Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ТОРГОВЛИ, СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ОСНОВЕ МИРОВОГО ОПЫТА'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ТОРГОВЛИ, СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ОСНОВЕ МИРОВОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
279
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ИНСАЙДЕРСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / INSIDER INFORMATION / ИНСАЙДЕРСКАЯ ТОРГОВЛЯ / INSIDER TRADING / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / FINANCIAL MARKET / БИРЖА / EXCHANGE / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинникова Лариса Ивановна, Андреев Никита Валерьевич

В статье рассматриваются проблемы действующего российского законодательства в сфере регулирования торговли на основе инсайдерской информации. Проведено сравнение между регулированием торговли на основе инсайдерской информации в России и в США. Рассмотрены различия в полномочиях Центрального банка Российской Федерации и Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Предложен ряд мер по повышению эффективности противодействия нарушениям законодательства об инсайдерской торговли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Овчинникова Лариса Ивановна, Андреев Никита Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF INSIDER TRADING AND ITS IMPROVEMENT BASED ON THE INTERNATIONAL PRACTICE

The article is devoted to the problems of current Russian legislation in the sphere of trade based on insider information. The author made the comparison of insider trading regulations in Russia and in the USA. The differences in powers between the Central Bank of Russian Federation and the Committee of Exchanges and Securities are analyzed. The author suggested series of actions for increasing the effectiveness of breaking the insider trading laws

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ТОРГОВЛИ, СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ОСНОВЕ МИРОВОГО ОПЫТА»

ОВЧИННИКОВА Лариса Ивановна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: [email protected]

АНДРЕЕВ Никита Валерьевич, студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

e-mail: [email protected]

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ТОРГОВЛИ, СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ОСНОВЕ МИРОВОГО ОПЫТА

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы действующего российского законодательства в сфере регулирования торговли на основе инсайдерской информации. Проведено сравнение между регулированием торговли на основе инсайдерской информации в России и в США. Рассмотрены различия в полномочиях Центрального банка Российской Федерации и Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Предложен ряд мер по повышению эффективности противодействия нарушениям законодательства об инсайдерской торговли.

Ключевые слова: правовое регулирование, инсайдерская информация, инсайдерская торговля, финансовый рынок, биржа, Центральный банк Российской Федерации.

OVCHINNIKOVA Larisa Ivanovna,

Ph.D. in Law, docent department of economic activity Financial University under the Government of the Russian Federation

ANDREEVNikita Valer'evich, student Financial university under the Government of Russian Federation

LEGAL REGULATION OF INSIDER TRADING AND ITS IMPROVEMENT BASED ON THE INTERNATIONAL PRACTICE

Abstract. The article is devoted to the problems of current Russian legislation in the sphere of trade based on insider information. The author made the comparison of insider trading regulations in Russia and in the USA. The differences in powers between the Central Bank of Russian Federation and the Committee of Exchanges and Securities are analyzed. The author suggested series of actions for increasing the effectiveness of breaking the insider trading laws.

Key words: legal regulation, insider information, insider trading, financial market, exchange, Central bank of the Russian Federation.

УДК - 347 ББК - 67.404

Развитие биржи и биржевых механизмов как части финансового рынка имеет стратегическое значение для развития национальной экономики и повышения уровня благосостояния населения. Это обусловлено тем, что биржевые механизмы являются эффективным способом привлечения инвестиционных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018

средств под крупные инфраструктурные проекты и одним из основных способов получения государством заемных средств на внутреннем рынке через облигации федерального займа (далее - ОФЗ). Для физических лиц биржа выступает не только альтернативой банкам с их консервативным набором финансовых услуг, но и ис-

точником существенных доходов, которые они способны извлечь посредством инвестирования в ценные бумаги и другие финансовые инструменты. В рамках концепции Центрального банка Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) по «Основным направлениям развития финансового рынка Российской федерации на период 2016— 2018 годов» повышение доверия физических и юридических лиц к финансовому рынку рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности ЦБ РФ. Так, в главе II. п. 3 «Дестимулирование недобросовестного поведения на финансовом рынке» уделено внимание правовому регулированию инсайдерской информации. «Совместно с заинтересованными ведомствами будет продолжена работа по введению в законодательство Российской Федерации более гибкого регулирования перечня инсайдерской информации, что позволит расширить практическое использование норм по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации» [2]. Однако, несмотря на то, что наблюдается положительная тенденция в развитии правового регулирования инсайдерской торговли в России, существует еще широкий спектр вопросов и неопределенностей, которые позволяют недобросовестным участникам незаконно получать преимущество на финансовом рынке.

