Научная статья на тему 'Правовое регулирование государственного управления медицинской наукой'

Правовое регулирование государственного управления медицинской наукой Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / NORMATIVE LEGAL REGULATION / MEDICAL SCIENCE / STATE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельникова Любовь Сергеевна, Реброва Ольга Юрьевна, Омельяновский Виталий Владимирович

В статье представлен анализ правового регулирования государственного управления медицинской наукой и проблемы, правовое регулирование которых необходимо совершенствовать. Специальным правовым актом, в соответствии с которым строится деятельность по управлению наукой, является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственно-технической политике» (ред. от 22.12.2014). Базовые правовые нормы данного закона, безусловно, устарели и требуют корректировки, и, в первую очередь, в этом нуждается понятийный аппарат. Основные определения данного закона необходимо уточнить и привести в соответствие с нормами международного права. При распределении бюджетных средств и планировании этой деятельности целесообразно сместить акценты с контроля за расходованием средств на контроль за достижением результатов проводимых научных исследований. Это будет способствовать более эффективному и прозрачному расходованию бюджетных средств на науку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мельникова Любовь Сергеевна, Реброва Ольга Юрьевна, Омельяновский Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF STATE MANAGEMENT OF MEDICAL SCIENCE

The article presents an analysis of the general legal regulation of medical research in Russian Federation. Issues to be improved are mentioned. The main legal act for management of scientific activities is the Federal Law of 23 August 1996 N 127-FZ "On Science and State Technical Policy". The basic legal norms of the law are outdated and need to be adjusted, and primar items to update are main concepts. Basic definitions of the law need to be clarified and brought into line with international law. In the allocation of budgetary resources and the planning of this activity it is essential to shift the attention from the control over the funds expenditure to the estimation of research results. This will facilitate more effective and transparent spending of budget funds for scientific research in Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование государственного управления медицинской наукой»

к о н 2 к

X

а

у

© Коллектив авторов, 2015 ISSN 2070-4909 о

DOI: 10.17749/2070-4909.2015.8.3.024-030

ей

Правовое регулирование государственного управления медицинской наукой

^ си гг °

¡5 т £ о § ш

си

£ ° О щ

Мельникова Л.С.1, Реброва О.Ю.2, Омельяновский В.В.12 § б

2 ^

О

1 ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Министерства финансов * ^

со со

Российской Федерации, Москва к ч:

2 ФГБОУВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы х ^ при Президенте Российской Федерации», Москва

CQ

° ь

2 сч

g @

с £

S-g

к ^

о ^

Ю ЕЕ т

« -я со

си X

О. £

CU . .

I «0

EE

iß c

■f ^

E m

° ю

Резюме

В статье представлен анализ правового регулирования государственного управления медицинской наукой и проблемы, правовое регулирование которых необходимо совершенствовать. Специальным правовым актом, в соответствии с которым строится деятельность по управлению наукой, является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственно-технической политике» (ред. от 22.12.2014). Базовые правовые нормы данного закона, безусловно, устарели и требуют корректировки, и, в первую очередь, в этом нуждается понятийный аппарат. Основные определения данного закона необходимо уточнить и привести в соответствие с нормами международного права. При распределении бюджетных средств и планировании этой деятельности целесообразно сместить акценты с контроля за расходованием средств на контроль за достижением результатов проводимых научных исследований. Это будет способствовать более эффективному и прозрачному расходованию бюджетных средств на науку.

Ключевые слова

Нормативное правовое регулирование, медицинская наука, государственное управление.

Статья поступила: 06.08.2015 г.; в доработанном виде: 28.08.2015 г.; принята к печати: 25.09.2015 г. Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии необходимости раскрытия финансовой поддержки или конфликта интересов в отношении данной публикации. Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Для цитирования

Мельникова Л.С., Реброва О.Ю., Омельяновский В.В. Правовое регулирование государственного управления медицинской наукой. ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная Фармакоэкономика и Фармакоэпидемиология. 2015; 3: 24-30.

