References
1. Baranov P.P., Shpak V.Yu. Politicheskoe pravo v mnogoobrazii svoih opredeleniy: filosofskiy analiz // Filosofiya prava. 2007. № 1.
2. Baranov P.P., Zhukov I.A., Zaharenkov V.V., Sal'mkov V.P. Zakonnost' - grazhdanskoe obschestvo - prava i svobody grazhdan. Rostov-na-Donu. 2005.
УДК 342.537.3
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА В СУБЪЕКТАХ РФ
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал (302028, г. Орел, Б. Победы, д.5а) E-mail: [email protected]
студентка 4 курса юридического факультета, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал (302028, г. Орел, Б. Победы, д.5а) E-mail: [email protected]
Аннотация
В настоящее время проблемы, связанные с правотворчеством как в Российской Федерации в целом, так и в её субъектах в частности, представляют интерес для науки и практики. В данной работе исследуется правовая основа участия субъектов Российской Федерации в региональном нормотворчестве. В статье рассмотрены особенности правотворческого процесса в субъектах РФ.
Ключевые слова: правовое регулирование, правотворчество, процесс, субъекты Федерации, правовые акты, «закон о законах».
Правотворческая деятельность на современном этапе определяется динамичным развитием общественных отношений и применением мер, направленных на преобразование этих отношений, проводимых органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях. На сегодняшний день можно говорить о ряде проблем, связанных с правотворчеством вообще и с правотворчеством субъектов РФ в частности [1. С. 12].
Идея мощного развитого правового государства не может быть воплощена в жизнь без эффективной, упорядоченной и непротиворечивой правовой системы. Поэтому среди острых проблем юридической науки одно из важнейших мест занимает совершенствование правотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации.
Для исследования сущности правотворчества и нормативно-правовых актов субъектов РФ особенно важным является понимание системы нормативно-правовых актов субъектов как сложного явления, включенного в правовую систему государства и имеющего специфические черты, определённую структуру.
Процесс динамичного развития правотворчества в субъектах РФ, начатый в ещё 90-х годах с принятием Конституции РФ, продолжается и по нынешний день, приобретая всё новые особенности и специфические черты.
Борисов
Александр Сергеевич
Кузнецова Элина Евгеньевна
Укрепление правовой системы государства должно находить соответствующее отражение в мероприятиях по совершенствованию правотворчества в субъектах РФ. На современном этапе уже недостаточно сводить работу по совершенствованию нормативно-правовых актов субъектов РФ лишь к их внешнему упорядочению, включая устранение множественности актов по одному и тому же вопросу, систематизацию по отраслям законодательства, ведение регистра актов и пр. Больше внимания стоит уделять усилению регулятивной роли нормативно-правовых актов субъектов РФ, повышению их качества, усилению регулятивной роли, обеспечению обоснованности и законности.
Поэтому данная статья имеет своей целью исследовать сущность нормативно-правовых актов, которые регулируют правотворческий процесс в субъектах РФ; уточнить их особенности, то есть провести анализ правовых основ правотворческой деятельности субъектов РФ и выявить конкретные пробелы и недостатки, образовавшиеся в российском законодательстве по вопросам правотворчества в субъектах РФ.
Обязательными условиями повышения эффективности правового регулирования, охраны прав и свобод личности, а также обеспечения правопорядка, являются высокое качество нормативно-правовых актов, проработанный порядок их подготовки, издания, толкования и действия. Так, в ряде субъектов РФ были приняты и действуют законы о нормативно-правовых актах, способствующие повышению качества правотворчества и правоприменения в субъектах. Они были приняты с целью установления единых требований, предъявляемых к опубликованию, вступлению в силу, действию и систематизации нормативно-правовых актов, а также с целью определения общих правил юридической техники. Многие из этих норм, содержащихся в указанных законах, могли бы послужить прототипами для нормативного правового регулирования правотворчества на федеральном уровне.
