Научная статья на тему 'Правовое регулирование финансовой системы Новой Зеландии'

Правовое регулирование финансовой системы Новой Зеландии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
831
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / РЕЗЕРВНЫЙ БАНК НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ / ПОЧТОВЫЙ БАНК / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / РЕФОРМА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ситкарева Елена Витальевна

В статье указано, что система финансовых регуляторов Новой Зеландии построена по традиционной схеме Резервный банк (Reserve Bank) регулирует деятельность банков, страховщиков и небанковских депозитных учреждений (non-bank deposit takers NBDT). Банковская деятельность урегулирована Законом о Резервном банке Новой Зеландии 1989 г. в ред. 2013 г. В 2011-2013 гг. в стране была проведена реформа правового регулирования финансовой системы. Реформа включала в себя введение Закона об Управлении финансовых рынков 2011 г. (Financial Markets Authority Act 2011), Закона о небанковских депозитах 2013 г. (Non-bank Deposit Takers Act 2013), Закона о финансовых рынках 2013 г. (Financial Markets Conduct Act FMC), Закона о финансовой отчетности 2013 г. (Financial Reporting Act FRA). Основными компонентами новозеландской финансовой системы являются финансовые институты (банки и небанковские депозитные учреждения (non-bank deposit takers NBDT) и финансовый рынок. В настоящее время в Новой Зеландии зарегистрировано 24 банка, причем четыре крупных австралийских банка (ANZ, ASB, BNZ и Westpac) составляют 87 процентов банковского кредитования страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE FINANCIAL SYSTEM OF NEW ZEALAND

The article says that the system of financial regulators in New Zealand is built according to the traditional scheme the Reserve Bank regulates the activity of banks, insurers and non-bank depositories (NBDT). Banking activity is regulated by the Reserve Bank of New Zealand Act 1989. In the years 2011-2013 in the country the reform of the legal regulation of the financial system was carried out. The reform included the introduction of the Financial Markets Authority Act 2011, the Non-bank Deposit Takers Act 2013, the Financial Markets Conduct Act 2013, the Financial Reporting Act of 2013. The main components of the New Zealand financial system are financial institutions (banks and non-bank depositories (NBDT)) and the financial market. Currently, 24 banks are registered in New Zealand, with four major Australian banks (ANZ, ASB, BNZ and Westpac) accounting for 87 percent of the country's bank lending.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование финансовой системы Новой Зеландии»

Ситкарева Е. В.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ

9. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04)

9.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ

Ситкарева Елена Витальевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права

Место работы: Российский университет дружбы народов (РУДН), Юридический институт

[email protected]

Исследование подготовлено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №17-03-00093 «а» (Науч. рук. - Е.Е. Фролова)

Аннотация: в статье указано, что система финансовых регуляторов Новой Зеландии построена по традиционной схеме - Резервный банк (Reserve Bank) регулирует деятельность банков, страховщиков и небанковских депозитных учреждений (non-bank deposit takers - NBDT). Банковская деятельность урегулирована Законом о Резервном банке Новой Зеландии 1989 г. в ред. 2013 г. В 2011-2013 гг. в стране была проведена реформа правового регулирования финансовой системы. Реформа включала в себя введение Закона об Управлении финансовых рынков 2011 г. (Financial Markets Authority Act 2011), Закона о небанковских депозитах 2013 г. (Non-bank Deposit Takers Act 2013), Закона о финансовых рынках 2013 г. (Financial Markets Conduct Act - FMC), Закона о финансовой отчетности 2013 г. (Financial Reporting Act - FRA). Основными компонентами новозеландской финансовой системы являются финансовые институты (банки и небанковские депозитные учреждения (non-bank deposit takers - NBDT) и финансовый рынок. В настоящее время в Новой Зеландии зарегистрировано 24 банка, причем четыре крупных австралийских банка (ANZ, ASB, BNZ и Westpac) составляют 87 процентов банковского кредитования страны.

