средства или нет, а также оснований и целей ввоза. Результатом исследования является вывод об отсутствии единого механизма применения актов по ввозу лекарственных средств. Существует большое количество актов, с одной стороны предусматривающих ограничения и запреты при ввозе, а с другой расширяющий перечень субъектов, которые могут это делать. Для решения выявленных проблемных моментов считаем необходимым внести ряд изменений в законодательные акты для модернизации системы ввоза лекарственных средств и улучшения качества жизни граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ратникова Василиса Игоревна, Стрельникова Наталья Викторовна, Стрельников Игорь Анатольевич, Стрельникова Мирослава Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE IMPORT OF MEDICINES INTO RUSSIA IN THE CONTEXT OF INTEGRATION PROCESSES IN THE EAEU

The article discusses the actual possibilities of importing medicines into the territory of the EAEU and the Russian Federation. The purpose of the study is to study the ways of importing medicines into the territory of Russia. The subject of the study is the provisions of the customs legislation of Russia and the EAEU in the field of imports. The methodological basis of the article was statistical, comparative legal, formal logical and formal legal methods. The research materials are presented by the Customs Code of the EAEU, federal laws, in particular, No. 164 of December 8, 2003 and No. 61 of April 12, 2010; by-laws of the Russian Federation; doctrinal sources. The classification of the import of medicines, as well as the import procedure, was identified and considered. Import of medicinal products can be carried out in several ways: in a general manner; in a permissive manner; for personal use; parallel import. The variability of the choice of method depends on many factors, in particular, on whether medicinal products are registered or not, as well as the grounds and purposes of importation. The result of the study is the conclusion that there is no single mechanism for the application of acts on the import of medicines. There are a large number of acts, on the one hand, providing for restrictions and prohibitions on import, and on the other hand, expanding the list of entities that can do this. In order to resolve the problematic issues, we consider it necessary to make a number of changes to legislative acts to modernize the system for importing medicines and improve the quality of life of citizens.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВВОЗА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В РОССИЮ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕАЭС»

Правовое регулирование ввоза лекарственных средств в Россию в условиях интеграционных процессов в ЕАЭС

Ратникова Василиса Игоревна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского, предпринимательского и транспортного права, Дальневосточный государственный университет путей сообщения

E-mail: [email protected]

Стрельникова Наталья Викторовна,

кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии, Дальневосточный государственный медицинский университет E-mail: [email protected]

Стрельников Игорь Анатольевич,

старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации, Хабаровский государственный университет экономики и права E-mail: [email protected]

Стрельникова Мирослава Игоревна,

студент кафедры таможенного права и служебной деятельности, Дальневосточный государственный университет путей сообщения E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются актуальные возможности ввоза лекарственных средств на территорию ЕАЭС и РФ. Целью исследования является изучение способов ввоза лекарственных средств на территорию России. Предметом исследования являются положения таможенного законодательства России и ЕАЭС в сфере импорта. Методологическую основу статьи составили статистический, сравнительно-правовой, формальнологический и формально-юридический методы. Материалы исследования представлены ТК ЕАЭС, федеральными законами, в частности, от 08.12.2003 № 164-ФЗ и от 12.04.2010 № 61-ФЗ, подзаконными актами РФ, доктринальными источниками. Выявлена и рассмотрена классификация ввоза лекарственных средств, а также порядок импорта. Импорт лекарственных средств можно осуществить несколькими способами: в общем порядке; в разрешительном порядке; для личного использования; параллельный импорт. Вариативность выбора способа зависит от многих факторов, в частности, от того, зарегистрированы ли лекарственные средства или нет, а также оснований и целей ввоза. Результатом исследования является вывод об отсутствии единого механизма применения актов по ввозу лекарственных средств. Существует большое количество актов, с одной стороны предусматривающих ограничения и запреты при ввозе, а с другой расширяющий перечень субъектов, которые могут это делать. Для решения выявленных проблемных моментов считаем необходимым внести ряд изменений в законодательные акты для модернизации системы ввоза лекарственных средств и улучшения качества жизни граждан.

Ключевые слова: ввоз, импорт, лекарственные средства, РФ, ЕАЭС, обращение лекарственных средств.

