УДК 347.63:347.94
правовое регулирование
реализации права ребенка вь1ражать свое мнение (проблемы теории и практики)
© Толстикова О. М., Белоусова Н. Н., 2016
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Анализируются вопросы материального и процессуального права, касающиеся реализации права ребенка выражать свое мнение по вопросам, затрагивающим его интересы. Семейные отношения попадают под регулирование не только правовых норм, но и норм морали и нравственности, которые находятся в тесном взаимодействии. Необходимость изучения этой темы вызвана анализом судебной практики. Авторами представлены выводы по актуальным проблемам правового регулирования реализации права ребенка быть заслушанным в ходе судебного разбирательства.
Ключевые слова: права ребенка; обязанности родителя; лишение родительских прав; защита прав и интересов ребенка; мера ответственности; учет мнения ребенка; согласие ребенка; опрос ребенка в судебном заседании; участники гражданского процесса; доказательства в гражданском процессе; обстоятельства предмета доказывания.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ) [1]. Семейные отношения являются одной из наиболее сложных с точки зрения правового регулирования областей общественной жизни. Это связано с тем, что правовые и моральные предписания, личные и общественные интересы находятся в тесном взаимодействии и сплетении. Сегодня со стороны государства уделяется повышенное внимание проблемам правового положения ребенка в обществе; в более чем 150 законодательных актах отражены права детей. Однако наличие нормативных правовых актов не свидетельствует о том, что сегодня у нас нет проблем, связанных с применением этих актов.
Правовой статус ребенка в семейном законодательстве содержит, как правило, только его права, которые родители обязаны соблюдать и защищать. Родители также обязаны соблюдать права друг друга в отношении детей (согласно ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и исполняют равные обязанности в отношении своих детей (родительские права)) [2].
Семейный кодекс РФ в главе 11 закрепляет основные права ребенка: жить и воспитываться в семье (ст. 54); общаться с родителями и другими родственниками (ст. 55); защищать свои права и законные интересы, а также защищаться от злоупотреблений со
стороны родителей (ст. 56); выражать свое мнение (ст. 57); право на имя, отчество и фамилию, а также изменение имени и фамилии (ст. 58—59); получать содержание от своих родителей и других членов семьи; в том числе ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им по гражданско-правовым сделкам, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка (ст. 60).
При решении в семье любого вопроса, затрагивающего интересы ребенка, ребенок вправе выражать свое мнение. Он может быть заслушан в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 57 СК РФ). Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Семейным кодексом РФ установлены случаи (ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), когда органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.
Каждый человек, хочет он того или нет, постоянно подвергается внешнему влиянию. Мы настолько привыкли к этому, что совсем не задумываемся, откуда у нас возникают те или иные идеи, желания, взгляды. Таким же образом оказывается влияние и на наших детей. Психика ребенка начинает свое развитие с самого рождения, а если быть точнее, то какие-то этапы развития
происходят еще в утробе матери. Планомерное развитие малыша зависит от многих факторов. Первостепенен наследственно-биологический фактор, а также отношения родителей в семье. Далее подключается социальный фактор. Психика ребенка очень уязвима, и процесс ее развития очень сложный. Нельзя сказать, что это равномерный процесс: психика ребенка развивается скачкообразно, есть моменты бурного развития, а есть периоды так называемого затишья, когда развитие подготавливается к новому этапу. На первом этапе развития ребенка, как и на всех последующих, огромное влияние на него оказывает семья, в первую очередь семейная атмосфера. Если ребенок окружен заботой, добротой, не видит ссор родителей, не слышит постоянных криков, он может нормально развиваться. Он не будет замыкаться в себе, будет открыт к изучению всего нового.
Самое сильное влияние на детей, как правило, оказывают их родители. Однако не всегда родителям удается надолго сохранить свой авторитет в глазах своих детей. При определенных обстоятельствах ребенок перестает доверять родителям, прислушиваться к ним, уважать и принимать их мнение.
