O. V. Kononova
INNOVATIONS AND ADMINISTRATION IN THE ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY. THE MODEL OF PROCESS OF METHODICAL WORK ORGANIZATION IN VLADIVOSTOK STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS AND SERVISE
It is supported the need for innovations in the area of university administration, proposes a number of organizational innovations in methodical work administration of the entrepreneurial university on the basis of strategic management tools, and considered an approach to estimate the efficiency of innovations of university methodical work.
УЦК 347.7
Е. М. Волконицкая
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ И РОССИИ
Проводится сравнительный анализ правового регулирования государственной регистрации коммерческих организаций при их создании в европейских странах и Российской Федерации. Выявляются наиболее актуальные проблемы и предлагаются возможные пути их решения на основе опыта зарубежных стран.
Уже не одно десятилетие специалисты ведут дискуссии, должно ли каждое юридическое лицо в отдельности получать свое «начало» от государственной власти или же достаточно установить общие нормативные условия для возникновения юридических лиц таким образом, чтобы каждая подпадающая под эти правила организация получала права юридического лица без специального акта государственной власти.
Международный опыт показывает, что первым шагом по созданию благоприятных условий для развития экономики и способствующих привлечению иностранных инвестиций является создание эффективной системы государственной регистрации юридических лиц - коммерческих организаций.
Юридическая энциклопедия понятие «регистрация» раскрывает в двух значениях: 1) внесение в список, книгу; составление перечня, описи; 2) запись фактов или явлений с целью учета, придания факта законности [16].
Суть государственной регистрации заключается в придании субъекту права законного статуса юридического лица, его легитимация, т. е. регистрация по своей сущности является правоустанавливающим фактом.
Обратимся к легальному определению рассматриваемого понятия, которое подтверждается Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [1]. Государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2, ст. 1).
Цанное определение может привести к ошибочной оценке государственной регистрации как простой техни-
ческой операции. На наш взгляд значение института государственной регистрации значительно шире.
Основным правовым значением государственной регистрации коммерческой организации является обретение ей правоспособности (п. 3 ст. 49 ГК РФ), что предполагает возможность «иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности». Тесно переплетаются с правовыми экономические значения, которые выражаются в: 1) обеспечении возможности получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций для рыночной экономики одним из основных принципов является открытость сторон договора; 2) устойчивости экономического оборота - это производная гарантия от первого значения [5]; 3) способствовании укрепления порядка в рыночных отношениях [10]; 4) охране общественного и государственного порядка, а также в реализации личных и имущественных прав и законных интересов физических и юридических лиц [6]; 5) получении сведений государственного статистического учета для осуществления мер регулирования экономики [9].
В странах Европы в национальный реестр бизнеса (бизнес-реестр) включаются четко регламентированные сведения о компании. Любое заинтересованное лицо может получить копии документов компании и сведения из них, включая учредительные документы; любые поправки к данным документам; сведения о назначении на должность, увольнении лиц, обладающих полномочиями действовать от имени компании, а также сведения о любых изменениях местонахождения компании, сведения о ликвидации компании, назначении ликвидаторов и др. Также доступны сведения об объеме акционерного (складочного капитала). За предоставление информации взимается законодательно установленная плата.
Информация из реестра официально используется всеми государственными органами, включая налоговые, полицейские, таможенные и др. Организация взаимодей-
ствия национальных реестров осуществляется в рамках проекта Европейского бизнес-реестра, направленного на создание единого европейского информационного поля.
Говоря о государственной регистрации юридических лиц, нельзя обойти вопрос о самом акте государственной регистрации, его правовой природе. По этому вопросу в литературе существует ряд мнений. Наиболее убедительной и последовательной представляется позиция К. Овсянникова. Анализируя признаки ненормативного акта, акта применения права (к которому зачастую приравнивают акт о государственной регистрации юридических лиц), положения российского законодательства и судебной практики по рассматриваемому вопросу, он приходит к выводу, что акт государственной регистрации юридического лица представляет собой самостоятельное правовое явление и понятие, существующее наряду с такими понятиями и явлениями, как нормативный правовой акт и ненормативный акт [11].
Анализ последних изменений законодательства и судебной практики [9] позволяет охарактеризовать государственную регистрацию не только как определенный процесс, но и как признак правосубъектности, необходимое условие для признания субъекта юридическим лицом [18].