В период сложной политической и эпидемиологической обстановки вопрос ввоза / импорта лекарственных средств (далее по тексту - ЛС) становится всё более актуальным. Осложняется положение отсутствием достаточной сырьёвой базы для всестороннего перехода на своё производство ЛС, а также неполной реализацией импортозаме-щения. Что особенно актуально для ЛС, не имеющих аналогов на российском фармацевтическом рынке или ограниченных в обороте.

Таможенным законодательством РФ и ЕАЭС [2] закреплено легальное определение импорта, исходя из которого под импортом лекарственных средств понимается ввоз веществ или их комбинаций, применяемых для профилактики, диагностики и лечения заболеваний, на таможенную территорию ЕАЭС / РФ из третьих стран без обязательств об обратном вывозе [4].

Под ввозом понимается таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, применяемая в отношении иностранных товаров, приобретающих в последствии статус товаров ЕаЭс, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории ЕАЭС без ограничений по владению, пользованию и распоряжению ими.

Стоит отметить о неточностях в применении терминологического ряда. В ФЗ «Об обращении лекарственных средств» [5] закреплён термин «ввоз ЛС», а в таможенном законодательстве - «импорт» и «выпуск для внутреннего потребления».

Ввоз ЛС в РФ можно разделить на ряд подгрупп:

1) в зависимости от регистрации партии:

- зарегистрированные ЛС, в единый реестр ЕА-ЭС или реестр ЛС РФ;

- незарегистрированные ЛС;

2) в зависимости от целей:

- для проведения клинических исследований лекарственных препаратов;

- для проведения экспертизы лекарственных средств;

- для регистрации;

- для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента / группы пациентов;

- для медицинского применения в случае дефектуры или риска возникновения дефектуры лекарственных препаратов [13];

- для производства;

- для гуманитарной помощи /содействия;

- для помощи при чрезвычайных ситуациях [8];

- для разработки, исследований, контроля безопасности, качества, эффективности ЛС;

5 -о

сз

<

- для проведения выставок;

3) в зависимости от субъектов, осуществляющих ввоз:

- юридические лица: производители ЛС, как русские, так и иностранные; иностранные разработчики ЛС; организации оптовой торговли ЛС; научно-исследовательские организации; образовательные организации высшего образования; медицинские организации; государственные унитарные предприятия (Московский эндокринный завод);

- физические лица, в том числе: граждане РФ; работники дипломатического корпуса; представители международных организаций, аккредитованных в РФ; участники международных культурных, спортивных мероприятий; участники международных экспедиций; пассажиры и члены экипажей транспортных средств, поездных бригад и водителей транспортных средств, прибывших в РФ;

- международный медицинский кластер / МКТ -совокупность инфраструктуры территории МКТ, участников проекта (юридические лица, ИП) и механизмов взаимодействия участников.

4) в зависимость от оборотоспособности:

- свободные в обороте ЛС;

- ограниченные в обороте ЛС, т.е. содержащие сильнодействующие / ядовитые вещества;

- запрещённые в обороте ЛС, в том числе фальсифицированные, недоброкачественные и контрафактные.

Импорт ЛС можно осуществить несколькими способами:

1) в общем порядке [12];

2) в разрешительном порядке;

3) для личного использования;

4) параллельный импорт [16].

Порядок отличается в зависимости от того, зарегистрированы ли ЛС или нет, а также оснований для ввоза.

Общий порядок устанавливается таможенным законодательством РФ и ЕАЭС, в частности ФЗ «Об обращении лекарственных средств» [5] и Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 853.

По общему правилу ввоз в РФ рядом юридических лиц осуществляется на основании заключения / разрешительного документа по их заявлению. По законодательству ЕАЭС данный документ может выдаваться индивидуальному предпринимателю.

Минздрав РФ выдаёт заключение на ввоз:

- незарегистрированных ЛС, предназначенных для их экспертизы;

- незарегистрированных ЛС для регистрации;

- незарегистрированных ЛС для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям;

- незарегистрированных ЛС для предотвращения последствий ЧС;

- конкретной партии ЛС для клинических исследований / испытаний.

