Научная статья на тему 'Правовое регулирование ценообразования как обеспечение экономической безопасности'

Правовое регулирование ценообразования как обеспечение экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2093
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / МОНОПОЛЬНО ВЫСОКАЯ ЦЕНА / МОНОПОЛЬНО НИЗКАЯ ЦЕНА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / PRICE / RETAIL PRICING / MONOPOLISTICALLY HIGH PRICE / LOW PRICE MONOPOLY / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карасева М. В.

В статье рассматриваются роль государства в ценообразовании, приводится характеристика монопольно высокой цены и монопольно низкой цены, определяется характеристика федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами регулирования ценовой политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF PRICING AS ENSURING ECONOMIC SAFETY

The article considers the role of government in pricing, the characteristic of high monopoly prices and monopoly low prices, a defining characteristic of the federal bodies of executive power in charge of regulating the pricing policy

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование ценообразования как обеспечение экономической безопасности»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

М.В. Карасева,

кандидат экономических наук, доцент заместитель начальника научно-исследовательского отдела УОНиРИД Московского университета МВД России

Аннотация. В статье рассматриваются роль государства в ценообразовании, приводится характеристика монопольно высокой цены и монопольно низкой цены, определяется характеристика федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами регулирования ценовой политики

Ключевые слова: Цена, ценообразование, монопольно высокая цена, монопольно низкая цена, государственное регулирование

LEGAL REGULATION OF PRICING AS ENSURING ECONOMIC SAFETY

M.V. Karaseva,

Candidate of Economic Sciences, associate professor, deputy chief of research department UONiRID of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. The article considers the role of government in pricing, the characteristic of high monopoly prices and monopoly low prices, a defining characteristic of the federal bodies of executive power in charge of regulating the pricing policy

Keywords: Price, retail pricing, monopolistically high price, low price monopoly, state regulation

Прежде приведем достаточно оригинальное (на наш взгляд) определение цены: «цена — это то, что покупатель отдает в обмен на нечто, доставляющее ему удовольствие»1.

В условиях рыночной экономики осуществляется в основном свободное формирование цен на товары, работы и услуги хозяйствующих субъектов.

Правовое регулирование ценообразования предполагает активное участие в этом процессе государства. Именно государство в лице образованных им органов осуществляет выбор инструментария ценового и тарифного администрирования, использует иные средства, связанные с бюджетным регулированием, налоговой политикой.

Тем не менее, роль государства в ценообразовании ограниченна — оно определяет общие правила формирования цен, а фиксирует или регулирует цены только на ограниченный круг продукции, това-

ров, сырья, услуг, имеющих значение для обеспечения и поддержания жизненного уровня населения.

Общий режим публично-правового регулирования ценообразования (за исключением субъектов естественных монополий, организаций ТЭК и участников рынка алкогольной продукции) определяется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики отнесены к ведению Российской Федерации. Государство определяет общие принципы ценообразования, разрабатывает административно-юридические методы его регулирования. Статьей 55 Конституции Российской Федерации утверждено положение о том, что для введения определенных ограничений

свободы в области ценообразования необходимо наличие фактических оснований, которые должны быть закреплены в соответствующих законах. Статьей 424 ГК РФ закреплен принцип свободы ценообразования. Статьей 28 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» устанавливается исключительное право Правительства Российской Федерации формировать номенклатуру цен, в отношении которых применяется государственное регулирование.

Однако на сегодняшний день отсутствует единая концепция законодательного ценового регулирования. Хотя в отдельных странах (Австрии, Дании, Норвегии) существуют специальные законодательные акты, а в США и Канаде вопросы регулирования цен отражаются антимонопольными законами.

В то же время, нормы, определяющие и регулирующие ценообразование, содержатся в ряде нормативных актов: Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях; Налоговом кодексе Российской Федерации; Федеральных законах от 26 марта 2003 г. № Э5-ФЗ «Об электроэнергетике», от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части определения монопольно высоких и монопольно низких цен, от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», транспортном законодательстве.

