Научная статья на тему 'Правовое регулирование трудового использования военнопленных в период 1941–1945 гг'

Правовое регулирование трудового использования военнопленных в период 1941–1945 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Колошинская Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование трудового использования военнопленных в период 1941–1945 гг»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЕННОПЛЕННЫХ В ПЕРИОД 1941-1945 ГГ.

Колошинская Н.В.

Статья посвящена анализу изданных в 1941-1945 годах нормативно-правовых документов, регламентирующих трудовое использование военнопленных

The article is devoted to analysis of legal documents issued in 1941-1945 that regulate the use of prisoners' labor

Ключевые слова: трудовое использование военнопленных, ведомственные нормативные документы

Keywords: the use of prisoners' labor, the government normative documents

Нормативная база правового регулирования содержанием военного плена в этот период до 80 % состояла из ведомственных приказов, директив и инструкций. Такое положение было обусловлено тем, что немецкие военнопленные находились под началом органов внутренних дел, а в государственной системе доминировал управленческий аппарат.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие трудовое использование военнопленных, изданные ещё в 1941-1945 годах, также не избежали печати упрощения, в силу уже упомянутой специфики регулирования положения военных пленников. Руководство ОПВИ (УПВИ) Управления МВД СССР по Ленинградской области и начальники лагерей, организуя процесс трудового устройства военнопленных, руководствовались не постановлениями СНЕС Союза ССР и даже не «Положением о военнопленных» 1941 года, формально имеющими большую юридическую силу по сравнению с ведомственными актами, а приказами, директивами и распоряжениями НКВД - МВД СССР1.

Таким образом, правовым основанием трудоиспользования военнопленных были ведомственные нормативные документы, главным из которых являлся приказ. Учитывая некоторые особенности общего развертывания лагерей в Ленинграде и области, связанные главным образом с более поздним их созданием, внимание организации труда военнопленных стало уделяться лишь во второй половине 1944 года2. Следует отметить, что 60 % лагерей были развернуты в городе и области только в мае-октябре 1945 года, когда в принципе их администрацией уже были приобретены навыки ведомственного регулирования трудовыми процессами военнопленных.

К тому же общее управление трудовым устройством в этот период строилось на требованиях нового «Положения о трудовом использовании

1 ОСФ и ИЦ ГУВД СПб и области. Ф. 28. On. 1. Ед. хр. 7. Л. 2.

2 Там же. Ф. 2. On. 1. Ед. хр. 58. Л. 314, 315, 320, 321, 326, 421-423.

военнопленных», введенного в действие приказом НКВД СССР от 29 сентября 1945 года № 02 493. Положение стало основным нормативным документом в этой области, в котором был обобщен весь предыдущий опыт ГУПВИ НКВД СССР по руководству трудоиспользованием военнопленных.

Содержание Положения от 29 сентября 1945 года заметно отличалось от установок НКВД СССР, изложенных им в директиве «О порядке трудового использования военнопленных, интернированных и спецконтингентов» от 6 апреля 1943 года4. Во-первых, оно разрабатывалось в точном соответствии с предписаниями постановления ГОКО от 4 июня 1945 года № 8921 сс «О мероприятиях по трудовому использованию военнопленных и материально-техническому обеспечению лагерей для военнопленных»5. Требования чрезвычайного высшего государственного органа Союза ССР, обладающего всей полнотой власти, отражали новые политические и хозяйственно-экономические реалии, сложившиеся уже после окончания Великой Отечественной войны.

Во-вторых, этот документ, больше чем директивное указание, впитал в себя основные правовые идеи «Положения о военнопленных» 1941 года, в котором достаточно полно были учтены их права и обязанности, составлявшие их правовой статус.

В-третьих, «Положение НКВД СССР о трудовом использовании военнопленных» содержало ряд ранее не формулируемых специальных и обязывающих норм. Так, п. 3 Положения гласил, что «военнопленный обязан своим трудом возместить стоимость своего содержания». Обязывающий характер нормы особенно отчетливо был реализован в п. 2 Положения, предписывающей обязательность труда «для всех военнопленных рядового и младшего начсостава» и др.

Наконец, данный нормативный документ, в целом сохраняя механизм отсылки к уже действующим ведомственным регулятивным актам, в большинстве не противоречил международно-правовым договоренностям «о работе военнопленных» (Женевская конвенция о содержании военнопленных от 27 июля 1929 года и др.). Он был более структурирован и логичен, кор-респондирован с общими принципами действия права данного периода. Из этого следовало, что ведомственные приказы и инструкции должны были приниматься во исполнение Положения от 29 сентября 1945 года.

В Положении, по сравнению с Конвенцией 1929 года, более детально регламентировались основания дисциплинарной и уголовной ответственности за небрежное отношение к работе и невыполнение установленных норм выработки, а также злостное уклонение от работы. Внутригосударственный

3 ОСФ и ИЦ ГУВД СПб и области. Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 66. Л. 501.

4 Военнопленные в СССР. 1939-1956. Документы и материалы. // Сост. Загорулько М.М., Сидоров С.Г., Царевская Т.В. / Под ред. М.М. Загорулько. - М.: Логос, 2000. - С. 566-568.

5 ОСФ и ИЦ ГУВД СПб и области. Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 66. Л. 448-451.

