Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинское обеспечение / санаторно-курортное лечение / ведомственная медицина / охрана здоровья / учреждения здравоохранения / медицинская помощь / medical support / sanatorium treatment / departmental medicine / health protection / healthcare institutions / medical care

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Р М. Степкин, О А. Дизер

в статье рассматриваются проблемные вопросы медицинского обеспечения сотрудников полиции и членов их семей, анализируются нормативные правовые акты федерального и ведомственного уровня, регламентирующие правовые основы и особенности предоставления медицинской помощи и оказания санаторно-курортного лечения в медицинских организациях МВД России на современном этапе. На основе теоретических обобщений и научных взглядов специалистов в исследуемой сфере предлагаются меры по совершенствованию ведомственных нормативных правовых актов в сфере санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха в медицинских организациях МВД России гражданских служащих и работников организаций системы МВД России и членов их семей. Анализируются выявленные пробелы в оказании медицинской помощи и санаторно-курортном лечении сотрудников полиции, проходящих службу в иностранных государствах: отмечено, что особенности оказания медицинской помощи данным сотрудникам не регламентированы ведомственным законодательством. Обращено внимание на предоставление первоочередного права на санаторно-курортное лечение в медицинских организациях системы МВД России сотрудникам полиции, проходившим службу в условиях военного или чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции и специальной военной операции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Р М. Степкин, О А. Дизер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF POLICE OFFICERS’ MEDICAL CARE IN THE RUSSIAN FEDERATION

the article examines problematic issues of medical support for police officers and their family members, analyzes regulatory legal acts at the federal and departmental levels regulating the legal framework and features of providing medical care and sanatorium treatment in medical organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the present stage. Based on theoretical generalizations and scientific views of specialists in the field under study, measures are proposed to improve departmental regulatory legal acts in the field of sanatorium treatment and recreational recreation in medical organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia of civil servants and employees of organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and their family members. The identified gaps in the provision of medical care and sanatorium treatment of police officers serving in foreign countries are analyzed. It is noted that the specifics of providing medical care to these employees are not regulated by departmental legislation. Attention is drawn to the granting of the primary right to sanatorium treatment in medical organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to police officers who served in a military or emergency situation, armed conflict, counter-terrorism operations and special military operations

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

LEGAL REGULATION OF POLICE OFFICERS' MEDICAL CARE IN THE RUSSIAN FEDERATION

УДК 34.07

Р.М. СТЕПКИН,

кандидат юридических наук, доцент (Санкт-Петербургский университет МВД России, Россия, Санкт-Петербург) [email protected]

О.А. ДИЗЕР,

доктор юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

ROMAN M. STEPKIN,

Candidate of Law, Associate Professor

(Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, Saint Petersburg, Russia)

OLEG A. DIZER,

Doctor of Law, Associate Professor

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются проблемные вопросы медицинского обеспечения сотрудников полиции и членов их семей, анализируются нормативные правовые акты федерального и ведомственного уровня, регламентирующие правовые основы и особенности предоставления медицинской помощи и оказания санаторно-курортного лечения в медицинских организациях МВД России на современном этапе. На основе теоретических обобщений и научных взглядов специалистов в исследуемой сфере предлагаются меры по совершенствованию ведомственных нормативных правовых актов в сфере санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха в медицинских организациях МВД России гражданских служащих и работников организаций системы МВД России и членов их семей. Анализируются выявленные пробелы в оказании медицинской помощи и санаторно-курортном лечении сотрудников полиции, проходящих службу в иностранных государствах: отмечено, что особенности оказания медицинской помощи данным сотрудникам не регламентированы ведомственным законодательством. Обращено внимание на предоставление первоочередного права на санаторно-курортное лечение в медицинских организациях системы МВД России сотрудникам полиции, проходившим службу в условиях военного или чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции и специальной военной операции.

Ключевые слова: медицинское обеспечение, санаторно-курортное лечение, ведомственная медицина, охрана здоровья, учреждения здравоохранения, медицинская помощь.