Ключевые слова: право Новой Зеландии, финансовая система, банковская система, Резервный Банк Новой Зеландии, почтовый банк, финансовый рынок, реформа финансовой системы.

LEGAL REGULATION OF THE FINANCIAL SYSTEM OF NEW ZEALAND

Sitkareva Elena V., PhD in law, Professor of Private International Law of the Department of Civil and Civil Procedural Law and Private International Law

Place of employment: RUDN University Law Institute

[email protected]

The study was prepared with the financial support of the RFBR within the framework of the scientific project No. 17-03-00093 «a» (E.E. Frolova)

Abstract: the article says that the system of financial regulators in New Zealand is built according to the traditional scheme -the Reserve Bank regulates the activity of banks, insurers and non-bank depositories (NBDT). Banking activity is regulated by the Reserve Bank of New Zealand Act 1989. In the years 2011-2013 in the country the reform of the legal regulation of the financial system was carried out. The reform included the introduction of the Financial Markets Authority Act 2011, the Nonbank Deposit Takers Act 2013, the Financial Markets Conduct Act 2013, the Financial Reporting Act of 2013. The main components of the New Zealand financial system are financial institutions (banks and non-bank depositories (NBDT)) and the financial market. Currently, 24 banks are registered in New Zealand, with four major Australian banks (ANZ, ASB, BNZ and Westpac) accounting for 87 percent of the country's bank lending.

Keywords: New Zealand law, financial system, banking system, Reserve Bank of New Zealand, postal bank, financial market, financial system reform.

В докладе о финансовой стабильности (ноябрь 2017 г.) Резервного Банка Новой Зеландии (RBNZ) отмечалось, что банки Новой Зеландии прочны, хорошо капитализированы и эффективны. Банковская система имеет достаточные запас капитала, ликвидные активы и стабильное финансирование по соответствии с нормативными требованиями. Новая Зеландия заняла первое место в развитии финансового рынка в Глобальном конкурентном отчете Всемирного экономического форума 2017-18 (World Economic Forum's Global Competitive Report 2017-18) [7].

Система финансовых регуляторов Новой Зеландии построена по традиционной схеме - Резервный банк (Reserve Bank) регулирует деятельность банков, стра-

ховщиков и небанковских депозитных учреждений (non-bank deposit takers - NBDT) [17]. Резервный банк также контролирует и управляет инфраструктурой финансового рынка Новой Зеландии. В финансовой системе Новой Зеландии доминирует банковский сектор, при этом банковские активы составляют большую часть общих активов финансовой системы. Рынки капитала относительно менее развиты, при этом общая рыночная капитализация Новозеландской фондовой биржи на июнь 2017 г. составляла около 131 млрд. NZD (новозеландских долларов), а внутренний рынок облигаций - около 133 млрд. NZD. Индустрия управляющих фондов также невелика по сравнению с банковским сектором (около 115 млрд. NZD) [16].

Правовое регулирование финансовой системы

Новая Зеландия обладает мощной инфраструктурой с прочной системой взаимосвязей права, политики, контрактов, кодексов поведения, корпоративного управления и урегулирования споров, которые поддерживают финансовую деятельность и позволяют ей процветать. Банковская система, в которой преобладают иностранные банки, отвечает уровню мировых стандартов в области электронного банкинга, что превращает Новую Зеландию в «безналичное» общество («cashless» society») [15]. Банковская деятельность урегулирована Законом о Резервном банке Новой Зеландии 1989 г. в ред. 2013 г. (Reserve Bank of New Zealand Act 1989).

Небанковские финансовые учреждения испытывали трудности во время финансового кризиса 2008 г. из-за рискованной практики кредитования, и правительство Новой Зеландии впоследствии осуществило реформу правового регулирования финансовой системы. Реформа включала в себя введение Закона о небанковских депозитах 2013 г. (Non-bank Deposit Takers Act 2013) и связанных с ним нормативных актов, которые устанавливают требования к лимитам воздействия, минимальным коэффициентам капитала и управлению. До реформы выпуск ценных бумаг регулировался Комиссией по ценным бумагам (Securities Commission) в соответствии с Законом о ценных бумагах 1978 г. и Законом о ценных бумагах 1988 г., которые были отменены новым Законом о финансовых рынках 2013 г. (Financial Markets Conduct Act - FMC). В 2011 г. Новая Зеландия приняла Закон об Управлении финансовых рынков (Financial Markets Authority Act 2011), который учредил консолидированный регулятор поведения на рынке для финансового сектора, Управление финансовых рынков (FMA), заменив Комиссию по ценным бумагам, которая прекратила свое существование.

