Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Криминалистика, криминология, ОРД
б) личности несовершеннолетнего (т.е. незначительный возраст и период ее формирования, ограниченная дееспособность, динамика содержания социально-ролевых и социально-психологических функций);
в) комплекса причин и условий преступности;
г) результативности мер специального профилактического воздействия [9, с. 890].
Итак, под преступностью несовершеннолетних, на наш взгляд, следует понимать исторически обусловленное, негативное, общественно опасное, относительно массовое, устойчивое, социальное и правовое явление, представляющее собой систему нарушений уголовного закона, совершенных лицами в определенном возрасте, не достигшими совершеннолетия, на соответствующей территории за конкретный период.
Список литературы
1. Аванесов, Г. А. Криминология. - М., 1984.
2. Алексеев, А. И. Криминология. - М., 1998.
3. Гилинский, Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - СПб., 2004.
4. Карпец, И. И. Преступность: иллюзии и реальность. - М., 1992.
5. Карпец, И. И., Эминова В. Е. Криминология. - М., 1992.
6. Криминология / под общ. ред. А.И. Долговой. - М., 2002.
7. Криминология / под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. - Ростов-на-Дону, 2002.
8. Криминология / под ред. В.Н. Бурлакова. - СПб, 1998.
9. Криминология : учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. - М., 2010.
10. Лунеев, В. В. Преступность ХХ века. - М., 1997.
11. Прялухина, А. В. Социально-психологические детерминанты и особенности подростковой безнадзорности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005.
12. Селиванова, О. А. Психолого-педагогическая реадаптация безнадзорных подростков в условиях открытого социума : автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Тюмень, 2005.
13. Сморгунова, Н. Ф. Предупреждение беспризорности среди детей и подростков в России (20-90-е гг. ХХ в.) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Владимир, 1998.
14. Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 5. - Ст. 403.
15. Спиридонов, Л. И. Социология преступности. - М., 1978.
16. Трайнин, А. Н. Уголовное право: Общая часть. - М., 1929.
17. Шестаков, Д. А. На криминологическом семинаре // Правоведение. - 1981. - № 2.
УДК 321
Р.В. Кулешов*
Правовое регулирование оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности
В настоящей статье автор исследует правовую основу оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, формируя иерархическую структуру нормативноправовых актов, регулирующих указанную сферу деятельности.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное мероприятие. оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности, Конституция РФ, федеральные законы, законы, подзаконные акты, нормативные акты, правовое регулирование.
R.V. Kuleshov*. Legal regulation of operational-military counteraction to extremist and terrorist activities. In this article the author examines the legal basis of the operational-military counteraction to extremist and terrorist activities, forming a hierarchical structure of the normative-legal acts regulating the sphere of activity.
Keywords: operatively-search activity, the operative-investigative activity, operatively-martial counteraction to extremist and terrorist activities, the Constitution of the Russian Federation, Federal laws, laws, bylaws, regulations, legal regulation.
В теории права под правовым регулированием понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений (в соответствии с этими нормами) по юридически значимым вопросам, которые возникают
* Кулешов, Роман Владимирович, заместитель начальника по научной работе, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук. Россия, Московская область, г. Домодедово, мкрн. Авиационный, ул. Пихтовая, д. 3. E-mail: vipk_main@mail.ru.
*Kuleshov, Roman Vladimirovich, Deputy head for scientific work, the all-Russia Institute of advanced training of employees of Ministry of internal Affairs of Russia, candidate of legal Sciences. Russia, Moscow region, Russia. Domodedovo, micro district. Aviation, str. Larch, etc. 3. E-mail: vipk_main@mail.ru.
© Кулешов Р.В., 2013
Кулешов Р.В. Правовое регулирование оперативно-боевого противодействия экстремистской...
в рамках таких отношений. Правовое регулирование оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности также носит функциональный характер. Посредством правовых норм регулируются отношения между государством (его представителями) и гражданином (прежде всего лицом, посягающим на охраняемые уголовным законом объекты) в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Таким образом, правовое регулирование оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности - это нормативно-властное воздействие Российского государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в данной деятельности и в связи с ней общественные отношения с целью их упорядочивания. Такое воздействие происходит путем установления норм по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках таких отношений.
Правовая основа оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности - это совокупность нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и касающихся в той или иной мере содержания, конкретных субъектов и объектов, условий осуществления, гарантий законности и других аспектов оперативнобоевого противодействия террористической и экстремистской деятельности ОВД.
Ядро правовой основы оперативно-боевого противодействия террористической и экстремистской деятельности полицией составляет Конституция РФ. Иным нормативным актом, составляющим правовую основу данного вида деятельности, является Закон о полиции, комплексно урегулировавший правовой статус, организационную структуру полиции и определивший тем самым место и роль полиции в обществе и государстве. Другие федеральные законы регулируют её деятельность прямо или косвенно.
