ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2010. № 3
А.А. Голубев, аспирант кафедры истории государства и права юридического факультета МГУ*
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕБНОГО ПЕРСОНАЛА В РСФСР В 1917-1941 гг.1
Статья посвящена анализу правового регулирования системы подготовки врачей в Советской России. В условиях нехватки медицинских кадров государство пыталось найти оптимальную модель обучения медиков, чтобы ускорить выпуск квалифицированных специалистов, лояльных правящему классу.
Ключевые слова: Народный комиссариат здравоохранения; здравоохранение; медицина; медицинский институт; медицинское образование; врач.
The article analyzes the legal regulation of the system of medical training in Soviet Russia. Under conditions of shortage of medical personnel the State attempted to find optimal model for medical training to expedite the graduation of qualified specialists, loyal to new ruling class.
Keywords: People's Commissariat of Public Health; health care; medicine; medical institute; medical training; doctor.
Сложная ситуация с врачебными кадрами в России усугубилась с приходом к власти большевиков. Значительное число медиков, имевших до революции высокий уровень дохода, эмигрировали за границу, оставшиеся саботировали работу в лечебных заведениях. Многие врачи погибли на фронтах Первой мировой и гражданской войн, умерли от свирепствовавших в стране эпидемий тифа и холеры. Поэтому проблема острого кадрового голода требовала срочного разрешения.
В первые годы Советской власти расширяется набор в существовавшие университеты и открываются новые учебные заведения для подготовки врачей. В соответствии с политической доктриной большевиков особое внимание при приеме в вуз уделялось социальной принадлежности и политическим взглядам абитуриентов. Саботаж врачей из зажиточных слоев и интеллигенции объясняет стремление правительства проводить строгий классовый отбор студентов, воспитывая медиков из сторонников новой власти. Так, в соответствии с постановлением наркоматов Здравоохранения (Наркомздрав) и Просвещения (Наркомпрос) от 25 августа 1920 г. на первый курс медицинских факультетов в 1920 уч./г. могли поступать: 1) лица, окончив-
1 В данной статье рассмотрены основные направления реформирования медицинского образования, которые осуществлялись в русле преобразований в высшей школе в целом.
шие рабфак, и 2) лица, прошедшие через специальную приемную комиссию, причем в первую очередь зачислялись те из них, кто имел рекомендации от пролетарских организаций2. 25 декабря 1922 г. отдел медицинского образования Наркомпроса утвердил Инструкцию по приему на медицинские факультеты в 1922—1923 уч./г.3, в которой в императивной форме указывалось, что все, окончившие рабфак, зачислялись на учебу «вне зависимости от разверстки и возраста». При отборе остальных абитуриентов учитывалась продолжительность пребывания их на фронте и общественная деятельность. Таким образом, устанавливалось преимущественное право поступления в вузы для выходцев из среды рабочих и крестьян, не имевших, как правило, достаточных знаний, что не могло не сказаться на качестве выпускавшихся медиков и на падении уровня образования в целом.
Кроме того, Наркомпрос разработал новую концепцию высшего медицинского образования и провозгласил идею подготовки врачей широкого профиля, чтобы они легко могли работать и в городе, и в сельской местности: уклоны в специализацию признавались ненужными. В 1922 г. в учебный план включаются занятия по социальной гигиене, общей биологии, инфекционным болезням, отоларингологии, одонтологии и пр. Для ускорения выпуска молодых специалистов увеличивается число учебных недель, возрастает средняя недельная нагрузка, практические курсы вводятся по подавляющему большинству предметов. Однако осуществлять преобразования в период НЭПа оказалось крайне сложно, поскольку расходы на социальную сферу в условиях проведения денежной реформы были сильно сокращены. Заведующий отделом медицинского образования Главпрофобра И.С. Ружейников констатировал, что рассчитывать на средства из общегосударственного бюджета почти невозможно. Медицинские факультеты Смоленского, Ярославского и других университетов передавались на местный бюджет, что означало практически полное отсутствие финансирования. Но после стабилизации экономической ситуации в стране государство стало направлять дополнительные деньги на снабжение медицинских вузов. Так, 11 декабря 1925 г. СНК РСФСР принял декрет «О поднятии квалификации оканчивающих высшие учебные заведения»4, в котором предлагалось улучшить оборудование вузов, провести их ремонт и восстановление, привлечь практикующих врачей к делу преподавания. Молодые специалисты могли повысить квалификацию на организовывавшихся курсах.
