Теория и история государства и права
УДК 34.01 И.А. Аносов*
Правовое регулирование денежного довольствия участников партизанского движения в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В статье приведен анализ законодательства, устанавливавшего право участников партизанского движения на денежное довольствие в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание уделено проблемам на начальном этапе боевых действий. Показано, что в целом за период войны нормативно-правовая база, регулировавшая денежное довольствие участников партизанского движения, соответствовала военным и политическим задачам, способствовала достижению победы над врагом.
Ключевые слова: право на денежное довольствие в годы Великой Отечественной войны, денежные выплаты участникам партизанского движения, пенсии и пособия партизан.
I.A. Anosov*. Lawful Regulation of the financial supply for participants of partisan movement during the Great Patriotic War 1941-1945. The analysis of law standards, determining the right of participants of partisan movement to obtain financial supply during the Great Patriotic War 1941-1945 is given in the article. Special emphasis was placed on initial phase of combat actions. As a whole, lawful regulation of the financial supply for participants of partisan movement met the requirements of the state military political tasks during the war.
Keywords: right of financial supply during the Great Patriotic War, pay allowances for participants of partisan movement, pensions and partisan benefits.
Изучение архивных документов позволяет сделать вывод о том, что зачастую победа над врагом достигается не только боевыми действиями частей и подразделений регулярной армии, но и активной борьбой различных иррегулярных формирований, в т.ч. массовым партизанским движением. Партизанские отряды с первых дней Великой Отечественной войны получили широкое распространение и уже к середине войны имели стратегическое значение [12]. По некоторым источникам, численность партизанского движения составляла 2,8 млн. человек, которых поддерживало 220 тыс. подпольщиков [8]. П.К. Пономаренко, являвшийся в годы войны начальником Центрального штаба партизанского движения, отмечал ещё и действия в тылу врага не менее 300 тыс. партизан-одиночек, которые были связаны с партизанскими отрядами, но не числились в их составе, поскольку выполняли специфические задачи [9].
Партизаны начали свою деятельность уже в первые месяцы Великой Отечественной войны. Первоначально в их состав входили бойцы Красной Армии, попавшие в окружение, активисты-коммунисты и специально обученные партизанской войне люди из числа сотрудников Народного комиссариата внутренних дел. Вокруг этого костяка постепенно объединялось местное население, недовольное действиями захватчиков в оккупированных областях. Таким образом, личный состав партизанского движения постоянно пополнялся, а его боевая мощь росла.
Правовое регулирование деятельности партизанского движения осуществлялось с помощью нормативных правовых актов уполномоченных органов. В начале войны вступил в силу ряд документов: ЦК ВКП(б) совместно с Совнаркомом СССР 29 июня 1941 г. издал директиву «Партийным и советским организациям прифронтовых областей» с задачей развертывания в тылу немецких войск партизанской войны [4]; постановление ЦК ВКП(б) от 18 июля 1941 г. «Об организации борьбы в тылу германских войск», в соответствии с которым Главное политическое управление Красной Армии
* Аносов, Игорь Александрович, начальник группы учета материальных средств финансового отдела Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: spvi_anosov@mail.ru.
*Anosov, Igor Alexandrovich, group head of the stock-taking of the financial department of Saint-Petersburg Military Institute of the Russian Interior Ministry Forces. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: spvi_anosov@mail.ru. © Аносов И.А., 2016
Теория и история государства и права
разослало политорганам директиву «О работе среди населения оккупированных областей и партийно-политическом руководстве партизанским движением» [2]. Постановлением ГКО от 30 мая 1942 г. «в целях объединения руководства партизанским движением в тылу врага» и для дальнейшего развития этого движения был создан Центральный штаб партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования [1], а в последующем и республиканские и областные штабы.
Огромное значение для обобщения полученного на начальном этапе опыта партизанской войны имел приказ Народного комиссариата обороны СССР № 00189 от 5 сентября 1942 г. «О задачах партизанского движения» [1]. Несмотря на то, что его текст был опубликован в открытой печати лишь спустя десятилетия, отдельные его пункты нашли отражение в передовой статье «Правды».
Укреплению централизации управления партизанским движением способствовало введение должности Главнокомандующего партизанским движением с подчинением ему ЦШПД. 6 сентября 1942 г. на этот пост был назначен член Политбюро ЦК ВКП(б) Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов.
