РАЗДЕЛ VII
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 31
И. А. Малашихина, А. Н. Харечкин
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ И ВОЕННЫХ ГИМНАЗИЙ В ИСТОРИКО -ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
Официальные документы содержат общие для кадетских корпусов положения, регламентирующие их деятельность как образовательной системы военного ведомства. Управление кадетскими корпусами на государственном уровне осуществлялось путем издания утвержденных приказов, указов, постановлений, циркуляров, которые имели законодательный характер и предписывали кадетским корпусам соблюдать и выполнять все их положения. При этом «действительный успех выполнения издаваемых вообще постановлений, - подчеркивалось в Положении о кадетских корпусах, - существенно зависит от качества исполнителей; в деле же воспитания юношества - от личных достоинств; знание, усердие и добросовестность каждого из руководителей и наставников будут: представлять коренное условие плодотворности применения на практике данной регламентации».
Педагогическая ценность их заключается, прежде всего, в четком определении нормагивных (государственных) целей рассматриваемого явления (создание кадетских корпусов, организация жизни, быта, кадрового состава; регулирование учебио-воспитатслыюго процесса и т. д.) и принципов их реализации.
В 1826 г. был образован организационный комитет под руководством г енерала К. И. Оппермана. Целью комитета было подробное рассмотрение организации учебной работы во всех существовавших тогда военно-учебных заведениях и проектирование для них единого учебного плана. Результатом работы комитета стали проекты Общего Положения и Устава для военноучебных заведений, которые были высочайше утверждены Императором Николаем I в апреле 1830 г. Устав подробно определял цель учреждения, состав заведений, порядок внутреннего их управления и устройства по частям: воспитательной, учебной, фронтовой, медицинской и хозяйственной, а также, правила приема и выпуска воспитанников [1; 3; 9].
По Уставу 1830 г. цель умственного образования кадетских корпусов состоит в том, чтобы, «побуждая собственную деятельность ума учащихся, изощряя их умственные способности, довести их до той степени знаний, которая признана нужною, сообразно с целью воспитания вообще и с развитием в них твердого убеждения в пользе образования как источника
гражданских и общественных добродетелей». Для этого ставилась задача «постепенно развивать умственные способности учащихся и сообщать им основательное знание истин веры и общеобразовательных предметов, необходимых для дальнейшего специально военного их образования и предстоящей им впоследствии служебной и житейской деятельности». В «Положении для постоянного определения оценки успехов в науках», Высочайше утвержденном 8 декабря 1834 г. подчеркивалась необходимость адекватного оценивания успешности в обучении: «Успехи воспитанников в науках проистекают: или от простого страдательного понимания, или от прилежания, или от сильного развития умственных способностей, а, следовательно, и должны быть оцениваемы сколько можно приблизительно к тому образом» [2; 7; 11].
Положением 1836 г. преподавателям кадетских корпусов были дарованы такие права и преимущества, которые открывали для военно-учебного ведомства широкую возможность привлечения на постоянную службу в эти заведения лучших педагогических деятелей того времени. Это Положение, несомненно, способствовало успеху тех мер, которые принимались в кадетских корпусах как для более правильной постановки учебного курса, так и для постепенного усовершенствования способов обучения воспитанников.
В 1848 г. было издано «Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений» с подробными указаниями относительно «духа, цели, направления, методов и объема нравственно-умственного воспитания в военно-учебных заведениях». Наставление это удостоилось Высочайшего утверждения и, следовательно, получило силу закона. Подробно рассмотрев и угвердив его. Император Николай Павлович, собственноручно наложил такую резолюцию: «Желать должно, чтобы все было хорошо понято и всеми выполнено не из послушания одного, а с убеждением» [10, с. 11].
