УДК 343.82 d.E. BUTORIN*
ББК 67.409.17
Б93 LEGAL REGULATION OF DETENTION SECURITY LEVEL FOR PRISONERS IN PRE-TRIAL DETENTION CENTERS
Аннотация: в статье дается классификация нормативных правовых актов, регулирующих вопросы режима содержания под стражей в следственных изоляторах.
Ключевые слова: правовое регулирование режим содержания под стражей, следственный изолятор.
ДМИТРИЙ
ЕВГЕНЬЕВИЧ
БУТОРИН*
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЖИМА СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ ЛИЦ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ
Annotation', in the article the classification of normative legal acts regulating security level for prisoners in pre-trial detention centers is given.
Key words legal regulation, security level for detention, pre-trial detention center.
Под правовым регулированием следует понимать процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм. В нашем случае речь пойдет о воздействии государства на отношения, возникающие в сфере реализации режима содержания под стражей в следственных изоляторах. Данные юридические нормы представлены в совокупности в различных законодательных и иных нормативных актах:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»;
- Уголовно-процессуальный кодексРоссийской Федерации;
- указы Президента Российской Федерации;
- постановления Правительства Российской Федерации;
- нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации;
- нормативные акты Федеральной службы исполнения наказаний;
- международные правовые акты, регулирующие вопросы исполнения заключения под стражу.
Таким образом, все законодательные и иные нормативные акты, регулирующие вопросы режима содержания под стражей, можно разбить на четыре основные группы, или уровня:
- федеральные законы;
- указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации;
- ведомственные нормативные правовые акты;
- международные правовые акты.
Основным Законом государства является Конституция Российской Федерации. При обеспечении режима содержания под стражей должны соблю-
* Старший юрисконсульт адъюнкт (НИИ ФСИН России).
E-mail: [email protected].
Организация режима и ОРД в ИУ
Организация режима и ОРД в ИУ
даться основные права граждан, обозначенные в Основном Законе. Это касается равенства граждан перед законом и судом (ст. 19), неприменения пыток, насилия, другого жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания (ст. 21), гарантий права на свободу совести и вероисповедания (ст. 28), охраны здоровья и медицинской помощи (ст. 41), презумпции невиновности (ст. 49).
Заключение под стражу, а следовательно, и выполнение требований режима содержания под стражей существенно ограничивают конституционные права и свободы человека и гражданина: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27), а также ряд других прав. Однако в названных статьях указано, что ограничение данных прав допускается по судебному решению. Объем этих ограничений регулируетсядругими нормативными правовыми актами.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы обеспечения режима содержания под стражей, является Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон). До его принятия в 1995 г. действовало Положение о предварительном заключении (1969 г.). Однако считать его полноценным законодательным актом в области правового регулирования предварительного заключения можно весьма условно, поскольку важнейшая сторона этого процесса - права и обязанности заключенных под стражу - в нем не детализировались и были изложены в общем виде. Результатомэто-го стало издание целого ряда ведомственных инструкций, имевших, как правило, закрытый характер. Принятие указанного Закона было связано с теми социально-политическими изменениями, которые происходили в нашей стране в начале 90-х годов ХХ века. В 1995-2010 гг. было принято 15 нормативных актов, которые вносили в этот Закон различные поправки. Большинство из них было связано с передачей следственных изоляторов из системы МВД в Минюст России, образованием Федеральной службы исполнения наказаний. Некоторые поправки смягчали условия содержания под стражей (например, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ внесены изменения, увеличивающие время прогулки лицам, водворенным в карцер, с тридцати минут до одного часа, Федеральным законом от 5 февраля 2007 г.
№ 10-ФЗ в карцере разрешено пользоваться книгами, газетами, журналами и иной литературой).
На наш взгляд, в ближайшие годы также будутвноситься изменения в данный Закон. Это связано с общим курсом развития уголовной политики в нашей стране, стремлением соответствовать международным правовым стандартам в области заключения под стражу.
Статьей 15 Закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, в целях обеспечения которого утверждаются Правила внутреннего распорядка (ст. 16), а также перечень прав подозреваемых и обвиняемых (ст. 17). Разумеется, при осуществлении требований режима права подозреваемых и обвиняемых ни в коей мере не должны ущемляться, режим должен, наоборот, обеспечивать их реализацию. Особое внимание уделяется таким правам, как право на свидания с защитником, родственниками и иными лицами (ст. 18), право на личную безопасность (ст. 19), право на переписку (ст. 20).