В частности, ст. 40 НК РФ установлены принципы определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения. В соответствие с положениями этой статьи для осуществления контроля за полнотой исчисления налогов налоговые органы вправе проверять правильность цен по сделкам в следующих случаях:

— между зависимыми друг от друга лицами;

— по товарообменным (бартерным) операциям;

— при совершении внешнеторговых сделок;

— при отклонении цен более, чем на 20% от уровня цен, применяемого налогоплательщиками по идентичным товарным операциям в пределах непродолжительного периода времени.

Тем не менее, основную роль в ценовом регулировании играют иные правовые акты и ведомственные акты, которые и определяют государственную ценовую политику, нацеленную на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, при государственных закупках на ряд социально значимых товаров, работ и услу г. Так, Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)» закреплено положение о том, что регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации

всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм.

Порядок государственного регулирования цен (тарифов), координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подготовка предложений по применению санкций за нарушение норм законодательства о государственном регулировании цен возложены на Правительство Российской Федерации.

Во исполнение этого указа Правительством Российской Федерации издано постановление от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», согласно которому установлены три перечня:

1) перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, государственное регулирование цен (тарифов) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти;

2) перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, государственное регулирование цен (тарифов) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, на которые органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

При этом возможны следующие методы регулирования цен:

— установление фиксированных цен;

— установление предельных цен;

— установление предельного размера снабжен-ческо-сбытовой и торговой надбавок;

— установление предельного коэффициента изменения цен;

— установление предельного уровня рентабельности к себестоимости продукции (работ, услуг);

— введение обязательного предварительного декларирования цен.

Федеральным законом «О защите конкуренции» запрещены действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товаров; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования; манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках

электрической энергии (мощности).

Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, т.е. между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок, повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. В свою очередь, запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок, повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Законом определено, что к монопольно высокой и монопольно низкой цене следует относить цены, установленные занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, при наличии определенных условий.

В этом случае монопольно высокой ценой товара признается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, которая превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами. Сопоставимым товарным рынком признается товарный рынок, сопоставимый по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Монопольно высокая цена товара устанавливается, в том числе:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Не признается монопольно высокой ценой товара:

— если товар является результатом деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества.

— если цена установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— если цена установлена на бирже при одновременном соблюдении условий, определенных в п. 5 ст. 6 Федерального закона «О защите конкуренции»;

— в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке;

— если цена, установлена с учетом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на бирже, согласованных с антимонопольным органом;

— если цена не превышает цену, установленную на бирже с соблюдением требований, установленных законом, и при этом экономические (коммерческие) условия сделки сопоставимы по количеству и (или) объему поставляемых товаров, срокам исполнения обязательств, условиям платежей, обычно применяемых в сделках данного вида, а также по иным разумным условиям, которые могут оказывать влияние на цену.

При определении монопольно высокой цены товара учитываются биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.

В настоящее время продолжают действовать разъяснения по выявлению монопольно высоких цен, сообщенные письмом ГКАП России от 14 марта 1996 г. N° ВБ/1034 «О выявлении монопольно высоких цен». В соответствии с данным документом для анализа может быть использована «Форма для заполнения показателей хозяйственной деятельности предприятий, доминирующих на товарном рынке, для контроля за ценообразованием». При этом в

целях выявления монопольно высоких цен полномочным антимонопольным органам рекомендуется исходить из следующих основных положений:

1) для выявления монопольно высокой цены необходимо определить наличие предпосылок ее применения, к которым относится:

— снижение объемов производства или изъятие из обращения продукции, по которой хозяйствующий субъект доминирует на товарном рынке;

— высокий уровень цены по сравнению с ценами на эту продукцию, изготавливаемую другими предприятиями;

2) для дополнительного обоснования высокой цены необходимо также провести анализ структуры цены на основе сравнения темпов роста составляющих цены по сравнению с индексом их роста по отрасли или региону. Анализу подлежат показатели: себестоимости; прибыли; материальных затрат; зарплаты.