LEGAL REGULATION OF STATE MANAGEMENT OF MEDICAL SCIENCE

Melnikova L.S.1, Rebrova O.Yu.2, Omelyanovskiy V.V.12

1 Research Financial Institution of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Moscow

2 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow

Summary

The article presents an analysis of the general legal regulation of medical research in Russian Federation. Issues to be improved are mentioned. The main legal act for management of scientific activities is the Federal Law of 23 August 1996 N 127-FZ "On Science and State Technical Policy". The basic legal norms of the law are outdated and need to be adjusted, and primar items to update are main concepts. Basic definitions of the law need to be clarified and brought into line with international law. In the allocation of budgetary resources and the planning

о

cn

" 4 ф ю о i

О О! СО

Е ®

со ю

■С СП

a. -t

i? ü

o cu

со

о ™

О CU

со ^

X ш

? É

s ¡

° £

со q

^ о

Z С

Ю О

s i

-О Ä

I- о

О X

СР ей

I- а

£ О

О. О

р ^

£ О-

I О

i е

со х CIS

of this activity it is essential to shift the attention from the control over the funds expenditure to the estimation of research results. This will facilitate more effective and transparent spending of budget funds for scientific research in Russian Federation.

Key words

Normative legal regulation, medical science, state management.

Received: 06.08.2015; in the revised form: 28.08.2015; accepted: 25.09.2015. Conflict of interests

The authors declared that they do not have anything to disclosure regarding funding or conflict of interests with respect to this manuscript. All authors contributed equally to this article. For citation

Melnikova L.S., Rebrova O.Yu., Omelyanovskiy V.V. Legal regulation of state management of medical science. FARMAKOEKONOMIKA. Sovremennaya farmakoekonomika i farmakoepidemiologiya / PHARMACOECONOMICS. Modern pharmacoeconomics and pharmacoepidemiology. 2015; 3: 24-30 (in Russian).

Corresponding author

Address: Nastasyinsky per., 3-2, Moscow, Russia, 127006. E-mail address: [email protected] (Rebrova O.Yu.).

x

со a X CD

CO m со a i=

v CD rr °

¡5 OQ s Ш

x o-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 m

.0

01 H

CO = ^

S £

2 °

2 ™ § @

о

CD К

5 О

«о

Благосостояние любой страны зависит от уровня развития науки, так как она является составной частью всех отраслей, сфер государственного управления.

Управление наукой - это создание научных коллективов, подготовка научных кадров, оказание материальной и технической помощи, государственной поддержки названных коллективов, планирование научных исследований, учет результатов научных исследований, внедрение их в производство и практику.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 72) общие вопросы науки относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. Это предполагает наличие правового регулирование данного вопроса как на уровне РФ, так и законодательными актами субъектов РФ.

В то же время ст. 114 Конституции определяет компетенцию Правительства Российской Федерации в социальной сфере следующим образом:

«... обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии».

Во исполнение норм Конституции РФ Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Правительстве Российской Федерации» [6] установил следующие полномочия Правительства РФ:

«Статья 17. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере науки, культуры, образования

Правительство Российской Федерации:

- разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

- обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.».

Специальным правовым актом, в соответствии с которым строится деятельность по управлению наукой, является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственно-технической политике» (ред. от 22.12.2014) [7].

Этим законом введена классификация и даны определения базовых понятий в области научной деятельности:

- научная (научно-исследовательская) деятельность (далее -научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч.:

- фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на полу-

чение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;

- прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

- поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Чрезвычайно важной для понимания принципов планирования и определения приоритетов в тематике научных исследований является статья 7 Закона «Управление научной и (или) научно-технической деятельностью» [7].

В соответствии с этой статьей управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

Пункт 2 статьи 7 определяют субъекты деятельности, устанавливающие приоритеты в развитии науки: «Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные академии наук в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники».

Основным принципом управления научной и (или) научно-технической деятельностью является принцип - «управление должно осуществляться в пределах, не нарушающих свободу научного творчества» (пункт 3 статьи 7).

5 Е

т

гс т

« -Я со

CD X

о. £

С С

CD '. .

I ГС

Е

<л о

_ 05

° ю О

Ф ю

О I

О О)

СО -"fr

Е ®

со ю

■С СП

о. -t

+

CD

ГС ее

о гс

О Щ

со

X

со т

со ^

о

со

ю

т ^

о

О X

СР аЗ

i- а.

£ о

а. о

Р ^

£ о. гс О

i е

со х CIS

Здесь же определено, что Ученые советы государственных научных организаций являются разработчиками планов научных работ и развития государственных научных организаций гласно исходя из государственных заданий, профиля государственных научных организаций, их научных и экономических интересов. Утверждение планов научных работ осуществляется также членами ученых советов (часть 4 статьи 7).