Росздравнадзор выдаёт разрешения на ввоз медицинских изделий для регистрации, а также для оказания медицинской помощи.

На территории ЕАЭС принята единая форма заключения [3]. Юридические лица получают заключение, подав необходимые документы в Минздрав РФ. Срок действия заключения продлению не подлежит.

Список обстоятельств, являющихся основанием для отказа, закрытый: недостоверность сведений; ЛС запрещено к медицинскому применению на территории ЕАЭС; незарегистрированные ЛС ввозит не указанное в акте юридическое лицо.

В связи с введением ограничительных мер экономического характера в отношении России, были приняты подзаконные акты о временном (до 31.12.2023) допуске ввоза лекарственных препаратов в упаковках, предназначенных для обращения в иностранных государствах в случае их дефектуры или риска её возникновения [11].

Разрешительный порядок устанавливается в отношении ввоза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее по тексту -НПВ ЛС. Виды НПВ ЛС, которые можно ввезти, ограничены Перечнем [9] и целями использования. Например, импорт ЛС из списка I Перечня, допускается только для научных и учебных целей / экспертной деятельности.

Можно выделить следующие лица, которые могу ввозить НПВ ЛС:

1) ФГУП «Московский эндокринный завод» [10]. Ввозит незарегистрированные НПВ ЛС.

2) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» и ГУП. Ввозит ряд НПВ ЛС (в списке I и II Перечня) для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности.

3) Юридические лица. Необходимо получить [14]: лицензию на право ввоза (список III Перечня); сертификат на право ввоза; разрешение мВд РФ на право ввоза. Сертификат и разрешение получают на основании заявления в МВД РФ и Росздравнадзор. К заявлению необходимо предоставить ряд документов, включающих документ о качестве НПВ ЛС.

Ввоз в РФ сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся НПВ Лс, также осуществляются по лицензиям [6]. Без лицензии можно ввозить воинским частям / подразделениям [7].

Стоит отметить, что в 2020 году были введены временные ограничения для ввоза ряда НПВ ЛС, исходя из заболевания [15]. Так, с 01.03.2020 до 31.12.2023 г. НПВ ЛС по жизненным показаниям можно ввозить в целях лечения эпилепсии, эпилептического статуса, паллиативной помощи, например, Лоразепам и Фенобарбитал.

ЛС могут ввозиться физическими лицами для личного использования без заключения. При этом не учитываются требования о включении ЛС в реестр, подтверждении качества / сертификатов, наличии разрешений, решений врачебной комиссии и др. Единственным исключением является ввоз рецептурных НПВ ЛС, на которые нужны документы,

подтверждающие назначение врача. Такие документы могут быть как российскими, так и иностранными (с приложением заверенного перевода).

При этом можно выделить следующую коллизию: в соответствии с п. 4 Решения Коллегии ЕАЭС от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» не требуется представлять разрешительный документ таможенному органу в случаях, если в воз осуществляется физическими лицами для личных нужд; для лечения пассажиров и членов экипажей; для лечения участников официальных мероприятий. Согласно ст. 50 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» данный перечень шире на три пункта: использование ЛС работниками дипломатического корпуса, лечение животных и использование на территории международного медицинского кластера. Также нет ограничений, например о том, что определенное количество должно быть именно в аптечке, содержание которой определяется актами государств-членов.

Несмотря на то, что такие товары ввозятся без уплаты таможенных платежей [1], в случае, если ЛС будут относится к орфанным препаратам, то их стоимость с большой вероятностью превысит установленные 10 000 евро, т.е. превысит установленный стоимостный норматив по беспошлинному ввозу.

Меры воздействия / противодействия на недружественные действия иностранных государств при ввозе ЛС для личных нужд или в отношении оригинальных товаров без аналогов не применяется.

Параллельный импорт ЛС - это ввоз ЛС, логистическая цепочка поставки которого происходит через посредника в другом государстве импортером, первоначально не назначенным держателем лицензии. Ввоз может осуществляться с переупаковкой.