В мировой практике традиционно сложились следующие системы регистрации юридических лиц:
- разрешительная, при которой окончательное решение вопроса о создании юридического лица принимается государственным органом по его усмотрению. Например, в Германии действует одновременно две системы: разрешительная и нормативно-явочная. Разрешительный порядок регистрации установлен в том случае, если речь идет о страховой и банковской деятельности, а также для создания юридических лиц с иностранным участием [3];
- явочная, при которой государственные органы только ставятся в известность о создании юридического лица и, если этого требуют правила, автоматически вносят его в реестр;
- нормативно-явочная, при которой государственные органы принимают решение о регистрации нового юридического лица в порядке и на условиях, определенных нормативными актами, и не могут по своему усмотрению отказать в регистрации юридического лица.
В основе нового Российского закона о государственной регистрации заложено то, что государственная регистрация - это совершенно самостоятельное юридическое действие, и регистрирующие органы не должны следить за тем, в какой степени предприниматели соблюдают разные нормы права. Таким образом, в законе о государственной регистрации реализован принцип уведомительной регистрации.
В странах Европы сложилось две противоположных системы регистрации компаний: децентрализованная (Австрия, Нидерланды, Португалия, Франция) и централизованная (Великобритания, Цания, Ирландия, Испания, Финляндия, Швеция с 1994 г.). С 2001 г. Россия пошла по пути стран с централизованной системой регистрации.
Регистрирующими органами при децентрализованной системе часто являются суды, и, как правило, деятельность этих органов финансируется из государственных источников.
В других странах Европы регистрация компаний находится в компетенции Министерств торговли (Цания, Финляндия), Министерства юстиции (Испания) либо регистрацию осуществляют патентные ведомства как в Швеции. Все эти регистрирующие органы в той или иной степени находятся на самофинансировании и осуществляют свою деятельность за счет регистрационных сборов.
Российский закон о государственной регистрации в отношении регистрирующих органов, к сожалению, не является законом прямого действия. Органам государственной регистрации посвящена всего одна статья, содержащая самую общую отсылочную норму к подзаконным актам Правительства РФ. Закон прямого действия в этом случае обязан был бы регулировать не только публичноправовые отношения между регистрирующим органом и объектами государственной регистрации, но и отношения, возникающие при государственной регистрации между различными элементами системы органов государственной регистрации, как по вертикали, так и по горизонтали. Правительство РФ поручило функции регистрации юридических лиц Федеральной налоговой службе.
Государственная регистрация находит свое практическое воплощение в процессе государственной регистрации коммерческих организаций, в связи с этим на наш взгляд целесообразно выявить наиболее проблемные моменты возникающие на практике.
Наибольший интерес представляет проблема отсутствия правовой экспертизы документов, предоставляемых в регистрирующий орган. Только достоверные документы, отвечающие требованиям норм права, могут привести к достижению целей государственной регистрации. Однако реально выявить подобные нарушения при сегодняшней процедуре регистрации юридических лиц в РФ практически невозможно.
В этом отношении ранее действовавшее законодательство о регистрации имело преимущество перед современным. Статья «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (ст. 35) вводила следующие основания для отказа: «В случае нарушения... порядка создания предприятия»; и «несоответствие учредительных документов требованиям законодательства...». Конечно, эти трактовки также не бесспорны, но основа отказа вследствие несоответствия представленных документов законодательством была заложена [2].
Отказавшись от правовой экспертизы документов, представляемых на регистрацию, законодатель возложил ответственность на заявителя за достоверность и соответствие закону подаваемых документов. Это выразилось в закреплении особой формы заявления о регистрации.
Существенным нововведением является положение
о нотариальном удостоверении подписи на заявлении о государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 9) [1]. Заявитель подтверждает, что предоставленные учредительные документы соответствуют установленным требованиям законодательства, что содержащиеся в документах сведения достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный порядок учреждения юридического лица, что в установленных законом случаях вопросы создания юридического лица согласованы с соответствующими государ-
ственными органами и (или) органами местного самоуправления [19].
Аналогичное положение предусмотрено и британским законодательством. Но при этом гарантией добросовестности заявителей является другое: регистратор регулярно проводит выборочные проверки документов зарегистрированных юридических лиц, при выявленном несоответствии в отношении юридического лица начинается процедура исключения из Единого реестра. Поскольку учредители расформированной компании не вправе учреждать другие компании, к подготовке документов относятся очень ответственно [12].
