ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГОСНАБЖЕШ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕОВРМИРВВАОИО ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
й.В. КАРПОВ, двктвр иридичесш наук, нрофессвр О.Н. НУЖНА
Масшская фивавсввв-иридическая академия
Действующее законодательство Российской Федерации не формирует системной правовой базы, регламентирующей правоотношения в сфере функционирования электроэнергетического комплекса.
Договор снабжения ресурсами отнесен Гражданским кодексом к договорам купли-продажи, поскольку отвечает всем основным признакам этих договоров: энергоснабжающая организация передает абоненту товар (электрическую или тепловую энергию, воду, газ и др.), а последний уплачивает за этот товар определенную денежную сумму. Не вызывает сомнений, что выделить договор энергоснабжения в отдельный вид договоров купли-продажи позволило наличие существенных особенностей, отличающих его от других видов такого договора. В общих чертах эти особенности состоят в следующем:
во-первых, одна из сторон этого договора -энергоснабжающая организация - является особенным субъектом гражданского права, поскольку относится к субъектам естественных монополий1;
во-вторых, энергия может передаваться лишь при наличии у абонента специальных технических устройств, именуемых присоединенной сетью;
в-третьих, специфика энергии как товара обусловливает невозможность его накопления и хранения.
Поэтому в договорах энергоснабжения большое значение приобретает определение количества потребляемой абонентом энергии.
1 Статья 4 Федерального закона «О естественных монополиях».
Статья 541 ГК устанавливает наиболее общий порядок определения количества энергии, передаваемой абоненту по договору энергоснабжения. Так, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
При этом устанавливаются различные правила для абонентов — юридических и физических лиц.
Условие о количестве поставляемой энергии является существенным в договоре энергоснабжения юридических лиц, и при отсутствии такого условия договор признается незаключенным2.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 541 ГК договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии. В этом случае абонент обязан возместить расходы, понесенные энергоснабжающей организацией, связанные с изменением количества потребляемой энергии по сравнению с предусмотренным в договоре, причем как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения количества потребляемой энергии.
Если же абонентом по договору на снабжение энергией выступает гражданин, потребляющий энергию на бытовые нужды, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве, и, соответственно, о возмещении расходов энергоснабжающей организации речь не идет.
2 Статьи 432,455,465 ГК РФ и комментарий к ним / Под. ред. А.Б. Борисова. М.: Книжный мир, 2002.
ШМЕСПШ! ИМПМЦИН-ММШЧЕСПК1УР1М ДАЙДЖЕСТ-91М1Ш
17
Кроме того, количество энергии тесно связано с ее качеством.
Статья 542 ГК устанавливает требования к качеству подаваемой энергоснабжающей организацией энергии и последствия нарушения таких требований. Качество энергии характеризуется значениями ее физических параметров: напряжением, частотой тока, давлением, температурой, объемом и т.п.
В соответствии с п. 2 данной статьи подача энергоснабжающей организацией некачественной энергии дает потребителю право отказаться от ее оплаты. При этом, однако, энергоснабжаю-щая организация вправе требовать от потребителя возмещения стоимости неосновательно сбереженного вследствие использования некачественной энергии.
Данное правило соответствует положениям ст. 1105 ГК, согласно которой в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель додркен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения. Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Потребление энергии одним абонентом сверх установленных лимитов влечет не только уменьшение количества, но и ухудшение качества передаваемой другому абоненту энергии. Поэтому деятельность сторон (энергоснабжающей организации и абонента) «...тесно взаимосвязана и взаимозависима, а их хозяйственные отношения требуют согласования режима работы»3.
Давая характеристику правового регулирования гражданско-правового договора энергоснабжения, следует особо подчеркнуть, что предметом правового регулирования гл. 30 Гражданского кодекса РФ является исключительно узкая сфера отношений между энергоснабжающими организациями и конечными потребителями энергии, тогда как к иным специфическим видам правоотношений в электроэнергетике, связанных с куп-лей-продажей электроэнергии в рамках оптового рынка, передачей энергии, оказанием услуг общесистемного характера и другим, положения указанных статей Гражданского кодекса фактически неприменимы.