Для цитирования: Степкин Р.М., Дизер О.А. Правовое регулирование медицинского обеспечения сотрудников полиции в Российской Федерации // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2024. - № 4. - C. 19-24.

Abstract: the article examines problematic issues of medical support for police officers and their family members, analyzes regulatory legal acts at the federal and departmental levels regulating the legal framework and features of providing medical care and sanatorium treatment in medical organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the present stage. Based on theoretical generalizations and scientific views of specialists in the field under study, measures are proposed to improve departmental regulatory legal acts in the field of sanatorium treatment and recreational recreation in medical organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia of civil servants and employees of organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and their family members. The identified gaps in the provision of medical care and sanatorium treatment of police officers serving in foreign countries are analyzed. It is noted that the specifics of providing medical care to these employees are not regulated by departmental legislation. Attention is drawn to the granting of the primary right to sanatorium treatment in medical organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to police officers who served in a military or emergency situation, armed conflict, counter-terrorism operations and special military operations.

Keywords: medical support, sanatorium treatment, departmental medicine, health protection, healthcare institutions, medical care.

For citation: Stepkin R.M., Dizer O.A. Legal regulation of police officers' medical care in the Russian Federation // Problems of Law Enforcement Activity. - 2024. - № 4. - P 19-24.

Право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь является одним из основных прав граждан Российской Федерации и имеет конституционную основу. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации1 обслуживание граждан в государственной системе здравоохранения осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых как из бюджетов всех уровней, так и из фонда обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).

Ведомственная система медицины Министерства внутренних дел Российской Федерации, как и другие ведомственные системы медицины, является неотъемлемой составной частью российской государственной системы здравоохранения. Ведомственная система здравоохранения МВД России решает как задачи, возложенные на министерство, так и выполняет общегосударственные - по защите здоровья граждан. Оценивая современное состояние медицинской службы МВД России, В.А. Сидоренко справедливо указывает, что она является одной из самых мощных составных частей здравоохранения Российской Федерации [1, с. 2].

Система здравоохранения МВД России с 2019 года проходит этап преобразований на основании Концепции развития первичной медико-санитарной помощи в системе МВД России на период 2019-2024 гг., утвержденной приказом МВД России от 24.09.2018 № 6152. Концепция определила цели, задачи и основные направления развития первичной медико-санитарной помощи, оказываемой сотрудникам органов внутренних дел, а также направления повышения доступности и качества медицинской помощи.

Необходимо отметить, что преобразования медицинской системы МВД России осуществляются в рамках реформы здравоохранения Российской Федерации на основании не только ведомствен-

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм., одобр. в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Официальный текст Конституции Российской Федерации, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 06.10.2022).

2 Приказ МВД России от 24 сентября 2018 г. № 615 «Об утверждении Концепции развития первичной медико-санитарной помощи в системе МВД России на период 2019-2024 годов» [Электронный ресурс]. Доступ из СТРАС «Юрист».

ных, но и общефедеральных нормативных актов. При этом общей перспективной целью указанных преобразований является определение новых необходимых критериев для медицинской помощи, которые позволят существенно повысить ее доступность и качество. В этой связи требуют своего разрешения отдельные правовые проблемы, связанные с оказанием медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел (далее - ОВД) и членам их семей.

На основании ст. 45 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»3 право на медицинскую помощь имеют не только сотрудники полиции, но и члены их семей. Указанная норма распространяется на всех сотрудников ОВД на основании ст. 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»4, которая определяет порядок медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.

В частности, правом на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в учреждениях системы МВД России обладают не только сотрудники полиции и члены их семей, но и лица, находящиеся на иждивении сотрудника полиции. При этом в п. 39 приказа МВД России от 24 апреля 2019 г. № 2755 установлен ряд возрастных огра-

3 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 08.08.2024).

4 Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - 2011. - № 157.

