Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 197
правовое регулирование трансплантации органов и тканей в российской федерации и других странах
Звягинцева С. Р.
Научный руководитель: старший преподаватель Берновская К.А. Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Звягинцева Стефания Романовна — студентка 2 курса, педиатрический факультет, e-mail: [email protected]
Ключевые слова: трансплантация органов, трансплантология, правовое регулирование.
Актуальность: В последнее время проблематика трансплантологии становится все более острой. Эта область медицины непосредственно связана с множеством злоупотреблений и преступных деяний, связанных с поиском донорских органов. Данная тенденция связана с пробелами в соответствующей законодательной базе, как в национальной, так и в международной. На сегодняшний день общественная опасность «черного» рынка донорских органов растет, в то время как отсутствие должного регулирования данной области государством провоцирует дефицит биоматериала для трансплантологии.
Цель исследования: Рассмотрение правовых проблем трансплантации органов и тканей в России и зарубежных странах, а также направлений для их разрешения.
Материалы и методы: Изучение и анализ нормативно-правовых актов о трансплантации органов и тканей РФ и других стран: Закон РФ от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека», Конвенция Совета Европы о правах человека и биомедицине (1997 г.), Декларация о трансплантации человеческих органов (1997), ч.2 ст. 105 УК РФ), судебная практика ЕСПЧ. [3]
Результаты: Проблема забора органов и тканей у донора рассматривается в зависимости от того, является ли донор живым или мертвым человеком. По законодательству РФ в качестве живого донора может выступать только родственник реципиента и обязательным условием для обеих сторон является добровольное информированное согласие на проведение трансплантации. [2] Самый распространенный в настоящее время вид донорства — изъятие органов и тканей у трупа. Данный вид донорства связан с рядом этико-правовых и религиозных проблем, среди которых наиболее важными являются: проблема констатации смерти человека, проблема добровольного волеизъявления о пожертвовании собственных органов после смерти для трансплантации, допустимость использования тела человека в качестве источника органов и тканей для трансплантации с позиций религии. Решения этих проблем отражены в ряде этико-право-вых документов международного, национального и конфессионального уровня. В основу закона РФ «о трансплантации органов и (или) тканей человека» положен принцип презумпции согласия. Таким образом, допускается изъятие тканей и органов у трупа, если умерший человек, или его родственники, не выразили на это своего несогласия. В США действует принцип презумпции несогласия, в соответствии с которым использование органов и тканей человека без юридически оформленного его согласия недопустимо. Ч.2 Ст.105 УК РФ регламентирует противозаконное изъятие органов и тканей человека. Классифицируемый принцип — заведомое использование беспомощного состояния лица. однако законодательством не предусмотрена уголовная ответственность общего и специального субъекта, врача-хирурга, участника преступной группы. [1]
Вывод: Необходимо решение вышеперечисленных проблем изъятия органов и тканей у трупа за счет соответствующих нормативно-правовых актов, а также ужесточение уголовной ответственности врача-хирурга, участника преступной группы. Литература
1. Гильфанова А.Ш., Латыпова Э.Ю. Трансплантация органов и тканей человека как преступление в сфере медицинской деятельности. Казань, Познание, 2013. С. 456.
forcipe
том 3 спецвыпуск 2020
elSSN 2658-4182
Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»
2. Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 с дополнениями от 24 мая 2000 года) // Цит. по: Шамов И.А. Биомедицинская этика. М.: Медицина, 2006. С. 207.
3. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине, Овьедо, 4 апреля 1997 г.
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ
Ищенко И. О., Оппедизано М. Д.Л.
Научный руководитель: к.ф.н., доцент Ильичёв П.И. Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Контактная информация: Ищенко Илья Олегович — студент 2 курса лечебного факультета.
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: биологическая смерть, изъятие органов и тканей, смерть мозга, философия, душа, целостность, идентичность, трансплантология.
Актуальность: На сегодняшний день проблема трансплантации органов и тканей стоит не только перед медициной, но и перед философией, поскольку до сих пор остаётся нерешённым ряд вопросов, связанных с коммерциализацией, констатацией смерти человека и регулированием процесса эксплантации. Для их решения необходим многосторонний подход, основанный на понимании понятия смерти и трансплантата как человеческой составляющей [2].
Цель исследования: Определить проблематику философского подхода к констатации смерти донора по концепции смерти мозга и дать оценку мировоззрению людей, готовых прижизненно пожертвовать свои органы и ткани нуждающимся в них больным.
Материалы и методы: Был проведён анализ научно-исследовательской литературы, посвя-щённой данной проблематике.
Результаты: Сегодня трансплантология достигла высочайшего уровня развития, но с точки зрения взаимосвязи философии и медицины остаётся ряд важных проблем, требующих своего решения [3]. Для философов, размышляющих на эту тему, значение имеет проблема целостности и идентичности человека, поскольку при каждой проводимой операции необходимо учитывать моральный и социокультурный критерии общества. Последний может отличаться в зависимости от государства, где проводится подобная процедура. Наряду с этим важную роль в этом вопросе занимает концепция «смерти мозга», находящаяся на стыке клинического и философского понимания при изъятии органа у донора [1, 2]. С клинической точки зрения, смерть мозга — гибель всего мозга, включая его ствол с необратимым бессознательным состоянием. однако философский подход к данной проблеме заключается в осознании отсутствия души у умершего донора, на что, в первую очередь, показывает гибель отделов мозга, ответственных за сознание, мышление — за сохранность человека как личности [3]. Помимо этого, важно отметить, что преодоление дефицита донорских органов и тканей связано с рядом вопросов: насколько можно расширять критерии смерти человека, чтоб донор не воспринимался, как «склад» запасных органов для пациента? Что собой представляет отделённый от донора орган с философской точки зрения после пересадки реципиенту?
Выводы: Человек, по определению философии, — общественное существо, обладающее разумом и сознанием. Целостность и единство человека определяются наличием как духовных, так и физических составляющих [2]. Трансплантация органов — процесс, заставляющий задуматься о понятии целостности человека и его смерти. Эти вопросы остаются до сих пор нерешёнными. Главная задача философии в области трансплантологии — поиск такого решения, при котором спасение жизни одних пациентов не будет вступать в противоречие с правами на жизнь других людей.
forcipe
vol. 3 supplement 2020
ISSN 2658-4174