Юриспруденция
УДК 34
DOI 10.21661/r-470783
Т.С. Латыпов
Правовое регулирование системы национальной безопасности в России
Аннотация
В данной научной работе автор хотел акцентировать внимание на правовом регулировании системы национальной безопасности. В целом проблема создания идеальной системы национальной безопасности для Российской Федерации приобрела достаточно большую актуальность и на данный момент развитие эффективной системы национальной безопасности можно отнести к числу главных и довольно перспективных задач развития государства и его законодательства.
I Ключевые слова: национальная безопасность, правовое регулирование, система, права, угроза, военная безопасность, информационная безопасность, экологическая безопасность.
T.S. Latypov
Legal regulation of the national security system of Russia
Abstract
In this scientific work the author wanted to focus attention on the legal regulation of the national security system. In general, the problem of creating an ideal system of national security for the Russian Federation has become quite topical and at the moment the development of an effective system of national security can be considered among the main and rather promising tasks of the development of the state and its legislation.
I Keywords: national security, legal regulation, system, rights, threat, military security, information security, environmental safety.
За последний период времени Российская Федерация сделала свой стратегический выбор, несколько раз корректировала политическое направление. Данные процессы ставили перед государством, политическими элитами и гражданами ряд проблем, связанных с формированием конституционной структуры, общества, правового государства, экономики и обеспечением национальной безопасности. События 90-х годов ХХ века в России были связаны с поиском выхода из социально-экономического и политического кризиса, с частичной утратой важных для судьбы Российской Федерации социальных и культурных идеалов, политических практик и норм [1].
Интерес всего мирового сообщества по отношению к безопасности все более нарастает. Во многом это
связано с постоянными динамичными изменениями в мировой геополитической ситуации, недопониманием между лидирующими странами, расширением зоны влияния международного терроризма, постоянными экономическими встрясками и многими другими процессами. Все эти тенденции по увеличению угроз интересам граждан, общества и государства заставляют решать актуальные на данный период задачи по разработке более эффективных мер, направленных на разрешение проблем обеспечения национальной безопасности.
В современных условиях, проводимых в современной жизни России, особую роль играет правовая политика. Это одно из наиболее ярких разновидностей государственной политики в отношении внутренней об-
Legal studies
становки в стране, имеющая собственное содержание и самостоятельное видение правовой жизни. Сегодня правовая политика выходит на передние ступени жизнедеятельности общества [2].
Российская Федерация не отстает от мирового сообщества и урегулировав последствия кризиса доставшегося в наследство после распада Советского Союза, вступила в международной конкуренцию за свою национальную безопасность. В стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов Америки от 26 мая 2010 года сказано, что США готовы «построить более глубокие и эффективные партнерства с другими ключевыми центрами влияния - в том числе Китаем, Индией и Россией». В документе отмечается, что Россия «повторно появилась на международной арене как сильный игрок» [3].
Многие факторы играли и играют отрицательную роль в достижении надежной, разноплановой и эффективной системы национальной безопасности России. Эти факторы можно разделить на внешние и внутренние негативные тенденции. К внутренним противоречиям, которые негативно могут повлиять и нанести ущерб Российской Федерации можно отнести следующие отрицательные факторы: расслоение населения на большую массу малообеспеченных и узкий круг богатых граждан, угроза сепаратизма подогреваемая интернет пропагандой, неконтролируемая и незаконная миграция, различие и противоречие между действительностью и общественными потребностями, между социально-экономическим ожиданием населения и состоянием экономики, обострение националистических настроений, рост ксенофобии, религиозного радикализма и т. п. Внутренние проблемы Российской Федерации более перспективны в их решение и они должны иметь первичную цель, так как они более губительны для национальной безопасности России, но в тоже время имеется ряд внешних отрицательных факторов, которые действительно создают серьезные угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
Существующие на настоящие период времени геополитические противоречия, не желание сотрудничать между участниками международных отношений, террористические угрозы, а в последнее время и откровенные систематические нападения на национальную безопасность Российской Федерации манипуляционными путями и голословными обвинениями со стороны основных субъектов мировой политики. Все это и есть негативные тенденции влияющее на национальную безопасность Российской Федерации.
Основным внешним противником для национальной безопасности Российской федерации является Соединенные Штаты Америки. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления [4].
Можно вспомнить слова Збигнева Бжезинского: «Однако коалиция России одновременно с Китаем и Ираном может возникнуть только в том случае, если Соединенные Штаты окажутся настолько недальновидными, чтобы вызвать антагонизм в Китае и Иране одновременно» [5].
