Научная статья на тему 'Правовое регулирование нефтегазовых корпоративных отношений (зарубежный опыт и Российская практика)'

Правовое регулирование нефтегазовых корпоративных отношений (зарубежный опыт и Российская практика) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3592
815
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СИСТЕМА И СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ / МЕЖДУНАРОДНОЕ И СТРАНОВОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА НЕФТЕГАЗОВЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ / УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ / OIL AND GAS CORPORATE RELATIONS / THE SYSTEM AND STRUCTURE OF THE LEGAL MECHANISM OF OIL AND GAS CORPORATE RELATIONS / INTERNATIONAL AND HOME LEGAL REGULATION OF OIL AND GAS CORPORATE RELATIONS / CRIMINAL LAW PROTECTION REGULATION OF THE RESEARCHED OF OIL AND GAS CORPORATE RELATIONS / CRIMINAL LAW REGULATION OF OIL AND GAS CORPORATE RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ножкина Елена Борисовна, Ерофеев Александр Константинович

В статье исследуются система и структура механизма правового регулирования нефтегазовых корпоративных отношений и его динамика, проблемы международного и странового правового регулирования нефтегазовых корпоративных отношений. Акцентируется внимание на правовой специфике нефтегазовых корпораций. Рассматриваются уголовно-правовая охрана и уголовно-правовое регулирование нефтегазовых корпоративных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation of the Oil and Gas Corporate relations (Foreign Experience and Russian Practice)

The article is devoted to the analysis of the system and structure of the legal mechanism of the oil and gas corporate relations and its dynamics. The auther examines issues of the international and home legal regulation of the oil and gas corporate relations. The legal features of the oil and gas corporations are focused on. Criminal law protection and regulation of the oil and gas corporate relations are researched.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование нефтегазовых корпоративных отношений (зарубежный опыт и Российская практика)»

Е.Б. Ножкина, А.К. Ерофеев

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА)

В статье исследуются система и структура механизма правового регулирования нефтегазовых корпоративных отношений и его динамика, проблемы международного и странового правового регулирования нефтегазовых корпоративных отношений. Акцентируется внимание на правовой специфике нефтегазовых корпораций. Рассматриваются уголовно-правовая охрана и уголовно-правовое регулирование нефтегазовых корпоративных отношений.

Ключевые слова. Нефтегазовые корпоративные отношения; система и структура механизма правового регулирования нефтегазовых корпоративных отношений; международное и страновое правовое регулирование нефтегазовых корпоративных отношений; уголовно-правовая охрана нефтегазовых корпоративных отношений; уголовно-правовое регулирование нефтегазовых корпоративных отношений.

E.B. Nozhkina, A.K. Erofeyev

LEGAL REGULATION OF THE OIL

AND GAS CORPORATE RELATIONS

(FOREIGN EXPERIENCE AND RUSSIAN PRACTICE)

The article is devoted to the analysis of the system and structure of the legal mechanism of the oil and gas corporate relations and its dynamics. The auther examines issues of the international and home legal regulation of the oil and gas corporate relations. The legal features of the oil and gas corporations are focused on. Criminal law protection and regulation of the oil and gas corporate relations are researched.

Keywords: Oil and gas corporate relations; the system and structure of the legal mechanism of oil and gas corporate relations; international and home legal regulation of oil and gas corporate relations; Criminal law protection regulation of the researched of oil and gas corporate relations; Criminal law regulation of oil and gas corporate relations.

Современные тенденции развития мирового энергетического рынка выражаются в растущей взаимозависимости экспортеров, импортеров, транзитеров. Например, США импортирует более 500 млн т энергоресурсов в год, Китай - 150 млн т, государства ЕС - 970 млн т. Саудовская Аравия в день добывает около 8 млн барр. нефти и 199 млн м3 природного газа, ОАЭ ежедневно добывают более 2,3 млн барр. нефти, Иран - более 3,7 млн барр. Запасы нефти России составляют около 13 % от мировых, запасы газа 36 %. На сегодняшний день Российская Федерация вместе со странами СНГ обеспечивает около 10 % от общего объема поставок на мировой рынок нефти. За последние годы через международную торговлю перераспределилось около 60 % нефти и 30 % газа1. Активные субъекты мирового энергетического рынка - нефтегазовые корпорации. Таким образом, в сложившихся условиях актуальна проблема правового регулирования нефтегазовых корпоративных отношений.