Анализ официальных источников позволяет заключи ть, чго характер процесса развития системы военного образования внимательно отслеживался на самом высоком уровне. Это находило отражение в своевременных постановлениях и рекомендациях. Так, в 1857 г. в Отчете Совета о военно-учебных заведениях было отмечено, что при весьма способных и достойных преподавателях, новое поколение воспитанников стало гораздо образованнее своих воспитателей. Как определенная реакция на такое положение дел по повелению Императора было составлено «Соображение об улучшении быта воспитателей».
В 1859 г. был издан второй полный Свод Законов по военно-учебному ведомству, в котором подробно излагалась организация всех существующих тогда военно-учебных заведений.
Обозрению правительственных постановлений, распоряжений, законов и т. п., в которых отражался официальный процесс становления и развития кадетских корпусов и военных гимназий, много места уделяют журналы
и газеты того времени. В основном, суть вссх официальных источников излагалась в протоколах заседаний и циркулярах по военно-учебным заведениям.
Протоколы и циркуляры по военно-учебным заведениям часто публиковались в «Педагогическом сборнике» Н. Весселя и «Руссюм педагогическом вестнике», издаваемом Н. Вышнеградским и П. Гурьевым.
Так, в журнале «Русский педагогический вестник» за 1858 г. дается обозрение по всем ведомствам правительственных постановлений и распоряжений по учебной части и по воспитанию вообще в военно-учебных заведениях, за последние месяцы 1857 г. и за январь 1858 г.
С преобразованием кадетских корпусов в военные гимназии появляются соответствующие приказы: «устройство... военных гимназий согласовать с современными требованиями педагогики, как по воспитательной части, так и по учебной, допустив к воспитательным должностям военные и гражданские чины, которые имеют надлежащее образование, и по возможности необходимо улучшить их служебное положение, по сравнению с прежним» [2; 9].
В 1863 г. было образовано Главное Управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ), с целью упорядочения управления военно-учебными заведениями. В 1869 г. к общему составу ГУВУЗа присоединился Педагогический комитет, с целью координации, обобщения учебной, воспитательной, методической деятельности учебных заведений.
В 1864 г. в струкгуре ГУВУЗа, был учрежден Педагогический музей, целью которого было «служить постоянно выставкой образцов учебных пособий, снабжать таковыми для временного пользования, как военно-учебные заведения, так и войсковые части, находящиеся в Петербурге, и содействовать изданию чтений для солдат» [4; 9; 12].
С преобразованием кадетских корпусов в военные гимназии было издано Положение о военных гимназиях (1869 г.). При этом Император Высочайше повелел «исключить из него все правила, долженствующие составлять предмет общих и частных инструкций и служащие лишь развитием законоположения». «Таковы правила, - сказано далее, - подвергаются часто изменениям не вследствие тех условий, которые влекут за собой изменения в законодательстве, а вследствие указаний опыта, новых открытий в науке, или, усовершенствований в искусстве и ремеслах, а потому и само изменение этих правил, может быть делаемо совершенно независимо от общего хода законодательства» [6; 7; 11].
22 июля 1882 г. Император Александр III издал Указ о переименовании всех военных гимназий в кадетские корпуса и «Высочайше повелел, чтобы заведения эти продолжали руководствоваться действовавшими тогда постановлениями, впредь до изменения их в законодательном порядке» [11, с. 124-125].
В силу изменения системы военной кодификации того времени, в постановления о военных гимназиях не вошли программы преподававшихся в
них учебных предметов и подробные правила для устройства внутреннего порядка, производства экзаменов, приема и сдачи заведений. В книге Свода военных постановлений указано было, что такие программы и правила определяются особыми инструкциями.
В 1882 г. были изданы Программы для кадетских корпусов. В основе их лежал материал, принятый в военных гимназиях. Было увеличено время на Закон божий и сокращены требования в изучении математики, географии, русского языка. Некоторыми членами комиссии по пересмотру учебного плана и программы, созданной в 1882 г., даже предлагалось снять русский язык как специальный предмет на том основании, что ученики и так владеют им в совершенстве и с помощью его оцениваются результаты всего курса. Наоборот, иностранному языку должно отводиться основное время в занятиях [1; 3; 7; 9]. Такое мнение не было поддержано, хотя оно и повлияло на некоторое сокращение недельных часов по русскому языку.