2 Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР (далее — СУ РСФСР). 1920. № 75. Ст. 353.
3 Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). Ф. А1565. Оп. 7. Д. 29. Л. 1.
4 СУ РСФСР. 1926. № 3. Ст. 6. Задача подготовки высококвалифицированных специалистов была вновь поставлена в постановлении СНК РСФСР от 27 февраля 1927 г. (СУ РСФСР. 1927. № 23. Ст. 153).
В конце 20-х — начале 30-х гг. для удовлетворения резко возросшей потребности в медицинских кадрах руководство страны снова занялось реформированием медицинского образования. 19 июня 1930 г. СНК РСФСР утвердил постановление «О реорганизации системы подготовки врачебных кадров»5, в котором отмечались многочисленные недостатки в работе медицинских факультетов и институтов. Среди них теперь оказалось обучение врачей-универсалов, что не отвечало, по мнению правительства, имевшемуся спросу на специалистов по различным болезням, недостаточная подготовленность большинства выпускников к практической деятельности. Однако исправлять ситуацию власти решили не путем увеличения сроков обучения за счет введения дополнительных дисциплин, а, как это ни парадоксально, путем сокращения этих сроков. Подготовка студентов лечебно-профилактических специальностей (терапия, хирургия, охрана материнства и детства, общесанитарная подготовка) стала занимать 4 года, а санитарно-профилактических — 3,5 года. Окончившие вузы лица до получения права самостоятельной практики должны были отработать в лечебных заведениях один год под руководством опытных врачей и познакомиться там с «реальной медициной». Предлагалось также увеличить прием на медицинские факультеты и в медицинские институты выходцев из рабоче-крестьянской среды: для этого планировалось прикрепить к медвузам сеть рабфаков и организовать курсы по подготовке абитуриентов из рабочих, батраков, колхозников и трудящихся нацменьшинств за счет местных бюджетов, а при их отсутствии — за счет кредитов центра. Здравотделам отдаленных местностей для обеспечения их медицинским персоналом выделялись деньги на заключение договоров «контрактации» студентов. В постановлении предусматривалась передача из ведения Наркомпроса в ведение Наркомздрава всей медицинской аспирантуры6. На практике данная реформа вылилась в сокращение лекционных курсов, установление лабораторно-бригадной системы преподавания, отмену экзаменов, введение групповых зачетов7, в результате чего индивидуальная ответственность и качество подготовки студентов резко снизились. О характере обучения на медицинском факультете в 30-е гг. рассказывала, например, Л. Красина: из 350 ее сокурсников 80% составляли женщины. Преподаватели были лояльны, задавали легкие вопросы, но большинству новоиспеченных студентов учиться было сложно: они плохо читали, поэтому с трудом
5 Там же. 1930. № 28. Ст. 379.
6 Аспирантура в СССР была введена в 1927 г. Высшее медицинское образование до середины 30-х гг. находилось в ведении Наркомпроса РСФСР, а потом было передано Наркомздраву РСФСР.
7 См.: Чикин С.Я., Исаков Ю.Ф., Чекнев Б.М. Здравоохранение и подготовка врачебных кадров в СССР. М., 1980. С. 5, 25, 27.
могли усваивать материал, который лекторы раздавали учащимся в копиях8.