В ограничительных условиях параллельный импорт даёт возможность пользования недоступными для приобретения товарами, входящими в перечень оригинальной продукции, на основании предложений федеральных ведомств, сформированных Минпромторгом. Что выступает инструментом управления экономическими санкциями в РФ. Соответствующие действия сопровождаются необходимым таможенным контролем со стороны ФТС России.

Рассматриваемая частичная легализация параллельного импорта в условиях внешних ограничений помогает в обеспечении отечественного рынка востребованными ЛС, а также процессу стабилизации уровня цен на данные товары.

Для России данный способ выглядит экономически и социально привлекательным, особенно в связи с запретами и санкциями, введёнными для нашей страны, однако стоит отметить, что в таком случае необходимо проработать надзорные функции органов государственной власти, в частности, по идентификации средств и соответствия требованиям Фармаконадзора.

Также, требуется разрешение на параллельный импорт. В России существует Перечень [16] товаров для ввоза в РФ в своеобразный обход нормам об исключительных правах на товарный знак, изобретение и т.п. В 2022 в него входило наименова-

ние одного фармацевтического производителя -Miltenyi Biotec с кодом 3002 12 000 9, что относится к сывороткам иммунным и фракциям крови. Позиции с кодами ТН ВЭД 3003 и 3004 «Лекарственные средства...» отсутствуют.

На современном этапе развития российской государственности вопросы импортозамещения и зависимости от ввоза ЛС являются весьма актуальными. С 2015 года по 2021 объёмы импорта ЛС увеличились почти в два раза с 547,8 млрд руб. до 951,1 млрд руб. [17]. Сокращение оборота ЛС, необходимых для качественного уровня жизни и здоровья нации, а также рост цен на имеющиеся ЛС привело к дестабилизации возможности оказания соответствующей медицинской помощи. Имеющая система направлена на решение проблем путём внедрения запретов и ограничений, что в должной мере не оптимизирует ситуацию в лучшую сторону. Этому не способствуют и возрастающее количество подзаконных актов, регулирующих рассматриваемую сферу, а также необходимость учитывать не только законодательство РФ, но и ЕАЭС.

В целях решения выявленных лакун стоит: определить точность значения используемой терминологии; расширить возможности параллельного импорта с усилением контроля качества ЛС, в том числе официально увеличить перечень необходимыми ЛС; привести законодательство РФ в соответствие с требованиями унификации законодательства членов ЕАЭС. Данная модернизация позволит улучшить систему ввоза лекарственных средств и качество жизни граждан.

Литература

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза: Подписан в г. Москве 11.04.2017: в ред. от 29.05.2019 // СПС «Консультант-Плюс». - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 01.09.2022).

2. Договор о Евразийском экономическом союзе: Подписан в г. Астане 29.05.2014: в ред. от 01.10.2019 // СПС «КонсультантПлюс». -URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 01.09.2022).

3. О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, и методических указаниях по ее заполнению: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 № 45: 5 в ред. от 04.09.2017 № 114 // СПС «Консуль- Д тантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru. (да- Ч та обращения: 01.09.2022). К

4. Об основах государственного регулирования g внешнеторговой деятельности: Федераль- А ный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ: в ред. А

от 14.07.2022 № 353-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс». - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 01.09.2022).

5. Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ: в ред. от 14.07.2022 № 311-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс». - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 01.09.2022).

6. О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ: Постановление Правительства РФ от 16.03.1996 № 278: в ред. от 25.05.2017 № 631// СПС «Консультант-Плюс». - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 01.09.2022).

7. О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров воинскими частями и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в целях обеспечения их деятельности: Постановление Правительства РФ от 05.07.2010 № 502 // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 01.09.2022).

8. Об утверждении Правил ввоза на территорию Российской Федерации лекарственных препаратов, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях: Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 № 675 // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consult-ant.ru. (дата обращения: 01.09.2022).

9. О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Постановление Правительства РФ от 21.03.2011 № 181: в ред. от 22.10.2020 № 1721 // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 01.09.2022).

10. О ввозе в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента или группы пациентов: Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2020 № 230 // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www. consultant.ru. (дата обращения: 01.09.2022).