В настоящее время имеется ряд исследований в сфере правового регулирования и обеспечения деятельности нефтегазового сектора. Так, Р.А. Курбанов изучает динамику системы правового регулирования иностранных инвестиций

© Ножкина Елена Борисовна, 2014

Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: l.nojkina2012 @ yandex.ru

© Ерофеев Александр Константинович, 2014

Студент 3-го курса (Саратовская государственная юридическая академия)

в нефтегазовой промышленности; О.В. Меркушова анализирует гражданско-правовое регулирование коммерческой деятельности транснациональных субъектов в сфере недропользования; И.И. Павлов раскрывает специфику прав и обязанностей, ответственности недропользователей; Р.Н. Салиева исследует понятие «правовое обеспечение» с позиции развития предпринимательства в нефтегазовом секторе, разграничивая понятия «правовое обеспечение» и «правовые средства». К правовому обеспечению она относит правовое сопровождение функционирования отдельных хозяйственных комплексов, нормативно-правовую базу, а также систему ненормативных правовых средств, совокупность организационно-правовых мероприятий, правоприменительные меры, в т.ч. судебную практику. По мнению Р.Н. Салиевой, основа «правовых средств обеспечения» - законодательство, государственное регулирование, правоприменительная практика. Правовое обеспечение развития предпринимательства в горно-металлургическом секторе экономики рассматривает О.А. Герасимов, разграничивая понятия «правовое обеспечение» и «правовые средства», акцентируя внимание на законодательстве, регулирующем отношения в горнометаллургическом секторе, предлагая Программу правового обеспечения развития предпринимательства в данном секторе экономики2.

Считаем понятие «правовое регулирование» более широким, чем «правовое обеспечение», включающим в себя «правовое обеспечение», при этом в качестве используемых инструментов выступают «правовые средства».

Несмотря на имеющиеся исследования, тема правового регулирования нефтегазовых корпоративных отношений остается недостаточно изученной. а Представляется, что правовое регулирование нефтегазовых корпоративных

? отношений - это многоуровневый процесс целенаправленного взаимосвязано

s ного воздействия государств, международных межправительственных организаций, корпораций на нефтегазовые корпоративные отношения с целью их

1 упорядочения, согласования и достижения положительного взаимовыгодного t результата. Целенаправленное взаимосвязанное воздействие достигается с по-J мощью механизма правового регулирования, представляющего собой комплекс | регулятивного воздействия правовых средств, направленных на поведение людей | для достижения общественно полезного результата3.

2 Полагаем необходимым подчеркнуть особенность механизма правового регу-° лирования нефтегазовых корпоративных отношений. При этом предлагаем раз-« граничить понятия «система механизма правового регулирования нефтегазовых | корпоративных отношений» и «структура механизма правового регулирования о нефтегазовых корпоративных отношений».

° Система механизма правового регулирования нефтегазовых корпоративных

0

° отношений включает в себя принципы, средства, способы, методы, формы регу-

го

3 лирования нефтегазовых корпоративных отношений, образуя особый механизм

1 правового регулирования.

| Принципы права - основные, исходные начала, положения, идеи, выражаю-

щие сущность права как специфического социального регулятора4.

Международные принципы регулирования нефтегазовых корпоративных отношений включают в себя приоритет международного права, суверенное равенство государств, юрисдикционные иммунитеты государств, гармонизацию международно-правового и национально-правового регулирования; добросо-

142

вестное выполнение международных обязательств.

К внутригосударственным принципам регулирования нефтегазовых корпоративных отношений относятся законность, равенство перед законом, справедливость, единство прав и обязанностей, свобода предпринимательской деятельности, свобода договора, многообразие форм собственности, единое экономическое пространство, баланс интересов предпринимателей, государства, общества, безопасность.

Средства регулирования нефтегазовых корпоративных отношений составляют нормы права, субъективные права и юридические обязанности, юридическая ответственность, правовые ограничения, правовые стимулы.

Способы регулирования зависят от особенностей правовых норм, которыми осуществляется регулирование. Основные способы - дозволение, запрещение, обязывание.

К ключевым методам данного механизма относятся императивный и диспози-тивный. Для регулирования нефтегазовых отношений, осложненных иностранным элементом, используют коллизионно-правовые и материально-правовые методы. В международном нефтегазовом правовом регулировании находят применение также организационно-правовые и специально-правовые методы.

