2024'1
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF JUVENILE AFFAIRS UNITS IN THE FIELD OF ENSURING THE RIGHTS AND FREEDOMS
OF JUVENILES
УДК 342.92
Т.М. ЗАНИНА,
кандидат юридических наук, профессор (Воронежский институт МВД России, Россия, Воронеж) [email protected]
О.А. ФЕДОТОВА,
кандидат юридических наук, доцент (Российский государственный университет правосудия, Россия, Москва) [email protected]
TATIANA M. ZANINA,
Candidate of Law, Professor (Voronezh Institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia, Voronezh, Russia)
OLGA A. FEDOTOVA,
Candidate of Law, Associate Professor (The Russian State University of Justice, Moscow, Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются отдельные аспекты деятельности подразделений по делам несовершеннолетних Министерства внутренних дел Российской Федерации. Авторами проведен анализ перечня нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность, связанную с защитой прав и свобод несовершеннолетних, а также с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Сделан акцент на ключевой роли подразделений по делам несовершеннолетних в области защиты их прав и свобод, а также превенции правонарушений среди несовершеннолетних. Исследованы некоторые особенности взаимодействия подразделений по делам несовершеннолетних с другими подразделениями и службами органов внутренних дел, с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами. Также авторы приходят к выводу, что имеющиеся на сегодня средства защиты прав и свобод несовершеннолетних характеризуются недостаточным уровнем системности, неэффективностью управления сферой защиты несовершеннолетних, отсутствием оптимально выстроенных связей между субъектами системы охраны и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и предлагают ряд мер для оптимизации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних, связанных в том числе с внесением изменений в действующее законодательство.
Ключевые слова: подразделения по делам несовершеннолетних, защита прав и свобод, несовершеннолетний, правонарушение, профилактика.
Для цитирования: Занина Т.М., Федотова О.А. Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в области обеспечения прав и свобод несовершеннолетних // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 1. - С. 14-17.
Abstract: the article examines certain aspects of the activities of the juvenile affairs units of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The authors have analyzed the list of normative legal documents regulating activities related to the protection of the rights and freedoms of juveniles, as well as the prevention of neglect and delinquency of juveniles. Emphasis is placed on the key role of juvenile affairs units in the field of protecting the rights and freedoms of juveniles, as well as the prevention of delinquency among juveniles. Some features of the interaction of juvenile affairs units with other units and services of internal affairs bodies, with federal executive authorities, executive authorities of constituent entities of the Russian Federation, local governments, organizations and citizens have been studied. The authors also come to the conclusion that the currently available means of protecting the rights and freedoms of minors are characterized by an insufficient level of consistency, ineffective management of the sphere of protection of juveniles, the lack of optimally built connections between the subjects of the system for the protection and protection of the rights and legitimate interests of juveniles and propose a number of measures to optimize the activities of departments on juvenile affairs, including those related to amendments to current legislation.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ
(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
2024'1
Keywords: juvenile affairs units, protection of rights and freedoms, juvenile, offense, prevention.
For citation: Zanina T.M., Fedotova O.A. Legal regulation of the activities of juvenile affairs units in the field of ensuring the rights and freedoms of juveniles // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2024. - № 1. - P. 14-17.
В современной России проблема охраны и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних имеет высокую степень актуальности. Это вытекает прежде всего из содержания конституционных положений о провозглашении России демократическим правовым государством, где высшей ценностью объявлен человек, его права и свободы, а их признание, соблюдение и защита возведены в ранг обязанности государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации)1. Соответственно, особое внимание должно уделяться вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, развития и воспитания молодежи для обеспечения прогрессивного формирования социального правового государства.
По мнению З.Р. Танаевой, «обозначенная проблема приобретает особую важность в связи с реализацией социальной государственной программы «Десятилетие детства в России» (2018-2027 годы)» [1, с. 76]. В Указе Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г.2 отражена государственная политика России в сфере защиты детей и подростков, определена ее цель как признание одним из государственных приоритетов обеспечение защищенного и благополучного детства, защита детей и подростков от негативных факторов их развития [2, с. 227].
В настоящее время уже создан комплексный механизм защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, включающий экономические, социально-политические и правовые меры. Однако реализация данных мер осложняется существованием проблемы семейного неблагополучия, фактов жестокого обращения с детьми и преступного насилия в отношении детей. В данной ситуации вполне закономерна и другая проблема, связанная с совершением подростками преступлений и административных правонарушений.