3 ШафирА.М. Энергоснабжение предприятий. М., 1990. С. 6 - 7.
Предметом правового регулирования отдельных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики, являются частные вопросы отношений в энергетическом секторе, такие как ценообразование, лицензирование отдельных видов деятельности, особенности банкротства энергокомпаний, особенности обращения акций организаций электроэнергетики. Но при этом ни один из перечисленных законодательных актов не дает представления о системе хозяйственных отношений на рынке электроэнергии, участниках рынка, их правах и ответственности, системе управления технологической инфраструктурой рынка.
Действие положений Гражданского кодекса РФ и других разрозненных актов федерального законодательства в отсутствие системного понимания сущности отношений в энергетическом секторе делает возможным произвольное применение отрывочных норм соответствующих федеральных законов.
Более того, в силу технологической специфики электроэнергетики законодательная регламентация особой системы правоотношений в отрасли является неотъемлемым условием ее надежного и бесперебойного функционирования. Под технологической спецификой следует понимать как физические особенности обращения электроэнергии как товара (электроэнергия потребляется непосредственно в момент производства и не подлежит складированию, а кроме того, несоответствие свойств электроэнергии стандартным параметрам качества и надежности может приводить к возникновению аварийных ситуаций), так и наличие единой технологической инфраструктуры отрасли, созданной специально для организованного управления технологическими режимами работы отрасли и потоками энергии (единая национальная электрическая сеть и система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике).
Технологическая специфика электроэнергетики обусловливает необходимость существования особой системы оборота электроэнергии как товара и наличие институционально организованных сфер ее купли-продажи оптового и розничных рынков.
Единая система управления технологическими режимами работы отрасли и потоками энергии, наличие которой предопределено условием надежного и бесперебойного функционирования электроэнергетики, не допускает произвольного заключения юридическими и физическими лицами сделок в сфере купли-продажи электроэнергии и оказания сопутствующих этому услуг, требуя от этих субъектов соблюдения единых правил осуществления хозяйственной деятельности в сфере оборота энергии, определенным образом ограничивающих принцип свободы договора, что
II
ЕИМЕСМЫ! аШМЦНШАИШТЯЧЕСНЙ 1УР1М ДД1ДКЕСТ-МШШ
допускается в соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ.
Концептуальные основы нового Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», вступившего в силу с 1 апреля 2003 г., изложены в его гл. 1. Принятие и введение в действие этого закона обеспечивает реализацию экономической модели реформирования электроэнергетики РФ, предусмотренной Основными направлениями реформирования электроэнергетики РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526.
Предметом правового регулирования закона является установление правовых основ экономических и производственных отношений в сфере электроэнергетики, полномочий органов государственной власти по регулированию этих отношений, основных прав и обязанностей лиц, участвующих в процессе производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии.
Более общий Федеральный закон «Об энергоснабжении» определяет электроэнергетику в качестве составной части федеральных энергетических систем, устанавливает технологические и экономические основы функционирования электроэнергетики, общие принципы организации хозяйственных отношений и основы федеральной политики в электроэнергетике.
Глава III закона «Об электроэнергетике» («Единая национальная электрическая сеть») определяет понятие и правовой статус единой национальной электрической сети, являющейся системообразующим элементом Единой энергетической системы России. Заключение договоров на оказание услуг по передаче электроэнергии с использованием объектов, входящих в единую национальную электрическую сеть, определение режима использования указанных объектов и вопросов вывода указанных объектов из эксплуатации осуществляются централизованно организацией по управлению единой национальной электрической сетью (федеральной сетевой компанией). Учитывая основополагающую роль единой национальной электрической сети для безопасности государства, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц в обеспечении единства экономического пространства в сфере оборота электрической энергии, собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную электрическую сеть, в соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ4 частично ограничиваются в осуществлении соответствующих прав пользования и распоряжения указанными объектами (на возмездной основе).