И давайте взглянем на стратегию национальной безопасности США опубликованного 19 января 2018 года Пентагоном, это видение представителей новой президентской администрации мировой политики, и в ней сказано, что: Долгосрочные стратегические соревнования с Китаем и Россией являются главными приоритетами Департамента, и требуют как увеличенных, так и устойчивых инвестиций из-за масштабов угрозы, которые они представляют для безопасности и процветания США сегодня, и увеличения потенциала этих угроз в будущем. Одновременно Департамент будет поддерживать свои усилия по сдерживанию и противодействию режимам «изгоев» такие как Северная Корея и Иран [6].
Анализируя историю 21 века можно прийти к выводу, что в ущерб геополитическим интересам России, со стороны ряда Западных стран, а именно США и их союзников продвигается политика решения международных проблем силовыми способами, реализация своего превосходства путем вмешательства, в том числе и военного, во внутренние дела других государств, использование санкций в виде торговой и экономической изоляции отдельных стран.
Глубокий разрыв в экономическом развитии отдельных стран, не прекращающаяся борьба за ресурсы, постоянные информационные противоборства, нарастающий процесс глобализации также приносят ряд негативных последствий национальной безопасности Российской Федерации.
Сама национальная безопасность предстает перед нами в виде особой, сложной, многоаспектной и постоянно изменяющейся системы. Национальная безопасность - это своеобразный ориентир положения общества, среды его обитания, способность этого общества выдерживать воздействия исходящее из различных разрушительных факторов, умение адоптироваться к изменяющимся условиям жизни и при этом охранять, и соблюдать высокий уровень жизни [7].
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации является основополагающей работой компетентных органов. Проведенный мною анализ работоспособности системы национальной безопасности в большей степени, заключающейся в информационной, военной, социальной экономической, политической, духовной защите. Привел к неутешительному выводу: о том, что постоянно изменяющиеся внешние и внутренние факторы, новые неординарные и динамические ситуации достаточно сильно влияют на безопасность нашей страны и привносят определенные сложности, к которым Российская Федерация не всегда готова. Требуется более тщательное и своевременное правовое регулирование системы национального права.
Юриспруденция
В общей теории систем наибольшее распространение получило следующее определение системы: Система - это как минимум совокупность двух элементов, взаимодействующих и взаимосвязанных между собой. Существует и другие определения категории «система». Ю.И. Шемакин в работе «Семантика самоорганизующихся систем» пишет, что система представляет собой «совокупность элементов, объединенных самоорганизацией, единством цели и функциональной целостностью» [8].
Если кратко определить, на чем осуществляется правовое регулирование системы национальной безопасности, то мы придем к выводу, что это: в первую очередь Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные акты федеральных органов государственной власти.
Национальную безопасность можно разделит на внутреннюю и внешнюю, это зависит от источника угроз. Также национальную безопасность можно классифицировать по сфере деятельности и по юридической силе, в зависимости от объема и содержания нормативной базы обеспечения национальной безопасности.
После проведения анализа и изучения недостатков и пробелов предыдущих Концепций национальной безопасности, был издан Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [9]. В идеале этот документ предназначен для того, чтобы расставить приоритеты национальной безопасности, разрешить проблемы, возникающие перед национальной безопасностью. При этом данная стратегия не заключает в себе нормы права, которые регулируют отдельные виды национальной безопасности.
Рассматриваемый указ делает акцент на достижении безопасности через развитие государства и улучшение социально-экономического положения Российской Федерации. Именно на этом фундаменте и выстраивается система национальных интересов, а в дальнейшем исходя из этого происходит, установление приоритетов в сфере безопасности. Успешное становление данных приоритетов заключается в совместных усилиях как организации гражданского общества, так и государственной власти. В целом можно обозначить, что стратегия национальной безопасности заключает в себе основной пласт для принятия новой военной доктрины.
Совершенствование и разработка конституционно-правового фундамента системы национальной безопасности требуется производить в кризисные периоды развития любого общества, особенно при обострении в различных экономических и социальных областях. В подобных условиях государству и обществу следует консолидироваться и по мере требования принимать определенные меры и использовать специальные методы, которые будут препятствовать возникновению конфликтных ситуаций.
Одним из основных механизмов в нормативном регулировании системы национальной безопасности
являются правовые меры, которые от имени государства устанавливают и закрепляют определенную систему партнерства общественных организаций и государственных органов, а также специфику поведения должностных лиц и граждан в области, тесно связанных с регулированием и обеспечением национальной безопасности.
В современный период глобализации мировое сообщество при помощи механизма международно-правовых режимов решает наиболее важные проблемы безопасности.
Правовые режимы, которые действуют в сфере обеспечения безопасности государства, общества, личности и объектом которых обозначена определенная система таких общественных отношения в области национальной безопасности называются внутригосударственными и не всегда регулируются международным правом [9].