На наш взгляд разумнее было бы сохранить необходимость проведения предварительной экспертизы представленных на государственную регистрацию документов. Это подтверждается и судебной практикой1.
Актуальным является вопрос о применении ст. 9 Закона в части определения круга лиц, имеющих право предоставить в регистрирующий орган документы для осуществления регистрации юридического лица. При этом большие противоречия в практике связаны с разрешением судами вопроса о том, вправе ли подавать соответствующие заявления лица, действующие на основании доверенности [17].
Неоднозначная оценка данной проблемы арбитражными судами исходит, по-видимому, из того, что неоднозначно оценивается сама концепция заявительной регистрации. Представляется, что для исключения возможных споров по данному вопросу при осуществлении государственной регистрации заинтересованным лицам следует исходить из прямого прочтения Закона. При этом есть основания исходить из того, что Закон требует лишь того, чтобы заявление было подписано лицом, указанным в ст. 9. Законодательное требование того, чтобы само заявление и прилагающиеся документы были физически доставлены в регистрирующий орган лицом, полномочным подписывать заявление, отсутствует.
Новый порядок государственной регистрации юридических лиц не предусматривает обязательного представления в регистрирующий орган документов, подтверждающих местонахождение юридического лица.
На практике часто возникает ситуация, когда место государственной регистрации юридического лица и место его деятельности не совпадают, что может повлечь ряд проблем.
Если организация функционирует по адресу, отличающемуся от официального места ее нахождения, то у такой организации в силу п. 2 ст. 55 ГК РФ образуется обособленное подразделение.
Законодателем установлена обязанность налогоплательщика письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения про все обособленные подразделения, созданные на территории Российской Федерации, не позднее чем через месяц после их создания, реорганизации или ликвидации (п. 2 ст. 23 НК РФ)2.
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе является налоговым правонарушением, за совершение которого предусмотрена ответственность организации в виде штрафа.
Корреспонденция от налоговых и иных государственных органов, в том числе письма, требования, исковые заявления о взыскании штрафных санкций, направляются по адресу государственной регистрации организации.
Согласно законодательству, государственные органы не обязаны направлять документы по всем известным им адресам организации, что подтверждается судебной практикой3. Ситуация, когда документы направлены юридическому лицу и оно считается надлежащим образом извещенным, может сложиться и при его участии в арбитражном процессе, если фактический и юридический адреса организации не совпадают, и между ними отсутствует регулярная связь.
Суд может рассмотреть дело в отсутствие кого-либо из участвующих лиц, если суд сделал все от него зависящее для их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, использовал все доступные способы для обеспечения возможности заинтересованному лицу участвовать в процессе (п. 2 ст. 123 АПК РФ).
В настоящий момент ни законодательство, ни акты Конституционного Суда РФ не содержат определение понятия «добросовестный налогоплательщик». Однако условие добросовестности налогоплательщика является основанием для получения им возможности пользоваться правами (в том числе на льготы и налоговые вычеты), предусмотренными законодательством о налогах и сборах4.
Налогоплательщик может быть признан судом недобросовестным лишь при наличии целого ряда признаков, в совокупности свидетельствующих о его недобросовестности. Несовпадение юридического и фактического адресов является одним из признаков недобросовестности налогоплательщика.
С учетом сложившейся практики представляется целесообразным законодательно закрепить возможность вносить в Единый государственный реестр юридических лиц также данные о фактическом адресе места нахождения организации, а в случае его изменения предусмот-
1 См., например: постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 796/00 от 31 октября 2000 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2001. № 1; постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5584/96 от 10 июня 1997 г. / Справочная правовая система ГАРАНТ; постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 2923/00 от 5 декабря 2000 г. / Справочная правовая система ГАРАНТ.
2 Форма сообщения о создании обособленного подразделения, расположенного на территории Российской Федерации (№ С-09-3), установлена Приказом МНС России от 02.02.2004 г. № САЭ-3-09/255.