В 2014 г., когда вступили в силу новые законы: Закон о финансовом рынке 2013 г. (Financial Markets Conduct Act - FMC) и Закон о финансовой отчетности 2013 г. (Financial Reporting Act - FRA), Управление FMA начало функционировать в соответствии с более широким мандатом. FMA ввело новый режим лицензирования финансовых институтов для приведения нормативов финансового рынка Новой Зеландии в соответствие с международными стандартами. Управление FMA также обеспечило соблюдение Закона о финансовых консультантах 2008 г. (Financial Advisers Act 2008) для усиления защиты и повышения прозрачности активов инвесторов [15].

Взаимоотношения между поставщиками финансовых услуг (банками, страховыми компаниями, фондами и др.) и потребителями урегулированы Законом Новой Зеландии о поставщиках финансовых услуг (регистрация и разрешение споров) 2008 г. (FSPA), который действует в редакции 2011 г. (далее - Закон FSPA 2008 г.) [5; 3].

Структура финансовой системы

Основными компонентами новозеландской финансовой системы являются финансовые институты (банки и небанковские депозитные учреждения (non-bank deposit takers - NBDT)) и финансовый рынок.

Банковская система: в настоящее время в Новой Зеландии зарегистрировано 24 банка, причем четыре крупных австралийских банка (ANZ, ASB, BNZ и West-pac) осуществляют 87 процентов банковского кредитования страны. Банки, принадлежащие австралийцам, имеют высокие кредитные рейтинги по международ-

ным стандартам. Пять новозеландских банков осуществляют лишь 8 процентов банковского кредитования. Несмотря на то, что в финансовой системе Новой Зеландии доминируют банки, сама банковская система относительно невелика по глобальным стандартам. Суммарные активы банковской системы страны составляют чуть более 515 млрд. NZD (новозеландских долларов) [16]. В Новой Зеландии открыто более 1000 банковских отделений и более 2500 банкоматов [7].

Резервный банк Новой Зеландии начал свою деятельность в 1934 г., т.е., спустя почти 100 лет после того, как в стране начал свою деятельность первый торговый банк - Union Bank of Australia. Банк Нового Южного Уэльса (Bank of New South Wales) и Банк Новой Зеландии (Bank of New Zealand) начали свою работу в 1861 г. и, таким образом, недавно отпраздновали свои столетние юбилеи. Национальный банк Новой Зеландии (New Zealand Bank Ltd.) открылся в 1873 г., а Коммерческий банк Австралии (Commercial Bank of Australia) - в 1912 г. Сберегательные банки Новой Зеландии имеют столь же давнюю историю. Сберегательный почтовый банк (Post Office Savings Bank) на сегодняшний день является крупнейшим сберегательным банком. Этот банк был создан в 1867 г. и с тех пор превратился в крупное финансовое учреждение [2].

Небанковские кредитные институты: в Новой Зеландии имеется целый ряд других финансовых учреждений, включая биржу ценных бумаг, инвестиционные фирмы и тресты, страховые компании и другие финансовые институты. Небанковские кредитные институты (Non-bank lending institutions - NBLI) включают небанковские депозитные учреждения (non-bank deposit-taking institutions - NBDTs) и небанковские финансовые компании (non-deposit-taking finance companies). Резервный банк Новой Зеландии регулирует деятельность NBDTs, но не контролирует небанковские финансовые компании. NBDTs - это организации, предлагающие долговые ценные бумаги для населения и осуществляющие бизнес по займам и кредитам, или предоставляющие финансовые услуги, или и то, и другое. Однако они не охватывают зарегистрированные банки. В настоящее время в Новой Зеландии действуют 26 лицензированных NBDTs. По состоянию на июнь 2017 г. общие активы NBDTs составляли 2,3 млрд. NZD (новозеландских долл.), из которых 0,8 млрд. NZD - приходится на строительные общества, а 1,1 млрд. NZD - на кредитные союзы [16].