В 1882 г. правительство приступило к разработке проекта нового Положения о кадетских корпусах, причем приняты были во внимание все прежние постановления о военно-учебных заведениях, изданные с ] 830 г. Основными источниками вновь проектируемых постановлений о кадетских корпусах послужили: действовавшие с 1866 г. законоположения об этих заведениях (бывших военных гимназиях), со всеми изменениями и дополнениями, объявленными в приказах по военному ведомству того времени; изложенные в Докладе Военного Министра 30 мая 1882 г., главные основания необходимых преобразований в военно-учебных заведениях.
Особенное внимание в докладе обращено на то, что воспитанники военных гимназий, получая в них общее образование и воспитание, недостаточно подго тавливались к переходу в военные училища, которые прямо предназначались для основательной подготовки строевых офицеров в войска. В виду этого соображения, тогда же было признано необходимым дать кадетским корпусам такое устройство, которое вполне соответствовало бы назначению их, как заведений, всесторонне подготовляющих своих воспитанников к переходу в военные училища.
Для достижения этой цели, при разработке проекта нового закона о кадетских корпусах были приняты следующие основные положения:
1. Па должности воспитателей в этих заведениях назначать исключительно офицеров, удовлетворяющих требованиям как но нравственным качествам и полученному образованию, так и по служебному опьпу';
2. Сохранив в корпусах деление воспитанников на возрасты, присвоить им наименование рот и назначить в каждую из них ротного командира из числа более опытных наставников, который обязан направлять служебную деятельность отдельных офицеров-воспитателей вверенной ему роты, а также заведовать ее имуществом;
3. Подготовительное строевое обучение кадет следует возложить на отделенных офицеров-воспитателей, под руководством ротных командиров;
4. В летний период времени выводить кадет двух старших классов, в составе строевой роты, в лагерь, где под руководством ротного командира они обязаны заниматься преимущественно подготовительными упражнениями;
5. Ввиду правильного военного воспитания усилить физические упражнения кадет и принимать все меры к постепенному утверждению в них основных начал воинской дисциплины и нравственных качеств, необходимых будущему офицеру;
6. Сохранить в кадетских корпусах общеобразовательный учебный курс в прежнем его составе.
В 1886 г. было утверждено «Положение о кадетских корпусах». В нем твердо и определенно устанавливались «в закон основные цели и общее направление воспитания и обучения кадет, которые должны служить исходным началом для правильного развития всей учебно-воспитательной деятельности кадетских корпусов, призванных готовить верных и надежных слуг Престолу и Отечеству» [11, с. 222]. Подчеркивалась необходимость развивать в каждом из кадетов «физические и душевные способности, правильно образовывать характер, глубоко укоренять благочестие и верноподданнический долг и твердо упрочивать задатки тех нравственных качеств, кои имеют первенствующее значение в воспитании будущего офицера»... [11, с. 148]
В новый закон о кадетских корпусах вошли и все те частные дополнения к существовавшим законоположениям, необходимость которых была подтверждена почти двадцатилетним опытом применения их в бывших военных гимназиях.
В этом же 1886 г. опубликовано «Положение, штат и инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов», в 1889 г. - «Наставление для строевого обучения, физических упражнений и вообще внеклассных занятий», в 1903 г. — «Правила о приеме в кадетские корпуса».
Положением 1907 г. был определен круг обязанностей директора, инспектора классов, учителей и офицеров-воспитателей, а также установлена система деления воспитанников по ротам и отделениям, деятельность педагогического и хозяйственного комитетов и других организаций в деятельности кадетских корпусов [7].