4 Борисов А.Б. Постатейный комментарий к ГК РФ. Гл. 1, ст. 1, п. 2. Сгр. 3.
Закон определяет также правовой статус организации по управлению единой национальной электрической сетью (открытое акционерное общество, не менее 51% акций которого находится в собственности РФ), порядок оказания ею услуг и регулирования ее деятельности. Организации по управлению единой национальной электрической сетью и ее аффилированным лицам запрещается заниматься деятельностью по купле-продаже электроэнергии на внутреннем рынке РФ (за исключением покупки электроэнергии для цели компенсации экономически и технологически обоснованных потерь в электрических сетях).
Глава IV закона «Об электроэнергетике» («Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике») определяет понятие, правовой статус и порядок деятельности системы опера-тивно-диспетчерского управления в электроэнергетике, состав субъектов оперативно-диспетчерс-кого управления и их иерархию, основные принципы оперативно-диспетчерского управления, особенности оперативно-диспетчерского управления в аварийных электроэнергетических режимах и в изолированных территориальных электроэнергетических системах.
Верхним уровнем иерархии оперативно-дис-петчерского управления является системный оператор, деятельность остальных субъектов опера-тивно-диспетчерского управления подчинена оперативным диспетчерским командам вышестоящего уровня системы оперативно-диспетчерс-кого управления. Закон определяет правовой статус системного оператора (открытое акционерное общество, не менее 51% акций которого находится в собственности РФ), порядок оказания им услуг и регулирования его деятельности. Системному оператору и его аффилированным лицам запрещается заниматься деятельностью по купле-продаже электроэнергии на внутреннем рынке РФ.
Законом предусматривается ограничение гражданско-правовой ответственности субъектов оперативно-диспетчерского управления за действия (бездействие), повлекшие неблагоприятные последствия для субъектов электроэнергетики, в соответствии с п. 1 ст. 400 Гражданского кодекса РФ (п. 3 ст. 17 закона). Указанные ограничения продиктованы ограниченными возможностями субъектов оперативно-диспетчерского управления по извлечению в результате своей деятельности прибыли, за счет которой могут компенсироваться убытки, причиненные действиями (бездействием).
Закон «Об электроэнергетике» (гл. V «Система государственного регулирования в электроэнергетике») подробно определяет систему и содержание мер государственного воздействия на отношения в отрасли, распределяет полномочия
Е1ЕМЕСИ1Ы1НМПМШШ ДШ1Т1ЧЕСНЙ ЖУНМ ЩЦКЕТ НИИЫ
II
в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике между Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти. В целях обеспечения благоприятных, недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в электроэнергетике законом предусмотрено ограничение избыточного государственного вмешательства в деятельность субъектов электроэнергетики, установление исчерпывающего перечня методов государственного воздействия на отношения в электроэнергетике, максимальная регламентация применения этих методов.
Хозяйственные отношения в сфере оборота электроэнергии регламентируют главы закона, посвященные оптовому и розничным рынкам электроэнергии (гл. VI и VII). Институциональная организация оптового рынка основана на саморегулировании деятельности его участников посредством принятия правил оптового рынка соглашением этих субъектов (в котором участвует федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на это Правительством Российской Федерации) и формирования постоянно действующей системы контроля за соблюдением указанных правил.
Законом предусмотрено наличие организованной системы договоров между субъектами оптового рынка, определяющей условия продаж электроэнергии и оказания услуг на рынке. Помимо указанной системы договоров поставщикам и покупателям электроэнергии предоставляется право в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, заключать прямые двусторонние договоры купли-продажи электроэнергии.
