Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИФРОВОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИФРОВОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
585
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плеханов Сергей Михайлович

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования цифрового государства в Российской Федерации, исследуется концепция цифрового государства и модель цифровой экономики. Находят отражение национальные проекты России в указанной связи. Цифровое государство рассматривается как эффективная концепция новой формы организации государственной власти и общественных отношений, выделяется как перспективная концепция развития государства в условиях цифровой трансформации социума. В статье приводятся преимущества цифрового государства, а также, связанные с ним, риски и вызовы. Цель: приведение комплексного обоснования проблемы цифрового государства и оценка стратегии комплекса мер по организации цифрового государства в России. В процессе исследования проблемы организации и функционирования цифрового государства в Российской Федерации использовались синтез, документальный, сравнительный и системный методы. В исследовании сформулированы следующие выводы и результаты: цифровое государство современная концепция, имеющая ряд преимуществ, порождающая новые вызовы и риски для безопасности и социальной справедливости из-за чего необходимо разрабатывать меры предотвращения негативных факторов. В России наблюдается тенденция правового регулирования создания и функционирования цифрового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF THE ORGANIZATION AND FUNCTIONING OF THE DIGITAL STATE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the legal regulation of the digital state in the Russian Federation, examines the concept of the digital state and the model of the digital economy. Russia’s national projects in this connection are reflected. The digital state is considered as an effective concept of a new form of organization of state power and social relations, and is highlighted as a promising concept of state development in the conditions of digital transformation of society. The article presents the advantages of the digital state, as well as the risks and challenges associated with it. Objective: to provide a comprehensive substantiation of the problem of the digital state and to assess the strategy of a set of measures to organize a digital state in Russia. In the process of researching the problem of organization and functioning of the digital state in the Russian Federation, synthesis, documentary, comparative and systematic methods were used. The study formulated the following conclusions and results: the digital state is a modern concept, which has a number of advantages, generating new challenges and risks to security and social justice because of which it is necessary to develop measures to prevent negative factors. In Russia, there is a trend of legal regulation of the creation and functioning of the digital state.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИФРОВОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Правовое регулирование деятельности цифрового государства Российской Федерации

Плеханов Сергей Михайлович,

магистр, Институт государственной службы и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования цифрового государства в Российской Федерации, исследуется концепция цифрового государства и модель цифровой экономики. Находят отражение национальные проекты России в указанной связи. Цифровое государство рассматривается как эффективная концепция новой формы организации государственной власти и общественных отношений, выделяется как перспективная концепция развития государства в условиях цифровой трансформации социума. В статье приводятся преимущества цифрового государства, а также, связанные с ним, риски и вызовы. Цель: приведение комплексного обоснования проблемы цифрового государства и оценка стратегии комплекса мер по организации цифрового государства в России. В процессе исследования проблемы организации и функционирования цифрового государства в Российской Федерации использовались синтез, документальный, сравнительный и системный методы. В исследовании сформулированы следующие выводы и результаты: цифровое государство современная концепция, имеющая ряд преимуществ, порождающая новые вызовы и риски для безопасности и социальной справедливости из-за чего необходимо разрабатывать меры предотвращения негативных факторов. В России наблюдается тенденция правового регулирования создания и функционирования цифрового государства.

Ключевые слова: цифровое государство, цифровизация, цифровая экономика, государственное регулирование, трансформация, информационная инфраструктура

Введение

Цифровое государство подразумевает работу с цифровой трансформацией, а также с новыми цифровыми реалиями в экономике и обществе, при помощи цифровых инструментов и процессов. С течением времени и развитием общества, государство превращается в цифровую платформу и автоматизируется в большей части своей деятельности. Актуальна работа с искусственным интеллектом, анализ больших данных, цифровое взаимодействие государства, общества и промышленности. Цифровое государство в широком смысле - это новая форма организации государственной власти и общественных отношений, основанная на использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения эффективности и качества государственных услуг, участия граждан в принятии решений и развития цифровой экономики и образования.

Проект «Цифровое государство» в Российской Федерации - это концепция развития общества и экономики с помощью цифровых технологий. Одним из основных направлений этого процесса является национальный проект «Цифровая экономика», который включает в себя различные федеральные проекты по созданию цифровой инфраструктуры, обеспечению кибербезопасности, развитию цифровых навыков и компетенций, поддержке инновационных решений. Цифровое государство также опирается на достижения советской науки и техники, а также на опыт внедрения автоматизированных систем управления в различных отраслях. Целью цифрового государства является повышение качества жизни граждан, эффективности государственного управления и конкурентоспособности экономики. Правовое регулирование цифрового государства - это совокупность нормативных актов и механизмов, направленных на обеспечение эффективности, безопасности и доступности цифровых услуг и ресурсов для граждан и организаций.

