ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРА
Л.Ф. Саптарова, магистрант
Научный руководитель: И.А. Владимиров, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия ,г.Уфа)
DOr.10.244n/2500-1000-2019-n437
Аннотация. В статье рассматриваются особенности правового регулирования экологического надзора в Российской Федерации. Автор анализирует систему нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок осуществления экологического надзора. Также в статье изучаются некоторые особенности установления порядка осуществления экологического надзора в регионах, в рамках законодательства субъектов РФ. Автор также изучает позиции научной доктрины, затрагивающие ключевые проблемы современного правового регулирования.
Ключевые слова: экологический надзор, региональный экологический надзор, федеральный экологический надзор, административный регламент.
Актуальность правового регулирования общественных отношений в сфере экологии обусловлена негативной тенденцией современного общества к невнимательному и безответственному отношению к окружающей среде.
Правовое регулирование государственного экологического надзора на сегодняшний день представляет собой совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, включающих себя законы и подзаконные акты. Как справедливо отмечает ряд ученых, законодательство, регулирующее осуществление государственного экологического надзора не отличается единообразием и содержит достаточно большое количество противоречий и коллизий. В то же время, государственный надзор в области охраны окружающей среды является одной из важнейших функций экологического управления, способной содействовать сохранению природы для настоящего и будущих поколений.
В теории административного права надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Первый заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом
оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, а не целесообразности. Именно поэтому при надзоре вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается. Классическим примером является прокурорский надзор.
Понятие экологического надзора раскрывается в ст. 65 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон). Таким образом, в соответствии с данной нормой, под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Также в порядке данной нормы государственный экологический надзор включает в себя несколько основных его видов, среди которых надзор земельный, в области недр, атмосферного воздуха, водных объектов и т.д. Помимо этого, ч. 2 ст. 65 Закона также определяет два основных типа государственного экологического надзора. Как справедливо отмечает
Л.С. Гамидуллаева сложностью правового регулирования в данном контексте является тот факт, что Законом не разграничивается напрямую, какой из видов надзора относится к региональному и федеральному. В то же время в рамках других федеральных законов, регулирующих природоохранные отношения, определяется только пять видов регионального государственного экологического надзора.
Следует отметить, что регулирование процедуры осуществления государственного экологического надзора, также представляет собой не единообразную систему. На сегодняшний день мы не можем констатировать утверждение на региональном уровне порядка осуществления государственного экологического контроля более чем в 70% субъектов Российской Федерации. Отдельными субъектами Российской Федерации утверждены административные регламенты (в том числе, в Республике Башкортостан). Встречаются некоторые регламенты, утверждающие порядок осуществления административного экологического надзора только в отношении отдельных видов экологического надзора, как, например, в Ленинградской области.
Проблемным аспектом также является зачастую проблема пересечение полномочий различных органов исполнительной власти в связи с осуществлением экологического надзора. Так, например, справед-
мочий Росприроднадзора и Ростехнадзора в связи с осуществлением федерального государственного надзора в области охраны недр. В соответствии с положениями п. 5.1.1. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования Росприроднадзором осуществляется федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. В то же время, Ростехнадзор в соответствии с положениями п. 5.3.1.7. Положения «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» осуществляет контроль и надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами.
Достаточно распространенным мнением в научной доктрине является тезис о том, что для решения проблем его совершенствования необходимы меры нормативно-правового обеспечения, а также организационные меры: увеличение штата инспекторов, внедрение технических средств, своевременность проведения проверок, достаточное финансирование. Однако, на наш взгляд, ключевым аспектом совершенствования осуществления государственного экологического надзора на первоначальном этапе будет являться приведение в единообразие нормативно-правовых актов, регулирующих осуществление экологического надзора.
ливо будет отметить пересечение полноБиблиографический список
1. Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 29 июля 2018 года) «Об охране окружающей среды» // Российская газета. №6. 2002.
2. Письмо Минприроды России от 21 февраля 2019 №12-50/01508-0Г «О государственном экологическом надзоре» // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года №903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 02.07.2019)
4. Гамидуллаева Л.С. Повышение эффективности государственного экологического надзора на федеральном и региональном уровне // Ленинградский юридический журнал. -2015. - № 4. - С. 163-175.
5. Лернер А.П. Государственный экологический надзор. Проблемы и пути их решения // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2015. - № 3-4. - С. 772-778. - [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-ekologicheskiy-nadzor-problemy-i-puti-ih-resheniya (дата обращения 21.06.2019)
6. Данилова Н.В. Экологический надзор и реформа экологического законодательства // Lex Russia. - 2016. - №10 (119). - С. 88-96. - [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskiy-nadzor-i-reforma-ekologicheskogo-zakonodatelstva (дата обращения 22.06.2019)
7. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370» (в ред. от 16.04.2015). [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения 22.06.2019)
8. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (в ред. от 17.01.2015). [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения 22.06.2019)
LEGAL REGULATION OF STATE ENVIRONMENTAL SUPERVISION L.F. Saptarova, Graduate Student
Supervisor: I.A. Vladimirov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstarct. The article discusses the features of the legal regulation of environmental supervision in the Russian Federation. The author analyzes the system of regulatory legal acts regulating the procedure for environmental supervision. The article also explores some features of establishing the procedure for environmental supervision in the regions, within the framework of the legislation of the constituent entities of the Russian Federation. The author also studies the positions of scientific doctrine affecting the key problems of modern legal regulation.
Keywords: environmental supervision, regional environmental supervision, federal environmental supervision, administrative regulations.