Закон [7] четко устанавливает пределы компетенции органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относятся:

- принятие законов и иных нормативных правовых актов, разработка и проведение единой государственной научно-технической политики (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ);

- выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской Федерации;

- формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их выполнение;

- финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;

- установление системы экономических и иных льгот в целях стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности и использование ее результатов;

- содействие развитию инновационной деятельности субъектов Российской Федерации;

- организация научно-технического прогнозирования;

- охрана прав интеллектуальной собственности и др.

Правительство Российской Федерации определяет полномочия

федеральных органов исполнительной власти в области формирования и реализации единой государственной научно-технической политики, утверждает федеральные научные и научно-технические программы и проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники.

Формирование и практическое осуществление государственной научно-технической политики гражданского назначения обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, на который возложены эти задачи, совместно с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, федеральными органами исполнительной власти.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

- право принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об осуществлении деятельности указанных органов в научной и (или) научно-технической сферах;

- право создания государственных научных организаций субъектов Российской Федерации, реорганизация и ликвидация указанных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя указанных организаций;

- принятие и реализация научных, научно-технических и инновационных программ и проектов субъектов Российской Федерации.

Государственные академии наук участвуют в координации и проведении фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в соответствующих отраслях науки и техники, осуществляют научно-методическое обеспечение реализации отраслевых государственных программ, научно-консультативное и экспертное обеспечение в соответствующих отраслях науки и техники.

Президент РФ на основе специального доклада Правительства РФ определяет направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды.

Законодательный орган государственной власти Российской Федерации ежегодно в соответствии с посланием Президента Российской Федерации о положении в Российской Федерации и предложениями Правительства Российской Федерации определяет при утверждении федерального бюджета годовые объемы средств, выделяемых для выполнения федеральных научно-технических программ и проектов, объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых в федеральные государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности [11].

Федеральный закон [7] устанавливает, что определение основных направлений государственной научно-технической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития науки и техники, разработка рекомендаций и предложений о реализации научных и научно-технических программ и проектов, об использовании достижений науки и техники осуществляются в условиях гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип самостоятельности при наличии государственного регулирования в выборе тематики прикладных научных исследований реализуется правовой номой, заложенной в статье 13 ФЗ [7]:

«Государственная научно-техническая политика в отношении отраслей разрабатывается и реализуется соответствующими органами исполнительной власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений с учетом единой государственной научно-технической политики».

В соответствии с правовыми нормами органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны организовывать проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.

Данная экспертиза в обязательном порядке проводится при:

- выборе приоритетных направлений государственной научно-технической политики, а также развития науки и техники;

- формировании научных и научно-технических программ и проектов;

- проведении конкурсов на участие в научных и научно-технических программах и проектах, контроле за их осуществлением и использованием полученных научных и (или) научно-технических результатов в экономике государства.

Финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности осуществляется Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации посредством финансирования организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, в т.ч. целевого финансирования конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов.

Основным источником финансирования фундаментальных научных исследований являются средства федерального бюджета.

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О некоммерческих организациях» [9] предусматривает возможность применения финансового обеспечения научной, научно-технической, инновационной деятельности за счет грантов государственными фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданными юридическими лицами и (или) физическими лицами (негосударственные фонды).

27 сентября 2013 г. был принят ФЗ N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8], который сыграл значимую роль в правовом

к о н 2 к

X

го а X о

го со го а с

^ 01 гг °

¡5 СО

§ ш X 0-

А о

О. со си н

^ 9 2 £

е ®

со го

и

Сй —

2 °

2 ™ § ®

= 2= и?

к ^

0 О

1 Е

1 ^

« %

го £

си X О. £

С С

си '. . 1 £ Е

Е « ° ю О

Ф ю

О I

О О) ГО

Е ® го С?

■С СП О.

I?

си

сс

О 5

О Щ

го

X

го т го

¡г

о

т ^

о

О X

СР ЕЁ

I- а

£ °

^ $2

Р ^

£ ^ гс О

I е

ГО х

регулировании вопросов научной деятельности в РФ, определении структуры управления и деятельности научных организаций.

В соответствии с этим законом к Российской академии наук были присоединены Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, ранее являвшиеся государственными академиями наук.