Формами механизма правового регулирования нефтегазовых корпорацион-ных отношений являются использование, исполнение, соблюдение, применение. Формы, осложненные иностранным элементом, - принятие государством коллизионных и материальных норм.

Структура механизма правового регулирования нефтегазовых корпоративных отношений - совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.

Основные элементы данного механизма включают: нормы права, в т.ч. меж- е

п

дународные нормы и обычаи, внутренние нормы, в т.ч. предназначенные для и регулирования отношений с иностранным элементом и корпоративные нормы; а юридические факты; правоотношения, в т.ч. права и обязанности, вытекающие о

в

из международных норм; акты реализации прав и обязанностей; охранительные §

правоприменительные акты. а

Динамика механизма правового регулирования нефтегазовых корпоратив- |

ных отношений проявляет себя следующим образом. Механизм приводит е

норму права в действие через ее применение в нефтегазовых правоотношениях, о

участники которых выступают носителями субъективных прав и юридических р

обязанностей, закрепленных в норме. Ч

В качестве предмета дискуссии высказываем предположение, что современ- |

ное развитие нефтегазовых отношений, специфика предмета регулирования, К

соответствующие источники права позволяют говорить о самостоятельной не- м

фтегазовой подотрасли права. и

Нефтегазовые корпоративные отношения - это совокупность внешних и ¡§

ш

внутренних отношений, интересов, взаимосвязей и взаимозависимостей, скла- 00 дывающихся в результате деятельности нефтегазовых корпораций. Нефтегазо- 22 вая корпорация (внутреннее сущностное содержание которой - нефтегазовые 4 корпоративные отношения) - это признанное юридическим лицом объединение хозяйствующих субъектов, предусматривающее долевую собственность обособленного имущественного комплекса, извлечение прибыли, правовой статус, правосубъектность, правоспособность.

Правовой статус нефтегазовой корпорации - это установленное нормами права положение нефтегазовой корпорации, совокупность ее прав и обязанно- 143

стей, определяющихся местом базирования и нефтегазовой направленностью деятельности.

Нефтегазовая корпорация признается собственником имущества, с которым входит в гражданский оборот. Корпоративные отношения связаны с пониманием корпорации как участника гражданского оборота, как субъекта гражданского права. Гражданско-правовые формы имущественных отношений нефтегазовой корпорации - вещные, обязательственные, исключительные (интеллектуальные).

Правосубъектность нефтегазовых корпораций - это многоотраслевая способность нефтегазовых корпораций быть субъектом международных, конституционных, гражданских, административных, финансовых, уголовных и других правоотношений.

Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность возникают с момента организации и регистрации нефтегазовых корпораций.

Правоспособность нефтегазовых корпораций - признаваемая государством общая возможность нефтегазовой корпорации иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем.

Дееспособность - способность нефтегазовой корпорации своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности.

Деликтоспособность - способность нести юридическую ответственность за совершение правонарушения.

Следует отметить, что нефтегазовые корпорации выступают в форме транснациональных корпораций (ТНК) и имеют сложную структуру корпоративных отношений, находящихся под воздействием системы национального права государ° ства «гражданства» или «личного закона», предопределяющего государственную 00) принадлежность юридических лиц и системы национального права государства т места деятельности — «территориального закона». Существует специфика личного | закона применительно к ТНК. С одной стороны, «личный закон», право страны | учреждения головной компании, а с другой - дочерние компании, обладающие | обособленными правами и обязанностями, действующие в соответствии с законом ° государства, на территории которого они находятся. Характерная особенность

0

| ТНК - юридическая множественность при экономическом единстве. | Авторы настоящей статьи предлагают осуществить подход к разработке ди-

>§ намической нелинейной модели, отражающей многовариантное инвестиционно-| инновационное развитие ТНК, инвестиционно-инновационную динамику миро-| вой экономики и динамику международно-правового аспекта. Правовое регули-& рование нефтегазовых корпоративных отношений - это сложная многоуровневая '§ динамичная система, к которой применим указанный подход5. ё Современная криминализация хозяйственно-финансовых корпоративных

§ отношений приводит к необходимости рассмотрения уголовно-правовых отно-

1 шений, уголовно-правовой охраны и уголовно-правового регулирования, импле-| ментации международного и национального уголовного права применительно

к нефтегазовым корпоративным отношениям.

Б.Т. Разгильдеев исследует уголовно-правовые отношения, механизм реализации задач уголовного права, уголовную ответственность и ее взаимосвязь с уголовно-правовыми отношениями6.