11. Об особенностях обращения лекарственных препаратов для медицинского применения, которые предназначены для применения в условиях угрозы возникновения, возникновения и ликвидации чрезвычайной ситуации и для организации оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате чрезвы-

чайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов: Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 441: в ред. от 26.07.2022 № 1331 // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 01.09.2022).

12. Об утверждении Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения в Российскую Федерацию и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 № 853 // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 01.09.2022).

13. Об особенностях обращения лекарственных средств для медицинского применения в случае дефектуры или риска возникновения дефектуры лекарственных препаратов в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера: Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 593 // СПС «Консультант-Плюс». - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 01.09.2022).

14. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений Министерства внутренних дел Российской Федерации на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Приказ МВД России от 02.08.2017 № 593: в ред. от 10.08.2021 № 599 // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 01.09.2022).

15. Об утверждении перечня заболеваний и состояний и соответствующих лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в целях осуществления их ввоза на территорию Российской Федерации для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента или группы пациентов: Приказ Минздрава России от 13.02.2020 № 80н // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consult-ant.ru. (дата обращения: 01.09.2022).

16. Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия: Приказ Минпромторга России от 19.04.2022 № 1532 // СПС «Консультант-

Плюс». - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 01.09.2022). 17. Import value of pharmaceuticals into Russia from 2015 to 2021, by type. - URL: https://www.statista. com/statistics/1118246/russian-pharmaceutical-imports-by-type/ (дата обращения: 22.11.2022).

LEGAL REGULATION OF THE IMPORT OF MEDICINES INTO RUSSIA IN THE CONTEXT OF INTEGRATION PROCESSES IN THE EAEU

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ratnikova V.I., Strelnikova N.V., Strelnikov I.A., Strelnikova M.I.

Far Eastern State Transport University; Khabarovsk State University of Economics and Law

The article discusses the actual possibilities of importing medicines into the territory of the EAEU and the Russian Federation. The purpose of the study is to study the ways of importing medicines into the territory of Russia. The subject of the study is the provisions of the customs legislation of Russia and the EAEU in the field of imports. The methodological basis of the article was statistical, comparative legal, formal logical and formal legal methods. The research materials are presented by the Customs Code of the EAEU, federal laws, in particular, No. 164 of December 8, 2003 and No. 61 of April 12, 2010; by-laws of the Russian Federation; doctrinal sources. The classification of the import of medicines, as well as the import procedure, was identified and considered. Import of medicinal products can be carried out in several ways: in a general manner; in a permissive manner; for personal use; parallel import. The variability of the choice of method depends on many factors, in particular, on whether medicinal products are registered or not, as well as the grounds and purposes of importation. The result of the study is the conclusion that there is no single mechanism for the application of acts on the import of medicines. There are a large number of acts, on the one hand, providing for restrictions and prohibitions on import, and on the other hand, expanding the list of entities that can do this. In order to resolve the problematic issues, we consider it necessary to make a number of changes to legislative acts to modernize the system for importing medicines and improve the quality of life of citizens.

Keywords: importation, import, medicines, Russian Federation, EAEU, circulation of medicines.

References

1. Customs Code of the Eurasian Economic Union: Annex No. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union: Signed in Moscow dated 11.04.2017 // ConsultantPlus. -URL: http://www.consultant.ru. (date of access: 01.09.2022).

2. Treaty on the Eurasian Economic Union: Signed in Astana dated 29.05.2014 // ConsultantPlus. - URL: http://www.consultant. ru. (date of access: 01.09.2022).

3. On a single form of conclusion (permit document) for the import, export and transit of certain goods included in a single list of goods to which non-tariff regulation measures are applied in trade with third countries, and guidelines for filling it out: Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission dated 16.05.2012 No. 45 // ConsultantPlus. - URL: http://www.con-sultant.ru. (date of access: 01.09.2022).

4. On the fundamentals of state regulation of foreign trade activities: Federal Law dated 08.12.2003 No. 164 // ConsultantPlus. -URL: http://www.consultant.ru. (date of access: 01.09.2022).

5. On the circulation of medicines: Federal Law dated 12.04.2010 No. 61 // ConsultantPlus. - URL: http://www.consultant.ru. (date of access: 01.09.2022).