Так как теория оперативно-боевого пресечения экстремистской и террористической деятельности является частной теорией ОРД, то к правовой основе оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих ведение боевых действий и являющихся составляющей оперативнобоевого пресечения, относится также ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ФЗ «Об ОРД»).
В ст. 7 ФЗ «Об ОРД» даны основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
1. Наличие возбужденного уголовного дела.
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
3. Поручения следователя органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.
Указанные в ст. 6 оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться лишь при наличии: фактических оснований, т.е. выработанной практикой и закрепленной в ведомственных актах совокупности сведений о признаках действий и событий, входящих в предмет оперативно-боевого пресечения экстремистской и террористической деятельности и юридических оснований, т.е. наличия в законе указания о возможности осуществления оперативно-боевого пресечения экстремистской и террористической деятельности при наличии соответствующего круга признаков. В оперативно-боевой практике фактические основания иногда определяют через достаточность данных для проведения соответствующих оперативно-боевых мероприятий.
Ведение же самих боевых действий регламентируется ФЗ «О полиции», ФЗ «О противодействии терроризму», ФЗ «О противодействии экстремизму»; через них государство осуществляет правовое регулирование деятельности ОВД по оперативно-боевому пресечению террора.
Правовая основа ведения боевых действий и использования физической силы, спецсредств, огнестрельного оружия специальной и боевой техники изложены в ФЗ «О полиции», где определены права полиции, условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Правовой основой оперативно-боевого противодействия экстремизму и терроризму являются также иные нормативные правовые акты РФ: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; приказы, положения, наставления, инструкции, правила, уставы и иные нормативные правовые акты МВД России; акты (постановления, заключения и определения) Конституционного Суда РФ; акты (постановления, решения, определения) Верховного Суда РФ.
Органы, осуществляющие оперативно-боевую деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-боевых мероприятий. Правовое регулирование
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Криминалистика, криминология, ОРД
оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности носит прежде всего функциональный, служебный характер. В нем посредством правовых норм регулируются общественные отношения между государством (его представителями) и гражданином в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств. Такое регулирование осуществляется на уровне законов и подзаконных актов.
Итак, нормативные акты, совокупность которых составляет круг источников правового регулирования общественных отношений в сфере оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, можно дифференцировать на шесть групп.
К первой группе относится Конституция РФ.
Вторую группу составляют нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ «О полиции», ФЗ «О противодействии терроризму» и ФЗ «О противодействии экстремизму».
В третью группу нормативных актов входят другие федеральные законы.
К четвертой группе актов относятся иные, кроме законов, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Ими являются: акты Президента РФ; акты представительного и законодательного органа РФ; акты Правительства РФ.
Пятую группу составляют нормативные акты ведомств, осуществляющих оперативно-боевую деятельность или ее контролирующих. Это нормативные акты органов, чьи оперативные подразделения непосредственно проводят оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности. Данную группу нормативных правовых актов можно разделить на акты, принимаемые:
а) конкретным министерством или ведомством;
б) совместно министерствами и ведомствами по тем или иным сторонам обеспечения оперативно-боевой деятельности.
Шестую, или особую, группу актов правового регулирования общественных отношений при оперативно-боевом противодействии составляют законодательные акты России, хотя и не содержащие правовых институтов (норм) или отдельных правил, непосредственно предназначенных регулировать специфические оперативно-боевые отношения, однако в силу универсального характера изложенных в них предписаний в обязательном порядке реализуемых в рамках оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности ОВД. К ним, по нашему мнению, относятся: Кодекс РФ об административных правонарушениях; Законы РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»; Федеральные законы: «Об основах государственной службы Российской Федерации»; «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»; «Об оружии» и др.
Нормативные правовые акты, совокупность которых составляет круг всех источников регулирования общественных отношений в сфере оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, можно также разделить на три группы.
Во-первых, это нормативные правовые акты, составляющие правовую основу оперативнобоевого противодействия экстремистской и террористической деятельности.
Во-вторых, самостоятельную группу нормативных источников составляют законодательные акты России, хотя и не содержащие правовых институтов (норм) или отдельных правил, непосредственно предназначенных регулировать специфические оперативно-боевые отношения, однако в силу универсального характера изложенных в них предписаний в обязательном порядке реализуемые в сфере оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности.
В-третьих, к таким источникам относятся некоторые акты международно-правового характера. Основанием отнесения такого рода документов к указанным источникам служат предписания ч. 4 ст. 15 Конституции: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договора России являются составной частью ее правовой системы.
Кроме названных групп нормативных правовых актов, нельзя не упомянуть о том, что отдельными государственными органами принимаются специальные документы, которые предназначены разъяснять предписания законодательных и иных актов в области оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности. Нормативный акт органа, осуществляющего оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности - это юридический акт подзаконного административного нормотворчества, которым конкретизируются нормы, содержащиеся в законодательных актах, регламентирующие общественные отношения, возникающие в ходе оперативнобоевого противодействия (приказ, положения, наставления, инструкция, устав, правила и др.).
