Научная статья на тему 'Правовое регулирование содействия в изготовлении агитационных материалов как способа косвенного государственного финансирования деятельности политических партий'

Правовое регулирование содействия в изготовлении агитационных материалов как способа косвенного государственного финансирования деятельности политических партий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСВЕННОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ / АГИТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НДС / РАСХОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ПЕРИОД ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ / INDIRECT PUBLIC FUNDING OF POLITICAL PARTIES / AGITATION MATERIALS / EXEMPTION FROM VALUE ADDED TAX / EXPENDITURE OF POLITICAL PARTIES DURING ELECTION CAMPAIGNS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Меликян А. Б.

Изучен вопрос о перспективах правового регулирования такого способа косвенного государственного финансирования деятельности политических партий, как содействие государства в изготовлении агитационных материалов политических партий. На основе анализа избирательного и финансового законодательства России и зарубежных стран, практики финансирования избирательной компании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в 2007 г. предложено внести изменения в НК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Меликян А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF AGITATION MATERIALS PRODUCE SUPPORTING AS A WAYS OF INDIRECT PUBLIC FUNDING OF POLITICAL PARTIES

The author in this article has studied the question of the prospects of legal regulation of such a method of indirect public funding of political parties as state assistance in the production of propaganda materials of political parties. The author is based on the analysis of electoral and financial legislation of Russia and foreign countries, the practice of financing the election campaign on elections of deputies of the State Duma of the Russian Federation in 2007, offers amendments to the Tax Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование содействия в изготовлении агитационных материалов как способа косвенного государственного финансирования деятельности политических партий»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ В ИЗГОТОВЛЕНИИ АГИТАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СПОСОБА КОСВЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

А. Б. МЕЛИКЯН,

аспирант Северо-Западной академии государственной службы

e-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.02 - конституционное право, муниципальное право Научный руководитель: доктор юридическихнаук, профессор, В.П. Кириленко Рецензент: кандидат юридических наук, профессор Р.Н. Муру

Аннотация. Изучен вопрос о перспективах правового регулирования такого способа косвенного государственного финансирования деятельности политических партий, как содействие государства в изготовлении агитационных материалов политических партий. На основе анализа избирательного и финансового законодательства России и зарубежных стран, практики финансирования избирательной компании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в 2007 г. предложено внести изменения в НК.

Ключевые слова: косвенное государственное финансирование политических партий, агитационные материалы, освобождение от уплаты НДС, расходы политических партий в период избирательных компаний.

LEGAL REGULATION OF AGITATION MATERIALS PRODUCE SUPPORTING AS A WAYS

OF INDIRECT PUBLIC FUNDING OF POLITICAL PARTIES

A.B. MELIKJAN,

post-graduate student of Northwest academy of public service

Annotation. The author in this article has studied the question of the prospects of legal regulation of such a method of indirect public funding of political parties as state assistance in the production of propaganda materials of political parties. The author is based on the analysis of electoral and financial legislation of Russia and foreign countries, the practice of financing the election campaign on elections of deputies of the State Duma of the Russian Federation in 2007, offers amendments to the Tax Code ofthe Russian Federation.

Key words: indirect public funding of political parties, agitation materials, exemption from value added tax, expenditure ofpolitical parties during election campaigns.

Одним из способов косвенного государственного финансирования политических партий является предоставление государством политическим партиям и их кандидатам денежных средств для изготовления разных видов агитационных материалов. Как указывают C.B. Большаков и А.Г. Головин, «практика показывает, что кандидаты и избирательные объединения уделяют большое внимание выпуску и распространению в разных формах всевозможных агитационных листовок, плакатов и других подобных агитационных материалов»1. Так,

1 Большаков C.B., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации. М., 2007. С. 141.

в России в период избирательной кампании в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 2007 г. на выпуск и распространение печатных агитационных материалов политическая партия «Единая Россия» потратила около 138 млн руб. политическая партия «Справедливая Россия» — более 45 млн, КПРФ — более 100 млн, ЛДПР — более 234 млн2 (табл.).

В зарубежных государствах имеется опыт государственного финансирования изготовления печатных агитационных материалов политических партий. Так, в Белоруссии в соответствии с абз. 9 ст. 45 Избирательного кодекса Республики

2Партийные расходы // РГ. 2007. № 4556. С. 15.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица

Расходы на выпуск и распространение печатных агитационных материалов всех политических партий (представивших итоговые финансовые отчеты) в период избирательной кампании в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 2007 г.

Наименование политической партии (в соответствии с уставными документами) Израсходовано на выпуск и распространение печатных и иных агитационных материалов,руб.