Также на психику ребенка в определенное время оказывают влияние, кроме семьи, его друзья, педагоги и др. Влияние этих людей трудно недооценить. Ребенок перенимает манеру поведения у друзей, учится разговаривать, как взрослые. Педагоги проводят обучение и развивают познавательную функцию ребенка, его память. В школьный период для ребенка семья по-прежнему важна, но постепенно начинает отходить на второй план. Первое место занимают друзья, интернет, телевидение, реклама. Главная задача родителей на этом этапе — лучше узнать окружение ребенка, так как влияние друзей очень велико. И если ребенок попадает в плохую компанию, родители обязательно должны вмешаться. Телевидение, реклама, СМИ, интернет очень влияют на психическое развитие ребенка — как в положительную, так и в отрицательную сторону. Ребенок должен развивать свои аналитические способности, а родители должны ему в этом помочь.
Суды опрашивают детей в судебном заседании при рассмотрении следующих споров: об определении места жительства ребенка, об определении порядка общения с родителем, проживающим отдельно от
ребенка, и др. Необходимо отметить, что эта обязанность суда предусмотрена непосредственно ст. 65, 66 СК РФ.
Производство по гражданским делам в судах общей юрисдикции, как известно, регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ [3], который устанавливает, в том числе, и порядок проведения судебного разбирательства по гражданским делам, возникающим из семейных правоотношений. В соответствии со ст. 155 ГПК РФ разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания. Следовательно, ребенок вправе быть заслушанным в судебном заседании, в котором происходит разбирательство гражданского дела, возникшего из семейных правоотношений, где решается вопрос, затрагивающий интересы ребенка. Данный вывод означает, что ребенок в соответствии со ст. 57 СК РФ не может быть заслушанным по вопросу, затрагивающему его интересы, в предварительном судебном заседании, проведение которого возможно на стадии подготовки дела к судебному разбирательству на основании ст. 152 ГПК РФ. Таким образом, ребенок вправе быть заслушанным в ходе судебного разбирательства, а именно в судебном заседании на стадии судебного разбирательства, где гражданское дело рассматривается по существу.
Далее следует указать, в какой части судебного заседания (а их четыре: подготовительная, рассмотрение дела по существу, судебные прения и постановление решения) суду следует заслушать ребенка по вопросу, затрагивающему его интересы. Помещение рассматриваемого процессуального действия в какую-либо часть судебного заседания будет предопределяться задачей (назначением) этого процессуального действия, так как каждая часть судебного заседания имеет свои задачи (назначение). Так, в подготовительной части разрешаются вопросы, касающиеся возможности рассмотрения дела в данном судебном заседании; при рассмотрении дела по существу исследуются доказательства для установления обстоятельств предмета доказывания по делу; в судебных прениях лицам, участвующим в деле, и их представителям предоставлено право выразить свое мнение о том, как должно быть разрешено дело; в заключительной части судебного заседания
суд выносит решение. Кроме того, в соответствии со ст. 189 ГПК РФ после исследования всех доказательств перед судебными прениями председательствующий в судебном заседании судья предоставляет слово для заключения прокурору, представителю государственного органа или представителю органа местного самоуправления, участвующим в процессе в соответствии с ч. 3 ст. 45 и со ст. 47 ГПК РФ.
Возвращаясь к ст. 57 Семейного кодекса РФ, следует сделать вывод, что мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет, по вопросу, затрагивающему его интересы, как факт, обстоятельство входит в предмет доказывания по гражданскому делу, возникшему из семейных правоотношений и рассматриваемому судом. Этот факт должен быть установлен судом для правильного разрешения гражданских дел, возникающих из семейных правоотношений, в которых разрешается вопрос, затрагивающий интересы ребенка. Например, в соответствии с п. 3 ст. 65 СК РФ место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом, исходя из интересов детей и с учетом их мнения. Таким образом, мнение ребенка о том, с кем из родителей он хочет проживать, как факт, обстоятельство должен быть установлен судом для правильного разрешения дела.
Как указывалось выше, обстоятельства дела устанавливаются судом во второй части судебного заседания — рассмотрении дела по существу. Именно в этой части судебного заседания должно быть установлено мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет, по вопросу, затрагивающему его интересы.
Однако законодатель предусмотрел случай, когда требуется не мнение, а согласие ребенка. Так, при лишении родительских прав ребенок, достигший возраста десяти лет, должен выразить свое согласие или несогласие по данному вопросу. Статья 69 СК РФ предусматривает основания лишения родителей родительских прав. Необходимо отметить, что перечень этих оснований является исчерпывающим.