Законы субъектов РФ о нормативно-правовых актах (в Чукотском автономном округе такой закон принят в форме кодекса) имеют сходную сферу регулирования и структуру, однако в законах некоторых субъектов РФ встречаются некоторые особенности правового регулирования.
Так, закон «О правовых актах города Севастополя» устанавливает систему правовых актов г. Севастополя, определяет общие требования к разработке нормативно-правовых актов, проведению экспертизы проектов законов, изданию, принятию, опубликованию и вступлению в силу правовых актов г. Севастополя, их систематизации и реализации и осуществлению правового мониторинга в г. Севастополе [2].
Структура большинства законов о нормативно-правовых актах субъектов РФ включает в себя «Общие положения», где определяются сфера регулирования закона и некоторые другие вопросы общего характера.
Так, закон «О правотворчестве и нормативно-правовых актах Орловской области», в главе «Общие положения» содержит не только основные понятия, используемые в законе, а также принципы правотворчества, и перечисляет полномочия органов государственной власти Орловской области и их должностных лиц в сфере правотворческой деятельности. К примеру, в законе Забайкальского края «О нормативных правовых актах Забайкальского края», данная основополагающая глава отсутствует, и приводятся лишь понятие и виды нормативного правового акта Забайкальского края [3]. Закон Брянской области «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» содержит главу «Общие положения», однако законодатель не называет основные понятие, используемые в данном нормативно-правовом акте, а также принципы правотворчества [4].
Так, в ст. 1 закона «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» определены такие понятия, как правовой акт Орловской области; нормативный правовой акт Орловской области; индивидуальный (ненормативный) правовой акт; правотворчество (правотворческая деятельность); правотворческие полномочия; юридическая техника; правотворческий орган; толкование правовых норм; официальное толкование (аутентичное и легальное); субъект права законодательной инициативы и др. [5].
Тем не менее, проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что наиболее полный перечень основных понятий содержится в Кодексе о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа [6].
Второй важный элемент структуры законов о нормативно-правовых актах - это глава, которая посвящена соотношению нормативно-правовых актов и их видам. В некоторых субъектах РФ (к примеру, в Волгоградской области, в Северной Осетии) эта глава называется «Система нормативных правовых актов» [7]. В этой главе урегулированы вопросы юридической силы нормативно-правовых актов.
Так, к видам нормативно-правовых актов в Нижегородской области отнесены: нормативные правовые акты Законодательного Собрания области, губернатора, Правительства, министерств и иных органов (должностных лиц) исполнительной власти Нижегородской области [8].
Как правило, законы о нормативно-правовых актах субъектов РФ содержат перечисление органов, имеющих право на принятие НПА. В Волгоградской области, в Краснодарском крае, регулируются также полномочия (компетенция) правотворческих органов, включая правотворческую деятельность по предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Краснодарского края.
Значительное внимание на страницах законов субъектов РФ о нормативно-правовых актах уделено планированию и прогнозированию правотворческой деятельности.
Так, в Республике Алтай прогнозирование в правотворческой деятельности осуществляется в целях получения научно обоснованной прогностической информации об основных тенденциях и направлениях последующего развития системы законодательства и будущем ее состоянии, необходимой для принятия правотворческими органами эффективных решений.
В законе о нормативно-правовых актах Республики Башкортостан целая глава посвящена планам и программам подготовки проектов законов и иных нормативно-правовых актов.
Наиболее подробно вопросы прогнозирования и планирования в правотворчестве урегулированы в законе о нормативно-правовых актах Краснодарского края. Прогнозирование в правотворчестве в законе определено как деятельность по получению прогностической информации об основных направлениях и тенденциях развития законодательства Краснодарского края и будущем его состоянии, основанная на применении специальных научных средств и методов.
В законе указывается, что в правотворчестве края прогнозные разработки проводятся учёными, специалистами, научными организациями по поручению правотворческих органов Краснодарского края.