Правовое регулирование трудового использования...

нормативный акт стратифицировал и поощрительные меры для стимулирования хорошо работающих и др.

Помимо собственно «Инструкции по трудовому использованию», изложенной в разделе 1 Положения, в нем были системно представлены ещё два самостоятельных раздела, игравших не менее важную роль в регулировании трудового устройства военнопленных. Раздел 2 содержал «Инструкцию о работе производственно-плановых аппаратов лагерей для военнопленных», раскрывающую принципы и механизм руководства их производственно-плановой деятельностью6.

Инструкция включала в себя: общие положения, задачи производственно-плановых отделов (отделений) (ППО), функции ППО, обязанности работников ППО. Она устанавливала более четкий характер зависимостей между организацией и результативностью труда и как итог - денежным вознаграждением работающим военнопленным. Несмотря на то, что п. 47 Инструкции по трудовому использованию военнопленных не предусматривал в качестве меры поощрения досрочной репатриации, она имела место, в том числе и в УПВИ УМВД ЛО. Значительную роль в этом играло хорошо организованное планирование всей производственно-хозяйственной деятельности лагеря, руководство ею, контроль и отчетность по ней.

Раздел 3 Положения регулировал взаимоотношения между лагерями для военнопленных и хозорганом по поводу договорных работ. Учитывая многолетний опыт внутренних конфликтов между ними, недоразумений, а то и взаимные игнорирования прав и обязанностей техперсонала хозорганов и администрации лагерей, Наркомат внутренних дел разработал «Инструкцию о взаимоотношениях между лагерем и хозорганом на контрагентских договорных работах»7.

Инструкция, кроме общих положений, включала в себя разделы, регламентирующие расстановку рабочей силы со стороны администрации лагеря и хозоргана, производство работ, мероприятия по поднятию производительности труда и техники безопасности. Кроме этого, в ней предусматривались обязанности лагеря и хозоргана по недопущению простоя рабочей силы, допускалась и процедура оформления совместного акта с указанием его причин. Другие разделы Инструкции регулировали порядок учета выполненных работ, обязанности лагеря и хозоргана по организации противопожарных мероприятий и обеспечению охраны и режима.

Следует подчеркнуть, что в разделе 3 Положения впервые был определен правовой статус лагеря для военнопленных и хозоргана, использующего их труд, который носил асимметричный характер. При этом не трудно заметить, что, помимо приказа НКВД, правовым основанием трудоиспользования

6 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1. Д. 737. Л. 188-201.

7 Военнопленные в СССР. 1939-1956. Документы и материалы. // Сост. Загорулько М.М., Сидоров С.Г., Царевская Т.В. / Под ред. М.М. Загорулько. - М.: Логос, 2000. - С. 636-641.

военнопленных на определенном предприятии был договор, заключаемый между начальником лагеря и директором завода, комбината (другими словами, руководителем хозоргана).

Необходимо отметить, что взаимоотношения между лагерями военнопленных и хозорганами оформлялись в основном в соответствии с типовым договором УПВИ (ГУПВИ) НКВД СССР, введенным в действие приказом НКВД СССР от 6 апреля 1943 года № 006758. На основе этого типового договора по каждому хозоргану и лагерю заключались местные договора. В них вносились необходимые, исходя из местных условий, добавления с полным сохранением при этом всех основных условий типового договора. Менять эти основные условия категорически запрещалось.

Однако необходимо заметить, что типовой договор и заключенные на местах на его основе договора не всегда обусловливали взаимоотношения только между лагерями и хозорганами. Действительность оказалась богаче кабинетного «нормотворчества». Так, нормы питания военнопленных, мероприятия, направленные на повышение производительности их труда, восстановление и сохранение трудоспособности и другие, признавались приказом НКВД от 9 апреля 1943 года исключительно делом внутреннего распорядка лагеря9. Но уже Положение НКВД СССР от 29 сентября 1945 года значительно расширило число участников этих отношений. Теперь и хозорганы обязывались осуществлять эти и другие меры по улучшению жизни и труда военнопленных. Для этих целей они могли привлекать не только смежников, подрядчиков, но и самые различные нехозяйственные организации.

Хотя положение предписывало осуществление трудового использования военнопленных по решениям ГОКО и указаниям НКВД СССР, исходя из потребностей промышленности и строительства, а также ликвидации ущерба, причиненного войной, на практике в 40-х годов этот процесс регулировался и другими высшими партийно-государственными инстанциями. ЦК ВКП(б) в центре, его республиканские, краевые и областные органы, на местах, например, активно вмешивались в этот процесс. Представляется, что эта «встроенность» отражала природу правоотношений советского режима и существо действующих правовых механизмов данного периода10.

8 Военнопленные в СССР. 1939-1956. Документы и материалы. // Сост. Загорулько М.М., Сидоров С.Г., Царевская Т.В. / Под ред. М.М. Загорулько. - М.: Логос, 2000. - С. 565-572.

9 ОСФ ИЦ ГУВД СПб и области. Ф. 1. Оп. 1 Ед. хр. 111. Л. 40.

10 Иванов В.А., Ходяков М.В. Медико-санитарное обслуживание военнопленных на территории Ленинграда и области 1944-1949 гг. // Военно-исторический журнал. - 2011. - №11. -С.39-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.