Следует отметить, что уголовная ответственность юридических лиц харак-

144

терна для английского и американского уголовного права. Международные

рекомендации в области уголовной ответственности признают корпоративную уголовную ответственность за экологические и финансовые преступления.

Согласно российскому уголовному праву субъект ответственности - человек, а не организация. Должностные лица организации могут привлекаться к административной, уголовной и гражданской ответственности. Дисциплинарная ответственность, основанная на внутренних правовых нормах корпораций, не противоречащих законодательству, применяется по отношению к субъектам, наделенным определенными полномочиями.

А.Г. Блинов изучает уголовно-правовую охрану пациента на международном уровне, формулируя модель уголовно-правовой охраны на основе наиболее значимых правовых семей7.

Уголовно-правовая охрана нефтегазовых корпоративных отношений означает охрану от преступных посягательств, обеспечение безопасности с присущими уголовному праву средствами, а также предупреждение преступности в данном секторе.

Уголовно-правовое регулирование нефтегазовых корпоративных отношений, охватывающих все виды деятельности корпораций, основано на уголовно-правовых, уголовно-исполнительных, уголовно-процессуальных правоотношениях. Механизм уголовно-правового регулирования нефтегазовых корпоративных отношений включает регулятивные и охранительные правоотношения, принципы, методы, средства, а также реализацию уголовного права. Ввиду сложности и многоуровневости нефтегазовых корпоративных отношений следует акцентировать внимание на международном уголовном праве и его нормах, осо-

В

бенностях регулирования, включая правореализацию, а также на имплемента- т цию международного и национального уголовного права. С

Уровни правового регулирования нефтегазовых корпоративных отношений | - международный, отдельно взятой страны, корпоративные договора и нормы. к

Обращаясь к международному уровню, следует отметить Договор к Энергети- г

о

ческой Хартии (ДЭХ), подписанный 17 декабря 1994 г. в Лиссабоне8 Это много- д

а

стороннее соглашение, признающее государственный суверенитет над энерге- т

в

тическими ресурсами и создающее основу международного взаимовыгодного нн сотрудничества в области энергетики от инвестирования и разведки до конечного использования энергетических продуктов. В ДЭХ впервые в многосторонней фор- и

ме зафиксирована арбитражная оговорка в отношении инвестиционных споров. а

к

Россия подписала ДЭХ, но не ратифицировала его9. Одна из причин - необходи- а мость дальнейшего совершенствования системы разрешения транзитных споров. | В ДЭХ нашли применение общие принципы Всемирной Торговой Организации | (ВТО) - недискриминации, взаимности, транспарентности, предсказуемости. №

Следует подчеркнуть, что в ВТО нет Соглашения, регулирующего международ- 1

00

ную торговлю в энергетическом секторе, хотя для данного сектора применимы ° положения базовых Соглашений ВТО10. Обсуждается идея рамочного Соглашения 4 по энергетике, отражающего общие подходы к регулированию международных отношений в сфере энергетики, позволяющего разрешить противоречия между правилами ВТО и правилами Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

В международной торговле энергией часто возникают осложнения в связи с различными интересами стран-потребителей, производителей, транзитеров. Спорные вопросы рассматриваются в Органах ВТО по разрешению споров. 145

Присоединение России к ВТО и реализация обязательств, принятых в рамках ВТО, предполагают динамику национальной правовой системы, формирование соответствующих институтов и процедур, включая систему нефтегазового сектора. В то же время Россия сохранит право контролировать внутренние цены на газ. Газпром продолжит практику взимания различных цен на экспортируемый газ в зависимости от торговых партнеров, но при условии соблюдения принципов ВТО и Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам.

В России до 2018 г. будут применяться действующие механизмы определения пошлин на нефть, нефтепродукты и газ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы развития российского нефтегазового сервиса и машиностроения после присоединения к ВТО обсуждались в Торгово-промышленной палате РФ. Было отмечено, что рынок нефтегазового сервиса и машиностроения на 65 % принадлежит иностранным компаниям11. Причины этого - изношенность оборудования и низкая конкурентоспособность отечественных компаний, а также дорогие кредиты.

Рабочая группа нефтесервисных компаний подготовила предложение по развитию в условиях ВТО. Необходимо содействие государства в модернизации нефтесервиса и машиностроительного комплекса, при этом акцент должен быть сделан на высокотехнологичную продукцию, инновационные нефтегазовые центры, взаимодействие добывающего сектора, нефтесервиса и машиностроения, устойчивость договорной системы.