5 Приказ МВД России от 24 апреля 2019 г. № 275 «Об отдельных вопросах медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией об особенностях организации оказания медицинской помощи, в том числе при санаторно-курортном лечении, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, гражданам Рос-

ничений для приема детей в санаторно-курортные организации министерства. Так, на основании п. 39.1 ФКУЗ «Детский санаторий «Быково» МВД России» принимает детей в возрасте от 7 до 14 лет, в том числе без сопровождения родителей. В пп. 39.2 и 39.3 приказа установлено, что допускается прием детей в санатории, имеющие лечебное детское отделение, с 4 до 14 лет, а в санатории, не имеющие такого отделения, с 4 до 18 лет. Кроме того, указано, что нахождение детей допускается только вместе с родителями или сопровождающими лицами, уполномоченными на это одним из родителей. Таким образом, санаторно-курортные организации МВД России не принимают на лечение и пребывание детей сотрудников органов внутренних дел в возрасте до 4 лет. Плата за пребывание в медицинских организациях МВД России для сотрудников, пенсионеров и членов их семей устанавливается приказом МВД России.

Представляется, что норма, запрещающая пребывание детей до 4 лет в санаторно-курортных организациях МВД России, не соответствует социальной справедливости и должна быть отменена. Она прямо противоречит общегосударственному курсу на поощрение деторождения, многодетность и не дает возможности семьям сотрудников с большим количеством детей пройти санаторно-курортное лечение в здравницах МВД России. Кроме того, требуется изменение сложившейся практики, при которой к двум путевкам для родителей допускается выделение не более двух путевок на детей. В результате многодетные семьи фактически лишены возможности на ведомственное санаторно-курортное лечение, несмотря на то что они относятся к одной из социальных групп, нуждающихся в помощи и защите.

сийской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Порядком приобретения путевок на лечение в санаторно-курортные организации (за исключением санаторно-курортных организаций системы Министерства внутренних дел Российской Федерации и санаторно-курортных организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», «Порядком прохождения профилактических медицинских осмотров сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, включающих в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов») [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.06.2019).

Также необходимо обратить внимание на то, что многодетные семьи не обладают правом первоочередного получения путевок, как и лица, принимавшие участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Считаем, что указанным категориям лиц такое право должно быть предоставлено. В этой связи с положительной стороны можно отметить приказ МВД России от 23 июля 2024 г. № 4296, справедливо предусматривающий предоставление сотрудникам полиции, проходившим службу в условиях военного положения или чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, специальной военной операции, первоочередное право получения путевки в санатории МВД России.

Необходимо отметить, что санаторно-курортное обслуживание предоставляется также гражданским служащим и работникам организаций системы МВД России и членам их семей на основании п. 7.2.15 Отраслевого соглашения для гражданских служащих и работников системы МВД Рос-сии7. Соответственно, возможность пребывания в здравницах детей младше 4 лет должна быть распространена и на указанные категории лиц.

Оценивая систему санаторно-курортного лечения МВД России, необходимо обратить внимание на его избирательный характер, заключающийся в том, что сотрудникам ОВД и членам их семей предоставляется преимущественное право на получение услуг. В то же время отметим, что курортные учреждения министерства разделены на курортные зоны, позволяющие организовать комфортное пребывание как взрослых, так и детей. Представляется, что в процессе преобразований необходимо большее внимание обратить на возможности отдыха детей с родителями.

И.В. Азарова в этой связи обращает внимание и считает положительным моментом особый, индивидуальный подход к лечебному процессу, практикующийся в санаторно-курортных организациях МВД России. Однако она одновременно указывает, что, по мнению не только отдыхаю-

6 Приказ МВД России от 23 июля 2024 г. № 429 «О медико-психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Порядком и местами проведения медико-психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации») [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.09.2024).

7 Отраслевое соглашение между Общероссийским профессиональным союзом работников государственных уч-

реждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации на 2024-2026 годы» (утв. Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, МВД России 23.10.2023) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

щих, но и специалистов и экспертов, состояние организаций санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха хоть и является удовлетворительным, но требует дальнейшего совершенствования [2, с. 137].