Анализируя нормативно-правовую базу, регулировавшую денежное довольствие партизан и членов их семей, мы видим некоторый пробел в ней на начальном этапе войны, что отчасти свидетельствует в пользу позиции отдельных исследователей, которые утверждают, что СССР был не готов к ведению партизанской войны, несмотря на громадный исторический, теоретический и практический опыт в этой области [6].
29 июля 1941 г. было принято постановление ГКО № 326с «О денежном обеспечении личного состава партизанских отрядов», в соответствии с которым за личным составом партизанских отрядов сохранялась средняя заработная плата, как за добровольцами [1]. После этого более года не было ни одного нормативного правового акта, касающегося каких-либо других выплат партизанам.
Проблемы в организации партизанского движения в начале войны нашли своё отражение в докладе политуправления Северо-Западного фронта «О состоянии партизанского движения в полосе фронта» от 17 октября 1941 г.: «Несмотря на всю важность и серьезность партизанского движения в нашей Отечественной войне, до сих пор не решен в центре основной организационный вопрос -кто должен заниматься организацией и руководством партизанским движением. Отсутствие этого решения становится тормозом в дальнейшем развертывании партизанского движения. Существует ряд органов, пытающихся руководить партизанским движением, причем каждый претендует, что это дело этого органа, а не какого-либо другого. В результате возник целый ряд параллельных местных центров по руководству одним и тем же вопросом, одними и теми же отрядами, хотя многие из этих так называемых местных центров не сформировали ни одного отряда. В настоящее время в полосе Северо-Западного фронта фактическое руководство партизанским движением сосредоточено при политическом управлении фронта через специально организованный 10-й отдел. Однако параллельно с нами существуют руководящие центры при обкомах партии, органах НКВД, начальнике охраны тыла фронта. Партизанским вопросом занимается разведывательный отдел фронта, разведывательное управление. В результате на местах иногда дело доходит до больших недоразумений, когда партизанским отрядам даются противоречивые указания. Отсутствие единого центра по руководству партизанским движением неизбежно вызывает то, что сейчас имеем массу недочётов в партизанском движении. Никто не заботится обеспечить партизанское движение радиосредствами; до сих пор не отработан практический вопрос о порядке обеспечения партизан и их семей денежным пособием, как эвакуированных семей, так и семей, находящихся в тылу врага; никто не занимается обобщением опыта партизанской борьбы, не распространяется положительный опыт между фронтами; до сих пор мы не получили ни одного руководящего указания по организации партизанского движения и его руководству из центра, кроме указаний центральных интендантских и финансовых органов, запрещающих что-либо выдавать на нужды партизанского движения, т.к. партизанские отряды не предусмотрены никакими сметными ассигнованиями, и т.д. Отсутствие единого руководящего центра сказывается и на подборе работников местных руководящих центров. Как правило, это случайные люди, неопытные ни в военном, ни в политическом вопросах. Совершенно не отработана структура этих аппаратов, их права и обязанности. Не отработана система подготовки руководящих кадров партизанским методам борьбы, не отработана система снабжения и вооружения партизанского движения... Все эти вопросы необходимо срочно решить. Партизанское движение - историческое движение, оно требует большого внимания к себе, серьезного руководства и помощи» [2].
Лишь летом 1942 г., по прошествии более года после начала войны, была введена в действие совместная инструкция Народного комиссариата финансов, НКО СССР и ЦШПД «О порядке назначения, выплаты и учёта пособий рабочим и служащим государственных предприятий, учреждений, кооперативных, общественных организаций и учащимся, состоящим в партизанских отрядах, и семьям этих лиц, также о порядке назначения и выплаты пенсий партизанам и их семьям» [2]. На основании этой инструкции участникам партизанских отрядов, занимавшим должности начальствующего состава, назначалось пособие в размере среднего заработка по прежнему месту работы или учебы (основных окладов, стипендии) на день вступления в партизанские отряды. Вместе с тем размер пособия командира (комиссара) отряда, заместителя командира (начальника штаба), командира роты (взвода, группы) не мог быть ниже 750, 600 и 500 рублей соответственно. До момента предоставления документов о размере среднего заработка рабочим и служащим, вступившим в партизанский отряд, назначалось пособие в размере 300 рублей в месяц, учащимся и студентам - 100 рублей.
Пособия устанавливались: начальствующему составу - фронтовыми штабами партизанского движения, в остальных случаях - по месту прежнего жительства партизан комиссией при районом
Аносов И.А. Правовое регулирование денежного довольствия участников партизанского движения...