Общие принципы в отношении защиты интересов стран-участниц, добычи и поставок нефти, инвестирования, ценообразования вырабатывает ОПЕК. Цена а «корзины» ОПЕК играет ведущую роль в формировании мировых цен на нефть ? и определяется как средний арифметический показатель цен 12 сортов нефти.

0

3 Россия - наблюдатель в ОПЕК с 1998 г., участница сессий Конференции ОПЕК

и совещаний экспортеров, выступает с инициативой организации энергодиалога

1 Россия - ОПЕК.

| Рассматривая правовое регулирование нефтегазовых корпоративных от-

го

| ношений на международном уровне следует обратить внимание на развитие

| стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и необходимость дальнейшего

| совершенствования экономико-правового механизма сотрудничества.

2 Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) ° является наиболее представительным механизмом экономического взаимодей-£ ствия. В ходе третьей конференции Ассоциации государств Юго-Восточной Азии | (АСЕАН), проведенной в Сеуле в 1991 г., участники приняли первую Декларацию 8 АТЭС, определившую главные задачи - поддержку экономического роста стран 1 региона, укрепление многосторонней системы торговли, снятие ограничений на

0

° пути движения товаров, услуг, капитала в соответствии с нормами ВТО12.

го

3 АСЕАН играют ключевую роль в сфере энергоносителей АТР. Так, в общем

1 запасе нефти АТР, составляющем 3 % мировых запасов, доля Малайзии - 34 %, | Индонезии - 28 %, Вьетнама - 28 %, в общем запасе природного газа АТР - 5,9 %,

доля Индонезии - 42 %, Малайзии - 31 %13. Взаимодействия государств-членов АСЕАН в сфере энергоносителей базируются на Соглашениях об энергетическом сотрудничестве государств, создании Центра по вопросам энергетики, нефтяной безопасности.

Россия заявила о намерении участвовать в АТЭС в 1995 г., в 1997 г. была 146 принята и дала обязательство до 2020 г. ввести принципы свободной торговли.

Взаимодействие России со странами-участницами АТЭС способствует результативному освоению нефтегазовых месторождений Восточной Сибири, реализации проекта «Сахалин-2».

Форум стран-экспортеров газа основан в 2001 г. Межправительственное соглашение, определяющее принцип работы в данной сфере, подписано в 2008 г. Второй Саммит глав государств и правительств стран-участниц Форума стран-экспортеров газа проведен в Москве в 2013 г.14 Основной его вопрос - усиление координации действий по защите интересов стран-экспортеров газа.

Международный уровень правового регулирования нефтегазовых корпораци-онных отношений базируется на ДЭХ, общих принципах ВТО, ОПЕК, Форуме стран-экспортеров газа. На современном этапе актуальна проблема имплемента-ции международного углеводородного права и национального углеводородного права.

Следующий уровень правового регулирования нефтегазовых корпоративных отношений - законодательство отдельно взятой страны.

Основа правового регулирования - это Конституция страны, углеводородное законодательство, включающее кодексы, специальные нормы в горных кодексах, законы, регулирующие общие вопросы предпринимательской деятельности, законы о нефти и газе.

В нашей стране существует правовая база в сфере энергетики и для регулирования нефтегазовых корпоративных отношений15. Конституция РФ гарантирует свободу экономической деятельности, единство экономического пространства, многообразие и равноправие форм собственности, защиту конкуренции. Конституционные гарантии, в т.ч. относительно предпринимательства, не могут быть е

т

изменены или нарушены. ни

Актуальная задача развития отечественной правовой системы в нефтегазовой а сфере - учет международного энергетического права и специфики правового то

регулирования нефтегазовых корпоративных отношений, совершенствование ко

й

механизма согласования международного и национального энергетического а права с целью развития отечественного нефтегазового сектора. р

Государственное регулирование нефтегазового сектора основано на примене- тве

нии правомерных способов регулирования, создании благоприятных условий но

й

для развития данного сектора. р

Энергетическая стратегия на период до 2030 г. (ЭС-2030) определяет поэтапное Ч

инновационное стратегическое развитие российского топливно-энергетического ако

комплекса16. Во многом данное развитие будет зависеть от правового регулирова- к

ния нефтегазовых корпоративных отношений, внешним проявлением которых м

является деятельность корпораций, условно делящаяся на апстрим (долицен- и

зионные работы, приобретение права на разработку полезных ископаемых, раз- №

ведка и добыча нефтегазовых запасов), мидстрим (доставка сырья до нефтепе- 00 рерабатывающих производств и его переработка), даунстрим (транспортировка ^ и сбыт продукции). В мировой нефтегазовой практике сложилась договорная 4 система, включающая современные концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции, сервисные контракты, совместные операционные, субарендные, международные кооперационные, юнитизационные соглашения17.