В связи с высокой актуальностью данной проблемы она разрабатывалась многими западными и российскими учеными, такими, как Брадли Дж. Бонди, Стивен Д. Лоф-чи, А.Г. Хабибулин, К.В. Сомик и М.И. Шишков. Это обусловлено тем, что в настоящее время объемы торгов на мировых финансовых рынках превысили 114 триллионов долларов США [1], что почти в полтора раза больше, чем общемировой ВВП. Контроль над столь высоким объемом капитала является вопросом не только экономической стабильности, но и национальной безопасности. В связи с этим упорядоченное правовое регулирование инсайдерской торговли как части контроля над операциями на финансовом рынке должно являться первостепенной задачей государства, так как развитая правовая база - фундаментальная необходимость для стабильного развития

финансовой системы государства. Правовое регулирование необходимо для пресечения незаконной торговли на основе инсайдерской информации, а также ее передачи третьим лицам, так как само обладание инсайдерской информацией не несет угрозы для общества, тогда как действия, совершенные на основе данной информации, или ее передача лицам, которые являются участниками финансового рынка, способны привести к нанесению существенного ущерба добросовестным участникам рынка и экономике государства.

В рамках анализа теоретических положений о законодательном регулировании инсайдерской торговли рассмотрим основные зарубежные и российские теории. Так, в статье «Закон об инсайдерской торговле: юридические теории, распространенные защиты и лучшие практики для обеспечения его соблюдения» (The law of insider trading: legal theories, common defenses, and best practices for ensuring compliance) авторов Брадли Дж. Бонди и Стивен Д. Лофчи (Bradley J. Bondi & Stiven D. Lofchie) рассматриваются три основные юридические теории инсайдерской торговли, признаваемые Supreme Court of the United States (Верховным Судом США): «Классическая» (Classical), «Наводчик-Наведенный» (Tipper-Tippee) and «Незаконного присвоения» (Misappropriation) теории.

«Классическая» теория применяется в случае, когда «инсайдер в нарушение фидуциарной обязанности по отношению к своей компании (или к иной компании, по отношению к которой он имеет такую обязанность) осуществляет торговлю ценными бумагами компании на основе значимой непубличной информации, обретенной из-за нахождения в позиции инсайдера» [8, с. 157].

Теория «Наводчик-Наведенный» вводит ответственность, когда наводчик «нарушил свою фидуциарную обязанность по отношению к владельцам акции компании, раскрыв (значимую непубличную) информацию наведенному», наведенный «знал или должен был знать, что это было раскрытие», наведенный «использовал данную информацию для проведения сделки с ценными бумагами», а наводчик «получил персональную выгоду за предоставленную

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018

информацию» [8, с. 157]. Теория «незаконного присвоения» применяется «в ситуациях, в которых человек, который не является инсайдером, законно приобретает значимую непубличную информацию, в то же время нарушает корпоративную тайну по отношению к источнику данной информации, совершая на данной информации основе сделки по ценным бумагам или передавая информацию другому лицу для торговли» [8, с. 158].

Таким образом, данные юридические теории являются основой правового регулирования инсайдерской торговли в США, определяя три основных способа ее реализации.

Среди последних работ российских ученых хотелось бы обратить внимание на статью А.Г. Хабибулина и К.В. Сомика «Организация противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком ценных бумаг», в которой раскрывается неэффективность действующего правового регулирования инсайдерской торговли. По мнению авторов, это связанно с тем, что «Банк России как уполномоченный орган в области финансовых рынков (далее -УоФр), ответственный за организацию противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации, испытывает значительные сложности в своевременном и полном получении информации ограниченного доступа» [6, с. 114], и с тем, что «имеют место определенные противоречия в части предоставляемых законодательством полномочий УоФр запрашивать необходимую для расследования информацию и положений законодательства о тайне переписки и телефонных переговоров, защите персональных данных и др.» [6, с. 114]. Так, для получения необходимой информации ЦБ РФ как регулирующий орган обязан обратиться, согласно п. 7 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 224-ФЗ), в компетентный орган

