УДК 342
В. В. Авершин
кандидат юридических наук, доцент, кафедра частного и публичного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ УСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются перспективы развития правового регулирования вопросов установления административной ответственности законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В работе проведен анализ федеральных и региональных нормативных правовых актов, регулирующих установление административной ответственности в сфере деятельности по организации и проведению азартных игр, а также регулирующих вопросы наделения должностных лиц органов внутренних дел (полиции) правом составлять протоколы по отдельным составам административных правонарушений, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом уделено внимание рассмотрению правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации в отношении различного с региональными органами государственной власти понимания пределов установления административной ответственности федерального законодателя и круга собственных полномочий субъектов Российской Федерации.
Обосновывается вывод, что учитывая возможности административного законодательства в части оперативности правоприменения и профилактики уголовно-наказуемых деяний, необходимо выстраивание системы правового регулирования, отвечающей современному состоянию государства и общества, когда вопросы обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности имеют особую актуальность.
Ключевые слова: законодательство об административных правонарушениях, административная ответственность, органы государственной власти, азартные игры, производство по делам об административных правонарушениях.
V. V. Avershin
Candidate of law, associate professor, Private and Public Law department Penza State University, Penza, Russia
LEGAL REGULATION OF SOME QUESTIONS OF ESTABLISHMENT OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY BY SUBJECTS OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Abstract. The article deals with the perspectives of developing legal regulation of establishing administrative responsibility by legislative body of the government of the subjects of the Russian Federation.
It is analyzed the federal and regional law, which establish administrative responsibility in a field of activity on the organization and carrying out gambling games, and also regulate questions of investment of officials of law-enforcement bodies (police) with the right to make protocols on separate structures of the administrative offenses provided by the legislation of subjects of the Russian Federation.
It is specially noted the position of the Constitutional Court of the Russian Federation and the Supreme Court of the Russian Federation concerning understanding of limits of establishment of administrative responsibility of the federal legislator, various with regional public authorities, and a circle of own powers of subjects of the Russian Federation
The author draws a conclusion about the necessity of using the possibilities of administrative legislation wider.
Key words: legislation about administrative delinquencies, administrative responsibility, bodies of government, gambling games.
Проводимая в Российской Федерации либерализация уголовного законодательства предполагает существенную перенастройку всей системы нормативного правового регулирования.
Внесенные законодателем в Уголовный кодекс Российской Федерации изменения, предусматривающие декриминализацию отдельных составов преступления, замену отдельных видов наказаний более мягкими, исключение нижнего предела наказания в виде лишения свободы, исправительных работ и ареста, расширение возможности применения таких видов наказаний, как штраф и исправительные работы [1, 2], приводят к необходимости повышения эффективности использования имеющихся возможностей законодательства об административных правонарушениях.
Отнесение Конституцией Российской Федерации административного законодательства к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации теоретически предоставляет возможность субъектам Российской Федерации, учитывая региональную специфику, осуществлять правовое регулирование в рамках существующей правовой системы полномочий.
Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации показывает, что понимание пределов установления административной ответственности федерального законодателя и круга собственных полномочий региональными органами государственной власти различно.
Статья 1.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относит, в числе прочего, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Под вопросами, имеющими федеральное значение, в данной статье понимается круг вопросов, отнесенных в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации [14].
В специальной литературе присутствуют более широкие выводы относительно понимания объема установления административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, включая не только вопросы, отнесенные Конституцией РФ, федеральными законами, договорами между Российской Федерацией и ее субъектами к предметам ведения Российской Федерации в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации, но и соответствующие вопросы в рамках предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов [19, 20].
В силу ст. 1.3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Вне сферы, определенной ст. 1.3 КоАП Российской Федерации, законодательство об административной ответственности относится к ведению субъектов Российской Федерации, чьи законы в силу конституционно-правовой природы совместного ведения и исходя из ст. 72 и 76 Конституции Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам [14].
При этом Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что невыполнение или нарушение конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, принятых в пределах его полномочий, влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Законом субъекта Российской Федерации административная ответственность за указанные действия может быть установлена в отсутствие федерального закона.
Неопределенность и «запаздывающее регулирование» федерального законодательства, при наличии реальной жизненной потребности в субъектах Российской Федерации воздействовать на определенные сферы общественных отношений посредством установления административной ответственности, привела к оспариванию в судебных органах соответствующих региональных законов.