Цены на электроэнергию для покупателей оптового рынка складываются под воздействием спроса и предложения и определяются по результатам сопоставления ценовых заявок поставщиков и покупателей электроэнергии.
Организация процесса купли-продажи электрической энергии в рамках оптового рынка осуществляется администратором торговой системы оптового рынка — некоммерческой организацией, создаваемой субъектами оптового рынка и уполномоченной на подготовку проекта правил оптового рынка и предложений по внесению в них изменений и дополнений, контроль за соблюдением условий соглашения субъектов оптового рынка и правил оптового рынка субъектами оптового рынка, контроль за действиями системного оператора, организацию системы гарантий и расчетов на оптовом рынке, заключение договоров и осуществление расчетов за электроэнергию и оказываемые услуги.
Глава VII закона «Об электроэнергетике» («Розничные рынки электрической энергии») ус-
танавливает состав субъектов и принципы организации отношений в рамках розничных рынков, систему гарантий надежного обеспечения электроэнергией потребителей, систему регулирования деятельности по снабжению электроэнергией граждан, порядок ценообразования на розничных рынках и использования их технологической инфраструктуры.
В качестве основы надежного обеспечения электроэнергией потребителей закон предусматривает организацию деятельности на розничных рынках специализированных энергосбытовых организаций — гарантирующих поставщиков электроэнергии, обязанных заключить договор на поставку (продажу) энергии или энергоснабжение с любым потребителем, который к ним обратится (ст. 426 Гражданского кодекса РФ). Сбытовые надбавки на услуги гарантирующих поставщиков будут подлежать государственному регулированию. Потребители электроэнергии, количественные характеристики потребления (в том числе консолидированного потребления) электроэнергии которыми превышают минимально допустимые значения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, получают право покупки электроэнергии у независимых энергосбытовых организаций по свободным ценам.
Статья 37 «Регулирование деятельности по снабжению электрической энергией граждан» предусматривает введение лицензирования деятельности энергосбытовых организаций по продаже электроэнергии потребителям (с внесением соответствующих поправок в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») в целях обеспечения защиты прав, законных интересов и здоровья граждан — потребителей электроэнергии . Пункт 1 ст. 36 анализируемого закона устанавливает ответственность энергосбытовых организаций перед потребителями электроэнергии за надежность обеспечения потребителей электроэнергией и качество энергии.
Пункт 2 ст. 37 закрепляет публичный характер договоров на поставку (продажу) энергии населению, заключаемых любыми энергосбытовыми организациями.
Глава VIII закона регулирует отдельные особенности осуществления хозяйственной деятельности в электроэнергетике (отношения в сфере внешнеторгового оборота электроэнергии, особенности строительства энергетических объектов и вывода их из эксплуатации, ведение раздельного
5 В данном случае введение лицензирования указанного вида деятельности рассматривается не как создание дополнительного административного барьера на пути предпринимательской деятельности в сфере сбыта электроэнергии, а как неотъемлемое условие либерализации сбытового рынка, который сегодня даже без применения лицензирования является чрезмерно зарегулированной сферой (лицензирование заменит многие регулирующие механизмы, существующие сегодня)
21
ЕКМЕОМЫ!НИРМЩМНАМЛТМЕСШ 1УРШ ДА|Д1ЕСТ-М1МСЫ
учета доходов, продукции и затрат по видам деятельности).
На современном этапе развития законодательства, регулирующего порядок электроэнергоснабжения, огромную практическую значимость приобрела проблема структуры договорных связей энергоснабжения юридических лиц - предприятий, организаций, акционерных обществ. Чтобы представить ее масштабы, достаточно вспомнить, что электрическую и тепловую энергию можно передавать лишь через присоединенные сети (линии электропередачи, трубопроводы), а десятки тысяч потребителей присоединены не непосредственно к линиям энергоснабжающих организаций, каковыми являются региональные открытые акционерные общества Энерго (далее - ОАО Энерго), как, например, Мосэнерго, Дальэнерго, Кузбассэнерго, а к сетям абонентов энер-госнабжающей организации.
