Научная статья на тему 'Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности озера Байкал'

Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности озера Байкал Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2129
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / ОЗЕРО БАЙКАЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ширабон Баярма Батодоржиевна

В данной статье рассмотрены основополагающие нормативно-правовые акты обеспечения экологической безопасности озера Байкал, а также механизм их функционирования. Автором статьи проведена оценка эффективности их работы, а также выявлены их основные недостатки. В заключении статьи автором сделаны основные выводы по итогам проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности озера Байкал»

УДК 34

Ширабон Баярма Батодоржиевна

старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Бурятского государственного университета [email protected]

Bayarma B. Shirabon

Senior teacher of department of the constitutional and municipal right Buryat state university [email protected]

Правовое регулирование

обеспечения экологической безопасности озера байкал

Аннотация. В данной статье рассмотрены основополагающие нормативно-правовые акты обеспечения экологической безопасности озера Байкал, а также механизм их функционирования. Автором статьи проведена оценка эффективности их работы, а также выявлены их основные недостатки. В заключении статьи автором сделаны основные выводы по итогам проведенного исследования.

Ключевые слова: правовые проблемы, правовое регулирование, правовое обеспечение, экологический контроль, экологическая безопасность, особо охраняемые природные территории, региональный аспект, озеро Байкал.

Legal regulation of

ecological safety of lake baikal

Annotation. This article describes the basic legal acts of ecological safety of lake Baikal, and also the mechanism of their functioning. The author assessed the effectiveness of their work, and reveals their main shortcomings. In conclusion, the author made the main conclusions of the study.

Keywords: legal problems, legal regulation, legal support, environmental control, environmental safety, protected areas, regional perspective, lake Baikal.

Озеро Байкал является уникальной экологической системой. Данный природный объект представляет собой «озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири. Это самое глубокое озеро на планете, а также крупнейший природный резервуар пресной

воды» [8]. Это единственный в нашей стране ,

ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного природного наследия [9] и подпадающий под федеральный закон о региональном объекте. В границах Байкальской природной территории (БПТ) выделена Центральная экологическая зона (ЦЭЗ) как наиболее охраняемая [4].

С юридической точки зрения, озеро Байкал - это объект, в отношении которого международными, а также отечественными нормами права предусмотрен ряд обособленных правил и требований в области охраны экологии данного объекта. Охрана экологии озера Байкал основывается еще и на положениях законодательства об охране окружающей среды в целом, в частности водного законодательства [1].

Правовые основы охраны озера Байкал в большей части регулируются принятым в 1999 году Федеральным законом «Об охране озера Байкал» [5]. В соответствии с данным федеральным законом на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, а утверждение перечня запрещённых видов деятельности делегировано Правительству Российской Федерации.

,

проблем Байкальской природной территории намечено в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской

Федерации на период до 2030 г.» [4]. Так же -

себе ряд ограничений по природопользованию данного природного объекта. Например, N 94-ФЗ [5] в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности на Байкальской природной территории.

Анализируя проблемы правового регулирования охраны озера Байкал, можно сделать следующие выводы:

1.

разными факторами (например, интенсификации хозяйственной и иной деятельности в сфере туризма и т.д.). Поэтому, эффективность деятельности по охране окружающей среды на Байкальской природной территории во многом зависят от подробной регламентации порядка осуществления хозяйственной и иной деятельности в отраслевом законодательстве: градостроительном [3], законодательстве об инвестицион-, .

Однако, не смотря на большие сложности в дан, ,

времени в данном направлении есть определен. , -меров успешной целенаправленной работы за-

конодателя по защите окружающей среды Байкальского региона служит ФЗ Ж81-ФЗ [6], которым были внесены изменения в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» [7] и в Градостроительный кодекс Российской Федерации [2], которые связаны с расширением перечня объектов экологической экспертизы. Теперь к

таким объектам отнесена проектная документа, ,

которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории ( пп. 7.1 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе») [7].

