ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ / PRIVATE LAW (CIVIL LAW) SCIENCES
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.138.83 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ПРАВ: ОПЫТ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Научная статья
Миннегалиева Л.И.1' *
1 ORCID : 0000-0002-8397-3435;
1 Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Российская Федерация
* Корреспондирующий автор (larissa5[at]mail.ru)
Аннотация
Данная статья исследует опыт правового регулирования цифровых прав в России и зарубежных странах. В части российского опыта рассматриваются законы о персональных данных, защите авторских прав, кибербезопасности, электронном документообороте. Зарубежный анализ включает правовое регулирование цифровых прав в Европейском Союзе, США, Канаде, Китае, Сингапуре и Индии. Изученные опыт других стран позволяет выделить те положения законодательства конкретной страны, которые могут быть применены для совершенствования правовой базы в Российской Федерации. Статья подчеркивает важность баланса между защитой прав и стимулированием цифрового развития, предостерегая от определенных вызовов и угроз в онлайн-среде.
Ключевые слова: цифровые права, законодательство, персональные данные, защита прав, цифровые технологии.
LEGAL REGULATION OF DIGITAL RIGHTS: EXPERIENCE OF RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES
Research article
Minnegalieva L.I.1' *
1 ORCID : 0000-0002-8397-3435;
1 Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russian Federation
* Corresponding author (larissa5[at]mail.ru)
Abstract
This article examines the experience of legal regulation of digital rights in Russia and foreign countries. The Russian experience includes laws on personal data, copyright protection, cybersecurity, and electronic document management. Foreign analyses include legal regulation of digital rights in the European Union, the United States, Canada, China, Singapore and India. The studied experience of other countries allows to highlight those provisions of the legislation of a particular country that can be applied to improve the legal framework in the Russian Federation. The work emphasizes the importance of the balance between protecting rights and stimulating digital development, warning against certain challenges and threats in the online environment.
Keywords: digital rights, legislation, personal data, protection of rights, digital technologies.
Введение
В эпоху стремительного развития цифровых технологий вопросы правового регулирования цифровых прав становятся ключевыми для обеспечения сбалансированного взаимодействия между инновациями и защитой основных прав граждан. Цифровые технологии становятся неотъемлемой частью повседневной жизни, внося изменения в различные аспекты общества. В связи с этим возникают вопросы правового регулирования, направленного на защиту цифровых прав граждан и предприятий. Россия активно разрабатывает и внедряет законодательство в этой области, предпринимая шаги для адаптации к вызовам цифровой эры.
Основные результаты
На протяжении последних лет в России были приняты ряд законов, регулирующих цифровые права. В частности, Федеральный закон «О персональных данных» устанавливает правила обработки и защиты личной информации. Также значимым стал Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который вводит меры по обеспечению безопасности цифровой информации.
В сфере цифровых прав особое внимание уделяется защите авторских прав. Закон о «Системе электронного документооборота» регулирует вопросы электронных подписей, а Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» учитывает цифровые технологии, предоставляя авторам права на контроль использования и распространения их произведений в сети.
С увеличением числа цифровых угроз становится важным вопрос обеспечения кибербезопасности. В этом контексте принятый Федеральный закон «О защите критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» направлен на предотвращение кибератак на важные объекты.
Российское законодательство также акцентирует внимание на прозрачности и ответственности в цифровой среде. В частности, Федеральный закон «О связи» содержит положения о предоставлении информации о деятельности провайдеров интернет-услуг.
Сравнительно недавно в Гражданский кодекс РФ была введена ст. 144.1, которая по своей сути является бланкетной и закрепляет лишь содержание цифровых прав [1, С. 92]. При этом ст. 128 ГК РФ цифровые права отнесены к объектам гражданских прав и могут наследоваться, Однако на практике это сделать сложно из-за
невозможности установления нотариусом субъекта данных отношений ввиду обезличенности цифрового имущества [10, С. 34]. Оборот цифровых прав регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах», которым предусмотрены два вида цифровых прав: цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права [3, С. 4].
Опыт России в правовом регулировании цифровых прав показывает постоянное развитие законодательства в соответствии с изменяющейся цифровой средой. Принятые законы направлены на балансирование интересов граждан, предприятий и государства в условиях быстрого технологического прогресса. Однако, как и во многих странах, вопросы обеспечения безопасности, защиты данных и соблюдения цифровых прав остаются предметом постоянного внимания и обсуждения.
В современном мире цифровые технологии проникают во все сферы жизни, отражаясь на правах и обязанностях граждан. Зарубежные страны активно разрабатывают и модернизируют свои законы, стремясь адаптироваться к быстро меняющемуся цифровому пейзажу. Рассмотрим опыт нескольких стран, позволяющий извлечь уроки для создания эффективного правового регулирования цифровых прав.