S2

со

Цифровое государство в современной России

Цифровое государство имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными моделями. Во-первых, оно способствует улучшению жизни людей за счет предоставления более доступных, удобных и персонализированных государственных услуг через интернет-порталы, мобильные приложения и другие цифровые каналы. Во-вторых, оно повышает доверие к власти за счет прозрачности, открытости и ответственности ее действий, а также

за счет вовлечения граждан в обсуждение и контроль за реализацией государственной политики через электронное голосование, петиции, опросы и другие формы онлайн-демократии. В-третьих, оно способствует развитию инноваций и конкурентоспособности за счет создания благоприятного цифрового окружения для бизнеса, науки и образования через поддержку стартапов, разработку цифровых навыков и компетенций у населения и подготовку кадров для цифровой экономики. Однако цифровое государство также сталкивается с рядом вызовов и рисками. Во-первых, оно требует больших инвестиций в инфраструктуру ИКТ, а также в обеспечение безопасности и защиты персональных данных от кибератак и утечек. Во-вторых, оно может привести к усилению социального неравенства между теми слоями населения или регионами страны, которые имеют доступ к высококачественным цифровым сервисам или навыкам работы с ними (цифровой элитой), и теми, которые не имеют такого доступа или навыков (цифровой изоляцией). В-третьих, оно может подорвать автономность личности или коллективной идентичности за счет возможного злоупотребления ИКТ со стороны власти для манипуляции общественным мнением или контроля за поведением людей.

Цифровая экономика как базовый элемент реализации цифрового государства

Важным подспорьем концепции цифрового государства является модель «цифровая экономика» - это экономическая деятельность по созданию, распространению и использованию цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг. Цифровые технологии включают в себя сбор, хранение, обработку, поиск, передачу и представление данных в электронном виде. Цифровые продукты и услуги могут быть как цифровыми товарами (например, программное обеспечение, музыка, видео), так и цифровыми платформами (например, социальные сети, электронная коммерция, облачные сервисы) [1].

Цифровая экономика имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной экономикой, например:

• Большая скорость распространения информации и инноваций;

• Низкие издержки производства и копирования цифровых товаров;

• Высокая степень конкуренции и монополизации на рынках цифровых платформ;

• Большое значение данных как основного ресурса для создания ценности;

• Новые формы организации труда и бизнеса (удаленная работа, краудсорсинг, шеринг-экономика);

• Новые вызовы для правового регулирования (защита персональных данных, интеллектуальной собственности, конкуренции). Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [2] - это националь-

ная платформа, которая направлена на создание новых условий для развития бизнеса, науки и государства с помощью цифровых технологий. Программа включает в себя шесть основных направлений: регуляторная среда, кадры и образование, информационная инфраструктура, информационная безопасность, исследования и разработки, цифровые технологии

1. «Регуляторная среда»: одно из ключевых направлений программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Его цель - создать условия для развития цифровых платформ и услуг, а также обеспечить их безопасность и доверие. Для этого необходимо разработать новые системы налогообложения, правового регулирования, защиты персональных данных и интеллектуальной собственности;

2. «Кадры и образование»: подготовка специалистов в области цифровых технологий, а также повышение цифровой грамотности населения;

3. «Информационная инфраструктура» - это направление программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которое предусматривает создание необходимой телекоммуникационной инфраструктуры и условий для обеспечения широкополосного доступа к сети Интернет социально значимых объектов, в том числе с помощью современных стандартов связи, таких как 5G/IMT-2020 [3]. Кроме того, в рамках этого направления планируется развитие системы российских центров обработки данных и внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей государства, бизнеса и граждан. Информационная инфраструктура отрасли также является элементом цифровой экономики, который способствует повышению эффективности и безопасности использования онлайн сервисов в различных сферах деятельности, например, в медицине;

4. «Информационная безопасность»: защита критической информационной инфраструктуры от внешних и внутренних угроз;

5. «Исследования и разработки»: поддержка научных проектов в области цифровых технологий, а также формирование инновационной среды;

6. Направление «Цифровые технологии» сформировано для внедрения цифровых решений в различные сферы экономики и социальной жизни. Сами по себе цифровые технологии -это технологии сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде и связанные с ними продукты и услуги. Цифровые технологии позволяют автоматизировать управление хозяйством, повышать эффективность и безопасность производства и потребления товаров и услуг. Примерами цифровых технологий могут быть блокчейн, криптовалюта, искусственный интеллект, интернет вещей.