Вопрос о структуре договорных связей энергоснабжения в новом ГК РФ не решен. В связи с этим возникает много споров, связанных с тем, что абоненты, не желающие обременять себя дополнительными обязанностями по передаче (продаже) энергии субабонентам, отказываются заключать договор энергоснабжения с последними, ссылаясь на закрепленный новым ГК РФ принцип свободы договора (ст. 421), согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Предусмотренный новым ГК РФ (ст. 426) механизм публичного договора в данной ситуации также не всегда срабатывает, поскольку Кодекс не определяет понятие энергоснабжающей организации. Значительная часть основных абонентов, с которыми субабоненты пытаются заключить договор, не относит себя к числу энергоснабжающих организаций, поскольку их основная деятельность - другая сфера.
Положение усугубляется еще и тем, что приказом Минтопэнерго России ранее действовавшие Правила пользования электрической и тепловой энергией 1982 г. (далее - Правила), которые как-то позволяли решить этот вопрос, признаны утратившими силу с 1 января 2000 г.
Прежде всего, следует иметь в виду, что Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» дано понятие энергоснабжающей организации как коммерческой организации независимо от организаци-онно-правовой формы, осуществляющей продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
В рассматриваемой ситуации структура договорных связей может быть определена с учетом сложившегося в отношениях энергоснабжения обычая делового оборота.
В силу ст. 6 ГК РФ, если отношение, входящее в предмет гражданского права, не урегулировано законодательством или соглашением сторон, то к нему применяется обычай делового оборота.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством.
Обычай делового оборота по структуре договорных связей энергоснабжения формировался десятилетиями применительно к уже утратившим силу Правилам.
Потребитель (субабонент), чьи энергоустановки не присоединены непосредственно к сетям энергоснабжающей организации, заключал договор энергоснабжения с абонентом, связанным линиями передачи энергии с энергоснабжающей организацией. Согласно п. 1.2.6 указанных Правил потребитель был обязан по требованию энергоснабжающей организации при установленной ею технической возможности присоединять к своим сетям электроустановки других потребителей электроэнергии и, следовательно, заключать соответствующий договор с субабонентом.
Полагаем, что в разрабатываемых новых Правилах пользования электрической и тепловой энергией необходимо предусмотреть подобную обязанность абонента по передаче энергии субабонентам. При этом могут быть различные варианты договорных отношений по энергоснабжению, в том числе возможность осуществления субабонентом расчетов за потребленную энергию (заявленную мощность) непосредственно с энергосистемой, а с абонентом субабонент рассчитывается лишь за эксплуатацию его линий передачи энергии.
Такая структура может быть предусмотрена соглашением между энергоснабжающей организацией, абонентом и субабонентом.
В силу специфики предмета договора, а также особенностей способа передачи энергии, потребностей практически всех организаций и обществ в энергии необходимо обеспечить участие абонентов в передаче энергии субабонентами на возмездных началах.
С правовой точки зрения обоснование такого подхода, на наш взгляд, содержится в норме ГК РФ о публичном договоре (ст. 426), под действие которой подпадает и договор энергоснабжения. Данная норма показывает, что принцип свободы договора не безграничен. В отдельных случаях в общественных интересах гражданское законодательство России предусматривает отступление от принципа свободы договора. Так, согласно п. 3 ст. 426 ГК РФ не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного до-
Е1ЕМЕСШЫЙ 1ШРМА|11ША1М1Т1ЧЕС1Н1 ЮПМ ДД1Д1ЕСТ-ММ1СЫ
21
говора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.
Заслуживает внимания и концепция РАО «ЕЭС России» по структуре договорных связей, высказанная в ходе дискуссии участников «круглого стола», организованного 3 февраля 2000 г. Межрегиональной! ассоциацией региональных энергетических комиссий (РЭК).
