i- Аграрный вестник Урала № 07 (174), 2018 г. —«
Щ,
Экономика
УДК 346.7
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Б. А. ВОРОНИН, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, О. Г. ЛОРЕТЦ, доктор биологических наук, профессор, ректор, Я. В. ВОРОНИНА, старший преподаватель, Уральский государственный аграрный университет
(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)
Ключевые слова: сельское хозяйство, АПК, сельскохозяйственная деятельность, правовое регулирование, импор-тозамещение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, экспортно-ориентированное развитие.
Успешное и экономически устойчивое развитие сельского хозяйства невозможно без качественного правового урегулирования общественных отношений в аграрной сфере. Через законодательные и иные нормативные правовые акты государство регулирует, во-первых, производственно-экономические отношения (системы цен, налогов, заработной платы и т. д.); во-вторых, организационно-управленческие отношения (система органов управления экономикой, распределение прав и обязанностей между уровнями хозяйствования, формы самоуправления и участия трудящихся в управлении экономикой и т. п.); в-третьих, систему экономических рычагов и стимулов; в-четвертых, систему внешнеэкономических отношений российских сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с переходом на экспортно-ориентированное развитие. В настоящее время российское сельское хозяйство функционирует в условиях геополитической и геоэкономической нестабильности, связанной с применением в отношении Российской Федерации экономических санкций. С одной стороны, санкции обнажили острые проблемы отечественного сельского хозяйства, связанные с дефицитом семенного материала в растениеводстве и племенного материала в животноводстве и по этой причине зависимостью от импорта; с другой стороны, вызванное санкциями ускоренное импортозамещение оказало позитивное влияние на научно-технологическое и научно-техническое развитие всей системы агропромышленного комплекса, что способствует переходу отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей на новые технологические методы и приемы, обеспечивающие реальный рост продуктивности в растениеводстве и животноводстве и на этой основе увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В совокупности принятые на правовом уровне меры по государственной поддержке АПК уже позволили заметно снизить зависимость от импорта и занять свою нишу на мировом агропродовольственном рынке. В настоящей статье рассмотрены актуальные направления экономико-правового регулирования развития российского сельского хозяйства.
B. A. VORONIN, doctor of juridical sciences, professor, head of department, O. G. LORETZ, doctor of biological sciences, professor, rector, Ya. V. VORONINA, senior lecturer, Ural State Agrarian University
(42 K. Liebknehta str., 620075, Ekaterinburg)
Key words: agriculture, agro-industrial complex, agricultural activity, legal regulation, import substitution of agricultural products, raw materials and food, export-oriented development.
Successful and economically sustainable development of agriculture is impossible without a qualitative legal regulation of social relations in the agricultural sector. Through legislative and other regulatory legal acts the government regulates, first, the production-economic relations (the system of prices, taxes, wages, etc.); second, organizational-administrative relations (the system of bodies of management of the economy, the allocation of rights and responsibilities between levels of management, forms of government and the participation of workers in management of the economy, etc.); third, the system of economic levers and incentives; fourth, the system of foreign economic relations of Russian agricultural producers in connection with the transition to export-oriented development. Currently, Russian agriculture is operating in the context of geopolitical and geo-economic instability associated with the application of economic sanctions against the Russian Federation. On the one hand, the sanctions have exposed the acute problems of domestic agriculture associated with the shortage of seed in crop and breeding material in livestock and for this reason, dependence on imports; on the other hand, the accelerated import substitution caused by the sanctions has had a positive impact on the scientific, technological and scientific-technical development of the entire system of agriculture, which contributes to the transition of domestic agricultural producers to new technological methods and techniques that provide real growth in productivity in crop and livestock production and on this basis, increase in the production of agricultural products, raw materials and food. Taken together, the measures taken at the legal level for state support of agriculture have already significantly reduced the dependence on imports and occupy a niche in the global agri-food market. This article discusses the current directions of economic and legal regulation of the development of Russian agriculture.
LEGAL REGULATION OF AGRICULTURAL ACTIVITIES IN THE MODERN SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS
Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой Уральского государственного юридического университета.
Аграрный вестник Урала № 07 (174), 2018 г. - < СССС
Экономика
Цель исследования - анализ актуальных законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих аграрные отношения, принятых в Российской Федерации за период 2016-2018 гг.
Методы исследования: экономико-правового анализа, обобщения, экономического прогнозирования, статистиче ский.
Результаты исследования. Обсуждение Главным интегрированным законодательным актом в системе российского аграрного законодательства является Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [1], в ст. 5 которого определены принципы и основные направления государственной аграрной политики.