По направлению «цифровые технологии», после инициативы Центрального банка Россиийской

5 -о

сз ж

■с

Федерации, сейчас ведется работа создания передовой криптовалюты «цифровой рубль» с использованием технологии блокчейн. Центробанк дает следующее определение: «Цифровой рубль - это цифровая форма российской национальной валюты, которую Банк России планирует выпускать в дополнение к существующим формам денег» и выделяет преимущества внедрения цифрового рубля в экономику: «Контроль за расходованием бюджетных средств,, потенциал для упрощения проведения трансграничных платежей, повышение конкуренции, возможность использования без доступа к Интернету, создание инновационных финансовых продуктов и сервисов, на финансовом рынке, развитие новой платежной инфраструктуры, снижение издержек на администрирование бюджетных платежей, операции по единым тарифам, высокий уровень сохранности и безопасности средств» [4].

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 01.03.2018 года было озвучено следующее: «Цифровизация системы государственного управления, повышение ее прозрачности - это мощный фактор в противодействии коррупции» [5]. Ставилась задача до 2024 года перевести государственные услуги, а также документооборот между государственными структурами, в цифровое поле. По мнению Президента Российской Федерации, цифровизация работы властей позволит повысить прозрачность их деятельности и даст возможность более эффективно бороться с коррупцией. В России одним из основных документов в этой сфере является программа «Цифровая экономика Рф», которая содержит раздел «Нормативное регулирование». В этом разделе определены две основные цели:

1. Устранение ключевых правовых ограничений;

2. Создание отдельных правовых институтов для развития цифровой экономики.

В Европейском союзе одним из приоритетных направлений развития в рамках концепции цифрового государства является создание единого цифрового рынка, который предполагает запрет гео-блокировки для обеспечения свободы передвижения товаров, услуг и данных в онлайн-среде. Для этого был принят Регламент ЕС 2018/302 [6] о запрете необоснованной гео-блокировки и других форм дискриминации на основании национальности, места жительства или места установки клиента во внутреннем рынке.

Проблемы цифрового государства могут быть разделены на несколько групп: экономические, социальные, правовые и технологические. Некоторые из них:

• Экономические проблемы связаны с потенциальным сокращением рабочих мест из-за автоматизации и монополизацией рынков цифровыми экосистемами.

• Социальные проблемы включают в себя цифровой разрыв между разными группами населения и регионами, цифровое рабство - ис-

пользование данных о миллионах людей для управления их поведением, а также угрозы потери или утечки персональных данных.

• Правовые проблемы заключаются в отсутствии единого правового поля для регулирования цифровых процессов и услуг, а также в сложности защиты прав и интересов граждан и бизнеса в киберпространстве.

• Технологические проблемы связаны с необходимостью обеспечения высокого уровня кибер-безопасности, надежности и доступности цифровой инфраструктуры, а также с разработкой и внедрением новых технологий для построения цифрового государства.

Все указанные проблемы требуют комплексного подхода для их решения.

Подчеркну, что не существует одной стратегии для адаптации к цифровой трансформации, которая представляет собой новый и инновационный процесс. Этот процесс не только связан с использованием цифровых технологий, но и влияет на то, как мы понимаем право, государство и роль человека в новой цифровой действительности [7]. Также выделяется развитие и слияние сложных технологических систем на основе информатизации и цифровизации.

Современная жизнь становится все более виртуальной, личная информация людей записана на носители, имеет цифровой след, который практически невозможно убрать. Подчеркивается сложность нахождения равновесия между защитой прав и интересов людей в интернете и необходимостью борьбы с преступностью в сети, при условии, что государство должно обеспечивать безопасность людей в интернете, но не нарушать их конституционное право на информацию и свободу действий в сети [8], а цифровизация общественных отношений требует несомненного расширения и законодательного закрепления прав таких органов исполнительной власти, как МВД и ФСБ на беспрепятственный доступ к сведениям, в том числе, доступ к которым на данный момент законодательно ограничен.

Правовое регулирование общественных отношений, изучаемых наукой информационного права, на сегодняшний день критически отстает от технического развития ИКТ, хоть законодатель и ведет активную работу по данному направлению. ИКТ стали новыми факторами развития современного общества, определяя вектор и скорость направления к целям общества. Под их действием появилась цифровая личность - человек в виртуальном пространстве. Цифровизация изменила не только информационное право, но и содержание, отчасти понимание наукой, уже имеющихся прав граждан и может привести к появлению нового вида прав и обязанностей, но уже в киберпро-странстве. В связи с этим видится важным рассмотреть конституционно-правовое развитие через призму модификации и зарождения прав и свобод человека и гражданина в цифровом обществе, а для обеспечения национальной безопасности

крайне важно не упускать формирование информационной безопасности и независимости, быть готовыми побороть любую угрозу в поле информационного пространства.