В настоящее время самостоятельно существуют только Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств, которые являются государственными академиями наук - некоммерческими организациями, существующими в форме федеральных государственных бюджетных учреждений.

На основании правовых норм ФЗ N 253-Ф3 [8] был создан федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества - ФАНО России - Федеральное агентство научных организаций.

Федеральное агентство научных организаций является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за организациями, находившимися в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу Федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8].

Основными функциями ФАНО России, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2013 г. N 959 «О Федеральном агентстве научных организаций» [1], кроме выполнения функций учредителя подчиненных организаций, являются:

- утверждение с учетом предложений федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» программы развития научных организаций, подведомственных Агентству, государственные задания на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований научными организациями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений и подведомственными Агентству;

- разработка совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» плана проведения фундаментальных и поисковых научных исследований научными организациями, подведомственными Агентству, в рамках выполнения программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период;

- проведение оценки эффективности деятельности организаций, подведомственных Агентству, в т.ч. с учетом оценки научной деятельности организаций, осуществляемой федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук».

Правовыми нормами ФЗ N 253-Ф3 [8] установлены следующие основные задачи и функции Российской академии наук:

1) разработка предложений по формированию и реализации государственной научно-технической политики;

2) проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, финансируемых за счет средств федерального бюджета, участие в разработке и согласовании программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период;

3) экспертиза научно-технических программ и проектов. Требования к научно-техническим программам и проектам, подлежащим направлению на экспертизу в Российскую академию наук, и

порядок направления на такую экспертизу устанавливаются Правительством Российской Федерации;

4) предоставление научно-консультативных услуг государственным органам и организациям, осуществление экспертных функций;

5) изучение и анализ достижений мировой и российской науки, выработка рекомендаций по их использованию в интересах Российской Федерации

6) подготовка и представление Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации докладов о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными;

7) разработка предложений о приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, а также о направлениях поисковых научных исследований;

8) разработка и представление в Правительство Российской Федерации рекомендаций об объеме средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на очередной финансовый год на финансирование фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования, и о направлениях их расходования и др.

Данным законом [8] введена правовая норма о независимости деятельности Российской академии наук. В соответствии с этой нормой органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в научную (научно-исследовательскую) деятельность Российской академии наук, принимать решения, препятствующие осуществлению Российской академией наук своих задач и функций.

ФЗ N 253-ФЗ [8] определил, что Правительство Российской Федерации по представлению Российской академии наук утверждает программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период, предусматривающую направление средств федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в Российской Федерации и включающую в себя план проведения указанных исследований, обоснование их ресурсного обеспечения на срок действия данной программы, значения целевых показателей ее реализации.

Выбор модели инновационно-модернизационного развития общества обусловливает и создание нового организационно-методического обеспечения ее реализации. В любом случае, как показывает практика, в таких ситуациях резко возрастает роль государства. Но для этого оно должно располагать соответствующими механизмами регулирования.

Именно поэтому 12 мая 2009 г. в свет вышел Указ Президента Российской Федерации N 536, определивший основы стратегического планирования в Российской Федерации.

В общем перечне важнейших положений данный Указ также определил:

- основные принципы стратегического планирования;

- основные направления деятельности в этой области.

Анализ правоприменительной практики реализации ФЗ от 20

июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» выше обозначенного Указа Президента создал предпосылки и обоснование разработки Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [10].

При формировании правовых норм закона были учтены проблемы и ошибки ранее действовавших нормативных актов.

Действующие в России национальные приоритетные проекты и федеральные целевые программы (ФЦП), как инструмент реализации государственной социально-экономической политики, име-

X

го а X о

го со го

С

^ СИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£ ° ¡5 СО

§ ш

X 0-

о

¡г со к

0 са

Б

.о Ц

01 I-

го ч

со

г ^

Е ¡¡2

5 °

2 ™ § ®

о

01 т го

X

со

го £

си X О. £

С С

си '. . Е

<л о

_ 05

° ю §

Ф ю

О I

О О) ГО

Е ® го ю

■С СП О. -сТ

+

01

го

О Щ

го

X

го т го

¡г

о

го

ю

т ^

о

О X

СР ЕЁ

I- а

£ о

^ $2

Р ^

£ ^ I о

I е

ГО х

ют серьезные изъяны и остаются недостаточно эффективными. Более того, ФЦП сегодня не учитывают результаты реформы федеральных отношений, в рамках которой передан на региональный и местный уровни существенный объем полномочий. ФЦП в целом остаются инструментом дополнительного финансирования текущей деятельности органов государственной власти.

Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [10] устанавливает основные принципы стратегического планирования в Российской Федерации (социально-экономического и военно-технического развития страны), участников процесса стратегического планирования и их полномочия, общий (типовой) порядок стратегического планирования, систему документов стратегического планирования, основные требования по методике и формам их разработки, процедуры и ответственность за согласование, уточнение (изменение) и утверждение.

Кроме этого, Закон [10] должен регулировать отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации, программно-целевого планирования и стратегического контроля, а также при разработке (уточнении) и утверждении документов стратегического планирования.

В соответствии с этим законом основными документами стратегического планирования должны стать:

- прогноз социально-экономического развития Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о внешних и внутренних условиях, направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный или долгосрочный период;

- стратегия социально-экономического развития Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий систему долгосрочных приоритетов, целей и задач государственного управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации;

- документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации - утверждаемые (одобряемые) Президентом Российской Федерации документы стратегического планирования, определяющие стратегические приоритеты, цели и меры внутренней и внешней политики, характеризующие состояние национальной безопасности Российской Федерации;

- стратегия пространственного развития Российской Федерации - документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и направленный на поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации;

- отраслевой документ стратегического планирования Российской Федерации - документ, в котором определены приоритеты, цели и задачи государственного и муниципального управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного и муниципального управления Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

- план деятельности федерального органа исполнительной власти - документ стратегического планирования, содержащий цели, направления, индикаторы, планируемые промежуточные и окончательные результаты деятельности федерального органа исполнительной власти на среднесрочный период и предусматривающий в рамках установленных полномочий федерального органа исполнительной власти обес-

печение реализации документов стратегического планирования;

- стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации - документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;

- прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный или долгосрочный период;

- государственная программа Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

- государственная программа субъекта Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

- стратегия социально-экономического развития муниципального образования - документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период;

- прогноз социально-экономического развития муниципального образования - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;

- муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.

Разработка документов, предусмотренных ФЗ [10], должна быть завершена к 2017 г. Вместе с тем, законом установлено, что ранее принятые ФЦП и национальные приоритетные проекты будут продолжать реализовываться до истечения сроков их реализации.

Таким образом, сегодня продолжают действовать следующие акты в анализируемой области:

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственно-технической политике» (ред. от 22.12.2014) [7] Президентом РФ в пределах своей компетенции определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ и перечень критических технологий РФ ( Указ Президента РФ от 7 июля 2011 года № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечень критических технологий РФ»).

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов (разработан Минэкономразвития России), которым определены направления развития научной и инновационной деятельности.

к о н 2 к

X

го а X о

го со го а с

^ 01 гг °

¡5 СО

§ ш X 0-

А о

О. со си н

^ 9 2 £

е ®

со го

и

Сй —

5 °

2 ™ § ®

= 2= и?

к ^

0 О £ Е

т

«

го £

си X О. £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С С

си '. .

1 £ Е

Е « ° ю О

Ф ю

О I

О О) ГО

Е ® го С?

■С СП О.

I?

си

сс

О 5

О Щ

го

X

го т го

¡г

о

т ^

о

О X

СР ЕЁ

I- а

£ °

^ $2

Р ^

£ ^ I о

I е

ГО х

Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 03.12.2012 N 2237-р (ред. от 12.04.2013) «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы».

Положение о координационном совете Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы введенное в действие Постановлением Правительства РФ от 26.03.2013 N 258.

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года [5].

Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года [4].

Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы, в рамках которой реализуются [2]:

Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» [3].

Подпрограмма «Фундаментальные научные исследования».

Подпрограмма «Прикладные проблемно ориентированные исследования и развитие научно-технологического задела в области перспективных технологий».

Подпрограмма «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» предусматривает Субсидии на предоставление грантов Правительства Российской Федерации, выделяемых для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждениях государственных академий наук и государственных научных центрах Российской Федерации.

Кроме этого, в настоящее время действуют акты Президента РФ и Правительства РФ, регулирующие внедрение и использование результатов научно-технической деятельности:

Указ Президента РФ от 22.07.1998 N 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий».