Всероссийская политическая партия «Гражданская сила» 9 163 745,92

Всероссийская политическая партия «Единая Россия» 137 912 010,42

Политическая партия «Аграрная партия России» 6 795 436,46

Политическая партия «Демократическая партия России» 255 598

Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Фелераттии» 100 347 058,77

Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» 234 658 923,66

Политическая партия «Народный союз» 233 510

Политическая партия «Партия социальной справедливости» 1 651 865,10

Политическая партия «Патриоты России» 77 056 919.80

Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» 46 512 847

Политическая партия «Российская экологическая партия «Зеленые» —

Политическая партия «Союз правых сил» 61 399 056,06

Политическая партия «Справедливая Россия: Родина/пенсионеры/ жизнь» 45 270 203,92

Российская политическая партия Мира и единства —

итого 666 257 174,11

Белоруссии 2000 г. на оплату расходов по изготовлению предвыборных плакатов, призывов, заявлений, надписей, листков, фотоматериалов кандидату в депутаты Палаты Представителей выделяются средства из бюджета в размере 50 базовых величин3, кандидату в депутаты областного, Минского городского Совета депутатов — восьми базовых величин, кандидату в депутаты районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов — четырех базовых величин и кандидату в депутаты городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов — одной базовой величины. Белорусский опыт государственного целевого субсидирования политических партий представляет собой немаловажный элемент государственной поддержки избирательных объединений несмотря на относительно небольшие суммы выделяемых денежных средств.

Похожий опыт законодательного регулирования целевого субсидирования политических партий имеется в Литве, где денежные средства, выделяемые политическим партиям государством, могут быть использованы только на оплату эфирного времени на государственных радио- и телеканалах, на печать предвыборных плакатов кандидатов на соответствующих избирательных тер-

3 Дефиниция «базовая величина» является аналогом российского МРОТ. В соответствии с постановлением Совета министров Республики Белоруссии от 2 ноября 2007 г. № 1446 одна базовая величина равняется 35 тыс. белорусскихрублей.

риториях и на печать предвыборных программ политических партий в газетах. Так, в период избирательной кампании 2000 г. в Сейм Литвы объем целевого финансирования политических партий составил 9% всех затрат государства на организацию и проведение выборов4.

Безусловно, внедрение в России частичной государственной компенсации затрат политических партий (подобной белорусской или литовской) является нецелесообразным, учитывая как множество избирателей, так и большие затраты политических партий по сравнению с Белоруссией или Литвой. Однако с целью оказания содействия политическим партиям в уменьшении затрат на производство и распространение печатных и иных агитационных материалов в России возможно изменение правового регулирования этих вопросов следующим образом. В соответствии с гл. 21 НК РФ для организаций, осуществляющих производство печатных агитационных материалов, в настоящее время предусмотрен обычный порядок налогообложения — применяется ставка по НДС в 18%. Государство, учитывая значимость федеральных избирательных кампаний, отказавшись от прямого целевого субсидирования политических партий, имеется возможность освободить юридические лица и индивидуальных предпринима-

4 Ikstens J., Smilov D., Walecki M. Party and Campaign Funding in Estern Europe: A Study of 18 Member Countries of ACEEEO. IFES, 2001. P. 28.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

телей от уплаты НДС по доходам, полученным за предоставление услуг по производству и распространению печатных и иных агитационных материалов.

Общая сумма затрат на производство и распространение агитационных материалов в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ 2007 г. составила более 666 млн руб. Коммерческие организации должны были уплатить в федеральный бюджет НДС в размере более 101,5 млн руб.5 Эта сумма возможных выпадающих доходов федерального бюджета является не столь большой (особенно, если учесть, что выборы в Государственную Думу проводятся один раз в пять лет).

Необходимо ввести дополнения в НК РФ: • п. 1 ст. 164, в котором определены товары и работы (услуги), по которым ставка налога является нулевой, дополнить п.11 следующего содержания: «11. Работ (услуг), непосредственно связанных с производством и распространением агитационных материалов. Положения настоящего пункта рас-

5 Расчет НДС осуществлен в соответствии с рекомендациями из издания Т.Н. Белякова «Все об НДС« (СПб., 2007. С. 7).

пространяются на деятельность по производству и распространению печатных, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; • ст. 165, определяющую перечень документов, необходимых для применения нулевой ставки НДС, дополнить положением об обязательности представления договора (копии договора) с политической партией (региональным отделением политической партии), акт или иные документы (их копии), подтверждающие оказание услуг, согласие (копии согласия) уполномоченного представителя политической партии (регионального отделения политической партии) на оказание услуг. Таким образом, государственная поддержка по изготовлению агитационных материалов может стать важным элементом в системе государственного финансирования деятельности политических партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.