Одна из ключевых целей государства сегодня - сделать так, чтобы больше людей принимали участие в решении общественных вопросов и влияли на принятие решений по ним. Для этого необходимо развивать институты непосредственной (прямой) демократии, при которой значимые социальные и политические вопросы выносятся на общее обсуждение, при этом граждане самостоятельно голосуют за или против разных предложений, а не доверяют выбор своим представителям со стороны власти [9]. Для упрощения и ускорения таких процессов важно и нужно использовать информационно-телекоммуникационные технологии, например, интернет или мобильные приложения. С помощью информационных технологий в сфере государственного управления можно обеспечить быстрое и эффективное участие граждан в референдумах, инициативах или народных собраниях, продвигать проекты цифрового правительства и цифрового голосования [10]. Современные технологии делают такие процессы дешевле, быстрее и эффективнее, например, давая возможность голосовать онлайн или получать информацию из разных источников. Развитие в данном направлении определённо даст возможность выстраивать систему информационной безопасности государства в разы эффективнее нежели ранее, избегать влияния извне при грамотной цифровой системе защиты можно полностью.

На сегодняшний день в Российской Федерации наблюдается положительная тенденция правового регулирования создания и функционирования цифрового государства, активно применяются и совершенствуются различные цифровые сервисы оказания государственных услуг, например, «Госуслуги», «ЕМИАС» и так далее. Цифровое государство видится перспективной концепцией для развития государства в условиях цифровой трансформации общества и экономики.

Заключение

Уже сейчас использование информационных систем и технологий в государственном управлении привело к появлению множества новых научных концепций и терминов, таких как «электронная демократия», «электронное правительство», «электронное государство», «электронная экономика».

Стоит также рассмотреть целесообразность проведения межгосударственных конференций государств-партнеров по следующим вопросам: определение проблемных сторон реализации цифрового гражданского права; выявление путей развития; обсуждение практики законодательного закрепления цифровых прав на территории той или иной страны.

Таким образом, цифровое государство крайне актуальная концепция и имеет ряд преимуществ

для повышения благосостояния и уровня реальной демократии, но также сталкивается с рядом вызовов и рисками для безопасности и социальной справедливости. Поэтому отечественному законодателю необходимо постоянно анализировать и оценивать эффекты и последствия внедрения ИКТ в государственное управление и общественную жизнь, а также разрабатывать меры по предотвращению или минимизации негативных факторов. В Российской Федерации, определенно, наблюдается тенденция правового регулирования создания и функционирования цифрового государства.

Литература

1. Капранова Людмила Дмитриевна Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития // Экономика. Налоги. Право. 2018. № 2. [Электронный ресурс] - URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-v-rossii-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 26.03.2023).

2. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7 // Паспорт программы. [Электронный ресурс] - URL: static.govern-ment.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cN-Lo6gczMkPF.pdf (дата обращения: 19.12.2022)

3. Концепция создания и развития сетей 5G/ IMT-2020 в Российской Федерации [Электронный ресурс] - URL: https://digital.gov.ru/upload-ed/files/proekt-kontseptsii-sozdaniya-i-razvitiya-setej-5g-imt-2020-v-rossijskoj-federatsii.pdf (дата обращения: 29.12.2022)

4. Цифровой рубль. Доклад для общественных консультаций. Центральный банк Российской Федерации, 2020. [Электронный ресурс] - URL: https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/112957/Con-sultation_Paper_201013.pdf (дата обращения 01.01.2023)

5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 01.03.2018. [Электронный ресурс] - URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 07.02.2023).

6. Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2018/302 от 28 февраля 2018 г. Об устранении неоправданных геоблокировок и других форм дискриминации по признаку гражданства, места жительства или места учреждения на внутреннем рынке, а также об изменении Регламентов (EC) 2006/2004 и (ЕС) 2017/2394 и Директивы 2009/22/EC // ЭПС «Система ГАРАНТ» [Электронный ресурс] - U RL: https://base.garant.ru/72116352/ (дата обращения: 26.01.2023)

7. Мамитова Наталия Викторовна, Селиверстова Анастасия Дмитриевна Цифровое госу-

5 -а

сз ж

<

дарство: проблемы построения в Российской Федерации // Государственная служба. 2019. № 2 (118). [Электронный ресурс] - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-gosudarstvo-problemy-postroeniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 26.03.2023)

8. Кириленко В.П., Фотопулу А. Проблемы цифрового государства в современном обществе // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2019. № 2 (28). [Электронный ресурс] - U RL: https://cyberleninka. ru/article/n/problemy-tsifrovogo-gosudarstva-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 24.02.2023).