Следующей правовой проблемой медицинского обслуживания сотрудников ОВД является неурегулированность процесса оказания медицинской помощи представителям МВД России за границей. В соответствии с ч. 1 ст. 11 «Медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение» Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) сотрудникам предоставляется бесплатное лечение и обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача. Однако данная норма распространяется только на обслуживание сотрудников в ведомственных учреждениях здравоохранения, находящихся на территории России. При этом в постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2018 г. № 6728, устанавливающем порядок финансового и материального обеспечения представителей МВД России за границей, финансирование медицинского обеспечения сотрудников не предусмотрено. В результате сотрудники МВД России, пребывая в иностранных государствах, с точки зрения возможности получения медицинского обслуживания находятся в худшей ситуации, чем граждане, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования.

Еще одним проблемным вопросом являются особенности территориального прикрепления сотрудников ОВД к поликлиникам. В соответствии с приказом МВД России от 24 апреля 2019 г. № 275 сотрудники ОВД прикрепляются к ведомственным поликлиникам по месту службы для получения как первичной медико-санитарной помощи, так и специализированной и высокотехнологичной помощи. При этом возникают ситуации, когда получение медицинской помощи существенно затруднено большим расстоянием, которое необходимо преодолеть сотруднику до ведомственной поликлиники. Л.В. Чернышова и И.М. Хафизов, отме-

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2018 г. № 672 «Об обеспечении деятельности представительств и представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации за рубежом и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами деятельности представительств и представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации за рубежом, в том числе условия их материального обеспечения, при открытии представительств (направлении представителей)») // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - № 25. - Ст. 3692.

чая данную проблему, указывают, что особенную актуальность она приобретает для сотрудников ОВД, проживающих и работающих в сельских районах [3, с. 60]. В этой связи необходимо отметить, что в районных центрах и сельской местности нет медицинских учреждений МВД России, расположены они, как правило, в областных центрах и крупных населенных пунктах. Кроме того, работая в больших городах, сотрудники могут проживать в районах, находящихся далеко от места службы, или в другом субъекте Российской Федерации. Самым распространенным примером такой ситуации является проживание сотрудника в Московской области при прохождении службы на территории города Москвы. Аналогичные проблемы с наличием организации здравоохранения, в которой сотрудник может получить медицинскую помощь, могут возникать у сотрудника при нахождении в отпуске или командировке.

В настоящий момент сотрудники не имеют страхового полиса обязательного медицинского страхования и могут получать медицинскую помощь только в медико-санитарных частях МВД России. В случае если у них сохранился медицинский полис, то сотрудник полиции обязан вернуть его в страховую компанию. Т.Л. Евдокимова в этой связи отмечает, что использование полиса сотрудником ОВД [4, с. 184], то есть получение медицинской помощи в общей системе здравоохранения, в настоящий момент классифицируется как мошенничество в страховой сфере по ст. 159.5 Уголовного кодекса Российской Федерации9.

Для разрешения указанной проблемы П.А. Га-рибян предлагает вернуть сотрудникам ОВД полисы обязательного медицинского страхования, а учреждения здравоохранения МВД России - включить в систему ОМС. Однако предложенные изменения потребуют существенных бюджетных расходов [5, с. 64]. Такого же мнения придерживается К.С. Миклошевич, предлагающий изменить законодательный статус сотрудников ОВД и включить их в систему ОМС на общих основаниях [6, с. 119]. А.С. Петров отмечает, что данная проблема имеет двойной характер и касается, с одной стороны, доступности медицинской помощи для сотрудников ОВД, а с другой стороны, необходимости интеграции ведомственной медицины в национальную систему здравоохранения [7, с. 260].

Анализируя возникшую ситуацию, необходимо отметить, что прямого запрета на оказание сотруднику ОВД любого вида медицинской помощи в законодательстве нет. Однако, поскольку данный

9 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № бЗ-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 09.11.2024).

гражданин отсутствует в системе ОМС, оказание ему специализированной, высокотехнологичной или скорой медицинской помощи не может быть бесплатным.

