Аринин Е.А.,
соискатель Российского университета дружбы народов
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1992-2008 гг.
Начало правового регулирования валютных операций в России положил Закон Российской Федерации № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»1, принятый 9 октября 1992 года (далее — Закон). Этот Закон действовал до принятия нового Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле», который действует в настоящее время с изменениями, вносившимися в него 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г., 26 июля 2006 г., 30 декабря 2006 г., 17 мая 2007 г., 5 июля 2007 г., 30 октября 2007 г.2 (далее — Федеральный закон).
Кратко характеризуя Закон 1992 г., необходимо отметить, что он не был актом прямого действия, поскольку в нем превалировали нормы бланкетного характера. В преамбуле Закона говорилось, что предметом его регулирования является установление принципов осуществления валютных операций в России. Поэтому на практике правовое регулирование осуществлялось в основном путем принятия Банком России множества подзаконных актов.
Существенное отличие действующего Федерального закона от Закона 1992 года состоит в том, что большинство норм Федерального закона имеют прямое действие. Имеющиеся в нем бланкетные нормы используются только в целях наделения полномочиями Правительства РФ или Центрального банка РФ по подготовке подзаконных нормативных правовых актов в пределах, установленных Федеральным законом.
Федеральный закон содержит много новелл, среди которых необходимо прежде всего назвать норму, согласно которой валютные ограничения в России могут устанавливаться Центральным банком РФ не по своему усмотрению, а на основании установленного Федеральным законом перечня ограничений (ч. 5 ст. 4, ч. 2 ст. 5). Федеральный закон отменил практику получения индивидуальных разрешений на проведение валютных операций.
Согласно ст. 1 Федерального закона, которая дает определения понятий, используемых в Федеральном законе, к валюте Российской Федерации относятся
1 Ведомости СНД и ВС РФ. 12 ноября 1992. № 45. Ст. 2542; 1999. № 1. Ст. 1; № 28. Ст. 3461; 2001. № 23. Ст. 2290; № 33 (ч. I). Ст. 3432; 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 2; 2003. № 1. Ст. 2; № 1. Ст. 7; № 9. Ст. 804; № 28. Ст. 2885; № 50. Ст. 4859. Определение Конституционного Суда РФ от 04.03.1999 № 50-0 «По жалобе закрытого акционерного общества “Производственно-коммерческая компания “Пирамида” на нарушение конституционных прав и свобод п. 4 ст. 14 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”» //СЗ РФ. 1999. № 21. Ст. 2668.
2 Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4859; 2004. № 27. Ст. 2711; 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3101; 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3430; 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 30; № 22. Ст. 2563; № 29. Ст. 3480; № 45. Ст. 5419.
денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также средства на банковских счетах и банковских вкладах.
Наряду с понятием «иностранная валюта», ст. 1 Федерального закона содержит термин «валютные ценности», к которым относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги. В отличие от Закона 1992 г. из состава валютных ценностей исключены драгоценные металлы и драгоценные камни. Обращение драгоценных металлов и драгоценных камней регулируется специальным Федеральным законом от 26 марта 1998 года «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ред. от 24 июля 2007)1.
Федеральный закон уточняет понятие «резиденты», включив в него Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования, которые являются участниками отношений, регулируемых валютным законодательством. В Федеральном законе конкретизировано понятие уполномоченных банков, к которым отнесены два вида кредитных организаций. Уполномоченными банками являются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Действующий Федеральный закон расширил перечень валютных операций. В частности, к ним относятся сделки между резидентами и нерезидентами по отчуждению валютных ценностей, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг и другие. Отметим, что при осуществлении сделок резидентами и нерезидентами к валютным операциям относятся операции, связанные с переходом права собственности не только на валютные ценности, но и на валюту Российской Федерации и внутренние ценные бумаги.
Существенное отличие Федерального закона от Закона 1992 г. состоит в исключении определения текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала. Это было обусловлено прежде всего развитием международного сотрудничества и развитием рыночной экономики в России, которые привели, в свою очередь, к либерализации валютно-правового режима в стране.
С принятием Федерального закона была образована система органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля. В соот-
1 Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1463; 2007. № 31. Ст. 4011.
ветствии со ст. 5 и ст. 22 Федерального закона органами валютного регулирования являются Правительство РФ, Центральный банк РФ и федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Они вправе издавать правовые акты по вопросам валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Важно, что указанные акты органов валютного регулирования не относятся к актам валютного законодательства. Перечень случаев, когда принимаются названные акты, установлен Федеральным законом (в частности, в ст. 7 и 8).
К числу агентов валютного контроля относятся: территориальные подразделения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее — Росфиннадзор)1. Законодатель, таким образом, попытался сузить круг властных субъектов, наделенных полномочиями по применению мер государственного принуждения в полном объеме. Однако понятие «агент валютного контроля» не подразумевает тождественности статуса таких субъектов между собой.
Наибольшим объемом властных полномочий наделены территориальные органы Росфиннадзора: они вправе применять меры государственного принуждения, в том числе меры административной ответственности в отношении резидентов, в пределах определенной территории. От статуса Росфиннадзора (органа валютного контроля) их отличает только то, что они не вправе издавать подзаконные акты, направленные на организацию деятельности Службы. Юрисдикция названных агентов ограничивается пределами одного или нескольких субъектов Российской Федерации2.
Уполномоченные банки осуществляют контроль за законностью и своевременностью проведения валютных операций резидентами. Однако они не наделены правом применять какие-либо меры государственного принуждения. В случае обнаружения валютного правонарушения банк приостанавливает валютные операции по внешнеторговой сделке, а материалы передаются в территориальные управления Росфиннадзора. Правовой статус вновь созданной государственной корпорации — «Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанка)»3 как агента валютного контроля пока четко не определен.