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018

внутренних дел. «В случае, если для предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком требуется проведение оперативно-розыскных мероприятий, Банк России обращается в органы внутренних дел в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Порядок взаимодействия Банка России и органов внутренних дел определяется совместным нормативным правовым актом Банка России и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел» [5, ст. 14 п. 7]. Однако проблемы в межведомственной координации существенно снижают эффективность проводимого расследования. Также стоит уделить внимание статье М.И. Шишкова «К вопросу о правовых проблемах борьбы с незаконным использованием инсайдерской информации в России». Автор дает краткое описание современного положения правового регулирования инсайдерской информации, а также особо акцентирует внимание на том, что решение этой проблемы требует системного подхода: «Политика в данной сфере должна включать в себя как развитие законодательного обеспечения деятельности Банка России, иных органов власти и правоохранительной сферы по борьбе с незаконным использованием «инсайда», так и меры организационного, экономического и иного характера, прежде всего такие, как борьба с коррупцией и коммерческим подкупом, развитие межведомственного взаимодействия правоохранительных и контрольных органов, правовое и финансовое просвещение населения» [7, с. 49].

Таким образом, проблема правового регулирования финансового рынка довольно полно разработана, однако существует еще ряд неопределенностей и неточностей в этой области, которые показывают, что необходимы дальнейшие изменения законодательства с целью недопущения получения незаконных преимуществ путем использования инсайдерской информации. Одной из основных целей дан-

ной научной работы является анализ текущего российского законодательства в области регулирования инсайдерской торговли, сравнение его с зарубежными аналогами и для разработки предложений о совершенствовании российского законодательства в данной области.

Прежде всего, необходимо понять, как в российском законодательстве понимается инсайдерская информация. Так, Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ дает следующие определение этого понятия: «Инсайдерская информация - точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена, и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона» [5, ст. 2 п. 1]. В американском законодательстве определение инсайдерской информации содержится в трех юридических теориях, признаваемых Верховным Судом США. Ключевым отличием от российской трактовки является то, что Верховный Суд США рассматривает инсайдерскую информацию как «material nonpublic information», то есть значимую непубличную информацию. Это имеет существенное значение, так как используемая российским законодательством формулировка «точная и конкретная информация» значительно сужает круг информации, признаваемой инсайдерской, открывая таким образом возможности для проведения противозаконных действий и создавая трудности при доказательстве использования инсайда.

Сложность доказательства совершения сделок на основе инсайдерской информации также является существенным препятствием для эффективного их пресечения. В этом плане Комиссия по ценным бумагами и биржам (Securities and Exchange Commission; далее - КЦББ) в США имеет сравнительное преимущество, так как участники финансового рынка США обязаны уведомить регулятора о совершении крупной сделки, предположительно совершенной с использованием инсайдерской информации [9].

Отсутствие данного обязательства в России приводит к тому, что усложняется

процесс выявления нарушения законодательства, так как отсутствует такое очевидное доказательство вины, как несообщение о проведении инсайдерской сделки.

Существенное значение для обеспечения законности имеют полномочия, которыми обладают регуляторы финансовых рынков в России и США для отслеживания сделок, совершенных на основе инсайдерской информации. Так, представители КЦББ обладают юрисдикцией на проведение расследования и имеют право выступать в суде в роли государственного обвинителя. В России представители ЦБ РФ не имеют данных полномочий, что затрудняет процесс доказательства совершения инсайдерской сделки, а следовательно, и привлечения к административной или уголовной ответственности. Так, «механизм привлечения к административной и уголовной ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации дает сбои уже на стадии сбора информации о предполагаемых правонарушениях, что резко снижает вероятность привлечения к ответственности инсайдеров» [6, с. 114].