При необходимости получения высокотехнологичной помощи в отдельных случаях медико-санитарные части оплачивают ее сотрудникам в учреждениях здравоохранения ОМС. Тем не менее данная практика не может иметь массового характера в связи с ограниченностью бюджетных ассигнований на данное направление деятельности. М.Е. Потокова обращает внимание, что при оказании скорой медицинской или высокотехнологичной помощи данные расходы можно возместить при предоставлении счета-фактуры и иных необходимых данных о медицинском обслуживании. Возмещение уплаченных сотрудником денежных средств за медицинскую помощь возможно на основании выписки из амбулаторной карты больного с указанием диагноза, установленного лечащим врачом [8, с. 224].

Кроме того, для подтверждения факта необходимости обращения за медицинской помощью сотруднику в организации здравоохранения ОМС должен оформляться больничный, что подтверждается материалами судебной практики10. Необходимо отметить, что подобный подход представляется правильным в случае экстренных ситуаций при нахождении сотрудника в командировке или отпуске и опять же не может функционировать на регулярной основе.

Л.А. Поползухина и Р.Н. Кузнецов в этой связи указывают, что отношения по медицинскому обслуживанию по освобождению сотрудников органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью регулируются рядом специальных нормативных правовых актов. На основании этих актов временная нетрудоспособность сотрудника ОВД может быть подтверждена как документами, выданными медицинскими организациями системы МВД России, к которым прикреплен сотрудник, так и документами, предоставленными иными медицинскими организациями государственной системы здравоохранения. При этом второй вариант используется в тех случаях, когда по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника не имеется медицинских организаций МВД России либо когда в них отсутствуют соответствующие отделения или специальное медицинское оборудование [9, с. 62].

10 О признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда россиян: определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. № 47-КГ16-13 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Однако постоянные возмещения средств, уплаченных сотрудниками за медицинскую помощь, не запланированы в бюджете МВД России. В этой связи, на наш взгляд, требуется законодательно закрепить за сотрудниками право на обращение за медицинской помощью во вневедомственные организации здравоохранения, а также урегулировать порядок реализации данного права, в том числе на межведомственном уровне. Для этого отдельным сотрудникам, возможно, потребуется получение временных полисов обязательного медицинского страхования, приобретенных на период отпуска, командировки или проживания на территориях, где отсутствуют медицинские организации МВД России. Министерство, в свою очередь, должно предусмотреть выделение финансовых ассигнований на указанные цели с учетом того, что некоторое количество сотрудников определенный период времени не будет обслуживаться в ведомственной системе здравоохранения.

Подводя итог проведенному анализу, можно констатировать, что для реализации задач, поставленных в Концепции развития первичной медико-санитарной помощи в системе МВД России на период 2019-2024 гг., необходимо пересмотреть нормативные правовые акты по двум направлениям, что подтверждается мнением ученых [10, с. 62; 11, с. 28].

Первым направлением является внесение изменений в порядок оказания санаторно-курортного лечения сотрудникам и работникам ОВД, а также членам их семей и предоставление права на получение пребывания в здравницах их детям младше 4 лет. Кроме того, требуется предусмотреть приоритетное выделение путевок многодетным семьям и увеличение количества семейных путевок. Указанные изменения полностью соответствуют целям и духу Национального проекта «Семья», реализация которого начинается в России с 1 января 2025 года.

Вторым направлением изменений, которые необходимо внести в нормативные правовые акты, является предоставление легальных возможностей бесплатного получения медицинской помощи сотрудникам полиции при их территориальном нахождении за пределами России, а также на территориях, где отсутствуют учреждения здравоохранения МВД России. Предоставление сотруднику возможности получения временного медицинского полиса и разработка механизма взаимодействия ведомственной и общегосударственной медицинских систем в данной ситуации обеспечит получение медицинской помощи сотрудником органов внутренних дел.

Литература

1. Сидоренко В.А. Ведомственное здравоохранение МВД России: состояние и перспективы // Медицинский вестник МВД. - № 2 (63). - 2013. - С. 2-5.

2. Азарова И.В. Медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации // Общественная безопасность и правопорядок в III тысячелетии. - 2022. - № 8-2. - С. 136-139.