В связи с постоянными динамичными изменениями внутри самого государства и за его пределами, а также в условиях продвижения реформ и увеличение роли административно-политической и правоохранительной функции государства был принят усовершенствованный Закон «О Безопасности» от 28.12.2010 г. №390-Ф3.
Указанный закон устанавливает правовой пласт, обеспечения безопасности государства, общества и личности, формирует систему безопасности ее методы, функции, закрепляет порядок финансирования и организации органов обеспечения безопасности, в том числе порядок осуществления надзора и контроля за законностью совершаемой ими деятельности.
Если затронуть юридическую литературу, то можно прийти к выводу, что существует различные подходы в определении общественной безопасности. Проведенный анализ юридических монографий и научных дискуссий показал, что в наше время все еще не определен единый подход к понятию общественная безопасность.
Нормативно правовое регулирование обособленных видов национальной безопасности имеет некоторые законодательный проблемы, которые отражаются в неполном правовом обеспечении определенной исследуемой категории.
При рассмотрении теоретико-правовых отрицательных тенденций военной безопасности стоит проанализировать такое понятие как «стратегическое сдерживание» определение которого можно понять как систему тесно связанных экономических, дипломатических, военных, информационных, политических и иных мер, являющихся ответной реакцией на действие других государств или коалиции государств, направленных на снижение напряжения, предотвращения угроз и сдерживания.
Нормативно правовое регулирование экологической безопасности также имеет дискуссионные моменты и не редко в данной области права можно, столкнутся с коллизией закона.
Российская Федерация как суверенное правовое государство сумеет свободно развиваться, когда нормативно-правовые регулирование будет обеспечено в
Legal studies
необходимой мере. Рассматриваемая область приобретает особое значение в связи с вышеуказанными угрозами национальной безопасности, охватывающими весь спектр.
На данном этапе требуется решение задачи по классификации законов и подзаконных актов, опре-
деляющих и направляющих национальной безопасность. В дальнейшем это облегчит совершенствование и модифицирование национальной безопасности, а также даст возможность проще ориентироваться в практико-правовом обеспечении национальной безопасности.
Литература
1. Аминов И.Р.О фундаменте национальной безопасности России // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). - 2015. - №2 (27). - С. 56-61.
2. Аминов И.Р. Государственно-правовая политика рф как способ поддержания стабильности в России // Совершенствование средств реализации и применения права: общетеоретические и отраслевые аспекты: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 3-9.
3. National security strategy of the United States. - May 2010. - Washington, DC, 2010. - P. 44 [Electronic resource]. -Access mode: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf>
4. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. - М.: Проспект, 2016. - 32 с.
5. Збигнев Бжезинский «Великая шахматная доска». Господство Америки и его геостратегические императивы // Пер. с англ. - М.: АСТ, 2014. - 702 с.
6. Summary of the 2018 National Defense Strategy of The United States of America Sharpening the American Military's Competitive Edge [Electronic re-source]. - Access mode: https://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf
7. Латыпов Т.С. Национальная безопасность как правовая категория // Интерактивная наука. - №10. -С. 205-208. - doi:10.21661/r-115477
8. Шемакин Ю.И. Семантика самоорганизующихся систем. - М., 2003.
9. Осипов М.Ю. Системы в праве и правовые процессы: Монография. - М.: РИОР: Инфра-М, 2015. - 282 с. References
1. (2015). Aminov I.R. O fundamente natsional'noi bezopasnosti Rossii. Vestnik BIST (Bashkirskogo instituta sotsial'nykh tekhnologii), 2 (27), 56-61.
2. Aminov, I.R. (2017). Gosudarstvenno-pravovaia politika rf kak sposob podderzhaniia stabil'nosti v Rossii. Sovershenstvovanie sredstv realizatsii i primeneniia prava: obshcheteoreticheskie i otraslevye aspekty, 3.
3. (2010). National security strategy of the United States., 44. DC. Retrieved from http://www.whitehouse.gov/sites/ default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf
4. (2016). Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 31 dekabria 2015 goda 683 "O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii". Strategiia natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii, 32. M.: Prospekt.
5. (2014). Zbignev Bzhezinskii "Velikaia shakhmatnaia doska". Gospodstvo Ameriki i ego geostrategicheskie imperativy. Per. s angl, 702. M.: AST.
6. Summary of the 2018 National Defense Strategy of The United States of America Sharpening the American Military's Competitive Edge [Electronic re-source]. Retrieved from https://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf
7. Latypov, T.S. Natsional'naia bezopasnost' kak pravovaia kategoriia. Interaktivnaia nauka, 10, 205-208. doi:10.21661/r-115477
8. Shemakin, Iu.I. (2003). Semantika samoorganizuiushchikhsia sistem. M.
9. Osipov, M.Iu. Sistemy v prave i pravovye protsessy: Monografiia., 282.