Эта концепция исходит из позиции собственника реализуемой энергии, обеспокоенного тем, что из-за участия множества промежуточных звеньев в договорной цепочке энергоснабжения (от энергостанции до конечного потребителя) замедляются расчеты с собственником энергии - региональным ОАО Энерго, непосредственно вырабатывающим энергию. Деньги за реализованную энергию на длительное время оседают на счетах таких крупных посредников - перепродавцов, как АО «Городские энергосети», передающих (пропускающих) через свои сети энергию многочисленным потребителям.
В сложившейся ситуации во многих субъектах РФ перепродавцы - АО «Городские электросети» имеют задолженность перед ОАО Энерго за купленную энергию, часто превышающую сумму их основных средств.
Исходя из изложенного, предлагается следующая структура договорных связей. В качестве энергоснабжающей организации в отношении потребителей энергии выступает ОАО Энерго (например, Мосэнерго, Ростовэнерго и т.д.), с котором потребители непосредственно рассчитываются за потребленную энергию.
Поскольку линии электропередачи, по которым подается энергия, находятся в ведении организации - Горэлектросети или аналогичных организаций, то ОАО Энерго заключает с ними возмездный договор на передачу энергии потребителю, а не договор купли-продажи энергии.
Заключение договора купли-продажи энергии с организацией, транспортирующей (передающей) энергию, сравнимо с договором купли-продажи, по которому перевозчик — железная дорога скупала бы перевозимые ею товары от заво-да-изготовителя в Москве с тем, чтобы, доставив в Хабаровск, продать их там грузополучателю.
Поэтому структура договорных связей энергоснабжения, когда в роли энергоснабжающей организации выступает региональное ОАО Энерго, в качестве передающей (транспортирующей) организации — АО «Горэлектросеть», а абонентами — непосредственно потребители, представляется одним из наиболее оптимальных вариантов отношений энергоснабжения.
Однако реализация такой структуры договорных связей в отдельных регионах наталкивается на отказ перепродавца — АО «Горэлектросеть»
заключить договор передачи энергии со ссылкой на то, что это договор не энергоснабжения, а оказания услуг, который не относится к категории публичных договоров.
Такой вывод представляется ошибочным. Из анализа п. 1 ст. 426 ГК РФ видно, что публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Следовательно, организация — АО «Горэлектросеть», основные функции которой заключаются в обеспечении передачи энергии по присоединенным сетям, обязана заключить договор по передаче энергии в силу публичного характера данного договора, как и договора перевозки общим видом транспорта, оказания услуг связи, гостиничного обслуживания.
Главное здесь не то, как назвали стороны данный договор (энергоснабжения или оказания услуг по передаче энергии), а суть обязанности организации по договору по выполнению работ, оказанию услуг, которую такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Городские энергосети по своему основному назначению призваны в пределах возможности передавать (транспортировать) энергию потребителям.
Неосновательный отказ хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, от заключения договора с потребителем арбитражно-судебная практика рассматривает как злоупотребление доминирующим положением6.
Организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа о понуждении заключить договор на подачу электроэнергии по принадлежащим ей сетям. При этом организация ссылалась на то, что она является собственником сетей и на основании ст. 209 ГК РФ вправе самостоятельно решать вопросы об их использовании конкретными потребителями.
Арбитражный суд отверг эти доводы заявителя, исходя из следующего. Собственник вправе распоряжаться по своему усмотрению принадлежащим ему имуществом, если его действия не нарушают прав других лиц. Статья 10 ГК РФ не допускает использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупот-
6 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.98 № 32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства» // Вестник ВАС РФ. 1998. № 5. С. 88 - 103.