3 Постановление ФАС Московского округа от 13.04.2000 г. по делу № КГ-А40/1300-00; Постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2002 г. по делу № Ф09-1472/02-АК, от 23.07.2002 г. по делу № Ф09-1524/02-АК; Постановление ФАС ВосточноСибирского округа от 08.02.2005 г. по делу № А19-8358/04-24-Ф02-101/05-С1.
4 Определение КС РФ от 25.07.2001 г. № 138-0; Постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2001 г. № 9408.
реть возможность направлять новые данные для внесения в Реестр без каких-либо дополнительных процедур (прежде всего без внесения изменений в учредительные документы и их обязательной регистрации).
Еще одним аспектом государственной регистрации юридических лиц представляющим интерес является декларированный законодателем принцип «одного окна». С
1 января 2004 г. указанный принцип мог быть реализован на практике в полном объеме.
В реальности Закон с новыми изменениями и дополнениями только лишь освободил юридические лица от обязанности в строго ограниченные сроки под угрозой солидного штрафа вставать на учет во все внебюджетные фонды: Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Эти фонды теперь самостоятельно должны ставить организации на учет на основании данных, переданных им регистрирующим органом Федеральной налоговой службой (ФНС) по системам электронной связи или почтой.
Цля осуществления целей государственной регистрации юридических лиц необходимо введение Единого государственного реестра юридических лиц.
Государственный реестр представляет собой совокупность сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующих документов. Государственный реестр можно условно разделить на две части: список юридических лиц с предусмотренными сведениями о них; определенный пакет документов, на основании которых и были составлены данные сведения.
Информация, содержащаяся ЕГРЮЛ, представляет собой стандартный набор сведений, незначительно различающийся в разных странах и зависящий от организационно-правовой формы коммерческой организации и практически совпадает с требованиями Циректив ЕС о компаниях, в частности с требованиями ст. 2 Цирективы Совета от 09.03.1968 г. (68/151/ЕЭС) [13].
Проведенный анализ позволяет сформулировать следующие выводы.
Государственная регистрация носит двойственный характер. С одной стороны, она является статусообразующим признаком, с другой стороны, представляет собой сложный процесс взаимодействия между субъектами, решившими создать юридическое лицо (учредителями) и государством в лице специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
При определении порядка государственной регистрации российский законодатель частично позаимствовал опыт англо-саксонской правовой системы, упростив сам процесс государственной регистрации. Между тем, анализ судебной практики явно свидетельствует о необходимости осуществления предварительной проверки учредительных документов на соответствие их содержания положениям законодательства. В связи с этим представляется целесообразным внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предусмотрев обязанность регистрирующего органа проводить предварительную правовую экспертизу представленных для государственной регистрации уч-
редительных документов и достоверности содержащихся в них сведений.
Законодатель установил обязанность лица, подающего документы в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица, подтвердить достоверность предоставленных сведений, соблюдение порядка их учреждения и соответствие учредительных документов требованиям законодательства. Эффективнее представляется принудительная ликвидация юридического лица, нарушившего требования законодательства при регистрации, с запретом учредителям ликвидированного юридического лица создавать иные организации.
В качестве конкретизации принципа достоверности, содержащейся в Едином государственном реестре сведений, необходимо обеспечивать их актуальность (информация, находящаяся в Реестре, важна именно в момент обращения контрагента для ее получения). С этой целью представляется целесообразным использовать опыт Европейских стран и закрепить для юридических лиц обязанность регулярно предоставлять в регистрирующий орган сведения о себе. Непредставление указанного сообщения в определенный срок должно являться основанием для исключения в судебном порядке юридического лица из Реестра.
Компании обязаны ежегодно представлять отчет, который может включать в себя баланс, список акционеров, финансовую статистику, отчет управляющих, отчет аудиторов, предложения по распределению доходов и потерь, протоколы собраний акционеров, если компания решит выплачивать дивиденды.
Исключение из реестра производится в случае роспуска или добровольной ликвидации, либо по решению суда, в случае реорганизации (слияние, разделение), при банкротстве. А также из реестра исключаются так называемые «спящие» компании, которые прекратили свою деловую активность и не располагают активами для проведения формальной ликвидации. В Финляндии из реестра автоматически исключается компания, если в течение 10 лет нет новых записей относительно ее деятельности.