Наиболее детально урегулировано планирование правотворческой деятельности в Законодательном Собрании Краснодарского края. Комитет по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан на основании предложений депутатов Законодательного Собрания, его постоянных комитетов и комиссий, депутатских объединений, администрации Краснодарского края и органов исполнительной власти Краснодарского края, других заинтересованных органов и учреждений разрабатывает план правотворческой деятельности [9]. К разработке плана такой деятельности также могут привлекаться специалисты, научные организации и учёные.
Серьёзный объем правового регулирования законов субъектов РФ о нормативно-правовых актах посвящен их подготовке и оформлению, куда входят: регулирование подготовки проекта нормативно-правового акта; требования к содержанию, структуре, тексту нормативно-правового акта; требования к нормативно-правовому акту о внесении изменений; требования к нормативно-правовому акту об утрате юридической силы; юридико-технические требования к оформлению акта правотворческого органа.
В Республике Дагестан перечисленные вопросы освещаются в главе, посвящённой правилам законодательной техники, в Орловской и Нижегородской областях - в главе о структуре и содержании закона о нормативно-правовых актах.
Также в законах о нормативно-правовых актах субъектов РФ рассматриваются вопросы экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в том числе вопросы антикоррупционной, научной и публичной независимой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, а также проведения слушаний при подготовке проектов. В Карачаево-Черкесской Республике в пределах данного раздела урегулированы также вопросы согласования проектов актов [10].
Как правило, законами субъектов РФ нормативно-правовых актах детально регулируется процесс принятия и вступления в силу нормативно-правового акта по стадиям законодательного процесса. В регионах РФ рассмотрение и принятие правовых актов регулируется по-разному: где-то происходит выделение законов субъектов РФ, где-то - актов исполнительной власти. В Республике Дагестан предусмотрен особый порядок рассмотрения предложений о поправках и пересмотре Конституции Республики Дагестан [11]. В законе Курганской области урегулирован порядок принятия правовых актов губернатора области, постановлений Губернской областной Думы, правительства и иных органов исполнительной власти области.
В Орловской области в особом порядке регулируется порядок принятия законов области, требующих внесения изменений в областной бюджет, а также имеется глава 13 под названием «Принятие, опубликование и вступление в силу правовых актов правительства области и издание, опубликование и вступление силу приказов органов исполнительной государственной власти специальной компетенции области» и глава 15 «Официальное и неофициальное опубликование правовых актов Орловской области».
Законами о нормативно-правовых актах субъектов РФ урегулированы также вопросы действия правовых актов, в том числе: действие их во времени, в пространстве и по кругу лиц; приостановление действия нормативно-правого акта; его изменение и отмена; признание акта и его отдельных положений недействующими; а также утрата актом юридической силы.
В законе о нормативно-правовых актах Калужской области отдельная глава посвящена порядку отмены, внесения дополнений и изменений в акты областных правотворческих органов. Так, в законе закреплено, что порядок подачи предложений об отмене и о внесении изменений и дополнений в нормативно-правовые акты субъектами правотворческой деятельности и правотворческими органами области аналогичен порядку внесения предложений о разработке нормативно-правового акта, внесения их проектов и рассмотрения их в законодательном (представительном) органе государственной власти. В законе о нормативно-правовых актах Краснодарского края также содержится отдельная глава, по-свящённая внесению изменений в областные правовые акты.
Законами субъектов РФ о нормативно-правовых актах также довольно подробно регулируются вопросы регистрации, систематизации и хранения актов.
Так, к примеру, в Алтайском крае систематизацию нормативно-правовых актов проводят органы государственной власти, их принявшие, или уполномоченные ими организации или органы [12]. Систематизация нормативно-правовых актов включает их учёт, поддержание в контрольном состоянии, классификацию (индексацию), инкорпорацию, кодификацию, консолидацию, справочно-информационную работу. Указывается, что классификация (индексация) нормативно-правовых актов осуществляется на основе общероссийского классификатора правовых актов.
Во многих законах субъектов РФ имеются также иные нормы, касающиеся порядка принятия и действия нормативно-правовых актов.