22
Е1ЕМЕСП1Ы111в1РМА|11111-ММ1Т1ЧЕСН11УММ ДД|ДКЕСТ-»1Д1СЫ
ребления доминирующим положением на рынке. Правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, определены ст. 5 закона о конкуренции, которая запрещает им отказываться от заключения договора с отдельными покупателями при наличии для этого возможности.
Применение ст. 10 ГК РФ к взаимоотношениям сторон не противоречит антимонопольному законодательству. Закон о конкуренции является комплексным актом, который наряду с публичными включает ряд гражданско-правовых норм.
Поскольку представленные материалы свидетельствовали о злоупотреблении доминирующим положением со стороны организации-заявителя, суд на основании п. 2 ст. 10 ГК РФ правомерно отказал ему в защите.
При выборе структуры договорных связей энергоснабжения учитываются многие факторы, в том числе:
наличие присоединенной сети; рациональность избираемого варианта энергоснабжения;
надежность энергоснабжения; наименьшие потери при передаче энергии по линиям;
экономичность энергоснабжения (наименьшая протяженность линии от источника выработки до потребителя);
технические возможности линии передачи; ранее сложившаяся структура договорных связей;
обычай делового оборота в энергоснабжении, и другие факторы.
С учетом изложенного и в целях определения наиболее оптимальных договорных связей энергоснабжения полагаем, что в разрабатываемых новых Правилах пользования электрической и тепловой энергией необходимо закрепить следующие принципы и структуру договорных связей.
Во-первых, пользование электрической и тепловой энергией допускается только на основании договора.
Договор заключается между энергоснабжаю-щей организацией (коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, имеющая лицензию на покупку (продажу) потребителям произведенной или купленной электрической или тепловой энергии) и потребителем (абонентом), энергоустановки которого непосредственно присоединены к сетям энергоснаб-жающей организации.
Во-вторых, энергоснабжающая организация -ОАО Энерго (вырабатывающая энергию) вправе заключать договор с организациями, владеющими энергетическими сетями, например АО «Горэлек-тросеть», на передачу (транспортировку) энергии до непосредственных потребителей с уплатой установленного тарифа за единицу переданной энергии (мощности), а последние обязаны заключить такой договор при наличии возможности. В этом случае с потребителем (абонентом) договор энергоснабжения заключает ОАО Энерго соответствующего региона (Мосэнерго, Ростовэнерго и т.д.).
Это защитит экономические интересы собственника энергии — ускорит поступление платы за отпущенную энергию на счет энергоснаб-жающей организации, исключит возможность прокручивания посредниками средств, поступающих от непосредственных потребителей в качестве платы за потребленную энергию и подлежащих перечислению энергосистеме.
В свою очередь такой подход позволит энергосистеме своевременно компенсировать свои затраты на производство энергии: расходы по приобретению топлива, ремонту и модернизации оборудования, энергетических станций, оплате труда персонала. А это обеспечит бесперебойное и надежное энергоснабжение, оздоровит финансовое положение энергосистем.
В-третьих, каждому потребителю, не связанному линиями передачи энергии непосредственно с энергоснабжающей организацией, должна быть предоставлена возможность заключения договора и получения энергии от абонента, к которому он присоединен или может быть присоединен линиями передачи энергии (электрические и тепловые сети). Наличие такой возможности определяется энергоснабжающей организацией.
Такова общая характеристика правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере электроэнергоснабжения на современном этапе развития законодательной базы гражданского и предпринимательского права. Однако реформирование правовых основ энергоснабжения не закончено принятием закона «Об электроэнергетике». Предстоит еще большая работа по реформированию естественной монополии в данной сфере, основные задачи которой в повышении эффективности хозяйственной деятельности и инвестиционной привлекательности электроэнергетики и газовой промышленности; формировании конкурентной среды в этих отраслях; повышении эффективности управления государственной собственностью.
Е1ЕМЕСН1Ы11»1РМЙЦ11111А1ШТ1ЧЕН1Й 1УНМ ДД|Д1ЕСМНД1Ш
23