Постановление Правительства РФ от 02.09.1999 N 982 (ред. от 17.11.2005) «Об использовании результатов научно-технической деятельности».

При кажущейся множественности общих и специальных нормативных правовых актов, регулирующих медицинскую научную деятельность до настоящего времени остаются следующие не до конца решенными следующие вопросы:

1. Несогласованность терминов приводит к путанице при распределении государственных расходов по видам научной деятельности, а также к возможному включению в государственные расходы на НИОКР расходов на иные виды деятельности, не относящиеся к НИОКР. Это, в конечном счете, не способствует эффективному расходованию бюджетных средств.

2. В действующем законодательстве РФ в настоящее время нет четко регламентированных процедур отбора финансируемых направлений научных исследований и разработок, которые соответствуют приоритетам государственной политики в сфере науки.

Одним из ключевых критериев при планировании затрат на научно-исследовательский проект должны стать результаты потенциального исполнителя научно-исследовательского проекта как планируемые, так и достигнутые.

Это позволит сместить акценты с контроля за расходованием средств на контроль за достижением результатов проводимых научных исследований, а также будет способствовать более эффективному и прозрачному расходованию бюджетных средств

на науку. При этом степень контроля затрат не ослабляется, но происходит смещение внешнего контроля к внутреннему контролю исполнителя за расходованием средств.

Литература:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2013 г. N 959 «О Федеральном агентстве научных организаций».

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 301 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы».

3. Постановление Правительства РФ от 21.05.2013 N 426 (ред. от 21.07.2014) «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

4. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2580-р «Об утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года»

5. Решение Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 года N 1) об утверждении Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.

6. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Правительстве Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственно-технической политике» (ред. от 22.12.2014).

8. Федеральный закон от 27.09.2013 N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О некоммерческих организациях».

10. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

11. Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годы».

References:

1. Resolution of the Government of the Russian Federation dated October 25 2013 N 959 "On the Federal Agency research organizations." [Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 25 oktyabrya 2013 g. N 959 «O Federal'nom agentstve nauchnykh organizatsii» (in Russian)].

2. Government Decree of 15.04.2014 N 301 "On approval of the state program of the Russian Federation" The development of science and technology "for 2013-2020" [Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 N 301 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii "Razvitie nauki i tekhnologii" na 2013-2020 gody» (in Russian)].

3. Government Decree of 21.05.2013 N 426 (ed. By 07.21.2014) "On the federal target program" Research and development on priority directions of scientific-technological complex of Russia for 20142020" [Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.05.2013 N 426 (red. ot 21.07.2014) «O federal'noi tselevoi programme «Issledovaniya i razrabotki po prioritetnym napravleniyam razvitiya nauchno-tekhnologicheskogo kompleksa Rossii na 2014-2020 gody» (in Russian)].

4. Order of the Government of the Russian Federation from 28.12.2012 N 2580-r "On approval of the Strategy of development of medical science in the Russian Federation until 2025" [Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 28.12.2012 N 2580-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya meditsinskoi nauki v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda» (in Russian)].

5. The decision of the Interdepartmental Commission for Research

X

TO

a X о

го со то a с

CD

£ ° ¡5 CQ

^O

s LO X 0-

o

CQ К

0 CQ

.0 ц

01 I-

ro ч

со

г s

Е ¡¡2

2 °

2 ™ § ®

о

01 т го

X

со

го -g

CD X О. £ С С CD '. .

Е

<л о

_ 05

° ю §

Ф ю

О I О О) ГО -"fr

Е ® го ю

■С СП О. -t

+

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CD

ГС ее

о гс

О Щ

го

X

го т го

ы

о

го

ю

т ^

о

О X

СР ЕЁ

I- а.

£ о

О. О

р ^

£ а. гс О

i е

ГО х CIS

and Innovation Policy (Minutes of February 15, 2006 N 1) the approval of the Strategy of development of science and innovation in the Russian Federation for the period up to 2015 [Reshenie Mezhvedomstvennoi komissii po nauchno-innovatsionnoi politike (protokol ot 15 fevralya 2006 goda N 1) ob utverzhdenii Strategii razvitiya nauki i innovatsii v Rossiiskoi Federatsii na period do 2015 goda (in Russian)].