Сектор страхования в Новой Зеландии по международным стандартам является небольшим. В Новой Зеландии действует почти 100 лицензированных страховщиков, на которые приходится около NZD 29 млрд., или 11% ВВП. Около половины лицензированных страховщиков принадлежат иностранным компаниям и владеют около 85 процентов от общего объема активов. Не все страховщики, которые работают в Новой Зеландии, обязаны получить лицензию. Крупнейшие нелицензирован-ные страховщики принадлежат государству.

Инфраструктура финансового рынка (ИФР) это многогранная система, включающая оператора и участников. ИФР обычно устанавливает набор общих правил и процедур для всех участников, техническую инфраструктуру и специализированную систему управления рисками. Подобная организация свойственна и иным странам [1]. В Новой Зеландии существует четыре ключевых составляющих ИФР: платежные системы, системы расчетов по ценным бумагам, центральные депозитарии ценных бумаг и централь-

Ситкарева Е. В.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ

ные контрагенты. Резервный банк осуществляет надзор за инфраструктурой финансового рынка Новой Зеландии и управляет двумя основными системами (ESAS и NZClear) [16].

Внедрение цифровых технологий в финансовую систему Новой Зеландии

В Новой Зеландии инициативы по активному продвижению «FinTech» выдвигаются не главным финансовым регулятором - Резервным Банком страны, а другими органами, ответственным за регулирование финансовых продуктов, конкуренцию и инновации. К ним относятся Министерство бизнеса, инноваций и занятости (MBIE), Министерство торговли и защиты прав потребителей и Управление финансовых рынков (FMA).

В феврале 2017 г. в стране была создана Ассоциация по финансовым инновациям и технологиям Новой Зеландии (New Zealand Financial Innovation and Technology Association - FinTechNZ) как новый отраслевой орган для новозеландских финансовых технологических фирм. Ее создание представила министр торговли и защиты прав потребителей г-жа Жаки Дин, которая заявила, что за прошедшее десятилетие в финансовой отрасли произошли огромные изменения; которые открыли новые рынки, новую практику и новые продукты: переходя на системы учета на основе облачных технологий, мобильные системы платежей на основе приложений, фирмы, занимающиеся финансовыми технологиями, меняют способ ведения бизнеса и использования денежных средств» [14]. Она добавила, что у правительства есть общая стратегия поощрения инноваций и высокотехнологичного бизнеса, и нет никаких сомнений в том, что необходимо активно участвовать в работе Ассоциации.

Управление финансовых рынков Новой Зеландии (Financial Markets Authority - FMA) и Австралийская комиссия по ценным бумагам и инвестициям (ASIC) подтвердили свою приверженность сотрудничеству по расширению возможностей «FinTech» и инноваций. В 2012 г. FMA и ASIC подписали широкий меморандум о взаимопонимании (MoU). 19 октября 2017 г. руководители обоих регулирующих органов обсудили возможности содействия инновациям и росту в развивающейся отрасли «FinTech», защищая потребителей и управляя рисками. Регуляторы будут помогать инновационным компаниям, которые надеются создать предприятия на рынках друг друга, предоставив консультации и поддержку [8].