9. Большаков С.Н. Цифровая среда государственной политики и общественные запросы: баланс интересов и потребностей // Вопросы управления. 2018. № 5 (35). [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/tsifrovaya-sreda-gosudarstvennoy-politiki-i-obschestvennye-zaprosy-balans-interesov-i-potrebnostey (дата обращения: 26.03.2023).

10. Басаев Заурбек Валерьевич Цифровизация экономики: Россия в контексте глобальной трансформации // Мир новой экономики. 2018. № 4 [Электронный ресурс] - URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-ekonomiki-rossiya-v-kontekste-globalnoy-transformatsii (дата обращения: 26.03.2023).

REGULATION OF THE ORGANIZATION AND FUNCTIONING OF THE DIGITAL STATE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Plekhanov S.M.

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

The article deals with the legal regulation of the digital state in the Russian Federation, examines the concept of the digital state and the model of the digital economy. Russia's national projects in this connection are reflected. The digital state is considered as an effective concept of a new form of organization of state power and social relations, and is highlighted as a promising concept of state development in the conditions of digital transformation of society. The article presents the advantages of the digital state, as well as the risks and challenges associated with it. Objective: to provide a comprehensive substantiation of the problem of the digital state and to assess the strategy of a set of measures to organize a digital state in Russia. In the process of researching the problem of organization and functioning of the digital state in the Russian Federation, synthesis, documentary, comparative and systematic methods were used. The study formulated the following conclusions and results: the digital state is a modern concept, which has a number of advantages, generating new challenges and risks to security and social justice because of which it is necessary to develop measures to pre-

vent negative factors. In Russia, there is a trend of legal regulation

of the creation and functioning of the digital state.

Keywords: digital state, digitalization, digital economy, government

regulation, transformation, information infrastructure.

References

1. Kapranova Lyudmila Dmitrievna Digital economy in Russia: state and development prospects // Economics. Taxes. Right. 2018. № 2. [Electronic resource] - URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-v-rossii-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya (date of access: 03/26/2023).

2. National program "Digital Economy of the Russian Federation", approved by the minutes of the meeting of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects dated June 4, 2019 No. 7 // Program Passport. [Electronic resource] - URL: static. government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6g-czMkPF.pdf (date of access: 12/19/2022)

3. Concept for the creation and development of 5G/IMT-2020 networks in the Russian Federation [Electronic resource] -URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/proekt-kontseptsii-sozdaniya-i-razvitiya-setej-5g- imt-2020-v-rossijskoj-federatsii. pdf (date of access: 12/29/2022)

4. Digital ruble. Report for public consultation. Central Bank of the Russian Federation, 2020. [Electronic resource] - URL: https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/112957/Consultation_Pa-per_201013.pdf (date of access 01/01/2023)

5. Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation 01.03.2018. [Electronic resource] - URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (date of access: 07/02/2023).

6. Regulation of the European Parliament and of the Council of the European Union 2018/302 of 28 February 2018 on the elimination of unjustified geo-blocking and other forms of discrimination based on nationality, residence or place of establishment in the internal market, and amending Regulation (EC) 2006/2004 and (EU) 2017/2394 and Directives 2009/22/EC // EPS System GARANT [Electronic resource] - URL: https://base.garant. ru/72116352/ (date of access: 26/01/2023)

7. Mamitova Natalia Viktorovna, Seliverstova Anastasia Dmitriev-na Digital state: problems of construction in the Russian Federation // State Service. 2019. No. 2 (118). [Electronic resource] -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-gosudarstvo-problemy-postroeniya-v-rossiyskoy-federatsii (date of access: 03/26/2023)

8. Kirilenko V.P., Fotopulu A. Problems of the digital state in modern society // Eurasian integration: economics, law, politics. 2019. No. 2 (28). [Electronic resource] - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-tsifrovogo-gosudarstva-v-sovremennom-obschestve (date of access: 24/02/2023).

9. Bolshakov S.N. Digital Environment of State Policy and Public Inquiries: Balance of Interests and Needs // Issues of Management. 2018. No. 5 (35). [Electronic resource] - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-sreda-gosudarstvennoy-politiki-i-obschestvennye-zaprosy-balans-interesov-i-potrebnostey (date of access: 03/26/2023).

10. Basaev Zaurbek Valerievich Digitalization of the economy: Russia in the context of global transformation // World of the new economy. 2018. No. 4 [Electronic resource] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-ekonomiki-rossiya-v-kontekste-globalnoy-transformatsii (date of access: 03/26/2023).

S2

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.