6. On the procedure for importing into the Russian Federation and exporting from the Russian Federation potent and poisonous substances that are not precursors of narcotic drugs and psy-chotropic substances: Decree of the Government of the Russian Federation dated 16.03.1996 No. 278 // ConsultantPlus. - URL: http://www.consultant.ru. (date of access: 01.09.2022).

7. On the procedure for the import into the Russian Federation and export from the Russian Federation of narcotic drugs, psycho-tropic substances and their precursors by military units and subdivisions of federal executive bodies in which the legislation of the Russian Federation provides for military service, in order to

ensure their activities: Decree of the Government of the Russian Federation dated 05.07.2010 No. 502 // ConsultantPlus. - URL: http://www.consultant.ru. (date of access: 01.09.2022).

8. On the approval of the Rules for the importation into the territory of the Russian Federation of medicinal products intended for the provision of humanitarian assistance (assistance) or assistance in emergency situations: Decree of the Government of the Russian Federation dated 03.09.2010 No. 675 // ConsultantPlus. -URL: http://www.consultant.ru. (date of access: 01.09.2022).

9. On the procedure for importing into the Russian Federation and exporting from the Russian Federation narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors: Decree of the Government of the Russian Federation dated 21.03.2011 No. 181 // ConsultantPlus. - URL: http://www.consultant.ru. (date of access: 01.09.2022).

10. On the import into the Russian Federation of a specific batch of unregistered medicinal products containing narcotic drugs or psychotropic substances for the provision of health care for a specific patient or group of patients: Decree of the Government of the Russian Federation dated 05.03.2020 No. 230 // Con-sultantPlus. - URL: http://www.consultant.ru. (date of access: 01.09.2022).

11. On the peculiarities of the circulation of medicinal products for medical use, which are intended for use in conditions of the threat of the emergence, occurrence and liquidation of an emergency and for organizing the provision of medical care to persons affected by emergencies, preventing emergencies, preventing and treating diseases that pose a danger for others, diseases and injuries resulting from exposure to adverse chemical, biological, radiation factors: Decree of the Government of the Russian Federation dated 03.04.2020 No. 441 // ConsultantPlus. - URL: http://www.consultant.ru. (date of access: 01.09.2022).

12. On the approval of the Rules for the importation of medicines for medical use into the Russian Federation and the invalidation of certain acts and certain provisions of certain acts of the Government of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation dated 01.06.2021 No. 853 // Con-sultantPlus. - URL: http://www.consultant.ru. (date of access: 01.09.2022).

13. On the peculiarities of the circulation of medicines for medical use in the event of a defect or the risk of a defect in medicines in connection with the introduction of economic restrictive measures against the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation dated 05.04.2022 No. 593 // ConsultantPlus. - URL: http://www.consultant.ru. (date of access: 01.09.2022).

14. On approval of the Administrative Regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the provision of public services for issuing permits of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the right to import (export) narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 02.08.2017 No. 593 // ConsultantPlus. - URL: http://www.con-sultant.ru. (date of access: 01.09.2022).

15. On approval of the list of diseases and conditions and relevant medicinal products containing narcotic drugs or psychotropic substances for the purpose of their importation into the territory of the Russian Federation for the provision of medical care for health reasons of a particular patient or group of patients: Order of the Ministry of Health of Russia dated 13.02.2020 No. 80n // ConsultantPlus. - URL: http://www.consultant.ru. (date of access: 01.09.2022).

16. On approval of the list of goods (groups of goods) in respect of which the provisions of subparagraph 6 of Article 1359 and Article 1487 of the Civil Code of the Russian Federation do not apply, provided that the said goods (groups of goods) are introduced into circulation outside the territory of the Russian Federation by the right holders (patent holders), as well as with their consent: Order of the Ministry of Industry and Trade of Russia dated 19.04.2022 No. 1532 // ConsultantPlus. - URL: http:// www.consultant.ru. (date of access: 01.09.2022).

17. Import value of pharmaceuticals into Russia from 2015 to 2021, by type. - URL: https://www.statista.com/statistics/1118246/ russian-pharmaceutical-imports-by-type/ (date of access: 22.11.2022).

5

"O

C3

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.