На основе современного концессионного соглашения государство-собственник передает права собственности на разработку недр нефтегазовой корпорации, осуществляющей поиск, разведку и разработку месторождения за свой счет и 147

на свой риск. Концессионер уплачивает налоги, роялти, бонусы, ренталс. С момента добычи полезные ископаемые становятся собственностью нефтегазовой корпорации. Могут предусматриваться и ограничения концессионера в отношении полезных ископаемых. Предусмотрен контроль принимающей стороной за соблюдением закрепленных в договоре условий.

Соглашение о разделе продукции заключается между государством собственником и нефтегазовой корпорацией на проведение поисково-разведочных и эксплуатационных работ. Затраты возлагаются на нефтегазовую корпорацию и возмещаются при обнаружении запасов за счет компенсационной части полезных ископаемых. Оставшаяся после возмещения затрат и выплаты роялти часть средств подлежит разделу между государством-собственником и нефтегазовой корпорацией, доля которой облагается налогом.

Сервисный контракт с риском, не распределяемым между сторонами, означает, что подрядчик предоставляет капитал для разведки и разработки запасов, на него возлагают риск поисково-разведочных работ. Если полезные ископаемые будут найдены, то затраты компенсируются. Добытые полезные ископаемые принадлежит государству-собственнику. Контракт предусматривает выплату подрядчику финансовых средств.

Согласно сервисному контракту с риском, распределяемым между сторонами, принимающая сторона частично берет риск на себя.

При сервисном контракте без риска подрядчик выполняет геологоразведочные работы и добывает полезные ископаемые от имени государства-собственника, не получает в собственность добытые нефть и газ, а получает фиксированное 014 вознаграждение.

? На основе совместного операционного соглашения нефтегазовые корпорации

0

3 создают совместные предприятия для исследования, оценки, эксплуатации ме-

2 сторождений. Совместный сбыт продукции не регулируется.

1 Субарендное соглашение позволяет владельцу доли в совместном операцион-| ном соглашении или обладателю лицензии передать права субарендатору.

го

| Международные кооперационные соглашения регулируют совместную экс-

| плуатацию месторождений на основании лицензии, выданной государством-

| собственником, решают вопросы исключительного риска, передачи долей, стра-

2 хования рисков. Создается совместный операционный комитет. Эксплуатацией ° занимается оператор.

ж С помощью юнитизационного соглашения владельцы лицензионного договора

| совместно эксплуатируют участок недр. При этом назначается оператор юнита,

е комитет юнита, определяется территория юнита и залежи юнита.

° В случае противоречия между соглашением о совместной деятельности и

0

° юнитизационным соглашением последний превалирует.

го

При наличии трансграничных месторождений действует международная

1 юнитизация.

| В России взаимоотношения государств-собственников и нефтегазовых корпо-

раций оформляются в форме лицензии на пользование недрами и соглашением о разделе продукции. Существует общая система платежей за пользование недрами и специальные налоговые режимы, действующие при соглашении о разделе продукции18.

Общая система платежей за пользование недрами включает обязательные 148 платежи (разовые платежи (бонусы) за пользование недрами при наступлении

определенных событий, оговоренных в лицензии; регулярные платежи за пользование недрами (ренталс); платежи за геологическую информацию о недрах; сборы за участие в конкурсе (аукционе); сборы за выдачу лицензий) и налог на добычу полезных ископаемых, налоговая ставка которого при определенных условиях равняется 0%, а в целом составляет 470 руб. за 1 т добытой нефти (обезвоженной, обессоленной, стабилизированной), умноженной на коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть, степень выработанности конкретного участка недр, величину его запасов.

Специальный налоговый режим действует в случае заключения соглашения о разделе продукции. Доля государства при этом устанавливается в соответствии с соглашением и составляет не менее 32 % от общего количества произведенной продукции. Раздел продукции происходит после вычета из нее налоговых платежей и затрат.

