Научная статья на тему 'Правовое регулирование работы с обращениями граждан в Республике Саха (Якутия)'

Правовое регулирование работы с обращениями граждан в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
обращения граждан / предложе­ ния / заявления / жалоба / Республика Саха (Якутия). / appeals of citizens / offering / statements / the complaint / the Republic of Sakha (Yakutia).

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карен Манвелович Конджакулян, Иван Иннокентьевич Винокуров

В статье рассмотрены особенности правового регулирования работы с обращениями граждан в Республике Саха (Якутия), проведен срав­ нительный анализ Закона Республики Саха (Якутия) «О порядке рассмотрения обращений граждан в Рес­ публике Саха (Якутия)» от 16 октября 2003 г. 83-З No 155-III с Федеральным законом от «О порядке рас­ смотрения обращений граждан Российской Федера­ ции» от 2 мая 2006 г. No 59-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of work with appeals of citizens in the Republic of Sakha (Yakutia)

The article describes the features of le­ gal regulation of work with citizens in the Republic of Sakha (Yakutia), a comparative analysis of the Law of the Republic of Sakha (Yakutia), «On the order of con­ sideration appeals of citizens in the Republic of Sakha (Yakutia)» with the Federal law «On the Procedure for Considering Appeals of Citizens of the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование работы с обращениями граждан в Республике Саха (Якутия)»

УДК 342

ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10098

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Карен Манвелович КОНДЖАКУЛЯН, Иван Иннокентьевич ВИНОКУРОВ, студент

доцент кафедры государственно-правовых магистратуры Института государственной службы

и уголовно-правовых дисциплин РЭУ и управления Российской академии народного

имени Г.В. Плеханова, доцент кафедры хозяйства и государственной службы

государственно-правовых дисциплин при Президенте Российской Федерации ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В статье рассмотрены особенности правового регулирования работы с обращениями граждан в Республике Саха (Якутия), проведен сравнительный анализ Закона Республики Саха (Якутия) «О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Саха (Якутия)» от 16 октября 2003 г. 83-3 № 155-Ш с Федеральным законом от «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ.

Ключевые слова: обращения граждан, предложения, заявления, жалоба, Республика Саха (Якутия).

Annotation. The article describes the features of legal regulation of work with citizens in the Republic of Sakha (Yakutia), a comparative analysis of the Law of the Republic of Sakha (Yakutia), «On the order of consideration appeals of citizens in the Republic of Sakha (Yakutia)» with the Federal law «On the Procedure for Considering Appeals of Citizens of the Russian Federation».

Keywords: appeals of citizens, offering, statements, the complaint, the Republic of Sakha (Yakutia).

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом»1.

Число законов об обращениях граждан на уровне субъектов Российской Федерации относительно невелико. В большинстве субъектов Российской Федерации работа с обращениями граждан в настоящее время регламентирована подзаконными актами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ.

Обзор официального интернет-портала правовой информации и страниц официальных сай-

тов субъектов Российской Федерации показывает, что в настоящее время лишь в 35 субъектах Российской Федерации действуют собственные законы, регулирующие работу с обращениями граждан.

В Республике Саха (Якутия) работа по рассмотрению обращений граждан в дополнение к действующим нормативным правовым актам Российской Федерации регламентируется Законом Республики Саха (Якутия) «О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Саха (Якутия)» от 16 октября 2003 г. 83-3 № 155-Ш2.

До принятия этого Закона в республике действовал Закон Республики Саха (Якутия) «О порядке рассмотрения предложений, писем, заявлений и жалоб» от 3 ноября 1994 г. 3 № 37-1, в настоящее время утративший силу3.

Первоначально Закон Республики Саха (Якутия) «О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Саха (Якутия)», состоявший из 8 глав и 37 статей, был на объемнее Феде-

№ 2/2019

рального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ, состоящего всего из 18 статей.

Из числа сохранившихся существенных отличий республиканского Закона полагаем необходимым выделить следующие.

В статье 2 республиканского Закона дается определение коллективного обращения: обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами этого митинга или собрания.

В статье 2 республиканского Закона также дается детальное определение понятия «решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц», что отсутствует в Федеральном законе: «коллегиальные и единоличные решения органов, в том числе предоставление официальной информации, послужившей основанием для принятия решений и совершения действий (бездействия), в результате которых: нарушены права, свободы или законные интересы граждан; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав, свобод или законных интересов; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности»4.

В части 1 ст. 4, перечисляются виды обращений, на которые не распространяется действие данного Закона, в том числе:

1) обращения, связанные с изобретениями, открытиями и другими авторскими и смежными с авторскими правами, порядок рассмотрения которых устанавливается законодательством Российской Федерации;

2) обращения, рассматриваемые в порядке конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства или судопроизводства в арбитражных судах Российской Федерации;

3) запросы в архивы;

4) обращения, для которых предусмотрен иной порядок рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 24 республиканского Закона устанавливается перечень конкретных решений государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица по результатам рассмотрения жалобы гражданина.

Статья 25 Закона Республики Саха (Якутия) устанавливает алгоритм действий государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, вынесшего решение по жалобе, в случае, если жалоба признана подлежащей удовлетворению полностью или частично. В этом случае государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, вынесшие решение по жалобе, обязаны принять необходимые меры по восстановлению нарушенного права гражданина, принести ему извинения в письменной форме, а также по просьбе гражданина проинформировать заинтересованных лиц о принятом решении.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 в случае, если недостоверные или порочащие гражданина сведения были опубликованы в средствах массовой информации, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, предоставившие эти сведения, обязаны принять меры по опубликованию опровержения в порядке, установленном законодательством о средствах массовой информации.

Приведенные выше положения Закона Республики Саха (Якутия) «О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Саха (Якутия)» отсутствуют в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Кроме того, в Законе Республики Саха (Якутия) «О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Саха (Якутия)» имеется и ряд других новелл, повышающих степень защиты граждан по обращению, дополняющих гарантии прав граждан.

1 Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2 Закон Республики Саха (Якутия) от 16.10.2003 г. 83-

3 № 155-111 «О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Саха (Якутия)» // Якутские ведомости. 2003. № 43.

3 Закон Республики Саха (Якутия) от 03.11.1994 г.

3 № 37-1 «О порядке рассмотрения предложений, писем, заявлений и жалоб» // Якутские ведомости. 1994. № 39. 29 ноября.

4 Закон Республики Саха (Якутия) от 16.10.2003 83-З № 155-111 ...

№ 2/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.