1 Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» // Собрание законодательства РФ. 2004. №25. Ст. 2561.
2 Приказ Минфина России от 11 июля 2005 г. № 89 «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» (действует с изм. от 20 сентября 2005 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 33; № 43.
3 Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О Банке развития» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 22. Ст. 2562.
В целях повышения эффективности взаимодействия с агентами валютного контроля — органами исполнительной власти Росфиннадзор заключил ряд соглашений о взаимодействии: с Федеральной таможенной службой (ФТС)1, Федеральной налоговой службой (ФНС)2.
В настоящее время действуют правила взаимодействия агентов валютного контроля, не являющихся уполномоченными банками, с Банком России 3. Однако они не предусматривают создание единой информационной базы данных по учету паспортов сделок таможенными органами и уполномоченными банками. Сегодня назрела необходимость заключения соглашения о взаимодействии в области валютного контроля между ФТС России и Центральным банком РФ. Необходимо также вести единую электронную базу учета паспортов сделок.
Таможенные органы осуществляют валютный контроль в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Правительство РФ устанавливает, что подтверждающие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций по перемещению товаров через таможенную границу Российской Федерации и необходимые для таможенного оформления товаров в соответствии с таможенным законодательством, представляются таможенным органам в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела4.
Статья 9 Федерального закона посвящена валютным операциям, совершаемым между резидентами. Указанная статья устанавливает запрет на совершение валютных операций между резидентами как общее правило. Без ограничений осуществляются такие валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, как получение и возврат кредитов и займов по соответствующим договорам, выдача банковской гарантии, а также исполнение резидентами обязательств по договорам поручительств, залога и другим операциям.
1 Соглашение от 15 августа 2005 г. «О взаимодействии Федеральной службы финансовобюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля» (утв. Росфиннадзором № 06-30/21, ФТС России № 01-48/9).
2 Соглашение от 3 мая 2006 г. «О сотрудничестве и информационном взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной налоговой службы при осуществлении валютного контроля» (утв. Росфиннадзором № 43-01-06-23/1430, ФНС России №*САЭ-25-06/4®) в ред. письма ФНС РФ от 04 декабря 2007 № ШТ-6-06/933®)
3 Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2006 г. № 560 «Об утверждении Правил по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации» // Российская газета. 2006. 18 сентября.
4 Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 9. Ст. 1089.
Права нерезидентов осуществлять между собой расчеты в иностранной валюте не ограничиваются Федеральным законом (ст. 10). Вместе с тем, операции нерезидентов с внутренними ценными бумагами отнесены к валютным операциям. Центральный банк РФ устанавливает порядок осуществления операций нерезидентов с внутренними ценными бумагами (при совершении указанных операций должно соблюдаться требование об открытии специального счета).
К валютным операциям относятся также операции между нерезидентами в валюте Российской Федерации. Эти операции могут совершаться путем открытия нерезидентами счетов в уполномоченных банках (ч. 3 ст. 10). Данная статья Федерального закона не упоминает о наличных расчетах в валюте Российской Федерации между нерезидентами. Поэтому можно говорить о том, что данные расчеты также могут производиться нерезидентами, поскольку в данном случае следует исходить из положений ст. 861 Гражданского кодекса РФ, согласно которой наличные расчеты в валюте Российской Федерации осуществляются без ограничений, за исключением наличных расчетов с участием лиц, являющихся предпринимателями (п. 2 ст. 861 ГК РФ).
Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также обеспечивает взаимодействие с таможенными органами и налоговыми органами уполномоченных банков как агентами валютного контроля. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам необходимую информацию в объеме и порядке, установленными Центральным банком РФ.
В Федеральный закон до настоящего времени неоднократно вносились изменения. Наиболее существенные из них были внесены Федеральным законом от 18 июля 2005 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»1. Так, был дополнен содержащийся в ст. 9 перечень разрешенных операций с иностранной валютой между резидентами. К разрешенным операциям с иностранной валютой стали относиться операции, связанные с выплатами по внешним ценным бумагам (кроме векселей); операции при оплате и возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы Российской Федерации; операции по расчетам и переводам для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ за пределами ее территории, а также иные операции. Были легализованы операции, связанные с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной сис-
1 Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3101.
темы Российской Федерации, а также переводы физических лиц — резидентов из Российской Федерации в пользу физических лиц — резидентов на их счета в иностранных банках в сумме, не превышающей в течение одного операционного дня 5000 долларов США.
Были внесены также соответствующие изменения в ст. 14 Федерального закона, согласно которым юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов такие виды расчетов с физическими лицами — нерезидентами, как расчеты по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам — нерезидентам транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Был изменен также порядок ввоза в Российскую Федерацию физическими лицами (резидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме: до 10 ООО долларов физических лиц — резидентов перечисленные ценности ввозятся свободно. В случае если сумма ввозимых в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внешних и внутренних ценных бумаг превышает 10 000 долларов США, они подлежат декларированию.
Таким образом, действующее федеральное законодательство о валютном регулировании и валютном контроле, являясь частью денежно-кредит-ной политики государства, обеспечивая реализацию единой государственной валютной политики, устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка страны, способствует прогрессивному развитию российской экономики. В то же время, необходимо сочетание активного нормотворчества в области валютного регулирования с одновременным введением мер контроля за выполнением установленных правил совершения валютных операций. Решение этой проблемы видится в развитии комплексной системы государственного валютного контроля за соблюдением валютного законодательства резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.