Так, например, в главе 8 закона о нормативно-правовых актах Республики Башкортостан содержится информация о способах разрешения юридических коллизий, под которы-
ми законодатель понимает конкуренцию законодательных актов федерального уровня и уровня субъекта РФ [13]. Можно сказать, названной главой урегулирован порядок действия федеральных законов и законов Республики Башкортостан по предметам ведения РФ, предметам ведения субъекта РФ и предметам их совместного ведения.
В законе Республики Дагестан содержится глава 3, посвященная исключительно муниципальным правовым актам. В законе Карачаево-Черкесской Республики ранее также имелась глава «Наименования и виды муниципальных правовых актов», но она прекратила свое действие, как и подобные по содержанию главы законов в некоторых других субъектах РФ (например, в Волгоградской области).
В законе Краснодарского края особое внимание уделяется повышению эффективности регионального правотворчества. В законе предусматривается, что правотворческие органы Краснодарского края несут обязанность по обеспечению эффективности своей правотворческой деятельности посредством научной обоснованности, законности, качества, системности и своевременности принятия, изменения или отмены нормативно-правовых актов субъекта РФ.
Закон о нормативно-правовых актах Краснодарского края регулирует довольно необычный для российской правовой системы институт - лоббизм в правотворчестве, которому посвящена глава 7 закона. Под лоббизмом в правотворческой деятельности понимается деятельность по информационному взаимодействию с правотворческим органом с целью выявления интересов организаций в региональном правотворчестве, осуществляемая специально уполномоченными на то лицами. Лоббизм подлежит правовой регламентации и может быть допущен лишь в порядке, пределах и формах, установленных законодательством на федеральном и региональном уровне. В правотворческих органах Краснодарского края также урегулирован порядок осуществления лоббистской деятельности. Она осуществляется при соответствующем правотворческом органе Краснодарского края через официальных представителей общественных объединений. Хозяйствующим субъектам разрешено осуществление лоббистской деятельности в правотворческих органах субъекта через уже действующие или специально для этого создаваемые общественные объединения.
В законе Новосибирской области имеется также статья, которая регулирует обязательность исполнения нормативно-правовых актов и ответственность за их нарушение. В ней закрепляется, что Устав, законы и иные нормативные правовые акты области, принятые в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами [14]. Неисполнение всех нормативно-правовых актов области влечет ответственность, предусмотренную федеральными и региональными законами.
В законе о нормативно-правовых актах Орловской области в главе 17 урегулированы вопросы толкования и реализации актов. В ней предусмотрено, что реализация нормативно-правовых актов области обеспечивается органами государственной власти области и их должностными лицами.
Правила юридико-технического оформления проектов законов также содержатся во многих законах о нормативно-правовых актах субъектов РФ. Такое приложение содержится в законе Новосибирской области.
Итак, нормативная основа правотворчества субъектов РФ имеет два уровня: федеральный и региональный. Федеральный уровень включает в себя Конституцию РФ, в которой закрепляются общие принципы правотворчества, и федеральное законодательство, включая федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [15. С. 12 - 16].
Более подробное нормативно-правовое регулирование правотворческой деятельности осуществляется путём принятия законов субъектов РФ о нормативно-правовых актах. Принятие названных законов субъектов РФ носит характер опережающего правотворчества в отсутствие соответствующего федерального закона. Такой опыт в целом носит положительный характер, поскольку приводит к оптимизации и упорядочению правотворческой процедуры в субъекте. Нормативное закрепление почти во всех без исключения законах субъектов получают понятия правотворчества, нормативного правового акта и отдельных видов нормативно-правовых актов, системы нормативно-правовых актов, юридической техники, правил разработки и принятия актов в зависимости от их характера.