Так, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках реализации полномочий, предоставленных ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [3] приняты решения о запрете начиная с 1 июля 2007 г. на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений) и установлении административной ответственности за его нарушение [7, 8, 9].
Однако Верховный Суд Российской Федерации поддержал судебную практику признания вышеуказанных норм регионального законодательства об административных правонарушениях недействующими, учитывая, что основы государственного
регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр, в том числе ограничения этой деятельности, установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», имеющим комплексный характер и сочетающим нормы различных отраслей законодательного регулирования.
При этом норм, предоставляющих право субъекту Российской Федерации устанавливать административную ответственность за нарушение запрета деятельности по организации и проведению азартных игр данный Федеральный закон не предусматривает, из чего следует, что административная ответственность за нарушения этих правил не может быть установлена законом субъекта Российской Федерации [15].
Вместе с тем Федеральный законодатель смог урегулировать рассматриваемые отношения лишь Федеральным законом от 20.07.2011 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4], т.е. спустя более 4-х лет со дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
В отношении важности оперативного регулирования процессуальных вопросов механизма привлечения к административной ответственности одним из наиболее острых является вопрос наделения должностных лиц органов внутренних дел (полиции) правом составлять протоколы по отдельным составам правонарушений, предусмотренных законодательством субъектов.
Частью 2 ст.3 Федерального закона «О полиции» [5] установлено, что полиция в своей деятельности руководствуется, кроме прочего, также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Пунктом 5 ст.2 указанного Федерального закона предусмотрено, что одним из основных направлений деятельности полиции является производство по делам об административных правонарушениях.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 данного Федерального закона полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей
предоставляется право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Именно на этих положениях Федерального закона основаны нормы законодательных актов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, наделяющие должностных лиц органов внутренних дел (полиции) правом составлять протоколы по отдельным составам правонарушений в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
В настоящее время такие законы действуют, в частности, в республике Башкортостан, Мурманской, Пензенской, Саратовской областях и ряде других субъектов Российской Федерации [10, 11, 12, 13].
Вместе с тем, по мнению Верховного Суда РФ, выраженному в ряде судебных постановлений определение органов, правомочных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями ст. 28.3, ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По смыслу названных выше норм в их взаимосвязи с положениями ч. 6 ст. 22.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации, рассматриваются, а, соответственно, и протоколы об административных правонарушениях составляются уполномоченными органами исполнительной власти, их должностными лицами, входящими в систему и структуру исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также учреждениями, их должностными лицами, находящимися в ведении субъекта Российской Федерации.
Между тем, полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 1 и 4 ст. 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации») и не входит в систему органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации^, 17].
На этом основании законодатель субъекта Российской Федерации не вправе наделять должностных лиц органов внутренних дел (полиции) правом составлять протоколы по отдельным
составам правонарушений, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
Иное толкование, по мнению Верховного Суда РФ, означало бы не только превышение субъектом Российской Федерации нормотворческих полномочий в области законодательства об административных правонарушениях, но и снижение уровня правовых гарантий граждан, привлекаемых к административной ответственности.
Вместе с тем, привлечение лиц к административной ответственности за правонарушения в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности позволяет снизить количество преступлений против личности, совершенных в семейно-бытовой сфере.
Таким образом, потребность общества в осуществлении органами полиции правоприменительной функции в данной сфере входит в конфликт с законодательной и судебной практикой.
Попытка разрешить указанную проблему предпринята Федеральным законом от 21.07.2014 № 247-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»[6], предусмотревшим возможность составления протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.
Избранный федеральным законодателем механизм определения полномочий органов внутренних дел (полиции), являющейся составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, через передачу по соглашению вызывает определенные вопросы, в частности, в отношении передачи полиции необходимых материальных и финансовых средств согласно статьи 26.8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Также сохраняется правовая неопределенность в вопросе определения перечня должностных лиц органов внутренних дел
(полиции), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
По нашему мнению, подготовленный МВД России проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [18] (не внесен в ГД ФС РФ) представляется более обоснованным с точки зрения эффективности регулирования рассматриваемых отношений.
Более того, согласно пояснительной записке к указанному законопроекту, реализация его требований не потребует увеличения численности существующих или образования новых структурных подразделений Министерства, а также дополнительного финансирования органов внутренних дел.
Таким образом, проблема дополнительного финансирования субъектами Российской Федерации в рамках соглашения о передаче соответствующих полномочий, при реализации подготовленного МВД России проекта федерального закона отсутствует.