Текущая волна «FinTech» может существенно изменить структуру финансового сектора и характер механизмов платежей в среднесрочной перспективе. Эти изменения могут привести к новым рискам в отношении стабильности финансовой системы, но также могут повысить ее эффективность. Недавно Резервный Банк страны провел исследования, чтобы лучше понять последствия «FinTech» с точки зрения финансового регулятора. Некоторые из наиболее важных разработок «FinTech» составляют:

а) распределенную бухгалтерскую технологию, включая блокчейн (distributed ledger technology including blockchain) [4];

б) цифровую валюту, включая криптовалюту (digital currency including crypto-currency);

в) интерфейсы прикладного программирования («API») (application programming interfaces);

г) «большие данные» и искусственный интеллект («big data» and artificial intelligence);

д) цифровые платформы для одноранговых («P2P») действий (digital platforms for peer-to-peer ('P2P') activities) [13].

«FinTech» позволит разделить услуги, предоставляемые существующими поставщиками финансовых услуг, с более проворными стартапами или новыми крупными нефинансовыми участниками, которые потенциально могут захватить долю на рынке. Это распределение может привести к некоторой фрагментации финансовой системы и более низкой рентабельности, что создает определенные риски для цели устойчивости Резервного банка. Однако, в долгосрочной перспективе менее концентрированная финансовая система также может быть более устойчивой и более эффективной.

В заключение следует указать, что, хотя объем финансовой отрасли Новой Зеландии невелик по сравнению с мировыми масштабами, правительство страны стремится к тому, чтобы удерживать лидерство в развитии финансового рынка, как это было отмечено в Глобальном конкурентном отчете Всемирного экономического форума 2017-18. Система финансовых регуляторов Новой Зеландии построена по традиционной схеме, но открыта инновациям и новым технологиям, а вмести с ними и новейшему правовому регулированию. Масштабное представительство австралийских банков в банковском секторе Новой Зеландии обусловило внедрение цифровых технологий в финансовую систему Новой Зеландии во взаимодействии с австралийским финансовым регулятором - ASIC, который имеет обширный опыт в этой деятельности.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,37%.

Список литературы:

1. Артемьева Ю.А. Банковская система Китайской народной республики//Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 4. С. 90-95

2. Банковская система Новой Зеландии/Starting Business. URL: https://www.myoffshoreaccounts.ru/offshore-banking/new-zealand-offshore-bank-account/ Дата обращения 11.04.18.

3. Ивановская Н.В. Альтернативное разрешение финансовых споров в Новой Зеландии// «Черные дыры» в российском законодательстве». М., 2017, № 6, С. 61-64

4. Протопопова О.В. Правовое регулирование финансовой системы Сингапура: новые технологии FinTech в финансовой среде//// Сравнительно-правовые аспекты правоотношений гражданского оборота в современном мире: Сборник статей Международной научно-практической конференции памяти проф. В.К. Пучинского 13 октября 2017 г. М. РУДН, 2017. С.57-68

5. Фролова Е.Е. - Понятие финансового спора в соответствии с положениями Закона Новой Зеландии о поставщиках финансовых услуг 2008 г. (с изменениями 2014г.) // М. «Черные дыры» в российском законодательстве». 2017, № 4, С.51-54.

6. Фролова Е.Е. Правовое регулирование новых технологий «FinTech» в Японии//Евразийский юридический журнал. 2018, № 3. С. 163-165.

7. Banking industry facts and figures //NZBA. URL: http://www.nzba.org.nz/consumer-information/nzba-assistance/banking-industry-facts-figures/ Дата обращения 14.04.18.

8. BHUNIA PRIYANKAR. Australian and New Zealand financial regulators reaffirm collaboration on FinTech opportunities and innovation. 28 OCT 2017. URL: https://www.opengovasia.com/articles/8160-australias-and-new-zealand-financial-regulators-reaffirm-collaboration-on-

fintech-opportunities-and-innovation Дата обращения 12.04.18.

9. Credit Contracts and Consumer Finance Act 2003. URL: http://www.legislation.govt.nz/act/public/2003/0052/latest/DL M211512.html Дата обращения 10.04.18.

10. Dann Corin. New Zealand's financial system in good shape, but risks remain - RBNZ.URL: https://www.tvnz.co. nz/one-news/new-zealand/new-zealands-financial-system-in-good-shape-but-risks-remain-rbnz Дата обращения 13.04.18.