Лишение родителя родительских прав является крайней мерой. Согласно ст. 70 СК РФ родитель лишается родительских прав в судебном порядке и при обязатель-
ном участии органа опеки и попечительства. Прямо законодатель не предусматривает участия ребенка в данном процессе. Однако, исходя из анализа судебной практики по делам о лишении родителей родительских прав и позиции Верховного Суда РФ, высказанной в обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, с учетом положения ст. 57 СК РФ ребенок вправе выражать свое мнение по вопросам, затрагивающим его интересы [4]. Так как применение крайней меры к родителям напрямую затрагивает интересы ребенка, суды обязаны опрашивать детей в судебном заседании в присутствии педагога-психолога.
Так, при восстановлении родителя в родительских правах (ст. 72 СК РФ) законодатель прямо указывает, что суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если оно противоречит интересам ребенка. Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.
Лишение родителя родительских прав следует рассматривать как меру ответственности родителя за неправомерное поведение в семье. Эта мера является крайней по отношению к родителю, который не исполняет предусмотренные законом обязанности. Данная санкция установлена государством, и возникает вопрос, почему для применения этой санкции необходимо согласие ребенка [5]. Насколько это положение закона является правомерным и правильным? Соответственно, включать в предмет доказывания по делу о лишении родительских прав согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, по нашему мнению, является неправильным. Более того, ст. 70 СК РФ прямо не предусматривает получения согласия ребенка при рассмотрении вопроса о лишении родительских прав; суды распространяют действие ст. 57 СК РФ как общей нормы, что, на наш взгляд, является неправомерным.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела на основе доказательств. Таким образом, установление судом мнения ребенка при рассмотрении гражданских дел, возникающих из семейных правоотношений, осу-
ществляется с помощью доказательств, перечень которых содержится в ст. 55 ГПК РФ и является закрытым. Доказательствами являются: объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов. С помощью любого из перечисленных доказательств во второй части судебного заседания суд мог бы установить мнение ребенка по вопросу, затрагивающему его интересы. Однако в соответствии со ст. 57 СК РФ мнение ребенка должно быть установлено путем заслушивания его в судебном заседании.
Конечно, по нашему мнению, указанное положение ст. 57 СК РФ не исключает использования судом для установления мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, по вопросу, затрагивающему его интересы, перечисленных в ст. 55 ГПК РФ средств доказывания. Например, суду не запрещается исследовать письмо внука к бабушке, в котором он сообщает свое мнение о том, с кем из родителей он желает проживать после их развода. В данном случае письмо будет являться письменным доказательством по устанавливаемому факту. Или, например, суд может допросить в качестве свидетеля соседку по квартире, с которой родители ребенка состоят в дружеских отношениях, и ребенок в период их кратковременного отсутствия проводил с ней время. В этом случае для установления факта будет использовано свидетельское показание. Однако, как уже отмечалось ранее, в соответствии со ст. 57 СК РФ мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет, по вопросу, затрагивающему его интересы, должно быть установлено судом путем заслушивания этого ребенка в судебном заседании. По мнению авторов, в связи с изложенным имеет место так называемое частное правило допустимости доказательств с позитивным содержанием, закрепленное в ст. 60 ГПК РФ, в соответствии с которым обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Вместе с тем такого вида доказательств (средства доказывания), как мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет, по вопросу, затрагивающему его интересы, ГПК РФ не предусматривает [6]. Следова-
тельно, не закреплены его источник, порядок получения, исследования, оценки.
Мнение ребенка устанавливается судом путем его опроса в судебном заседании. При опросе частично используются правила допроса несовершеннолетнего свидетеля, установленные ст. 179 ГПК РФ по аналогии закона, допускаемой в соответствии с ч. 4 ст. 1 ГПК РФ. Однако, как совершенно правильно отмечается в литературе, «аналогия применения является спорной, так как изначально содержание этой статьи направлено на регламентацию допроса несовершеннолетних свидетелей, к которым ребенок в спорах, затрагивающих его интересы, не относится» [7].
Тем не менее опрос производится с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. При опросе ребенка суд должен выяснить, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает, и т. п. При этом перед тем как произвести опрос ребенка, суд должен предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие на суде. Указанные правила опроса содержатся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» [8].