Европейский Союз принял Регламент о защите персональных данных (GDPR), ставший образцовым в обеспечении приватности граждан. Этот закон устанавливает стандарты по сбору, хранению и обработке персональных данных, признавая гражданское право на контроль над своей информацией. Вскоре был принят Закон о цифровых рынках (Digital Markets Act, DMA), посвященный обеспечению справедливой конкуренции на рынке цифровых услуг для роста и продвижения инноваций, а также обеспечению доступа пользователей к безопасным продуктам и защита их основных прав. Закон устанавливает обязательства для корпораций и вводит систему штрафов за нарушение поставленных условий. Комитетом министров Совета Европы приняты Рекомендации № CM/Rec(2018)7 «О соблюдении, защите и осуществлении прав детей в цифровой среде», определяющие необходимость выделения преступлений, совершенных в цифровой среде, и уголовной ответственности за них, в том числе юридических лиц [9, С. 8].
США подчеркивают защиту свободы слова и инноваций в цифровой среде. Закон о свободе информации (FOIA) и Закон о свободе сети (NetNeutrality) являются примерами, где стремление к балансу между свободой выражения и защитой потребителей остается в центре внимания. DMCA (англ. Digital Millennium Copyright Act — Закон об авторском праве в цифровую эпоху) охватывает отрасли авторского права, распространения технологии. В этом законе есть и достоинства, и недостатки: с одной стороны, он содержит жесткие нормы, запрещающие обход цифровой защиты от копирования; с другой — адекватные, детально описанные процедуры взаимодействия субъектов прав и заинтересованных сторон, участников процесса использования результатов интеллектуальной деятельности. Среди таких процедур особого внимания заслуживает процедура обмена уведомлениями и контр-уведомлениями между правообладателями, судебными органами, провайдерами хостинга и доступа в интернет и пользователями. Основанием для привлечения к ответственности за нарушение цифровых прав является размер причиненного ущерба. В каждом штате применяются свои законы о криптовалюте [4, С. 22].
В Канаде особое внимание уделяется кибербезопасности. Страна разрабатывает законы, направленные на предотвращение кибератак и защиту критической информационной инфраструктуры, что может служить примером для других государств. При этом правовые акты закрепляют максимальную доступность открытых данных и направлены на повышение цифровой грамотности населения [5, С. 38].
Китай принимает жесткое контрольное и регулирующее законодательство в области цифровых технологий, в том числе системы социального кредита. При поддержке властей созданы свои национальные цифровые платформы, которые работают совершенно автономно: независимо от зарубежных [6, С. 46]. Этот опыт подчеркивает важность баланса между контролем и защитой прав граждан.
В Индии есть специализированный закон о цифровой банковской сфере, которая является продолжением традиционных банковских услуг. Для устранений противоречий между цифровым банком и правовыми нормами традиционной банковской сферы в Индии принят Закон об информационных технологиях, который предусматривает юридическое признание электронных транзакций и других средств электронной торговли [2, С. 43]. В Руанде задействованы цифровые технологии для обеспечения прозрачности земельных прав жителей [7, С. 44].
В Азиатско-Тихоокеанском регионе имеется несколько методов правового регулирования облачных технологий, которые являются зависимыми от цифрового пространства объектами цифрового права, то есть они не могут существовать вне цифрового пространства. Принятый Закон «О продвижении облачных вычислений и защите пользователей» представляет собой попытку законодательно урегулировать повышение соревновательного потенциала страны в общей гонке за развитие облачных технологий. Так, в Сингапуре создана и эффективно работает система электронного правительства, которая не только искоренила бюрократизм, но и обеспечила защиту права интеллектуальной собственности [8, С. 113].
Заключение
Изучение зарубежного опыта в правовом регулировании цифровых прав предоставляет России возможность выработать сбалансированный и современный подход. Важно учитывать принципы защиты приватности, свободы слова, инноваций и кибербезопасности, адаптируя их под уникальные потребности российского общества. Эффективное законодательство должно содействовать развитию цифровой экосистемы, укреплять права граждан и способствовать инновационному росту.
Конфликт интересов
Не указан.
Рецензия
Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.
Conflict of Interest
None declared.
Review
All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.
Список литературы / References
1. Агибалова Е.Н. Цифровые права в системе объектов гражданских прав / Е.Н. Агибалова // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. — 2020. — Т. 33. — N. 1. — С. 90-99.
2. Бачурин Д.Г. Налогообложение добавленной стоимости в цифровой экономике Республики Индии: особенности и тенденции правового регулирования / Д.Г. Бачурин // Налоги. — 2022. — N. 5. — С. 41-45.
3. Вакулина Г.А. О видах цифровых прав / Г.А. Вакулина // Хозяйство и право. — 2023. — N. 6. — С. 3-12.
4. Иноземцев М.И. Современные подходы к цифровизации объектов гражданских прав: обзор зарубежного опыта / М.И. Иноземцев // Международное публичное и частное право. — 2020. — N. 2. — С. 21-25.