11. Financial Markets Conduct Act 2013. URL: http://www.legislation.govt.nz/act/public/2013/0069/92.0/DLM 4090578.html Дата обращения 09.04.18.

12. Financial Service Providers (Registration and Dispute Resolution) Act 2008 (Amendment Act 2014)/URL: http://www.legislation.govt.nz/act/public/2008/0097/latest/DL M1109427.html Дата обращения 10.04.18.

13. FinTech developments and implications for RBNZ regulatory responsibilities. URL: https://www.rbnz.govt.nz/ finan-cial-stability/financial-stability-report/fsr-november-2017/fintech-developments-and-implications-for-rbnz-regulatory-responsibilities Дата обращения 13.04.18.

14. KOH DEAN. New Zealand Financial Innovation and Technology Association (FinTech NZ) launched. URL: https://www.opengovasia.com/articles/7345-new-zealand-financial-innovation-and-technology-association-fintech-nz-launched Дата обращения 13.04.18.

15. New Zealand - Financial Sector//This information is derived from the State Department's Office of Investment Affairs' Investment Climate Statement. Last Published: 8/11/2017. URL: https://www.export.gov/article?id=New-Zealand-fina-cial-sector Дата обращения 11.04.18.

16. Overview of the New Zealand financial system//The Reserve Bank. URL: https://www.rbnz.govt.nz/financial-stability/overview-of-the-new-zealand-financial-system Дата обращения 11.04.18.

17. Schmulow Andrew D. The four methods of financial system regulation: An international comparative survey URL: https://clsbluesky.files.wordpress.com/2016/03/clsbsb1 .pdf . Дата обращения 06.04.18.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью доцента кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов (РУДН), канд. юрид. наук Ситкаревой Е.В. на тему «Правовое регулирование финансовой системы Новой Зеландии» Представленная на рецензирование научная статья посвящена актуальной теме, имеющей важное теоретическое и

практическое значение. Практический интерес представляет вывод автора о том, что система финансовых регуляторов Новой Зеландии построена по традиционной схеме, но открыта инновациям и новым технологиям, а вмести с ними и новейшему правовому регулированию. Банковская система, в которой преобладают иностранные банки, отвечает уровню мировых стандартов в области электронного банкинга, что превращает Новую Зеландию в «безналичное» общество («cashless» society»).

Новая Зеландия обладает мощной инфраструктурой с прочной системой взаимосвязей права, политики, контрактов, кодексов поведения, корпоративного управления и урегулирования споров, которые поддерживают финансовую деятельность и позволяют ей процветать. Инфраструктура финансового рынка Новой Зеландии составляет набор общих правил и процедур для всех участников, техническую инфраструктуру и специализированную систему управления рисками.

Материаты, представленные в статье, обладают новизной, цитируемые источники отражают современный взгляд на изучаемую проблему. Особый интерес представляет исследование основных регуляторов финансовой деятельности в Новой Зеландии. Автор отмечает, что небанковские финансовые учреждения испытывали трудности во время финансового кризиса 2008 г. из-за рискованной практики кредитования, и правительство Новой Зеландии впоследствии осуществило реформу правового регулирования финансовой системы. Кроме прочего, в 2011 г. в Новой Зеландии был принят Закон об Управлении финансовых рынков (Financial Markets Authority Act 2011), которым был учрежден консолидированный регулятор поведения на рынке для финансового сектора - Управление финансовых рынков (FMA), заменив Комиссию по ценным бумагам, которая прекратила свое существование.

Представленная статья структурирована, логически завершена, выводы, сделанные в результате научного исследования, убедительно аргументированы в тексте работы. В аннотации содержатся основные идеи, изложенные автором в работе.

Представленная статья отвечает требованиям, предъявляемым к публикациям такого рода, и на основании вышеизложенного может быть рекомендована для опубликования в открытой печати.

Рецензент:

кандидат юридических наук, руководитель отдела правового сопровождения корпоративных проектов ООО «Леруа Мерлен Восток»

С.В. Мендоса-Молина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.