Анализируя судебную практику по данной категории дел, необходимо отметить, что имеют место случаи формализма судей, органов опеки и попечительства, прокуроров при рассмотрении судебных дел с участием детей. Такое состояние правового регулирования, его уровень и полнота вряд ли могут способствовать защите прав и интересов детей в гражданском процессе Российской Федерации при рассмотрении гражданских дел, возникающих из семейных правоотношений, в которых затрагиваются интересы детей.
В действительности отсутствие процессуального порядка опроса ребенка, достигшего возраста десяти лет, с целью установления его мнения по вопросам, затрагивающим его интересы, влечет отсутствие гарантий права ребенка быть заслушанным
в ходе судебного разбирательства, закрепленного нормой материального права в ст. 57 Семейного кодекса РФ.
Право ребенка выражать свое мнение предусмотрено в ст. 13 Международной конвенции «О правах ребенка» [9]. Следовательно, исключить опрос ребенка в судебном заседании для установления его мнения невозможно. По мнению авторов, кроме опроса для установления мнения ребенка целесообразней назначать экспертизы для диагностики внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребенка с каждым из родителей, выявления психологических особенностей каждого из родителей и ребенка для психологического анализа ситуации в целом, т. е. использовать средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ. ^
1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Собр. законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 1995 г. № 223-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 нояб. 2002 г. № 138-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
4. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей : утв. Президиумом Верхов. Суда РФ 20 июля 2011 г. // Бюл. Верхов. Суда РФ. 2012. № 7.
5. Толстикова О. М. Правовое положение ребенка в семье / / Несовершеннолетний как субъект права : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т. Л. Курас. Иркутск, 2015. С. 46.
6. Белоусова Н. Н. К вопросу о процессуальном порядке реализации права ребенка быть заслушанным в ходе судебного разбирательства по вопросу, затрагивающему его интересы // Несовершеннолетний как субъект права : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т. Л. Курас. Иркутск, 2015. С. 61.
7. Пашкова В. А. Проблемы реализации права ребенка выражать свое мнение в суде / / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 9. С. 190.
8. О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей : постановление Пленума Верхов. Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 // Бюл. Верхов. Суда РФ. 1998. № 7.
9. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 нояб. 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сент. 1990 г.) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. ХГУ1.
список литературы
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 нояб. 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сент. 1990 г.) // Сборник международных договоров СССР. — 1993. — Вып. ХЬУ!.
Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Собр. законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 1995 г. № 223-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 нояб. 2002 г. № 138-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей : утв. Президиумом Верхов. Суда РФ 20 июля 2011 г. // Бюл. Верхов. Суда РФ. - 2012. - № 7.
О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей : постановление Пленума Верхов. Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 // Бюл. Верхов. Суда РФ. - 1998. -№ 7.
Белоусова Н. Н. К вопросу о процессуальном порядке реализации права ребенка быть заслушанным в ходе судебного разбирательства по вопросу, затрагивающему его интересы // Несовершеннолетний как субъект права : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т. Л. Курас. - Иркутск, 2015. - С. 61-64.
Пашкова В. А. Проблемы реализации права ребенка выражать свое мнение в суде // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2011. - № 9. - С. 190-195.
Толстикова О. М. Правовое положение ребенка в семье / / Несовершеннолетний как субъект права : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т. Л. Курас. - Иркутск, 2015. - С. 46-49.
The Legal Regulation of the Implementation of Children's Right to Express their Opinions (Problems of Theory and Practice)
© Tolstikova O., Belousova N., 2016
In this article the authors analyze the substantive law and procedural issues relating to the implementation of children's rights to express their opinions on matters affecting its interests. The family relations get under regulation not only legal rules but also norms of morality and ethics, which are in close interaction. The necessity to study this question is called analysis of judicial practice and the position of the Supreme Court. The authors have presented conclusions on actual problems of legal regulation of the implementation of children's right to be heard during judicial proceedings.
Key words: children's rights, parent's responsibilities; deprivation of paternal rights; defense of rights and interests of child; responsibility; account the opinion of the child; consent of the child; interrogation of the child in court session; participants of civil proceedings; evidence in civil proceedings; the circumstances of subject of proof.