Отдельные статьи посвящены основным требованиям режима - изоляции, охране и надзору. В Законе дается перечень основных обязанностей подозреваемых и обвиняемых; определяются виды поощрений и взысканий, а также порядок их применения к подозреваемым и обвиняемым; регламентируется порядок содержания в карцере; устанавливается материальная ответственность подозреваемых и обвиняемых; определяется порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Наиболее значимыми нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обеспечения режима в следственных изоляторах на ведомственномуровне, являются Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 14 января 2005 г. № 189, и приказ Минюста России от 3 октября 2005 г. № 204дсп «Об утверждении Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы».
Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила) в отношении подозреваемых и обвиняемых устанавливают и детализируют: порядок приема и размещения по камерам; проведение личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования и досмотра их вещей; изъятие у них предметов, веществ и про-
дуктов питания, запрещенных к хранению и использованию; их материально-бытовое обеспечение; приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости других промышленных товаров; прием и выдачу посылок, передач; получение и отправление телеграмм, писем, денежных переводов; направление предложений, заявлений и жалоб; отправление религиозных обрядов; привлечение к труду; участие в семейноправовых отношениях и гражданско-правовых сделках; проведение подписки на газеты и журналы; медико-санитарное обеспечение; проведение ежедневных прогулок; проведение свиданий с защитником, родственниками и иными лицами; предоставление платных телефонных разговоров; обеспечениеучастия в следственных действиях и судебных заседаниях; личный прием начальником СИЗО или уполномоченными им лицами; выдача тел подозреваемых и обвиняемых, умерших в СИЗО.
Кроме того, в Правилах дается более подробный по сравнению с Законом перечень обязанностей подозреваемых и обвиняемых, дежурного по камере, определяются действия, которые им запрещается совершать.
Важным правовым документом является приказ Минюста России «Об утверждении Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы». В первом параграфе данного нормативного документа даются определения понятиям: «режим содержания под стражей», «надзор», «внутренний пост (постоянный, временный)», определяется структура плана надзора учреждения, оговариваются обязанности должностных лиц по обеспечению надзора от начальника следственного изолятора до младшего инспектора на посту у камер; регламентируется: порядок организации несения службы дежурной сменой, приема-сдачи дежурств между сменами; организация службы надзора на различных постах; порядок несения службы дневной сменой; правила проведения личного обыска, досмотра вещей подозреваемых, обвиняемых, осужденных и иных лиц, обыска и технического осмотра камер; порядок учета, выдачи и хранения рабочего инструмента, используемого в
следственных изоляторах; порядок применения ИТСН и средств связи для обеспечения надзора, в том числе на постах, где содержатся осужденные к смертной казни и пожизненному лишению свободы; порядок водворения подозреваемых, обвиняемых и осужденных в одиночную камеру, карцер (штрафной изолятор) и в камеру для временной изоляции лиц, у которых произошел нервный срыв; порядок осуществления надзора за осужденными, оставленными в СИЗО (тюрьме) для работ по хозяйственному обслуживанию; меры безопасности, основания и порядок применения физической силы, специальных средств, газового оружия; конкретно указано, в каких случаях применяется то или иное специальное средство либо физическая сила и какие документы при этом составляются; порядок обеспечения режима и надзора в условиях чрезвычайных ситуаций и при введении режима особых условий; действия при авариях систем жизнеобеспечения; действия при массовом отравлении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, нападении на сотрудника и групповом неповиновении, возникновении массовых беспорядков, захвате заложников и побеге.
Важность рассматриваемого документа состоит в том, что в нем конкретно показаны пути и методы реализации требований режима содержания под стражей в следственном изоляторе. Ценным является и наличие большого количества приложений к приказу, которые определяют различные формы журналов, актов, рапортов и т. д., имеющих практическое значение непосредственно в работе сотрудниковслед-ственных изоляторов при организации надзора.
Правовая база обеспечения режима содержания под стражей в следственных изоляторах в Российской Федерации не ограничивается приведенными документами. Процесс создания этой правовой базы не завершен. Он напрямую связан с содержанием политических и социально-экономических реформ в стране. Коренные изменения, происходящие во всех областях жизни государства и общества, существенным образом влияют на правоустанавливающую и правоприменительную политику и практику, в том числе в такой специфической сфере деятельности, как обеспечение режима содержания под стражей в следственных изоляторах.
Организация режима и ОРД в ИУ