К официальным источникам на уровне отдельного военно-учебного заведения относятся приказы директора, постановления педагогических комитетов, памятки, заповеди или правила поведения отдельного кадетского корпуса или военной гимназии. Необходимо подчеркнуть, что все приказы директоров, все постановления педагогических комитетов четко исполнялись должностными лицами и преподавательским составом заведения, несмотря на то, был ли данный приказ или постановление подтверждены или одобрены на более высоком уровне. Это объяснялось исключительной ролью директора в управлении своим заведением.
Например, в 1783 г. на должность директора Шляхетского кадетского корпуса был назначен генерал-майор П. И. Меллисино. По делам управления корпу-
сом новый директор пользовался большой самостоятельностью: определение кадет зависело прямо от него, он сам предоставлял доклады и получал Указы на свое имя. Вскоре после вступления на должность Меллисино предоставил Императрице Екатерине П11роект преобразования корпуса, в виду увеличения его состава и введения необходимых улучшений, как в воспитании, так и в обучении кадет. Особое внимание в проекте обращается на нравственное воспитание кадет Шляхетского кадетского корпуса. В 1874 г. он был утвержден Императрицей.
В 1857 г. в результате анализа отчетов директоров корпусов, инспекторов классов и главных наблюдателей о замеченных недостатках в устройстве учебной части появилось Распоряжение, касающееся внутренней организации военно-учебных заведений: «об изменении, в некоторых частях, установленного для кадетских корпусов учебного плана», следствием которого были положительные изменения во многих кадетских корпусах. Например, во 2-м Кадетском корпусе классные занятия были перенесены на утро, с целью предоставления кадетам послеобеденного время для самостоятельной работы и отдыха.
С 1863 г, в «Педагогическом сборнике» печатались протоколы заседаний педагогического комитета 2 Кадетского корпуса (директор Г. Г. Данилович), в которых подробно обсуждались все внутренние вопросы по учебно-воспитательной части корпуса. А в 1865 г. в официальной части этого журнала были помещены выработанные комитетом Правила, определяющие обязанности дежурных воспитателей корпуса, подробное распределение всех занятий в течение недели, а также результаты обсуждения некоторых частных вопросов из внутренней жизни данного заведения [7; 11].
Изучение источников показало, что управление кадетским корпусом на уровне отдельного заведения играет важную роль в организации не только учебного, но и в особенности воспитательного процессов. Особенную значимость при этом имеют традиции, правила поведения, заповеди, сознательно поддерживаемые в каждом корпусе. Кадетские традиции - это передающиеся от поколения к поколению кадет и сохраняющиеся длительное время в кадетской среде общественные и воинские ценности, правила и нормы поведения. Традиции возникали в недрах кадетской среды. Но помимо них существовали официальные традиции кадетских корпусов. Это, прежде всего корпусные праздники, процедура проведения которых была у каждого корпуса своя (как и меню праздничного обеда), торжественные построения и марши по улицам города, храмовые праздники и дни поминовения, церемония прибивания знамени к древку, публичные концерты и спортивные выступления и пр. У каждого корпуса был свой цвет погона и его маркировка, свои девиз, выпускной жетон (нагрудный знак). Некоторые корпусные традиции смыкались с кадетскими, что особенно ярко проявилось в так называемых кадетских заповедях. Их авторами могли быть кадеты, вос-
питатели, даже сам директор. Авторство в данном случае значения не имело, лишь бы данное правило соответствовало общему настрою и разделялось кадетской средой. В наиболее полном виде эти заповеди существуют в виде «Правил Русского корпуса» или «Заветов генерала Адамовича своим кадетам».
Предметом особого внимания традиций являлась честь корпуса и охрана его репутации, в связи с чем проступки, бросающие пятно на корпус, карались особенно строго. В них отражались характерные особенности, присущие кадетам конкретного корпуса.