6. Federal Law of 17.12.1997 N 2-FKZ «On the Government of the Russian Federation» [Federal'nyi konstitutsionnyi zakon ot 17.12.1997 N 2-FKZ (red. ot 12.03.2014) «O Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii» (in Russian)].

7. Federal Law of 23 August 1996 N 127-FZ "On Science and State Technical Policy" (ed. By 12.22.2014) [Federal'nyizakon ot23 avgusta 1996 g. N 127-FZ «O nauke i gosudarstvenno-tekhnicheskoi politike» (red. ot22.12.2014) (in Russian)].

8. Federal Law N 253-FZ "On the Russian Academy of Sciences, the reorganization of the state academies of sciences and Amendments to

Certain Legislative Acts of the Russian Federation" [Federal'nyi zakon N253-FZ «O Rossiiskoi akademii nauk, reorganizatsii gosudarstvennykh akademii nauk i vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii» (in Russian)].

9. The federal law from 12.01.1996 N 7-FZ (ed. By 31.12.2014) "On Noncommercial Organizations" [Federal'nyi zakon ot 12.01.1996 N 7-FZ (red. ot 31.12.2014) «O nekommercheskikh organizatsiyakh» (in Russian)].

10. The federal law from 28.06.2014 N 172-FZ "On the strategic planning in the Russian Federation" [Federal'nyi zakon ot 28.06.2014 N 172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossiiskoi Federatsii» (in Russian)].

11. The federal law from 01.12.2014 N 384-FZ "On the Federal Budget for 2015 and the planning period of 2016 and 2017." [Federal'nyi zakon ot 01.12.2014 N 384-FZ «O federal'nom byudzhete na 2015 god ina planovyiperiod2016 i2017gody» (in Russian)].

к о н 2 к

X

го

X CD

ГО CÛ

ГО [=

V CD rr °

¡5 со х s

S m H û-

Сведения об авторе:

Мельникова Любовь Сергеевна - д.м.н., ведущий научный сотрудник Центра финансов здравоохранения Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ. Адрес: Настасьинский переулок, д. 3, стр. 2, Москва, Россия, 127006. Тел.: +7(495)6998965. E-mail: [email protected].

Реброва Ольга Юрьевна - д.м.н., ведущий научный сотрудник Центра финансов здравоохранения Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ. Адрес: Настасьинский переулок, д. 3, стр. 2, Москва, Россия, 127006. Тел.: +7(495)4345478. E-mail:[email protected].

Омельяновский Виталий Владимирович - д.м.н., профессор, директор Центра оценки технологий в здравоохранении Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, руководитель Центра финансов здравоохранения Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ. Адрес: Настасьинский пер., д. 3. стр. 2, Москва, Россия, 127006. Тел.: +7(499)9569528. E-mail: [email protected].

About the author:

Mel'nikova Lyubov' Sergeevna - MD, Leading research fellow of Research Financial Institution of the Ministry of Finance of the Russian Federation. Address: Nastasiinsky lane, 3-2, Moscow, Russia, 127006. Tel.: +7(495)6998965. E-mail: [email protected].

Rebrova Olga Yuryevna - MD, Leading research fellow of Research Financial Institution of the Ministry of Finance of the Russian Federation. Address: Nastasiinsky lane, 3-2, Moscow, Russia, 127006. Tel: +7(495)4345478. E-mail: [email protected].

Omel'yanovskii Vitalii Vladimirovich - MD, Professor, Director of the Center for Technology Assessment in Health Care of the Institute of Applied Economic Research of RANEPA, Head of the Health Care Finance Center of the Research Financial Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation. Address: Nastasiinsky lane d. 3 p. 2, Moscow, Russia, 127006. Tel.: +7(499)9569528. E-mail: [email protected].

A °

Œ CD CD H

^ 4 2 £

° | CO ro

n

s ^

CÛ —

s °

2 ™ § ®

= 2= S.g

к ^ &&

0 U E

T

« -д ro

CD X

a. £

с с CD '. .

1 S

E

■F ^

E «

° ю o

" 4

Ф Ю

О I

О Ol

ГО -"fr

E ®

ГО Ю

■С en Œ -t

it

CD

cc

О ™

о щ

ro x ro

T

ro

о

ro

-O

Ю

T

о

О X

CP <ü

I- о.

% °

О. О

р ^

£ а.

I О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i е

ГО х CIS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.