Указание Л. Красиной на то, что среди студентов-медиков преобладали женщины, вполне достоверно. Например, в постановлении СНК РСФСР от 10 июля 1930 г. особо указывалось на необходимость приема в медицинские вузы определенного количества женщин9. Примечательно, что в 1913 г. было всего 2300 женщин-врачей, а в 1940 г. стало 85 400 или 60% медиков, практиковавших в СССР, не считая армейский контингент10. По мнению Нормы К. Раффел, это произошло неслучайно: профессия рабочего на фабрике и заводе была более престижной, чем профессия врача, а зарплата выше. Кроме того, мужской труд был очень востребован в тяжелой промышленности. Власти культивировали у женщин стремление к получению медицинского, педагогического и т.п. образования, так как производительность их труда на предприятиях была ниже, чем у мужчин. Как цинично отмечал Наварро, характеризуя уровень советского здравоохранения, «женщины как рабочие второго сорта должны были выполнять второсортную работу»11. Правительство ввело квоты в различных отраслях народного хозяйства, где женщины смогли бы заменить мужчин, и квота в сфере здравоохранения была одной из самых высоких12. Но объяснение иностранными исследователями причин этого явления представляется несколько упрощенным. Придя к власти, большевики полностью уравняли в правах мужчин и женщин, предоставив последним право на получение высшего образования без каких-либо ограничений. Вполне разумно, что в условиях плановой экономики и нехватки рабочих рук, ощущавшейся в ходе индустриализации, руководство страны решило максимально использовать труд женщин в сфере здравоохранения, тем более что имелся уже дореволюционный опыт.
Правительство попыталось увеличить число медиков также путем их заочного обучения. 22 августа 1931 г. СНК РСФСР принял специальное постановление по докладу НКЗ о подготовке медицинских кадров13, потребовав от Наркомздрава к осени 1931 г. ввести заочную подготовку врачей различных специальностей из лиц среднего медицинского персонала, охватив не менее 4000 человек. Отдельно оговаривалась необходимость привлекать представителей национальных
8 Knaus W.A. Inside Russian Medicine. An American Doctor's First-Hand Report. N.Y., 1981. P. 83-85.
9 СУ РСФСР. 1930. № 33. Ст. 426.
10 Field M.G. Health personnel in the Soviet Union: achievements and problems // The American Journal of Public Health. 1966. Vol. 56. N 11. P. 1911.
11 Comparative Health systems. Descriptive Analyses of Fourteen National Health Systems// RaffelN.K. Health Service in the Union of Soviet Socialist Republics. 1985. P. 503.
12 Knaus W.A. Op. cit. Р. 82.
13 СУ РСФСР. 1931. № 49. Ст. 366.
меньшинств. Непосредственно в ведении НКЗ предусматривалась организация Института по заочному обучению, а на местах — его филиалов. Примечательно, что еще 8 мая 1930 г. НКЗ уведомил свои территориальные органы о создании им Бюро заочного обучения14. Однако подготовка медиков-заочников была провалена. Методист по медицинскому образованию Рожанский в отчете за 1933 г. отмечал, что задание по организации второго набора заочников выполнено, но материалы на места не разосланы по причине срыва снабжения заочников учебными пособиями и соответственно невозможности для них самостоятельно заниматься и получать знания15. Поэтому властям пришлось отказаться от идеи обучения врачей заочным путем, которое даже при наличии книг практически осуществить невозможно.
Нехватка аудиторий в вузах привела к тому, что некоторые студенты стали обучаться непосредственно в медицинских учреждениях. Во исполнение упомянутого постановления СНК РСФСР от 22 августа 1931 г. в Москве и Ленинграде были образованы специфические медико-образовательные заведения: больница-медвуз-техникум. В Москве на базе областного клинического института открылся лечебно-профилактический факультет, на который приняли 180 учащихся, в Ленинграде аналогичный факультет появился при больнице им. Мечникова, а при Ленинградском институте охраны материнства и младенчества — факультет охраны материнства, младенчества и детства, куда было зачислено по 100 студентов16.
Специальные мероприятия проводились по увеличению численности профессорско-преподавательского состава по теоретическим дисциплинам: предусматривалось только в 1932 г. принять в аспирантуру 2000 человек17. Улучшению материально-технической и производственной базы университетов, обеспечению их квалифицированным преподавательским составом посвящено и постановление СНК РСФСР от 4 июня 1933 г. по докладу Московского государственного университета18.
Стремясь выполнить задачи, поставленные правительством, Нар-комздрав пошел на дальнейшее сокращение сроков обучения студентов, запланировав к 1936 г. выпустить 25 000 молодых специалистов19. В этих целях, согласно приказу Наркомздрава, в 1932 г. было установлено 3-летнее обучение для врачей любых медицинских специальностей, понижались требования к общеобразовательному уровню абитуриентов. Однако уже 3 сентября 1934 г. на общесоюзном уровне
14 ГАРФ. Ф. А482. Оп. 1. Д. 669. Л. 190.
