ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО; АГРАРНОЕ ПРАВО; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Титова М.В.
Титова Марина Владимировна - магистрант, кафедра трудового и земельного права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Оренбургский государственный аграрный университет, г. Оренбург
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, затрагивающие состояние экологической ситуации в России. Предложены меры по усовершенствованию экологического законодательства, которые в дальнейшем помогут решить проблемы, связанные с экологической безопасностью.
Ключевые слова: экологическая безопасность, экологическая ситуация, экологическое законодательство, окружающая среда, природные ресурсы.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением [1].
Экологическая безопасность - состояние защищенности каждого отдельного лица, общества, государства и окружающей среды от чрезмерной экологической опасности. В связи с необходимым процессом переосмысления структуры национальной безопасности государства, экологическая безопасность, как система этой структуры, приобретает все большее значение.
Постоянное ухудшающееся за последние десятилетия состояние окружающей среды не вселяет оптимизма в благоприятный сценарий развития нашего общества на пути устойчивого развития. В создании системы экологической безопасности и создании эффективных механизмов управления качеством среды, отвечающей современному уровню сложившейся угрозы, и в связи с необратимой деградацией основных компонентов окружающей среды, мы отстаем по сравнению с другими странами.
Причины тяжелой экологической ситуации в России - доминирование природоемких отраслей, высокий удельный вес ресурсо- и энергоемких устаревших технологий, отсутствие гуманистических приоритетов развития, разрушение культуры труда и потребления. Это привело к критическому, а порой кризисному состоянию окружающей среды, и как следствие, - к ухудшению состояния здоровья, уменьшению продолжительности жизни населения.
Существует ряд проблем, связанных с экологической безопасностью в населенных пунктах.
Во-первых, это неоднозначное толкование понятия «экологическая безопасность». Каждый автор по-своему истолковывает данное понятие. Во-вторых, это несовершенство экологического законодательства, включающее в широком смысле нормы природоохранной и природноресурсовой направленности, входящие в десятки законов и тысячи подзаконных нормативных актов, к тому же весьма объемно и сложно в применении.
В-третьих, это неполное соответствие экологическим требованиям при проведении градостроительных мероприятий. Также, это деградация земель сельскохозяйственного назначения, вследствие антропогенного воздействия на них;
проблемы размещения и утилизации отходов производства и потребления в пределах населенных пунктов; незаконная порубка лесных насаждений, расположенных вблизи населенных пунктов, которая влечет за собой ряд негативных последствий, прежде всего - это нехватка кислорода, следствие - загрязнение атмосферного воздуха, болезни людей, животных, растений.
Экологически опасные ситуации окружают человека во всех сферах его жизнедеятельности - в градостроительстве, сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, энергетике, промышленности.
Развитие экологического законодательства - одно из актуальных направлений совершенствования российского законодательства. Требуется внести существенные изменения в действующие нормативные акты в сфере экологии, разработать комплекс новых законодательных актов, которые повысят эффективность правового регулирования экологических отношений.
Проблемой законодательства по обеспечению экологической безопасности является то, что оно до настоящего времени находится в стадии становления, несмотря на имеющееся большое число нормативно-правовых актов, относящихся к различным объектам защиты. Кроме того, эти акты носят разрозненный характер, дублируют друг друга, нередко противоречивы [1].
Создание законодательных актов в сфере экологии не имеет под собой цельной, научно обоснованной базы. Эта деятельность осуществляется бессистемно, стихийно.
В связи с этим мы предлагаем разработать и принять Концепцию развития экологического законодательства России, которая будет представлять собой взаимосвязанную и обоснованную систему положений о предмете правового регулирования в экологическом законодательстве, о путях и этапах развития экологического законодательства, о целях, задачах и принципах формирования экологического законодательства, о критериях, позволяющих определять последовательность принятия законодательных актов.
При осуществлении градостроительной деятельности необходимо соблюдать следующие требования по экологической безопасности:
- обеспечение благоприятного состояния окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем;
- размещение зданий, строений, сооружений с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований;
- создание защитных и охранных зон, в том числе санитарно-защитных зон, озелененных территорий, зеленых зон, включающих в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Деградационные процессы почв и земель обусловлены отсутствием закона об охране почв.
В связи с этим, для повышения эффективности сельскохозяйственного землепользования предлагаем разработать и принять закон «Об использовании и охране земель сельскохозяйственного назначения в населенных пунктах».
В целях обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления мы предлагаем: привести все полигоны и свалки твердых бытовых отходов в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» [4]; установить строгий контроль за соблюдением требований санитарного законодательства при сборе, транспортировке, хранении и обезвреживании отходов производства и потребления, обратив особое внимание на медицинские отходы; предусмотреть при разработке региональных целевых программ в области обращения отходов производства и потребления, принятие эффективных
мер по стимулированию инвестиций в строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, транспортировку бытовых и промышленных отходов, рекультивацию свалок и полигонов ТБО, а в городах - создание условий для раздельного сбора, сортировки и переработки бытового мусора и промышленных отходов; усилить разъяснительную работу в средствах массовой информации об эпидемиологической опасности несанкционированных свалок, негативных последствиях нарушений в области санитарной очистки населенных мест для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения [3].
Основой современной энергетики являются природные ресурсы, относящиеся преимущественно к исчерпаемым, невозобновимым. Соответственно их истощение можно оценить как реальную угрозу надежному топливо- и энергообеспечению общества и экономики.
В связи с реальностью угрозы истощения природных ресурсов, для рационализации и оптимизации государственной экономической политики, а также экологизации энергообеспечения, применительно к недропользованию актуальнейшей является задача нормирования предельно допустимого изъятия ресурсов недр [2].
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
2. Земельный Кодекс Российской Федерации (от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011).
4. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 № 52-ФЗ с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 4 июля 2016 года).