Однако при различии корпусов существовали традиции, общие для всех, за соблюдением которых бдительно следила кадетская иерархия любой структуры. Основной общей традицией являлось подчинение младших кадет старшим. Этим отрабатывались главные принципы военной организации: умение отдавать приказы и выполнять их. Подчинение требованиям старшего кадета считалось законом чести, но и старший не мог отдать необоснованный приказ, в особенности, тот, который унижал достоинство младшего. За этим следили старшие кадеты, а за всеми ними - выпуск. Любая несправедливость, не говоря уже об издевательстве и оскорблении, каралась самым жестоким образом.
Изучение официальных документов отдельных корпусов может дать интересный материал для сопоставительного анализа и выводов о наибольшей педагогической целесообразности тех или иных способов решения учебных и воспитательных задач.
Система обучения и воспитания в современных кадетских корпусах, безусловно, должна выстраиваться с учетом этих уважаемых каждым кадетом традиций.
Таким образом, в официальных документах в четкой и лаконичной форме законодательно закреплены цели, принципы, основные направления жизнедеятельности системы кадетских корпусов и военных гимназий.
Библиографический список
1. Алпатов, Н. И. Организация учебно - воспитательного процесса в дореволюционной школе интернатного типа (из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России). - М., 1958.
2. Аурова, Н. Н. Кадетские корпуса в России (XVIII—середине XIX в.) // Педагогика, - 1998. -№ 5 - С. 91-98
3. Богданов, С. В. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX — начала XX веков: Дис. ... учен, степени д-ра ист. наук. - М., 1991.
4. Ваулин, А. М. К вопросу о воспитании в кадетских корпусах // Офицерская жизнь. - 1910, №212, 213.
5. Вессель, Н. X. Военные училища и военные гимназии // Педагогический сборник. - СПб. - 1867, № 1. - С. 77-131.
6. Вискова! ый, А. В. Краткая история Первого кадетского корпуса. — СПб., 1832.
7. Жесткова, М. Н. История кадетских корпусов и военных гимназий в России // Дис. ... учен, степени кан-та ист. наук. - М., 1944.
8. Зайончковский, П. А. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. - М., 1976. -Т. 1.
9. Крылов, В. М. Кадетские корпуса и российские кадеты. — СПб., 1998.
10. Курмышов, В. М. Воспитание в кадетских корпусах России (анализ педагогического опыта) 1882—1917 гг.: Дис. ... канд. лед. наук. - СПб., 1997.
11. Леман, А. И. Очерки кадетской жизни. - СПб., 1888.
12. Фисенков, С. Я. Из быта кадетских корпусов// Педагогический сборник. -1914, № 1. - С.59-68.
13. Шевелев, А. Н. Система мужского дворянского воспитания в России XVIII - XIX веков в педагогике кадетских корпусов // История педагогики сегодня. -СПб, 1998.-С. 95-119.
УДК 7 а (С] 73)
И. В. Карцева
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОРЕНБУРЖЬЕ В XIX В.
Актуальность исследования. С развитием образования связывается будущее любой страны. Оно все более выступает как субъект модернизации общества, так как в процессе общественного развития образование является основным фактором накопления, передачи и развития интеллектуального и духовного потенциала человечества.
Образование и культура - две стороны единого процесса антропо- и социогенеза. Их гармоничное взаимодействие обеспечивает производство, передачу, усвоение и потребление ценностей.
В условиях продолжающегося процесса демократизации и реформирования нашего общества отмечается возрастание интереса к проблемам культуры. Выход из кризиса, поиск новых путей развития, дальнейший прогресс, формирование нового общественного сознания связывается с возрождением и дальнейшим развитием культуры. Активно разрабатываются философские, социологические, экономические, исторические аспекты культуры в республиках и регионах бывшей советской страны. Исследователи стремятся выявить, потенциал культуры, ее внутренние резервы в системе образования, возможности активизации в развитии личности и ее культуры. При этом большое внимание уделяется исследованию проблем физической культуры, как неотъемлемой части жизни человека, как части его общей культуры и истории, ценности которой являются весьма действенньми в становлении личности.