Правовые отношения возникающие, длящиеся и прекращаются в процессе осуществления оперативно-боевого противодействия террору и экстремизму, делятся на две группы. К первой группе относятся правоотношения, носящие материально-правовой характер. Это уголовно- и административноправовые отношения. Отдельные отношения могут регулироваться нормами гражданского, трудового и международного права. Вторую группу отношений составляют правоотношения процессуального свойства. Они регулируются нормами уголовно- и административно-процессуального права.
Законодательное регулирование оперативно-боевого противодействия террору и экстремизму
- это государственно-властное нормативно-организующее воздействие на оперативно-боевые отношения в специфическом виде социально полезной юридической деятельности, осуществляемый на конституционном, законодательном и ведомственно-нормативном уровнях правового регулирования [1, с. 160-182; 2, с. 92-114].
Итак, оперативно-боевое законодательство есть комплексная отрасль российского законодательства: совокупность федеральных законов, включающих группы правовых норм, регулирующих общественные отношения между гражданином и государством в процессе борьбы с экстремизмом и терроризмом путём осуществления оперативно-боевых мероприятий и применения соответствующих сил, средств, приемов и методов оперативно-боевого противодействия.
Законодателем общественные отношения в сфере оперативно-боевого противодействия подвергаются правовому регулированию только при наличии в них объективной возможности выбора того или иного правила поведения. При отсутствии такой возможности не определена, не урегулирована и норма поведения, т.е. сфера регулирующего воздействия права ограничивается нормативно-обозначенными вариантами поведения сотрудника в каждый данный типовой ситуации.
Определяющим пределы общего правового регулирования оперативно-боевого противодействия является заинтересованность государства и целесообразность его воздействия на общественные отношения (противодействие экстремизму и терроризму) при помощи права, обусловливаемые не только объективными тенденциями развития самого предмета регулирования, но и потребностями общества в целом.
Пределы правового регулирования общественных отношений в сфере оперативнобоевой деятельности - это обусловленные объективными и субъективными факторами границы государственно-властного вмешательства в общественные отношения, возникающие в связи с совершением наиболее опасных уголовных преступлений, терроризма и экстремизма, и их гласным либо негласным (конспиративным) предупреждением, выявлением и пресечением путём применения оперативно-боевых сил, средств, форм и методов, а также совершения оперативно-боевых действий в ходе оперативно-боевых мероприятий на основании существующего законодательства.
Правовое регулирование оперативно-боевого противодействия экстремизму и терроризму
- это нормативно-властное воздействие Российского государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в оперативно-боевом противодействии и в связи с ним общественных отношений с целью их упорядочения. Такое воздействие происходит путем регламентации правовых норм, регулирующих возникающие в этих рамках отношения.
Необходим закон, который рассматривался бы в качестве основополагающего отраслевого нормативного правового акта, в соответствии с которым ведомства должны были бы сверять свою правотворческую работу по детализации правил, касающихся организации и тактики ведения оперативно-боевого противодействия.
Список литературы
1. Оперативно-розыскная деятельность : учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М.: Инфра-М, 2001.
2. Основы оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред. В.Б. Рушайло. - СПб.: Лань, 2000.
УДК 343.977 Е.С. Малуева*
Способы совершения и особенности выявления преступлений, связанных с хищением средств государственных внебюджетных фондов
Способы совершения хищения средств государственных внебюджетных фондов предопределяются особенностями порядка поступления, распределения и расходования этих средств. Автором рассмотрены основные способы совершения хищений средств государственных внебюджетных фондов, а также особенности выявления преступлений рассматриваемой категории.
Ключевые слова: способы совершения хищения средств внебюджетных фондов, социальные внебюджетные фонды, выявление преступлений, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
E.S. Malueva*. Ways of committing crimes and peculiarities associated with the theft of state extra budgetary funds. Ways of committing theft of state extra budgetary funds are defined by order receipt, allocation and disbursement of these funds. The author describes the main ways of committing theft of state fUnds, and especially the identification of such category of crimes.
Keywords: ways of committing theft of extra budgetary funds, social extra budgetary funds, identification of crimes, the Pension Fund, the Social Insurance Fund and Fund of obligatory medical insurance.
* Малуева, Елена Сергеевна, адъюнкт кафедры криминалистики Санкт-Петербургского университета МВД России. 19820б, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8921350529б, E-mail: elena1309@list.ru.
* Malueva, Elena Sergeevna, Post-graduate of the Department of Criminalistic, St.Petersburg University of the Ministry of Internal affairs of Russia, captain of police. Russia, 19б20б, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph. 8921350529б. E-mail: elena1309@list.ru.
© Малуева Е.С., 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013