Кроме того, происходящий процесс преобразований и реформ в государственной и обще-
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 11. -Ст. 1416.
2 Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 23. - Ст. 3309.
ственной жизни страны, оптимизация целей и направлений проводимой государственной политики влекут потребность в разработке проблемы совершенствования средств административно-правовой защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, применяемых в деятельности полиции.
Имеющиеся на сегодня такие средства характеризуются недостаточным уровнем системности, неэффективностью управления сферой защиты несовершеннолетних, отсутствием оптимально выстроенных связей между субъектами системы охраны и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В определенной мере проблему представляет декларативность закрепленных в законе положений в части, касающейся обеспечения и защиты прав и свобод несовершеннолетних, пробелы в действующем механизме реализации данных норм, а также нерешенность ряда вопросов, касающихся административно-правового обеспечения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Ряд правовых норм, регламентирующих деятельность полиции в исследуемой сфере, содержат пробелы, неточности и несовершенства, что порождает неоднозначность их толкования и затруднения в правоприменительной практике [3, с. 133]. Не вполне определен законодательно и терминологический аппарат в исследуемой сфере. Так, например, понятие «охрана прав и законных интересов» не получило четкого нормативного закрепления, а в науке существует множество подходов к определению сущности данного понятия.
Административно-правовая защита прав и законных интересов несовершеннолетних - это совокупность административно-правовых средств, применяемых органами публичной власти в целях признания, соблюдения и восстановления нарушенных прав и законных интересов данной категории граждан (на устранение угроз нарушения) для обеспечения их свободной реализации. Содержание данного понятия составляет совокупность средств административно-правовой защиты, применяемых в предусмотренном судебном либо внесудебном порядке. Механизм административно-правовой защиты представлен не только средствами данной защиты, но и методами их реализации в деятельности упол-
2024'1
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
номоченных субъектов, включая органы внутренних дел [4, с. 680].
Авторами выделены основные направления административно-правовой защиты прав и законных интересов несовершеннолетних [5, с. 165]: защита от правонарушений и неправомерных действий других граждан и защита от неправомерных действий субъектов публичной власти.
Законодательство, регулирующее деятельность полиции по защите прав и законных интересов несовершеннолетних [6, с. 3], включает федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы субъектов Российской Федерации, относящиеся к теме исследования [7, с. 112]. В числе таких правовых актов прежде всего следует выделить Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ)3, федеральные законы: «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»4, «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»5, «О полиции»6, а также Инструкцию по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних (далее - ПДН)7.
Целесообразно Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» привести в соответствие с Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», в частности по вопросу форм профилактического воздействия. Необходимо более детально и адекватно современным реалиям урегулировать полномочия субъектов системы профилактики безнадзорно-
3 Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
4 Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 21.11.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 26. -Ст. 3177.
5 Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 26 (ч. 1). - Ст. 3851.
6 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 14.08.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
7 Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2018) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2014. - № 11.
сти и правонарушений несовершеннолетних (органов по делам молодежи, органов внутренних дел (далее - ОВД) и др.).
Целесообразно издание МВД России совместно с другими субъектами нормативных актов по конкретным направлениям данной работы с четким разграничением полномочий между взаимодействующими ведомствами.
Система субъектов профилактики представляет собой сложный конгломерат разного рода органов и организаций, действующих в интересах реализации прав и законных интересов несовершеннолетних, с применением предусмотренных законодателем мер (Комитет по делам несовершеннолетних и защите их прав, ПДН, учреждения образования и здравоохранения, органы опеки и попечительства и другие) [8, с. 231].
Субъекты профилактики правонарушений несовершеннолетних - это совокупность органов (учреждений, организаций), осуществляющих деятельность по социализации несовершеннолетних, защите и охране их прав и законных интересов, коррекции девиантного поведения и реагированию предусмотренными законом мерами на правонарушения, совершаемые несовершеннолетними.
Для совершенствования деятельности субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних целесообразно:
- проводить сотрудниками ПДН раннюю профилактику отклоняющегося поведения несовершеннолетних совместно с учителями общеобразовательных школ;
- организовывать обучение сотрудников ПДН на специальных курсах и в ходе прохождения обучения в вузах умению владеть специальной социально-педагогической техникой эффективного общения с подростками;
- осуществлять укомплектование ПДН сотрудниками, получившими профильное образование, имеющими практический опыт работы с подростками, в том числе с использованием специальных психолого-педагогических инструментов;
- создать и внедрить в практику комплексную систему реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних и их семей (во взаимодействии всех субъектов превентивной деятельности);
- оказывать помощь в коррекции нарушенных детско-родительских отношений, разрешении личностных проблем подростка [9, с. 27];
- проводить сотрудникам ОВД регулярно дни профилактики для каждой целевой (возрастной) группы. Также важно проводить единые родительские дни по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [10, с. 37].