Соглашение о разделе продукции содержит непрямой либо прямой раздел продукции.

При непрямом способе уплачивают: НДС; налог на прибыль; государственная пошлина; таможенные сборы; акциз; земельный налог; налог на добычу полезных ископаемых; платежи за пользование природными ресурсами; платежи за пользование водными ресурсами; плата за негативное воздействие на окружающую среду.

При прямом способе уплачивают: НДС; государственную пошлину; таможенные сборы; плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с соглашением о разделе продукции инвестор уплачивает разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, опреде- е ленных в соглашении и лицензии (бонусы), ежегодные платежи за акватории тни и участки морского дна, сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу а

Т5

лицензий, регулярные платежи за пользование недрами (ренталс), компенсаци- то

в

онные расходы на поиски и разведку полезных ископаемых и покрытие ущерба. о

й

Применительно к экспортным пошлинам на нефть и нефтепродукты в нашей а стране действует система «60-66», предусматривающая снижение экспортной р пошлины на нефть до 60%, унификацию ставки пошлины на светлые и темные е

нефтепродукты на уровне 66%. Рост экспортной пошлины на бензин составит о

й

90 % от ставки пошлины на нефть. Налоговый режим для нефтяной отрасли р

«60-66-90». и

Специфика нефтегазовых корпораций в том, что их деятельность осущест- ако

вляется на территории нескольких государств. Возникают вопросы националь- к

ной «привязки» налогоплательщика, источников доходов (по месту заключения м

сделки, нахождения покупателя, перехода права собственности), учета налогов, и

уплачиваемых за рубежом и налоговых обязательств страны местопребывания. ¡§

ш

В нефтегазовом секторе кроме выше указанных соглашений, контрак- 00 тов, находят применение договора инвестиционные, на выполнение научно- 2 исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, 4 купли-продажи, аренды, в том числе финансовой аренды (лизинга), модельные договоры.

В заключении следует сказать, что сложная система нефтегазовых корпоративных отношений, представляющая собой сущностное содержание нефтегазовых корпораций, находится в развитии, попадая под воздействие международного, национального, корпоративного права. При этом система и структура 149

механизма правового регулирования нефтегазовых корпоративных отношений имеет специфику. В тоже время развивающиеся нефтегазовые корпоративные отношения активизируют динамику механизма правового регулирования. При этом задействованы нормы права и их применение в нефтегазовых правоотношениях.

1 См.: Иванов А.С., Матвеев И.Е. Новые тенденции в мировой энергетике // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. № 11. С. 64-79.

2 См. : Курбанов Р.А. Правовое регулирование иностранных инвестиций в нефтяной и газовой промышленности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005; Меркушова О.В. Гражданско-правовое регулирование коммерческой деятельности транснациональных субъектов в сфере недропользования: автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 2012; Павлов И.И. Правовой режим использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008; Салиева Р.Н. Правовое обеспечение развития предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Тюмень, 2003; Герасимов О.А. Правовое обеспечение развития предпринимательства в горно-металлургическом секторе экономики России (постановка проблемы). URL: http://secandsafe.ru/pra-vovaya_baza/blogi/ekonomicheskaya_bezopasnost/prvovoe_obespechenie_razvitiya_predprinimatelstva_v_ gorno-metallurgicheskom_sektore_ekonomiki_rossii_postanovka_problemy (дата обращения: 08.10.13).

3 Кулапов В.Л. Проблемы теории государства и права. Саратов, 2009. С. 288-301.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 См.: МалькоА.В. Теория государства и права М., 2010.

5 Noghina E.B., Erofeev A.K. Investment innovation transnational corporation development with regard to internation legal aspects dynamics 1st International Scientific Conference «Applied Sciences and technologies in the United States and Europe: common challenges and scientific findings». 2013. Vol. 2 June 29, 2013 New York, USA . P. 81-85.

6 См.: Разгильдиев Б.Т. Уголовно-правовые отношения и реализация ими задач уголовного права Российской Федерации. Саратов, 1994.

7 См.: Блинов А.Г. Уголовно-правовая охрана пациента в международном и зарубежном законодательстве / под ред. Б.Т. Разгильдеева. М., 2010.