На основе этого Федерального закона формируется вся система аграрного законодательства. Вместе с тем сам Закон дополняется новыми актуальными нормами, способствующими улучшению правового регулирования всего комплекса аграрных отношений. В частности, Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 424 «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона „О развитии сельского хозяйства"» [2] внесены существенные изменения, которых давно ожидали аграрные вузы, учреждения среднего профессионального аграрного образования и научно-исследовательские учреждения аграрного профиля. Вышеперечисленные организации ежегодно занимаются выращиванием сельскохозяйственных культур, животных и переработкой сельскохозяйственной продукции, но не могли получить финансовую поддержку из бюджетов федерального и субъекта РФ, так как не имели статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя. Фактически все затраты приходилось осуществлять за счет внутреннего бюджета, что отрицательно отражалось на финансовом положении учебной или научной организации.
Учитывая особую значимость Федерального закона № 424-ФЗ, приведем его содержание: «Статья 1
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ „О развитии сельского хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 27; 2013, № 27, ст. 3477; 2015, № 1, ст. 20) следующие изменения: 1) в статье 5:
а) пункт 1 части 3 дополнить словами ", научных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона";
б) пункт 3 части 4 дополнить словами ", научных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона";
2) пункт 1 статьи 6 после слов "сельскохозяйственным товаропроизводителям" дополнить словами ", научным организациям, профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона,".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года».
Для того чтобы закон полноценно заработал, потребуется принять подзаконные нормативные правовые акты, в которых должен быть заложен организационно-правовой и, самое главное, экономический механизм его реализации.
Основным работающим финансово-экономическим инструментом реализации аграрной политики в настоящее время является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 [3], которая с 1 января 2018 г. переводится на проектное управление.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 октября 2016 г. № 1050 «О сертификации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [4] проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений; проектная деятельность -деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов (программ).
Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2017 г. № 1234 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации» [5] с 1 января 2018 г. досрочно прекращена реализация Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-
—"ЯВ?*" Аграрный вестник Урала № 07 (174), 2018 г. - <
Экономика
2017 годы и на период до 2020 года» [6], утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598, и Федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 922 [7]. Указанные программы интегрируются в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в качестве ее подпрограмм.
Эта Госпрограмма включает проектный и процессный разделы.
Проектный раздел состоит из четырех приоритетных проектов:
- ведомственный проект «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;
- ведомственный проект «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе»;
- ведомственный проект «Техническая модернизация агропромышленного комплекса»;
- приоритетный проект «Экспорт продукции АПК».
К процессной части Госпрограммы отнесены мероприятия, которые сгруппированы по подпрограммам.
Так, подпрограмма «Управление реализацией Государственной программы» предполагает совершенствование системы налогообложения и механизма финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, совершенствование государственных информационных ресурсов в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления АПК, обеспечение государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
В рамках подпрограммы «Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса» предусматривается регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, обеспечение эпизоотического благополучия, предупреждение распространения и ликвидация африканской чумы свиней на территории России, компенсация ущерба, причиненного аграриям в результате чрезвычайных ситуаций природного характера.
Также в процессной части Госпрограммы выделены мероприятия «Реализация федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства» и «Обеспечение сохранения коллекции генетических ресурсов растений», объединенные в подпрограмму «Научно-техническое обеспечение развития отраслей агропромышленного комплекса».
Кроме того, в Госпрограмму включена подпрограмма «Развитие сырьевой базы для обеспечения
легкой промышленности качественным сельскохозяйственным сырьем».
Оценка эффективности реализации Госпрограммы будет производиться ежегодно на основе использования системы показателей и индикаторов.
В новой редакции определены пять основных целей: 1) обеспечение продовольственной безопасности России с учетом экономической и территориальной доступности продукции АПК (индекс производства продукции сельского хозяйства в 2020 г. должен составить 108,6-110,8 % к уровню 2015 г.); 2) увеличение произведенной добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве (в 2020 г. - 38904050 млрд руб.); 3) рост экспорта продукции АПК (в 2020 г. - 132-133,3 % к уровню 2015 г.); 4) рост физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (в 2020 г. - 111,3-113,1 % к уровню 2015 г.); 5) повышение объема располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности (в 2020 г. - не менее 17,9-18,3 тыс. руб.) [8].
Паспорт Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия изменен 14 марта 2018 г. постановлением Правительства РФ от 1 марта 2018 г. № 214 [9].
Кроме подпрограмм в Госпрограмме имеются приложения [10].
Приложения к Государственной программе: приложение № 1 «Структура Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»;
приложение № 2 «Перечень участников Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»;
приложение № 3 «Перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, включенных в направления (подпрограммы) „Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России" и „Устойчивое развитие сельских территорий"»;
приложение № 4 «Сведения о целевых показателях (индикаторах) направлений (подпрограмм) Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы, в состав которых включены мероприятия интегрируемых федеральных целевых программ»;
приложение № 5 «Перечень объектов и прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам о проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в рамках Государственной
Аграрный вестник Урала № 07 (174), 2018 г. - < СС^С"
Экономика
\ ЗД
программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»;
приложение № 6 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках реализации мероприятий направления (подпрограммы) „Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»;
приложение № 7 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства»;
приложение № 8 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве»;
приложение № 9 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса»;
приложение № 10 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе»;
приложение № 11 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на гранто-вую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности»;
приложение № 12 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах»;
приложение № 13 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов»;
приложение № 14 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюд-
жетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог»;
приложение № 15 «Сводная информация по опережающему развитию приоритетных территорий»;
приложение № 16 «Сводная информация по опережающему развитию Нечерноземной зоны Российской Федерации».