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ
(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
2024 ' 1
Литература
1. Танаева З.Р. Административно-правовые основы охраны и защиты прав несовершеннолетних // Проблемы права. -2020. - № 1. - С. 76-79.
2. Несвит Е.А. Административно-правовая защита прав граждан: вопросы терминологии // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2016. - № 5. - С. 227-230.
3. Мищенко Е.В. Проблемы дифференциации и унификации уголовно-процессуальных форм производств по отдельным категориям уголовных дел: дис. ... д-ра юрид. наук. - Орел, 2014. - 458 с.
4. Занина Т.М. К вопросу о содержании административно-правовой защиты прав и законных интересов несовершеннолетних // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения). -Санкт-Петербург, 2023. - С. 678-682.
5. Иншакова Е.Г. Юридическая защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений: проблемы понимания и основные черты // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2018. - № 2. - С. 164-175.
6. Жеребцов А.Н., Помогалова Ю.В., Смоляров М.В. Комментарий к Федеральному закону от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant. ru/57206593/
7. Юнусова О.М. Административно-правовое регулирование защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в Республике Таджикистан: дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2015. - 185 с.
8. Набиев В.В. Актуальные проблемы и пути совершенствования административного регулирования государственного управления в области охраны и защиты прав несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России. - 2022. - № 4. - С. 229-233.
9. Барабанова С.В. Методы административно-правового воздействия в образовании // Ежегодник российского образовательного законодательства. - 2013. - № 8. - С. 27-28.
10. Васильева Я.В. Административно-юрисдикционные полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и их роль в профилактике преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2016. - № 3 (35). - С. 34-39.
References
1. Tanaeva Z.R. Administrativno-pravovye osnovy ohrany i zashchity prav nesovershennoletnih // Problemy prava. - 2020. -№ 1. - S. 76-79.
2. Nesvit E.A. Administrativno-pravovaya zashchita prav grazhdan: voprosy terminologii // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. - 2016. - № 5. - S. 227-230.
3. Mishchenko E.V. Problemy differenciacii i unifikacii ugolovno-processual'nyh form proizvodstv po otdel'nym kategoriyam ugolovnyh del: dis. ... d-ra yurid. nauk. - Orel, 2014. - 458 s.
4. Zanina T.M. K voprosu o soderzhanii administrativno-pravovoj zashchity prav i zakonnyh interesov nesovershennoletnih // Aktual'nye problemy administrativnogo i administrativno-processual'nogo prava (Sorokinskie chteniya). - Sankt-Peterburg, 2023. - S. 678-682.
5. Inshakova E.G. Yuridicheskaya zashchita prav, svobod i zakonnyh interesov grazhdan i organizacij v sfere administrativnyh i inyh publichnyh pravootnoshenij: problemy ponimaniya i osnovnye cherty // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. - 2018. - № 2. - S. 164-175.
6. Zherebcov A.N., Pomogalova Yu.V., Smolyarov M.V. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 23 iyunya 2016 g. № 182-FZ «Ob osnovah sistemy profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://base.garant.ru/57206593/
7. Yunusova O.M. Administrativno-pravovoe regulirovanie zashchity prav i zakonnyh interesov nesovershennoletnih v Respublike Tadzhikistan: dis. ... kand. yurid. nauk. - Moskva, 2015. - 185 s.
8. Nabiev V.V. Aktual'nye problemy i puti sovershenstvovaniya administrativnogo regulirovaniya gosudarstvennogo upravleniya v oblasti ohrany i zashchity prav nesovershennoletnih // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. - 2022. - № 4. - S. 229-233.
9. Barabanova S.V. Metody administrativno-pravovogo vozdejstviya v obrazovanii // Ezhegodnik rossijskogo obrazovatel'nogo zakonodatel'stva. - 2013. - № 8. - S. 27-28.
10. Vasil'eva Ya.V. Administrativno-yurisdikcionnye polnomochiya komissij po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav i ih rol' v profilaktike prestuplenij i inyh pravonarushenij nesovershennoletnih // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. -2016. - № 3 (35). - S. 34-39.
(статья сдана в редакцию 18.12.2023)