УДК 342
DOI 10.24411/2078-5356-2019-10230
Чеботарев Владислав Стефанович Vladislav S. Chebotarev
доктор экономических наук, профессор, начальник кафедры экономики и экономической безопасности
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
doctor of sciences (economics), professor, head of the department of economy and economic safety
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)
E-mail: [email protected]
Ионов Владимир Алексеевич Vladimir A. Ionov
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры экономики и экономической безопасности
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
сandidate of sciences (law), associate professor, associate professor of the department of economy and economic safety
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)
E-mail: [email protected]
Правовое регулирование повышения эффективности государственного
управления как основного фактора в осуществлении прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России
Statutory regulation pertaining to the increase in the efficiency of public administration as the main factor in the implementation of the breakthrough scientific, technological and socio-economic development of Russia
Статья посвящена решению актуальной задачи — The article is dedicated to the solution of the urgent
повышению эффективности государственного управ- task — the increase in the efficiency of public adminis-
ления на всех уровнях власти. Эффективная модель tration at all levels of governance. The effective model
государственного управления должна соответство- of public administration should accord with modern reali-
вать современным реалиям, а значит, быть способной ties, and therefore should be usable as a tool for tackling
к решению задач, стоящих перед российским обще- challenges which the society in Russian is facing. The
ством. В статье обосновывается значимость откры- article substantiates the necessity for an open dialogue
того диалога населения с представителями органов between the public and the officials of Executive Authori-
исполнительной власти субъектов Российской Феде- ties of the entities of the Russian Federation Similarly it
рации, а также предложенных авторами изменений в is affirmed that legislative amendments suggested by the
законодательство, которые положительно скажутся author will have a positive impact on the achievement of
на достижении национальных целей и стратегических national goals and strategic development objectives of
задач развития России на период до 2024 года. the Russian Federation for the period until 2024.
Ключевые слова: государственное управление, Keywords: public administration, efficiency, ac-эффективность, ответственность, открытость, пока- countability, openness, indicators for evaluation, direct
затели оценки, прямой диалог, прорывное развитие, dialogue, breakthrough development, national projects. национальные проекты.
© Чеботарев В.С., Ионов В.А., 2019
Эффективное государственное управление на всех уровнях власти является одним из наиболее значимых составляющих в стабильном развитии государства и должно быть в первую очередь направлено на решение как внешних, так и внутренних проблем. Важнейшим направлением государственного регулирования является социально-экономическая сфера. Прежде всего государственная власть должна быть нацелена на решение проблем в сфере повышения уровня жизни всего общества в целом. В статье 7 Конституции Российской Федерации [1] закреплено, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, то есть в Основном законе государства определена одна из базовых ценностей — государство для граждан.
Государственное регулирование в социально-экономической сфере должно соответствовать общественным запросам, а значит, должно быть построено на отношении доверия, открытости и взаимопонимания между государственными органами власти, обществом и гражданами.
На современном этапе эффективное использование государственных ресурсов в сфере достижения национальных целей развития России — это вопрос политической стабильности. Важно подчеркнуть, что социально-политическая реальность, характеризующаяся усилением нестабильности и непредсказуемости, определяет необходимость повышения уровня государственного управления. Способность на всех уровнях власти результативно решать все многообразие вызовов и угроз и является сегодня фундаментом политической стабильности России. В Послании Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года В.В. Путин обозначил важность повышения прозрачности государственного управления.
В Указе Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [2] в числе основных вызовов и угроз экономической безопасности названо «недостаточно эффективное государственное управление». Важно подчеркнуть, что государственное управление является непрерывным процессом и должно соответствовать современным реалиям, а значит, в пер-
Так как всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага.
Аристотель
вую очередь работа должна строиться на таких принципах, как открытость, адаптивность, оперативность, то есть на способности к совершенствованию, возможности своевременно решать задачи независимо от изменяющихся факторов внешней и внутренней среды.
Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам А. Макаров в рамках программы Санкт-Петербургского международного экономического форума в мае 2018 года озвучил, что в России две беды: абсолютная неэффективность и абсолютная безответственность. По его мнению, это потому что в стране никто не отвечает за результаты, которые должны быть достигнуты. На наш взгляд, данная позиция заслуживает особого внимания.