Примечательно, что Федеральный закон «Об охране озера Байкал» и до этих изменений продолжал закреплять принцип обязательности государственной экологической экспертизы среди основных принципов охраны Байкальской природной территории в ст. 5, в то время как ст. 6 этого Закона после изменений 2006 г. требовалось положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях строительства новых хозяйственных объектов, расширения, реконструкции действующих ( . 2 . 6). .

6 -

,

.

2. -низм защиты окружающую среду Байкальского

региона при повышении интенсификации хозяй-, -

тельные экологические риски, что немаловажно как для предпринимателей, решающихся на дея-

Литература:

1. Водный кодекс Российской Федерации (03 июня 2006 года ФЗ № 74-ФЗ) (с изменениями на 31 октября 2016 года).

2. -дерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.

3. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» // СЗ РФ. 1999. № 18.

. 2220.

4.

экологического развития Российской Федерации 2030 . . -

ской Федерации 30 апреля 2012 г. // СПС «Кон-сультантПлюс: Законодательство».

5. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» // СЗ РФ. 1999. № 18.

. 2220.

6. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 181« -

» // .

2014. № 26 (ч. I). Ст. 3387.

7. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.

тельность в условиях особого природопользования и охраны окружающей среды Байкала, так и для состояния самого объекта, столь привлекательного сейчас для туристов.

3. Современное законодательство об охране озера Байкал нуждается в совершенствовании, оно призвано учитывать расширяющиеся планы

экономического развития Байкальской природ, -

зяйственной или иной деятельности в регионе, равно как и изменение природных условий, в том

числе обусловленное ранее допущенным эколо-.

представляются в этом случае правила, непосредственно предписываемые законодательными актами и позволяющие напрямую защищать окружающую среду уникального озера и его региона. Точность правовых формулировок, а также тесная взаимосвязь законодательства о видах хозяйственной и иной деятельности с законодательством об охране окружающей среды, широта и полнота правового регулирования отношений по охране озера Байкал способствуют

своевременному и единообразному решению , -

сения вреда окружающей среде Байкальского региона, снижению экологических рисков.

4. Необходимы существенно большие усилия со стороны законодательства на уровне региона по развитию институтов экологического права, а также более тесная увязка требований в области охраны окружающей среды с правилами ведения хозяйственной и иной деятельности в данном

.

Literature:

1. The water code of the Russian Federation (on June 03, 2006 the Federal Law № 74-FZ) (with changes for October 31, 2016).

2. The town-planning code of the Russian Federation of December 29, 2004 № 190-FZ // SZ Russian Federation. 2005. N 1 (p.1). Art. 16.

3. The federal law of May 1, 1999 № 94-FZ «About protection of Lake Baikal» // SZ Russian Federation. 1999. № 18. Art. 2220.

4. Bases of state policy in the field of ecological development of the Russian Federation for the period till 2030 Utv. President of the Russian Federation on April 30, 2012 // Union of Right Forces «Consult-antPlus: Legislation».

5. The federal law of May 1, 1999 № 94-FZ «About protection of Lake Baikal» // SZ Russian Federation. 1999. № 18. Art. 2220

6. The federal law of June 28, 2014 № 181-FZ «About introduction of amendments to separate acts of the Russian Federation» // SZ Russian Federation. 2014. № 26 (p. I). Art. 3387

7. The federal law of November 23, 1995 № 174-FZ «About environmental assessment» // SZ Russian Federation. 1995. № 48. Art. 4556.

8. Байкал. Материал из Википедии - свободной энциклопедии (URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/ Байкал#. D0.AD. D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B3. D0.B8.D1.8F).

9. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (г. Париж, 16 ноября 1972 г.).

8. Baikal. Material from Wikipedia - the free encyclopedia (URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Baita/ift D0.AD.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B3.D0.B8.D1. 8F).

9. Convention on protection of the world cultural and natural heritage (Paris, on November 16, 1972).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.