5. Лескина Э.И. Сравнительный анализ стратегических документов зарубежных стран в обработке данных в эпоху Big Data / Э.И. Лескина // Международное публичное и частное право. — 2022. — N. 3. — С. 37-40.
6. Трощинский П.В. Цифровой Китай до и в период коронавируса: особенности нормативно-правового регулирования / П.В. Трощинский // Право и цифровая экономика. — 2021. — N. 1. — С. 44-58.
7. Трунцевский Ю.В. E-антикоррупция или e-коррупция: влияние глобальной цифровизации / Ю.В. Трунцевский // Международное публичное и частное право. — 2019. — N. 4. — С. 42-48.
8. Чекулаев С.С. Сравнительно-правовой анализ интеллектуального права России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона / С.С. Чекулаев, Е.Н. Бирюкова // Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу". — 2018. — N. 2. — С. 113-117.
9. Федоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц и цифровая экономика / А.В. Федоров // Право и цифровая экономика. — 2021. — N. 1. — С. 5-12.
10. Цветкова Е.С. Особенности оформления наследственных прав на цифровые активы / Е.С. Цветкова // Наследственное право. — 2023. — N. 3. — С. 33-36.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Agibalova E.N. Cifravye prava v sisteme ob'ektov grazhdanskih prav [Digital Rights in the System of Objects of Civil Rights] / E.N. Agibalova // YUridicheskij vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta [Legal Bulletin of Dagestan State University]. — 2020. — V. 33. — N. 1. — P. 90-99 [in Russian].
2. Bachurin D.G. Nalogooblozhenie dobavlennoj stoimosti v cifrovoj ekonomike Respubliki Indii: osobennosti i tendencii pravovogo regulirovaniya [Value Added Taxation in the Digital Economy of the Republic of India: Features and Trends of Law Regulation] / D.G. Bachurin // Nalogi [Taxes]. — 2022. — N. 5. — P. 41-45 [in Russian].
3. Vakulina G.A. O vidah cifrovyh prav [About the Types of Digital Rights] / G.A. Vakulina // Hozyajstvo i pravo [Economy and Law]. — 2023. — N. 6. — P. 3-12 [in Russian].
4. Inozemcev M.I. Sovremennye podhody k cifrovizacii ob'ektov grazhdanskih prav: obzor zarubezhnogo opyta [Modern Approaches to Digitalization of Civil Rights Issues: a review of foreign experience] / M.I. Inozemcev // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe parvo [International Public and Private Law]. — 2020. — N. 2. — P. 21-25 [in Russian].
5. Leskina E.I. Sravnitel'nyj analiz strategicheskih dokumentov zarubezhnyh stran v obrabotke dannyh v epohu Big Data [Comparative Analysis of Strategic Documents of Foreign Countries in Data Processing in the Era of Big Data] / E.I. Leskina // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe parvo [International Public and Private Law]. — 2022. — N. 3. — P. 37-40 [in Russian].
6. Troshchinskij P.V. Cifrovoj Kitaj do i v period koronavirusa: osobennosti normativno-pravovogo regulirovaniya [Digital China before and during the Coronavirus Period: Features of Regulatory Regulation] / P.V. Troshchinskij // Pravo i cifrovaya ekonomika [Law and the Digital Economy]. — 2021. — N. 1. — P. 44-58 [in Russian].
7. Truncevskij YU.V. E-antikorrupciya ili e-korrupciya: vliyanie global'noj cifrovizacii [E-anti-corruption or E-corruption: the Impact of Global Digitalization] / YU.V. Truncevskij // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe parvo [International Public and Private Law]. — 2019. — N. 4. — P. 42-48 [in Russian].
8. CHekulaev S.S. Sravnitel'no-pravovoj analiz intellektual'nogo prava Rossii i stran Aziatsko-Tihookeanskogo regiona [Comparative Legal Analysis of Intellectual Property Law in Russia and the Countries of the Asia-Pacific Region] / S.S. CHekulaev, E.N. Biryukova // Elektronnoe prilozhenie k "Rossijskomu yuridicheskomu zhurnalu" [Electronic Appendix to the Russian Law Journal]. — 2018. — N. 2. — P. 113-117 [in Russian].
9. Fedorov A.V. Ugolovnaya otvetstvennost' yuridicheskih lic i cifrovaya ekonomika [Criminal Liability of Legal Entities and the Digital Economy] / A.V. Fedorov // Pravo i cifrovaya ekonomika [Law and the Digital Economy]. — 2021. — N. 1. — P. 5-12 [in Russian].
10. Cvetkova E.S. Osobennosti oformleniya nasledstvennyh prav na cifrovye aktivy [Features of Registration of Inheritance Rights to Digital Assets] / E.S. Cvetkova // Nasledstvennoe parvo [Inheritance Law]. — 2023. — N. 3. — P. 33-36 [in Russian].