3. Чернышова Л.В., Хафизов И.М. Совершенствование законодательных норм, регулирующих вопросы медицинского и санаторно-курортного обслуживания сотрудников органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2018. - № 1. - С. 58-61.

4. Евдокимова Т.Л. Актуальные проблемы медицинского обеспечения сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел // История, теория, практика российского права. - 2018. - № 11. - С. 183-187.

5. Гарибян П.А. Медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на примере ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ивановской области» // Вестник магистратуры. - 2019. - № 4-4 (91). - С. 63-65.

6. Миклошевич К.С. Медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2015. - № 4. - С. 116-121.

7. Петров С.А. Актуальные проблемы правового регулирования медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (на примере ФКУЗ «МСЧ МВД по Нижегородской области») // Актуальные проблемы государства, права и гуманитарных наук: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2015. С. 260-265.

8. Потокова М.Е. Особенности оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. - 2020. - № 6. - С. 222-224.

9. Поползухина Л.А., Кузнецов Р.Н. Правовое регулирование предоставления медицинского обеспечения сотрудникам органов внутренних дел // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2017. - № 1. - С. 60-62.

10. Трусов А.И. Особенности оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел в России // Медицинское право. - 2020. - № 3. - С. 53-56.

11. Равнюшкин А.В. Некоторые аспекты реализации сотрудниками органов внутренних дел права на медицинскую помощь // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2017. - № 1 (39). - С. 28-32.

References

1. Sidorenko V.A. Vedomstvennoe zdravoohranenie MVD Rossii: sostoyanie i perspektivy // Medicinskij vestnik MVD. - № 2 (63). -2013. - S. 2-5.

2. Azarova I.V. Medicinskoe obespechenie sotrudnikov organov vnutrennih del v Rossijskoj Federacii // Obshchestvennaya bezopasnost' i pravoporyadok v III tysyacheletii. - 2022. - № 8-2. - S. 136-139.

3. Chernyshova L.V., Hafizov I.M. Sovershenstvovanie zakonodatel'nyh norm, reguliruyushchih voprosy medicinskogo i sanatorno-kurortnogo obsluzhivaniya sotrudnikov organov vnutrennih del // Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2018. - № 1. - S. 58-61.

4. Evdokimova T.L. Aktual'nye problemy medecinskogo obespecheniya sotrudnikov i pensionerov organov vnutrennih del // Istoriya, teoriya, praktika rossijskogo prava. - 2018. - № 11. - S. 183-187.

5. Garibyan P.A. Medicinskoe obespechenie sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii na primere FKUZ «MSCh MVD Rossii po Ivanovskoj oblasti» // Vestnik magistratury. - 2019. - № 4-4 (91). - S. 63-65.

6. Mikloshevich K.S. Medicinskoe obespechenie sotrudnikov organov vnutrennih del // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. - 2015. - № 4. - S. 116-121.

7. Petrov S.A. Aktual'nye problemy pravovogo regulirovaniya medicinskogo obespecheniya sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii (na primere FKUZ «MSCh MVD po Nizhegorodskoj oblasti») // Aktual'nye problemy gosudarstva, prava i gumanitarnyh nauk: sbornik materialov mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Nizhnij Novgorod, 2015. S. 260-265.

8. Potokova M.E. Osobennosti okazaniya medicinskoj pomoshchi sotrudnikam organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. - 2020. - № 6. - S. 222-224.

9. Popolzuhina L.A., Kuznecov R.N. Pravovoe regulirovanie predostavleniya medicinskogo obespecheniya sotrudnikam organov vnutrennih del // Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2017. - № 1. - S. 60-62.

10. Trusov A.I. Osobennosti okazaniya medicinskoj pomoshchi sotrudnikam organov vnutrennih del v Rossii // Medicinskoe pravo. - 2020. - № 3. - S. 53-56.

11. Ravnyushkin A.V. Nekotorye aspekty realizacii sotrudnikami organov vnutrennih del prava na medicinskuyu pomoshch' // Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. - 2017. - № 1 (39). - S. 28-32.

(статья сдана в редакцию 27.11.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.