В заключение следует кратко отметить, что учитывая возможности административного законодательства в части оперативности правоприменения и профилактики уголовно-наказуемых деяний, необходимо выстраивание системы правового регулирования, отвечающей современному состоянию государства и общества, когда вопросы обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности имеют особую актуальность.
Список литературы
1. Федеральный закон от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. - 2011. - № 11. - Ст. 1495.
2. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. - 2011. - № 50. - Ст. 7362.
3. Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -2007. - № 1 (Ч.1). - Ст. 7.
4. Федеральный закон от 20.07.2011 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-
ции» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 30 (Ч. 1). -Ст. 4598.
5. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
6. Федеральный закон от 21.07.2014 № 247-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ. -2014. - № 30 (Ч.1). - Ст. 4248.
7. Закон Смоленской области от 02.04.2007 № 21-з «О внесении изменений в областной закон «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» // Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области. - 2007. - № 3.
8. Закон Чувашской Республики от 05.10.2007 № 57 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» // Ведомости Государственного Совета ЧР. - 2007. - № 74.
9. Закон Орловской области от 16.10.2007 № 703-ОЗ «О внесении изменений в Закон Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения» // Собрание нормативных правовых актов Орловской области. - 2007. - № 39.
10. Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23.06.2011 № 413-з // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. - 2011. - № 16(358). - Ст. 1151.
11. Закон Пензенской области от 02.04.2008 № 1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях» // Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области. -
2008. - № 4 (Ч. 1). - С. 180.
12. Закон Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» // Информационный бюллетень «Ведомости Мурманской областной Думы». - 2009. - № 95.
13. Закон Саратовской области от 29.07.2009 № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» // Собрание законодательства Саратовской области. -
2009. - № 17.
14. Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 № 137-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Ростовской области о проверке конституционности статей 15.14, 15.15, 15.16 и 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2004. - № 6.
15. Определение Верховного Суда РФ от 17.06.2009 № 36-Г09-6 «Об оставлении без изменения решения Смоленского областного суда от 15.04.2009 о признании недействующей статьи 30.2 Закона Смоленской области «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» от 25.06.2003 № 28-З (с последующими изменениями) // [Электронный ресурс]. - Официальный сайт компа-
нии «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения 11.10.2014).
16. Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2013 № 46-АПГ13-2 «Об отмене решения Самарского областного суда от
13.11.2012 в части признания недействующими отдельных положений пунктов 2-9 статьи 11.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» // [Электронный ресурс]. - Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения 01.12.2014).
17. Определение Верховного Суда РФ от 23.10.2013 N 20-АПГ13-9 «Об отмене решения Верховного суда Республики Дагестан от
17.03.2013 в части указания времени признания недействующим п. 1 ст. 10.2 Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях и признании п. 1 ст. 10.2 Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях недействующим со дня вступления решения в законную силу» // [Электронный ресурс]. -Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения 01.12.2014)
18. Проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // [Электронный ресурс]. - Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения 15.11.2014).
19. Авдеенкова, М.П. «Особенности развития административно-правовой ответственности в российском праве» / М.П.Авдеенкова // Современное право. - 2008. - № 3.- С. 69 -76.
20. Кинсбурская, В.А. «О возможности установления административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах законами субъектов Российской Федерации» / В.А. Кинсбурская / / Реформы и право. - 2010. - № 3. - С. 16 - 21.
Referenses
1. Federal'nyi zakon ot 7 marta 2011 g. № 26-FZ «O vnesenii iz-menenii v Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii» [Federal laws no. 26 of 7 March 2011 «Alteration in Criminal code of the RF»] Sobranie zako-nodatel'stva RF - Collection of legislation of the Russian Federation. 2011, no. 11, art. 1495.
2. Federal'nyi zakon ot 7 dekabria 2011 g. № 420-FZ «O vnesenii izmenenii v Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii i otdel'nye zakono-datel'nye akty Rossiiskoi Federatsii» [Federal laws no. 420 of 7 December 2011 «Alteration in Criminal code of the RF»] Sobranie zakonodatel'stva RF - Collection of legislation of the Russian Federation. 2011, no. 50, art. 7362.
3. Federal'nyi zakon ot 29.12.2006 № 244-FZ «O gosudarst-vennom regulirovanii deiatel'nosti po organizatsii i provedeniiu azartnykh igr i o vnesenii izmenenii v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Fe-deratsii» [Federal law number 244 of 29 December 2006 «Government regulation of the activity concerning the organization and realization of gambling games and alteration in certain legislative acts of the RF»] Sobranie zakonodatel'stva RF - Collection of legislation of the Russian Federation. 2007, no. 1, part 1, art. 7.