Однако в настоящее время в ситуации экономической нестабильности, наличия значительного деструктивного потенциала, открытых и латентных конфликтов между политическими силами различных направлений, правотворческий процесс субъектов РФ должен выступать как наиболее целесообразная и политически необходимая система демократического порядка принятия нормативно-правовых актов, служащая цели управления государством. Глубокое юридическое содержание имеет нормотворческая правосубъектность органов государственной власти субъектов, которая включает способность обладать правами в области правотворческой инициативы, подготовки, рассмотрения, издания, опубликования нормативно-правовых актов.
Проведённый анализ регионального законодательства показал не только различия в построении органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ, но и выявил некоторые проблемы и противоречия в законодательстве регионов, регламентирующих вопросы принятия нормативно-правовых актов. К сожалению, на сегодняшний день лишь в немногих регионах чётко и правомерно очерчены системы нормативно-правовых актов и субъекты, обладающие в полном объеме нормотворческой правосубъектностью. Ключевое и определяющее значение имеет четкое разграничение субъектов правотворчества на стадиях правотворческой (законодательной) инициативы, подготовки, официального рассмотрения и принятия акта. Разрешение многих проблем видится в принятии базового системообразующего федерального закона регулирующего процесс создания, изменения и отмены нормативно- правовых актов[16. С. 30 - 35].
Таким образом, в настоящее время перед законодателями всех уровней стоит задача реализации долгосрочной стратегии развития страны. Однако модернизация требует создания целостной и непротиворечивой законодательной базы проводимых преобразований. Данный фактор является определяющим при оценке перспектив нормативного правового регулирования в РФ, а также концептуальных вопросов развития законодательной базы в субъектах РФ.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 14.04.2014 № 2-ФКЗ, от 21.03.2014 № 6-ФКЗ) // Российская газета. № 23. 25.12.1993; СЗ РФ. 14.04.2014. № 15. Ст. 1691.
2. Кодекс о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа от 24.02.2009 №25-ОЗ // Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW442;n=4082
3. О правовых актах города Севастополя: Закон г. Севастополя от 29.09.2015 №185-ЗС // Режим доступа: https://sevzakon.ru/view/laws/bank/09_2015/o_pravovyh_aktah_goroda_sevastopolya/
4. О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области : Закон Орловской области от 15.04.2003 №319-ОЗ (ред. от 13.10.2014) // Режим доступа: http://base.garant.ru/28500319/
5. О нормативных правовых актах Забайкальского края: Закон Забайкальского края от 18.12.2009 №321-ЗЗК (ред. от 31.03.2015) // Режим доступа: http://zaksobr-chita.ru/get/1543/
6. О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области: Закон Брянской области от 03.11.1997 №28-З // Режим доступа: http://base.garant.ru/42551808/
7. О нормативных правовых актах Республики Северная Осетия-Алания: Закон Республики Северная Осетия-Алания от 14.11.2014 №36-РЗ // Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW430;n=9419;frame= 135
8. О нормативных правовых актах в Нижегородской области: Закон Нижегородской области от 10.02.2005 №8-З // Режим доступа: http://base.garant.ru/8535286/
9. О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края : Закон Краснодарского края от 06.06.1995 №7-КЗ // Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW177;n=192
10. О нормативных правовых актах Республики Алта: Закон Республики Алтай от 05.03.2008 №18-РЗ (ред. от 31.03.2015) // Режим доступа: http://base.garant.ru/32106725/
11. О нормативных правовых актах Республики Башкортостан: Закон Республики Башкортостан от 12.08.1996 №42-З (ред. от 27.02.2015) // Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW140;n=91109
12. О нормативных правовых актах Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 16.04.1997 №8 (ред. от 13.10.2015) // Режим доступа: http://base.garant.ru/26502913/
13. О нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской республики: Закон Карачаево-Черкесской Республики от 02.12.2002 №48-РЗ (ред. от 29.04.2014) // Режим доступа: http://base.garant.ru/30926683/
14. О нормативных правовых актах Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 25.12.2006 № 80-ОЗ // Режим доступа: http://base.garant.ru/7176484/
15. Борисов А.С., Щеголева Н.А. Некоторые проблемы повышения научности правотворчества в Российской Федерации // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. № 2.