Монопольно низкой ценой товара признается цена, которая ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами

Монопольно низкая цена товара устанавливается, в том числе:

1) путем снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности аналогичные условия при установлении монопольно высокой цены;

2) путем поддержания или неповышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно возросли;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону увеличения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону увеличения.

Не признается монопольно низкой цена товара в случае, если:

1) она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) она не ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке;

3) ее установление продавцом товара не повлек-

ло или не могло повлечь за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с продавцами или покупателями товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.

Могут быть использованы Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен (письмо ГКАП России от 21 апреля 1994 № ВБ/2053) и разъяснения к ним. При рассмотрении признаков установления монопольных цен следует иметь в виду, что:

- под изменением цен понимается их реальная динамика, учитывающая инфляционные процессы;

- изменения объемов производства учитываются в натуральном, а не стоимостном выражении;

- признаки монопольных цен могут выявляться не только прямо, через сравнение фактических цен и объемов производства с соответствующими значениями, которые имеются (или имелись бы) на конкурентном рынке, но и косвенно, путем анализа динамики цен объемов производства и т.д.;

- факты, формально свидетельствующие о наличии признаков монопольной цены, реально могут быть следствием сложившейся конъюнктуры рынка, а не злоупотреблением доминирующим положением на рынке со стороны хозяйствующего субъекта при установлении свободных цен. Поэтому наличие признаков монопольной цены не исключает, а предполагает проведение дальнейшего экономического анализа.

При выявлении фактов установления монопольной цены рекомендуется:

- уточнить границы товарного рынка, на котором хозяйствующий субъект реализует свою продукцию, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. приказом ФАС РФ от 28 апреля 2010 г. № 220) (с изм. и доп.)2;

- проверить наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке в соответствии с принятыми ГКАП России Методическими рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденными приказом ГКАП России от 3 июня 1994 г. № 67;

- проанализировать данные, подтверждающие признаки установления монопольно высокой цены.

Вопросы регулирования ценовой политики находятся в ведении Федеральной службы по тарифам, уполномоченной осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям дру-

гих федеральных органов исполнительной власти, а также осуществляющей функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с закрепленной компетенцией у ФСТ России две цели. Первая — обеспечение сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков. Вторая — обеспечение обоснованности и прозрачности процедуры установления тарифов.

В определении ценовой политики также участвует Федеральная антимонопольная служба в части применения методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Необходимо отметить и значение в области ценообразования Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегу-лирование)3. Среди полномочий данной Службы определено, в частности, что на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: устанавливающие цены, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции, а также устанавливающие цены, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта) и поставки (за исключением экспорта) этилового спирта.

Следует иметь в виду, что актами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не могут устанавливаться основы ценовой политики, являющиеся едиными на всей территории страны, но при этом им дано право регулировать формирование и применение цен.

В целом ценовое регулирование осуществляется следующими способами: прямое (директивное) ценовое регулирование и косвенное экономическое регулирование.

Первое направление предполагает, в частности, установление фиксированных цен для социально значимых товаров, работ и услуг; установление предельных цен (например, тарифы на электроэнергию); установление базовых цен и предельных коэффициентов их изменения (тарифы на грузовые железнодорожные перевозки) и т. п. Вторая группа способов включает использование субсидий, налоговых льгот, бюджетных дотаций и пр.

Таким образом, государственный порядок ценообразования включает:

а) установление предельных цен (тарифов) компетентными государственными органами в строго определенных законом случаях;

б) установление предельных коэффициентов изменения цен (тарифов), предельных уровней рентабельности и других наценок (надбавок) к ценам (тарифам);

в) установление системы скидок, порядка декларирования свободных цен и тарифов, порядка включения в себестоимость продукции различных сумм;

г) установление минимальных цен на отдельные виды продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д) регистрацию оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной техники и основных комплектующих изделий, регистрацию отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

1 Шив Ч. Д., Хайэм А. У Курс МВА по маркетингу / Пер с англ. — М., 2003. — С. 714.

2 Приказ ФАС РФ от 28 апреля 2010 г. № 220 (с изм. и доп.) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2010. — № 34.

3 Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 154) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2009. № 9, ст. 1119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.