Приведем лишь один пример, подтверждающий данную «резкую» позицию. Одним из государственных инструментов создания благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив является федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), реализуемая Минэкономразвития России с 2005 года. Финансирование программы и количество регионов — получателей средств представлены в следующем виде (рис. 1 и 2).
Рис. 1. Финансирование программы в 2005—2018 гг (млрд рублей)
Ежегодно только Минэкономразвития России выделяет значительные объемы финансовых ресурсов на поддержку МСП, а в 2016 году руководитель Счетной палаты Российской Федерации (далее — СП РФ) Т. Голикова в докладе Президенту Российской Федерации сообщила, что объем господдержки МСП в России составил 346 млрд рублей [3].
Рис. 2. Количество регионов — участников программы
Приведем несколько фактов, показывающих проблемы в данной сфере:
— Коллегия СП РФ представила результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности мер поддержки МСП в рамках реализации Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году». В программе приняли участие 85 регионов. Финансовая поддержка была оказана в 2015 году — 4% от общей численности субъектов МСП, в 2016 году — порядка 1% [4]. За 2010—2016 годы количество занятого населения у субъектов МСП сократилось на 3,2 млн рабочих мест, или на 17%;
— в отчете СП РФ о результатах контрольного мероприятия «Проверка порядка предоставления и эффективности использования в 2013—2016 годах субсидий субъектам Российской Федерации на создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность» был сделан вывод: «механизм господдержки экспортно-ориентированных МСП неэффективен» [5].
О какой эффективности можно вести речь, если более 12 лет значительные бюджетные средства вливаются на становление и развитие ключевого сектора экономики, а средства не доходят до предпринимателей (особенно в кризисный период).
Продолжим рассмотрение актуальных проблем государственного управления. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [6] государственное управление — это деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономи-
ческого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Если государственное управление строится на принципе гласности, то, на наш взгляд, одним из факторов обеспечения данного важнейшего принципа является обеспечение возможности непосредственного общения граждан, представителей общественных организаций, предпринимателей с представителями органов власти. Если государственное управление — это открытая управленческая система, то необходимо создать инструменты обратных связей с представителями гражданского общества. Важно на законодательном уровне определить открытый тип взаимодействия государства и граждан, предоставить реальную возможность общения с избранными населением руководителями регионов, а также другими лицами, наделенными властными полномочиями в сфере государственного управления.
Такая практика уже существует: прямой диалог Президента Российской Федерации с гражданами России. В.В. Путин отвечает на их вопросы в прямом эфире с 2001 года, и, по его мнению, такой диалог с россиянами — наиболее эффективный формат общения, так как позволяет определить проблемы, волнующие граждан, и своевременно устранить их. Получение актуальной информации о том, что в данный момент времени волнует и интересует общество, является стратегическим ресурсом, позволяющим принять необходимые решения (в том числе при сглаживании социальной напряженности, конфликтах, недоверии к органам власти на местах и других проблемах).
Следует уходить от сложившейся практики, когда непосредственно президент влияет на решение проблемной ситуации в удаленных регионах, например невыплата заработной платы на отдельных предприятиях и даже стратегических объектах (если данная ситуация доходит до критического уровня). Почему должностные лица, на местах наделенные полномочиями по решению таких проблем, не выполняют свои обязанности? В 2018 году в прямом эфире, отвечая на вопросы граждан, Президент Российской Федерации задавал вопросы и губернаторам, если нарушались права граждан (например, права многодетных семей).
Важно именно сейчас законодательно закрепить обязанность руководителей субъектов Российской Федерации два раза в год осуществлять прямую линию с населением региона.
Обратимся к Указу Президента Российской Федерации от 14 ноября 2017 года № 548
«Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [7] (далее — Указ об эффективности деятельности ОИВ». В перечне из 24 показателей для оценки эффективности определена: оценка населением деятельности ОИВ субъекта Российской Федерации.
На наш взгляд, в целях реализации вышеприведенного Указа регулярные встречи руководителей регионов с населением, представителями общественных организаций, предпринимателями позволят в рамках прямого диалога оперативно решать сложившиеся проблемные ситуации. Следует обеспечить прямой диалог населения с руководителями регионов, но обязательно в каждом случае необходимо присутствие представителей всех ключевых министерств и ведомств субъекта Российской Федерации, а также представителей МВД, Прокуратуры, Следственного комитета, Контрольно-счетной палаты, Роспотребнадзора и другого, что позволит наиболее значимые (проблемные) вопросы оперативно решать должностным лицам, в обязанности которых они находятся.