Вышеперечисленные подпрограммы и приложения к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы являются не только ориентиром для позитивного развития предпринимательской деятельности в аграрном секторе экономики, но и реальным содержанием государственной финансово-экономической поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Анализ содержания Паспорта Госпрограммы и особенно приложений к ней свидетельствует, что развитие сельского хозяйства опирается на науку и в этой части подкреплено соответствующими нормативными правовыми актами. Отметим отдельные из них: указы Президента РФ от 16 декабря
2015 г. № 623 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» [11]; от 1 декабря
2016 г. № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период» [12]; от 21 июля 2016 г. № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства» [13]; Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 25 августа 2017 г. № 996 [14]; Прогноз научно-технического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 12 января 2017 г. № 3 [15]; Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2012 г. № 1853п-П8 [16].
В настоящей статье сделан краткий обзор нормативных правовых актов, прямо или опосредованно регулирующих сельскохозяйственную деятельность и устойчивое экономическое развитие российского сельского хозяйства. Наличие правовых актов аграрного законодательства свидетельствует о реальной аграрной политике, осуществляемой Российским государством.
—HSS?*" Аграрный вестник Урала № 07 (174), 2018 г. - <
Экономика
Литература
1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // СЗ РФ. 2007. № 1 (Ч. I). Ст. 27.
2. Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 424 «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона „О развитии сельского хозяйства"» // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286455.
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 // СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4549.
4. Постановление Правительства РФ от 15 октября 2016 г. № 1050 «О сертификации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» // URL : http://government.ru/docs/24918.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1234 «О реализации мероприятий фидерных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации» // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280802.
6. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 // URL : http://static.government.ru/media/files/41d47baf642258e68c1b.pdf.
7. Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 922 // URL : http://static.government.ru/media/files/41d49957ae2064e53ee1.pdf.
8. Информация ФГБУ Спеццентручет в АПК по материалам Минсельхоза России от 26 декабря 2017 г.
9. Постановление Правительства РФ от 1 марта 2018 г. № 214 // URL : http://government.ru/docs/all/115603.
10. URL : http://static.government.ru/media/files/Sm11aeajTC6zwCABKI9AxAdKayTg7GU5.pdf.
11. СЗ РФ. 2015. № 51. Ст. 7313.
12. СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6887.
13. СЗ РФ. 2016. № 30. Ст. 4904.
14. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223631.
15. URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71499570.
16. URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70068244.
References
1. Federal law of December 29, 2006 No. 264-FZ «On the development of agriculture» // SZ RF. 2007. No. 1 (Ch. I). St. 27.
2. Federal law of December 28, 2017 No. 424 «On amendments to articles 5 and 6 of the Federal law „On the development of agriculture"» // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286455.
3. The state program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020, approved by Government of the Russian Federation on July 14, 2012 No. 717 // SZ RF. 2012. No. 32. St. 4549.
4. Government of the Russian Federation resolution of October 15, 2016 No. 1050 «On certification of project activities in the Government of the Russian Federation» // URL : http://government.ru/docs/24918.
5. Government of the Russian Federation resolution of October 12, 2017 No. 1234 «On the implementation of the activities of feeder targeted programs integrated into certain state programs of the Russian Federation» // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280802.
6. Federal target program «Sustainable development of rural areas for 2014-2017 and for the period up to 2020», approved by Government of the Russian Federation of July 15, 2013 No. 598 // URL : http://static.government.ru/ media/files/41d47baf642258e68c1b.pdf.
7. Federal target program «Development of land reclamation of agricultural land in Russia for 2014-2020», approved by Government of the Russian Federation of October 12, 2013 No. 922 // URL : http://static.government. ru/media/files/41d49957ae2064e53ee1.pdf.
8. Information FGBI Special Centers in agriculture on the materials of the Ministry of agriculture of Russia on December 26, 2017.
9. Government of the Russian Federation resolution of March 1, 2018 No. 214 // URL : http://government.ru/ docs/all/115603.
10. URL : http://static.government.ru/media/files/Sm11aeajTC6zwCABKI9AxAdKayTg7GU5.pdf.
11. SZ RF. 2015. No. 51. St. 7313.
12. SZ RF. 2016. No. 49. St. 6887.
13. SZ RF. 2016. No. 30. St. 4904.
14. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223631.
15. URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71499570.
16. URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70068244.