В настоящее время возрастает глобализация процессов, протекающих в мире, в частности, в экономике. Невозможно обеспечить успешное развитие нашей страны без активного использования всего положительного опыта, накопленного развитыми странами, в первую очередь европейскими по вопросу регистрации коммерческих организаций. Процессы создания, функционирования и ликвидации коммерческих организаций чрезвычайно важны, поскольку именно их деятельность создает основу экономической стабильности государства.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : федер. закон : [принят Гос. Цумой 8 августа 2001 г.].
2. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей : федер. закон : [принят Гос. Цумой 23 декабря 2003 г.].
3. Бушев, А. Ю. Коммерческое право зарубежных стран : учеб. пособие / А. Ю. Бушев, О. А. Макарова, В. Ф. Попондопуло. СПб. : Питер, 2003. 288 с.
4. Германское право. Ч. 1. Гражданское уложение. Ч. 2. Торговое уложение и другие законы. М., 1996.
5. Гусева, Т. А. Административная ответственность в предпринимательской деятельности / Т. А. Гусева, А. И. Цихтяр, М. Н. Цракина. М., 2003.
6. Закупень, Т. Е. Проблемы регистрации юридических лиц / Т. Е. Закупень // Законодательство. 2000. № 5.
7. Закупень, Т. В. Особенности государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности / Т. Е. Закупень. М. : Изд-во РАГС, 2001.
8. Закупень, Т. В. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : науч.-практ. пособие / Т. Е. Закупень. М. : НОРМА, 2001.
9. Зыкова, И. В. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц: современное состояние и перспективы развития / И.В. Зыкова // Адвокат. 2004. N° 1.
10. Ионова, Ж. А. Правовые проблемы легитимации предпринимательства / Ж. А. Ионова // Государство и право. 1997. № 5.
11. Овсянников, К. Правовая природа государственной регистрации юридического лица / К. Овсянников // Российская юстиция. 1997. № 2.
12. Полковников, Г. В. Английское право о компаниях: закон и практика / Г. В. Полковников. М. : НИМП, 2000. 239 с.
13. Серегин, В. П. Международный опыт государственной регистрации коммерческих организаций и его практическое значение для России / В. П. Серегин. М. : МАИК «Наука/Интерпериодика», 2001.
14. Спектор, Е. И. Развитие административного законодательства о государственной регистрации / Е. И. Спектор // Журнал российского права. 2002. № 7.
15. Французская республика: Конституция и законодательные акты / под ред. В. А. Туманова. М. : Прогресс, 1989. 448 с.
16. Юридическая энциклопедия / под редакцией М. Ю. Тихомирова. М., 1997. С. 385.
17. Щербаков, Н. Регистрация и доверенность / Н. Щербаков // эж-ЮРИСТ. 2006. № 26.
18. Бараненков, В. В. Военная организация как юридическое лицо в системе Федеральной пограничной службы Российской Федерации : автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. юр. наук / В.В. Бараненков ; Московский военный институт Федеральной пограничной службы Российской Федерации. М., 1999.
19. П. 7 Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению» от 19 июня 2002 г. № 439.
E. M. Volkonitskaya
THE LEGAL REGULATION TO STATE REGISTRATION COMMERCIAL ORGANIZATION IN COUNTRY OF THE EUROPE AND RUSSIA
In is considered the most actual problems of the legal regulation to state registration as terminating stage of the process of the creation commercial organization. It is conducted relatively-legal analysis of the procedure to state registration in country of the Europe and Russia.
УЦК 338.124.4 (1-662)
А. А. Ворошилова
МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Рассматривается манипуляция сознанием с точки зрения социолога-политолога. Исследуется исторический аспект изучения манипуляции сознанием, определения и толкования различных представителей направления, выявляются и анализируются характерные особенности манипуляции сознанием в ракурсе социально-политических исследований.
Несмотря на то, что проблематика манипуляции сознанием неоднократно исследовалась в научной и публицистической литературе, интерес к ее изучению неуклонно растет и множит попытки проникновения в суть этого сложного и противоречивого процесса. В связи с тем, что история изучения проблемы насчитывает всего несколько десятков лет, в результате не сформировалось
даже единых подходов к ее изучению со стороны различных социальных наук. Тем не менее можно выделить три направления или точки зрения, сообразованные с профессиональными интересами исследователей:
- точка зрения политолога-социолога;
- точка зрения психолога-педагога;
- точка зрения семиолога-лингвиста.