8 URL:http://www.eneharter.org (дата обращения: 26.07.2014).

9 См.: Постановление Правительства РФ от 16 декабря 1994 г. № 1390 «О подписании Договора к Энергетической хартии и связанных с ним документов» (вместе с «Декларациями Российской Стороны в отношении отдельных статей Договора к Энергетической хартии, включаемыми в текст Заключительного акта Конференции по Европейской Энергетической хартии») // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 34, ст. 3628.

10 См.: Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (rATT/GATT) (вместе с Договоренностями в отношении положений о платежном балансе, освобождения от обязательств, о толковании статей ||:1 «b», XVII, XXIV, XXVIII>, «Марракешским протоколом.») (заключено в г. Марракеше 15 апреля 1994 г.). Документ опубликован не был. Примечание к документу. Соглашение является неотъемлемой частью Соглашения от 15 апреля 1994 г. Соглашение вступило в силу 10 января 1995 г.. Соглашение вступило в силу для России 22 августа 2012 г.; Всемирная Торговая Организация. Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (Марракеш, 15 апреля 1994 г.). Соглашение на русском языке опубликовано в изданиях: Официальный интернет-портал правовой информации. URL:http: //www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.98.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 37 (приложение, ч. VI), ст. 2524-2538.

11 URL:http://neftegaz.ru/forum/showthread.php?tid=3060 (дата обращения: 15.98.2014).

12 См.: Троекурова И.С. Проблемы расширения внешнеэкономических связей России в АТЭС. М., 2010.

13 См.: Кузнецов Е.А. Современные проблемы и тенденции формирования рынка энергоносителей в АСЕАН // Вестник Московского ун-та. Сер. 6. Экономика. 2012. № 1. С. 37-46.

14 Указ Президента России от 7 мая 2013 г. № 456 «О проведении второго Саммита глав государств и правительств стран-участниц Форума стран-экспортеров газа». URL:http://www.garant.ru; Подписана декларация саммита Форума стран-экспортеров газа. URL:http://www.ruscable.ru/news/2013/07/02/pod-pisana_deklaratsiya_sammita_Foruma_stran_ekspo (дата обращения: 02.09.13).

15 См.: Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 5 февраля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 9, ст. 851; Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 2 ноября 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. №32, ст. 3301; 2013. №44, ст.5641; Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред.от 28 декабря 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 5, ст. 410; 2013. № 52, ч. 1, ст.6981; Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 49, ст. 4552; Гражданский кодекс РФ (часть 4) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (в ред.от 23 июля 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 52, ч. 1, ст. 5496; 2013. № 30, ч. 1, ст. 4055; Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 3 февраля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1, ч. 1, ст. 1; 2014. № 6, ст. 566; Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3824; Налоговый кодекс РФ (часть 2) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32, ст. 3340; Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном

кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17 (в ред. от 16 апреля 2010 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.

2010. № 50, ст. 6615; Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 10, ст. 823; 2013. № 52, ч.1, ст. 6961; Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. от 30 декабря 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 34, ст. 3426; 2012. №53, ч. 1, ст. 7616; Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 50, ст. 4859; 2013. №30, ч.1, ст. 4084; Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (в ред. от 5 апреля 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 14, ст. 1667; 2013. №14, ст. 1643; Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30, ч. II, ст. 3126; 2013. № 52, ч. 1, ст. 7003; Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (в ред. от 19 июля 2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 1, ст. 18; 2011. №30, ч. 1, ст. 4596; Федеральный закон от 27 декабря 2002. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 28 декабря 2013 г. ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 52, ч. 1, ст. 5140; 2013. № 54, ч. 1, ст. 6961; Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 9, ст. 1096; 2013. №52, ч. 1, ст. 6961; Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» (в ред. 6 декабря 2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 28, ст. 3439;

2011. №50, ст. 7351; Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. от 30 ноября 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 50, ст. 4850; 2013. №48, ст.6166; Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред.от 28 декабря 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 48, ст. 5711; 2013. № 52, ч. 1, ст. 6966.

16 См.: Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/96681/ (дата обращения: 02.09.13).

17 См.: Курбанов Р.А. Договорные правовые формы в недропользовании: мировая практика // Кавказские научные записки. 2010. №4-5. С. 78-85.

18 См.: Конституция РФ; Налоговый кодекс РФ; Таможенный кодекс Таможенного союза; Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах»; Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». е

п

TS

О) —

О го

о *

О Sc

О

п

у

ÜJ

тз

0 —I

го П>

1 I О Sc

5

тз

S Ja S

X ф

о

X

о

Sc а ж ш Ja

Ф §

ю 1Л

о )

2

О 4

О5О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.