В рамках разрешения данных проблем представляется, что целесообразно внести изменения в действующее законодательство:

1) внести изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ, уточнив понятие инсайдерской информации, заменив «точная и конкретная» на «любая непубличная информация, способная указать объекту на возможное направление движения котировок»;

2) создать институт государственных обвинителей, обладающих юрисдикцией в области проведения расследований и входящих в состав специализированного органа по регулированию деятельности участников финансового рынка;

3)включить правило обязательного раскрытия информации по сделкам, совершенным на финансовом рынке, доходность по которым за короткий период времени (до пяти рабочих дней) составила более 20%;

4)установить минимальной объем сделки (в 3,5 млн. руб.) с учетом использования «плеча», при котором возможно возбужде-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018

ние дела о незаконном использовании инсайдерской информации, с целью недопущения чрезмерного контроля за деятельностью миноритарных инвесторов.

Реализация данных мер будут способствовать повышению эффективности государственного контроля над деятельностью участников финансовых рынков в сфере регулирования инсайдерской торговли. Целесообразно привлечь к разработке законопроектов представителей Правительства РФ, ЦБ РФ и Прокуратуры РФ, а также профессиональных участников финансового рынка.

Проведенный анализ показал, что современное правовое регулирование инсайдерской торговли еще несовершенно, что во многом подтверждает тот факт, что с 2010 по 2017 гг. Банком России было выявлено лишь два случая использования инсайдерской информации, и ни один из них не привел к возбуждению ни одного дела ни по одной статье [4]. В то время как в США только в 2014 г. было возбужденно и доведено до суда 52 дела, а с 2010 по 2014 гг. их количество составляет 264 дела [3], что явно указывает на неэффективность текущего российского регулирования торговли на основе инсайдерской информации. Однако применение международного опыта правового регулирования инсайдерской торговли способно существенно повысить эффективность борьбы с ней в России.

Список литературы:

[1]Данные отчета World Federation of Exchanges за 2016 год.

[2] Проект Банка России от 19.02.2016 «Основные направления развития финансового рынка Российской федерации на период 20162018 годов».

[3] Сайт SEC (Комиссии по ценным бумагам и биржам) // https://www.sec.gov/news/ newsroom/images/enfstats.pdf.

[4] Сайт Банка России https://www.cbr.ru/ finmarkets/print.aspx?file = files/inside/ table.htm&pid=inside_detect&sid=ITM_26341.

[5] Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о

внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[6] Хабибулин А.Г., Сомик К.В. Организация противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком ценных бумаг // Правовое поле современной России.

[7] Шишков М.И. К вопросу о правовых проблемах борьбы с незаконным использованием инсайдерской информации в России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. Т. 2. № 1.

[8] Bradley J. Bondi & Stiven D. Lofchie The law of insider trading: legal theories, common defenses, and best practices for ensuring compliance.

[9] SEC Rule 10b5-1.

Spisok literatury:

[1]Danny'e otcheta World Federation of Exchanges za 2016 god.

[2] Proekt Banka Rossii ot 19.02.2016 «Osnovny'e napravleniya razvitiya finansovogo ry'nka Rossijskoj federacii na period 2016-2018 godov».

[3] Sajt SEC (Komissii po cenny'm bumagam i birzham) // https://www.sec.gov/news/ newsroom/images/enfstats.pdf.

[4] Sajt Banka Rossii https://www.cbr.ru/ finmarkets/print.aspx?file=files/inside/ table.htm&pid=inside_detect&sid=ITM_26341.

[5] Federal'ny'j zakon ot 27.07.2010 № 224-FZ (red. ot 03.07.2016) «O protivodejstvii nepravo-mernomu ispol'zovaniyu insajderskoj informacii i manipulirovaniyu ry'nkom i o vnesenii izmenenij v otdel'ny'e zakonodatel'ny'e akty' Rossijskoj Federacii».

[6] Xabibulin A.G., Somik K.V. Organizaciya protivodejstviya nepravomernomu ispol'zo-vaniyu insajderskoj informacii i manipuliro-vaniyu ry'nkom cenny'x bumag // Pravovoe pole sovremennoj Rossii.

[7] Shishkov M.I. K voprosu o pravovy'x problemax bor'by' s nezakonny'm ispol'zovani-em insajderskoj informacii v Rossii // E'konomika i upravlenie: problemy', resheniya. 2016. T. 2. № 1.

[8] Bradley J. Bondi & Stiven D. Lofchie The law of insider trading: legal theories, common defenses, and best practices for ensuring compliance.

[9] SEC Rule 10b5-1.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.