4. Federal'nyi zakon ot 20.07.2011 № 250-FZ «O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii» [Federal law number 250 of 20 July 2011 «Alteration in certain legislative acts of the RF»] Sobranie zakonodatel'stva RF. - Collection of legislation of the Russian Federation. 2011, no. 30, part 1, art. 4598.
5. Federal'nyi zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ «O politsii» [Federal law number 3 of 7 February 2011 «The police»] Sobranie zakonodatel'stva RF. - Collection of legislation of the Russian Federation. 2011, no. 7, art. 900.
6. Federal'nyi zakon ot 21.07.2014 № 247-FZ «O vnesenii iz-meneniia v stat'iu 28.3 Kodeksa Rossiiskoi Federatsii ob administ-rativnykh pravonarusheniiakh». [Federal law number 247 of 21 July 2014 «Alteration in article 28.3 of the Code of Russian Federation of Administrative Offences»] Sobranie zakonodatel'stva RF. - Collection of legislation of the Russian Federation. 2014, no. 30, part 1, art. 4248.
7. Zakon Smolenskoi oblasti ot 02.04.2007 № 21-z «O vnesenii izmenenii v oblastnoi zakon «Ob administrativnykh pravonarusheniiakh na territorii Smolenskoi oblasti». [The Law of Smolensk region of 02.04.2007 no. 21 «Alteration in the local law about administrative offences on the territory of Smolensk region»] Vestnik Smolenskoi oblastnoi Dumy i Admi-nistratsii Smolenskoi oblasti - Bulletin of Smolensk regional Duma and the Administartion of Smolensk region 2007, no. 3.
8. Zakon Chuvashskoi Respubliki ot 05.10.2007 № 57 «O vnese-nii izmenenii v Zakon Chuvashskoi Respubliki «Ob administrativnykh pravonarusheniiakh v Chuvashskoi Respublike» [The Law of Chuvash Rebublic of 05.10.2007 no. 57 «Alteration in the Law of Chuvash Republic «About administrative offences in Chuvash Republic»] Vedomosti Gosudarstvennogo Soveta ChR - Bulletin of governmental council of Chuvash Republic 2007, no. 74.
9. Zakon Orlovskoi oblasti ot 16.10.2007 № 703-OZ «O vnesenii izmenenii v Zakon Orlovskoi oblasti «Ob otvetstvennosti za administra-tivnye pravonarusheniia» [The Law of Oryol region of 05.10.2007 no. 57 «Alteration in the Law of Oryol region «About administrative offences in Oryol region»] Sobranie normativnykh pravovykh aktov Orlovskoi oblasti. -Collection of laws of Oryol region, 2007, no. 39.
10. Kodeks Respubliki Bashkortostan ob administrativnykh pravonarusheniiakh ot 23.06.2011 № 413-z [The Code of Bashkortostan of Administrative Offences] Vedomosti Gosudarstvennogo Sobraniia - Kurul-
taia, Prezidenta i Pravitel'stva Respubliki Bashkortostan - Bulletin of the Governmental Council 2011, no. 16(358), art. 1151.
11.Zakon Penzenskoi oblasti ot 02.04.2008 № 1506-ZP0 «Ko-deks Penzenskoi oblasti ob administrativnykh pravonarusheniiakh» [The Law of Penza Region of 02.04.2008 no. 1506-ZP0 «The Code of Penza Region of Administrative Offences»] Vedomosti Zakonodatel'nogo Sobraniia Penzenskoi oblasti. - Bulletin of the Legislative Assembly of Penza region 2008, no. 4 (part 1), p. 180.
12.Zakon Murmanskoi oblasti ot 06.06.2003 № 401-01-ZM0 «Ob administrativnykh pravonarusheniiakh». [The Law of Murmansk Region of 06.06.2003 no. 401-01-ZM0 «About administrative offences»] Infor-matsionnyi biulleten' «Vedomosti Murmanskoi oblastnoi Dumy». - Informational bulletin «.Bulletin of Murmansk Regional Duma». 2009, no. 95.
13.Zakon Saratovskoi oblasti ot 29.07.2009 № 104-ZS0 «Ob admi-nistrativnykh pravonarusheniiakh na territorii Saratovskoi oblasti» [The Law of Saratov Region of 29.07.2009 no. 104-ZSO «About administrative offences on the territory of Saratov Region»] Sobranie zakonodatel'stva Saratovskoi oblasti. - Collection of legislation of Saratov Region 2009, no. 17.
14. Opredelenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 08.04.2004 № 137-O «Ob otkaze v priniatii k rassmotreniiu zaprosa Zakonodatel'-nogo Sobraniia Rostovskoi oblasti o proverke konstitutsionnosti statei 15.14, 15.15, 15.16 i 23.7 Kodeksa Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pra-vonarusheniiakh» [The legal decision of the Constitutional Court of the RF of 08.04.2004 № 137-O «About the refusal to consider the inquiry of The Legislative Assembly of Rostov Region concerning checking constitutionality of articles 15.14, 15.15, 15.16 and 23.7 of the Code of the RF about administrative offences»] Vestnik Konstitutsionnogo Suda RF. - Bulletin of the Constitutional Court of the RF. 2004, no. 6.
15. Opredelenie Verkhovnogo Suda RF ot 17.06.2009 № 36-G09-6 «<Ob ostavlenii bez izmeneniia resheniia Smolenskogo oblastnogo suda ot 15.04.2009 o priznanii nedeistvuiushchei stat'i 30.2 Zakona Smo-lenskoi oblasti «Ob administrativnykh pravonarusheniiakh na terri-torii Smolens-koi oblasti» ot 25.06.2003 № 28-Z (s posleduiushchimi izmeneniiami) (The legal decision of the Supreme Court of The RF of 17.06.2009 № 36-G09-6 «Leaving without alteration the decision of Smolensk Regional Court of 15.04.2009 about declaring the article 30.2 of the Law of Smolensk Region inoperative «Administrative delinquencies on the territory of Smolensk Region» of 25.06.2003 № 28-z (with further alterations)») Available at: http://base.consultant.ru (accessed 11 October 2014).
16. Opredelenie Verkhovnogo Suda RF ot 27.02.2013 № 46-APG13-2 «Ob otmene resheniia Samarskogo oblastnogo suda ot 13.11.2012 v chasti priznaniia nedeistvuiushchimi otdel'nykh polozhenii punktov 2-9 stat'i 11.2 Zakona Samarskoi oblasti ot 01.11.2007 № 115-GD «Ob administrativnykh pravonarusheniiakh na territorii Samarskoi oblasti» [The legal decisions of the Supreme Court of The RF of 27.02.2013 no. 46-GD] Available at: http://base.consultant.ru (accessed 1 December 2014).
17. Opredelenie Verkhovnogo Suda RF ot 23.10.2013 N 20-APG13-9 «Ob otmene resheniia Verkhovnogo suda Respubliki Dagestan ot 17.03.2013 v chasti ukazaniia vremeni priznaniia nedeistvuiushchim p. 1 st. 10.2 Kodeksa Respubliki Dagestan ob administrativnykh pra-vonarusheniiakh i priznanii p. 1 st. 10.2 Kodeksa Respubliki Dagestan ob administrativnykh pravonarusheniiakh nedeistvuiushchim so dnia vstupleniia resheniia v zakonnuiu silu» [The legal decisions of the Supreme Court of The RF of 23.10 .2013 no. 20] Available at: http://base.consultant.ru (accessed 1 December 2014).
18. Proekt Federal'nogo zakona «O vnesenii izmeneniia v stat'iu 20.1 Kodeksa Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pra-vonarusheniiakh» [The project Federal law «Alteration in article 20.1 of the Code of the RF about administrative delinquencies»] Available at: http://base. consultant.ru (accessed 15 November 2014).
19. Avdeenkova M.P. «Osobennosti razvitiia administrativno-pravovoi otvetstvennosti v rossiiskom prave» [The specifics of evolution of administrative responsibility in Russian law] Sovremennoe pravo - Modern law. 2008, no. 3, pp. 69 - 76.
20. Kinsburskaia V.A. «O vozmozhnosti ustanovleniia administ-rativnoi otvetstvennosti za narushenie zakonodatel'stva o nalogakh i sbo-rakh zakonami sub"ektov Rossiiskoi Federatsii» [The possibility of establishment of administrative responsibility by regional laws in the Russian Federation] Reformy i pravo - Reforms and law. 2010. no 3. pp. 16 - 21.
Информация об авторе
Авершин Виктор Витальевич - кандидат юридических наук, доцент, кафедра частного и публичного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40, Россия, e-mail: zspo12@mail.ru
Authors
Avershin Victor Vitalievich - Candidate of law, associate professor, Private and Public Law department, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, Russia, e-mail: zspo12@mail.ru.