15 Там же. Оп. 39. Д. 2. Л. 18.
16 Там же. Оп. 24. Д. 6. Л. 79.
17 Временное положение об аспирантах при научных учреждениях НКЗ и анкета аспиранта были утверждены 3 января 1927 г. (Там же. Оп. 1. Д. 606. Л. 10, 11).
18 СУ РСФСР. 1933. № 34. Ст. 122.
19 ГАРФ. Ф. А482. Оп. 24. Д. 8. Л. 19.
принимается ключевое постановление ЦИК СССР «О подготовке врачей»20, в котором отмечалось, что республиканские наркоматы здравоохранения выпускали слишком мало лечащих врачей и увлеклись обучением медиков нелечебных специальностей (врачей-гигиенистов и т.п.); медвузы уделяли недостаточно внимания преподаванию нормальной и патологической анатомии, физиологии, биологической химии, клиническим предметам; студенты были плохо обеспечены учебниками; клиники институтов утратили свою учебную роль, перешли на положение городских больниц и не выполняли возложенные на них функции. В целях увеличения количества врачей ЦИК запланировал принять в медицинские вузы РСФСР в 1934 г. — 10,1, в 1935 г. — 16, в 1936 г. — 20, а в 1937 г. — 21 тыс. человек. Во всех медицинских институтах вводились лечебные факультеты для подготовки лечащих врачей со специализацией на 5 курсе на терапевтический, хирургический и акушерско-гинекологический циклы. В 9 медвузах РСФСР были созданы факультеты детских врачей, а в 6 — санитарно-гигиенические факультеты, обучавшие санитарных врачей, бактериологов-эпидемиологов и врачей пищевой санитарии с началом специализации на 5 курсе. На всех факультетах устанавливался 5-летний срок обучения. Студенты распределялись следующим образом: 75% — на лечебные факультеты, 15% — на факультеты по подготовке детских врачей и 10% — на санитарно-гигиенические факультеты. Тем самым в системе высшего медицинского образования была опять прекращена подготовка врачей по узким специальностям. С отдельными «отраслями медицины» врачи «знакомились» в процессе стажировки в качестве интернов или ординаторов при клиниках, институтах усовершенствования врачей, медицинских институтах и в лечебных заведениях. Уже работавшие городские врачи могли пройти курсы по специальности при названных учреждениях. В целях улучшения клинического преподавания больницы ряда медицинских институтов передавались в их полное ведение. Категорически запрещалось заочное обучение врачей, зато считалось целесообразным готовить лечащих врачей без отрыва от производства на вечерних факультетах и в больницах-вузах. На Наркомздравы союзных республик в свете принятых изменений возлагалась обязанность пересмотреть и представить на утверждение новые учебные планы, увеличить количество часов на преподавание специальных медицинских дисциплин за счет сокращения времени на занятия по общественным дисциплинам, проводить военно-санитарное обучение, ввести на первых пяти семестрах единую общетеоретическую подготовку независимо от факультета. Для всех выпускников устанавливались обязательные экзамены, принимавшиеся специальными испытательными комиссиями, назначенными республиканскими Наркомздравами. Последние должны были обес-
20 СЗ СССР. 1934. № 44. Ст. 348.