Выявление фактов (обязательно подтвержденных) неисполнения возложенных обязанностей на должностных лиц должно автоматически вести к предупреждению о неполном служебном соответствии либо к привлечению к ответственности в соответствии с законодательством. Важно обеспечить обязательное принятие прокуратурой к рассмотрению выявленных фактов, и тогда проблемы неэффективности, безответственности, исполнительской дисциплины при выполнении указов и постановлений, по нашему мнению, в большей степени будут решены.
Формат прямого общения руководителей субъектов с населением позволит своевременно получать значимую информацию, что даст возможность оперативно выполнять поставленные Президентом Российской Федерации задачи, а правоохранительным органам — своевременно реагировать на нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [8] (далее — Указ Президента РФ № 204) определены национальные цели на период до 2024 года. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации также поставлена задача совместно с Прави-
тельством Российской Федерации разработать и представить до 1 октября 2018 года национальные проекты (программы) по следующим направлениям (см. табл.).
Таблица
Национальные проекты (программы)
№ национальные проекты (программы)
п/п
1. демография
2, здравоохран ение
3. образование
4. жилье и городская среда
5. экология
6, безопасные н качественные автомобильные дороги
7. производительность труда и поддержка занятости
8. наука
9. цифровая экономика
10. культура
И. малое н среднее предпринимательство н поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
12. международная кооперация и экспорт
Полагаем, что следует внести изменения в Указ об эффективности деятельности ОИВ, так как данные показатели необходимо привести в соответствие с национальными проектами (программами), закрепленными в Указе Президента Российской Федерации № 204.
Конечно же, представители власти осуществляют встречи с населением, но необходимо развивать новый формат открытости государственного управления, основанный на открытом диалоге с обществом представителей всех уровней государственной власти, что, на наш взгляд, благоприятно скажется на достижении масштабных задач, стоящих перед страной, в том числе и в социально-экономическом развитии России.
Предлагаемые изменения позволят:
— оптимизировать процесс получения информации и, как следствие, качество принимаемых решений, эффективность их реализации;
— повысить доверие населения к государственным институтам;
— повысить ответственность и дисциплину представителей государственного аппарата.
Эффективное государственное управление позволит совершить настоящий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры, а также осуществить прорывное (эффективное) развитию России.
В заключение приведем мнение Д. Вал-до — автора ряда работ, посвященных поведен еской модели государственного управления: классическая система бюрократического
властвования — это болото из неэффективности, коррупции и покровительства. Важно, чтобы вышеприведенные характеристики ни в коей мере невозможно было бы отнести к государственному управлению в современной России на всех уровнях власти.
Примечания
1. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Российская газета. 2017. 15 мая.
3. Петров В. Глава Счетной палаты обсудила с президентом господдержку малого бизнеса // Российская газета. 2016. 15 июля.
4. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/video/ 28493#30152 (дата обращения: 12.03.2018).
5. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/ 28483 (дата обращения: 12.03.2018).
6. Российская газета. 2014. 3 июля.
7. Собрание законодательства РФ. 2017. № 47, ст. 6963.
8. Российская газета. 2018. 9 мая.
References
1. Constitution of the Russian Federation: adopted on December 12, 1993 by the popular vote. Rossiyskaya gazeta, 1993, December 25. (In Russ.)
2. Rossiyskaya gazeta, 2017, May 15. (In Russ.)
3. Petrov V. Head of the Auditing Chamber discussed issues with the President state aid to small businesses. Rossiyskaya gazeta, 2016, July 15. (In Russ.)
4. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/video/ 28493#30152 (accessed 12.03.2018). (In Russ.)
5. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/ 28483 (accessed 12.03.2018). (In Russ.)
6. Rossiyskaya gazeta, 2014, July 3. (In Russ.)
7. Collection of legislative acts of the RF, 2017, no. 47, art. 6963. (In Russ.)
8. Rossiyskaya gazeta, 2018, May 9. (In Russ.)