16. Борисов А.С. К вопросу о понятии правотворчества //Вестник государственного и муниципального управления. 2014. № 3.
Borisov Alexander Sergeevich, Candidate of Juridical Sciences, Docent, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel) E-mail: [email protected]
Kuznetsova Elina Evgen'evna, Student of the Faculty of Law, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel) E-mail: [email protected]
LEGAL REGULATION OF LAWMAKING IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract
At present, the problems associated with law-making in the Russian Federation as a whole and in its subjects in particular are of interest to science and practice. In this paper we investigate the legal basis for the participation of the Russian Federation in the regional law-making. The article describes the features of the law-making process in the Russian Federation.
Keywords: legal regulation, law-making process, the subjects of the Federation, legal acts, the "law of laws".
References
1. Konstituciya Rossiyskoy Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konsti-tucii RF ot
30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 14.04.2014 № 2-FKZ, ot 21.03.2014 № 6-FKZ) // Rossiyskaya gazeta. № 23. 25.12.1993; SZ RF. 14.04.2014. № 15. St. 1691.
2. Kodeks o normativnyh pravovyh aktah Chukotskogo avtonomnogo okruga ot 24.02.2009 №25-OZ // Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW442;n=4082
3. O pravovyh aktah goroda Sevastopolya: Zakon g. Sevastopolya ot 29.09.2015 №185-ZS // Rezhim dostupa: https://sevzakon.ru/view/laws/bank/09_2015/o_pravovyh_aktah_goroda_sevastopolya/
4. O pravotvorchestve i normativnyh pravovyh aktah Orlovskoy oblasti : Zakon Or-lovskoy oblasti ot 15.04.2003 №319-OZ (red. ot 13.10.2014) // Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/28500319/
5. O normativnyh pravovyh aktah Zabaikal'skogo kraya: Zakon Zabaikal'skogo kraya ot
18.12.2009 №321-ZZK (red. ot 31.03.2015) // Rezhim dostupa: http://zaksobr-chita.ru/get/1543/
6. O zakonah i inyh normativnyh pravovyh aktah Bryanskoy oblasti: Zakon Bryanskoy oblasti ot 03.11.1997 №28-Z // Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/42551808/
7. O normativnyh pravovyh aktah Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya: Zakon Res-publiki Severnaya Osetiya-Alaniya ot 14.11.2014 № 36-RZ // Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW430;n=9419;frame= 135
8. O normativnyh pravovyh aktah v Nizhegorodskoy oblasti: Zakon Nizhegorodskoy oblasti ot 10.02.2005 №8-Z // Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/8535286/
9. O pravotvorchestve i normativnyh pravovyh aktah Krasnodarskogo kraya : Zakon Krasnodarskogo kraya ot 06.06.1995 №7-KZ // Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW177;n=192
10. O normativnyh pravovyh aktah Respubliki Alta: Zakon Respubliki Altay ot 05.03.2008 №18-RZ (red. ot 31.03.2015) // Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/32106725/
11. O normativnyh pravovyh aktah Respubliki Bashkortostan: Zakon Respubliki Bashkortostan ot 12.08.1996 №42-Z (red. ot 27.02.2015) // Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW140;n=91109
12. O normativnyh pravovyh aktah Respubliki Dagestan: Zakon Respubliki Dagestan ot 16.04.1997 №8 (red. ot 13.10.2015) // Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/26502913/
13. O normativnyh pravovyh aktah Karachaevo-Cherkesskoy respubliki : Zakon Kara-chaevo-Cherkesskoy Respubliki ot 02.12.2002 №48-RZ (red. ot 29.04.2014) // Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/30926683/
14. O normativnyh pravovyh aktah Novosibirskoy oblasti: Zakon Novosibirskoy ob-lasti ot 25.12.2006 № 80-OZ // Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/7176484/
15. Borisov A.S., Schegoleva N.A. Nekotorye problemy povysheniya nauchnosti pravo-tvorchestva v Rossiyskoy Federacii // Vestnik gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. 2015. № 2.