печивать студентов учебниками: организовать их написание ведущими учеными-медиками и практиковавшими врачами и переиздавать лучшие труды отечественных и зарубежных авторов. Итак, государство вернулось к прежней идее подготовки врачей широкого профиля, которая получила распространение сразу после революции. На наш взгляд, положительным моментом является увеличение сроков обучения, отрицательным — отход от наметившейся в 1930 г. тенденции к специализации студентов-медиков. Непоследовательность правительства в деле регулирования высшего медицинского образования ярко свидетельствует об отсутствии у Наркомздрава и Наркомпроса четко выработанной политики по данному вопросу и о попытках найти наиболее приемлемый вариант обучения врача. Многочисленные новации, следовавшие одна за другой, метание между различными направлениями деятельности, частая смена учебных планов и т.п. — все это крайне негативно сказалось не только на работе медвузов, но и на уровне знаний и навыках молодых специалистов. Так, на совещании у наркома здравоохранения РСФСР И.И. Белоусова, состоявшемся 26 июля 1938 г., отмечалось: «...санитарные врачи выпускаются такие, которые никогда в жизни не делали прививок, потому что нет санитарной базы». Аналогично обстояло дело и с врачами-эпидемиоло-гами21. Примечательно, что в Положении о производственной практике студентов высших учебных заведений Союза ССР, утвержденном СНК СССР 26 марта 1938 г., была предусмотрена практика студентов-медиков, составлявшая лишь 2—2,5 месяца между 4 и 5 курсами. Практиканты трудились в сельских и районных больницах, выполняя работу фельдшера, под руководством и контролем заведующего больницей, а также в санитарно-эпидемических органах. Для большинства же других специальностей устанавливалась практика от 5 до 7 месяцев22. 23 мая 1941 г. Наркомздрав СССР, проверив работу кафедр социальной гигиены и отметив оторванность от жизни социал-гигиенистов, издал приказ о преподавании основ организации здравоохранения в медицинских институтах. Как выяснилось, выпускаемые врачи были абсолютно незнакомы с организацией сельских врачебных участков, плохо знали структуру и механизм функционирования лечебных за-ведений23. Из архивных материалов видно, что к концу рассматриваемого периода отсев студентов был значительным и в несколько раз превышал нормы плана. Да и те, кто оставался, учились не очень хорошо: на 1 января 1941 г. из 49395 запланированных государством студентов-стипендиатов фактически таковыми являлись всего 7385 учащихся24.
21 ГАРФ. Ф. А482. Оп. 24. Д. 1066. Л. 1, 20.
22 СП СССР. 1938. № 14. Ст. 89.
23 См.: ВеберЛ.Г. О преподавании основ организации здравоохранения в медицинских институтах // Сов. здравоохранение. 1942. № 7. С. 16.
24 ГАРФ. Ф. А482. Оп. 37 Д.41. Т.2. Л. 8.
Таким образом, к концу исследуемого периода власти так и не сумели решить стоявшую перед ними задачу подготовки достаточного количества высококвалифицированного высшего медицинского персонала. В связи с огромными потребностями страны во врачебных кадрах ставка была сделана на увеличение численности молодых специалистов, а не на их профессионализм. При этом нельзя не отметить успехов, достигнутых советским правительством. Если в 1913 г. на одного врача в Российской империи приходилось 7146 жителей, то в 1940 г. в РСФСР — в среднем 1370 человек25. В 1914 г. действовало только 7 высших учебных заведений, готовивших 700 врачей в год, а в 1940 г. из бюджета РСФСР финансировалось 28 медицинских, 8 стоматологических и 2 фармацевтических института, в которых на 1 января 1940 г. обучалось 53644 студента. Значительная работа велась по повышению квалификации уже практиковавших врачей, для чего открывались специальные курсы и образовательные учреждения26. Насколько оправданной была проводившаяся политика, судить непросто. Эксперименты с сокращением сроков обучения, введением заочного образования результатов не дали и были быстро прекращены. Руководители государства оказались перед дилеммой: или у населения есть доступ хоть к какой-то врачебной помощи, или же его нет вообще. Соответственно выбор был сделан в пользу первого варианта. Рост числа студентов, а как следствие — и выпускавшихся врачей за счет выходцев из рабоче-крестьянской среды и женщин позволил большевикам обеспечить страну медиками, разделявшими идеологию правящей партии и близкими по духу и взглядам большинству больных. Проблема состояла лишь в том, что доучиваться им приходилось на рабочем месте, подчас самостоятельно принимая решения, от которых зависели не только здоровье, но и жизнь пациентов.
Список литературы:
1. Чикин С.Я., Исаков Ю.Ф., Чекнев Б.М. Здравоохранение и подготовка врачебных кадров в СССР. М., 1980.
2. Field M. G. Health personnel in the S oviet Union: achievements and problems // The American Journal of Public Health. 1966. Vol. 56. N. 11.
3. Knaus W.A. Inside Russian Medicine. An American Doctor's First-Hand Report. N. Y, 1981.
25 ГАРФ. Ф. А630. Оп. 1. Д. 30. Л. 6.
26 Там же. Ф. А482. Оп. 24. Д. 964. Л. 13, 15.