(городском) исполкоме Советов депутатов трудящихся. Во всех случаях пособие назначалось с момента вступления в партизанский отряд, но не ранее апреля 1942 г. [2].
Партизаны имели право передоверить право на получение пособия любым третьим лицам. Выплаты пособий осуществлялись районными военными комиссариатами, в которые штабами партизанского движения не реже одного раза в три месяца направлялись списки партизан, имеющих право на выплаты. Получаемые пособия, в соответствии с действовавшим законодательством, не являлись объектами налогообложения. Семьям погибших партизан, имевшим право на пенсию, выплата пособий производилась до момента назначения пенсии, а не имевшим - пособие выплачивалось за один очередной месяц, считая месяц, в котором получено извещение о гибели партизана. Военнослужащие, вступившие или направленные в партизанский отряд, как правило, обеспечивались денежным довольствием и пособиями на общих основаниях с остальными военнослужащими действующей армии. Однако имелся ряд особенностей.
По вопросу удовлетворения денежным содержанием партизан из военнослужащих и обеспечения их семей 2 сентября 1942 г. Финансовое управление при НКО СССР довело до начальников финансовых отделов фронтов и отдельных армий, начальников фронтовых штабов партизанских движений директиву № 874164сс. В соответствии с ней военнослужащим войсковых частей, направленным в партизанские отряды, а также военнослужащим, зачисленным в партизанские отряды в период нахождения в окружении, денежное содержание выплачивалось за время фактического нахождения в партизанском отряде по последней штатной должности в войсках. Военнослужащим, не занимавшим штатных должностей в войсках (резерв), а также при отсутствии документов, подтверждающих ранее занимаемую штатную должность в войсках, но при наличии документов, неоспоримо подтверждающих принадлежность к соответствующей группе начсостава, выплата денежного содержания производилась из расчета следующих окладов в месяц: высшему начсоставу - 1000 рублей, старшему начсоставу (майор, подполковник, полковник и им соответствующие) - 750 рублей, среднему начсоставу (мл. лейтенант, лейтенант, ст. лейтенант, капитан и им соответствующие) - 550 рублей, сверхсрочнослужащим - 170 рублей, младшему начсоставу (кроме сверхсрочнослужащих) - 20 рублей. В подтверждение штатной должности, занимаемой в войсках, или принадлежности к соответствующей группе начсостава принимались следующие документы: 1) расчётная книжка начсостава; 2) денежный аттестат; 3) удостоверение личности, выданное войсковой частью; 4) справка войсковой части по месту прежней службы; 5) справка соответствующего отдела (управления) кадров; 6) справка военкомата по месту призыва; 7) справка (удостоверение) командования партизанского отряда, заверенная фронтовым штабом партизанского движения. Документы (кроме расчётной книжки), на основании которых производилась выплата денежного содержания, хранились при раздаточной ведомости. С удостоверений личности снималась и подшивалась в дело копия. Свидетельские показания во внимание не принимались [2].
28 сентября 1943 г. была принята директива Финансового управления при НКО СССР № 1500740сс, согласно которой устанавливалась выплата денежного содержания военнослужащим рядового и среднего состава, состоявшим в партизанских отрядах и занимавшим в отрядах должности младшего начальствующего состава. Командир отделения, старший писарь по 1-му и 2-му году службы - 17 руб. 50 коп., по 3-му году и выше - 100 руб.; командир группы (не отдельной), помощник командира взвода - 22 руб. 50 коп. и 125 руб. соответственно; заведующий складом, санитарный и химический инструкторы, старшина - 32 руб. 50 коп. и 150 руб. в месяц соответственно. Выплата денежного содержания в размере окладов, указанных выше, производилась только за время фактического исполнения в партизанском отряде должности младшего начальствующего состава, что должно было подтверждаться справкой командования отряда, заверенной штабом партизанского движения. Если военнослужащий сержантского состава до вступления в партизанский отряд получал более высокий штатно-должностной оклад, то именно по нему и производилась выплата. При этом право на получение прежнего оклада сохранялось только за военнослужащими сержантского состава, вступившими в партизанские отряды в период трёх месяцев со дня окружения и только при наличии доказательства, подтверждающего последнюю штатную должность в войсках [2].
Несмотря на принадлежность военнослужащих к рядовому или начальствующему составу, они не могли получать менее определённой суммы (аналогично партизанам из числа невоеннослужащих): 750 руб. - для занимавших должности командира отряда и военного комиссара отряда; 600 руб. - для заместителя командира отряда, начальника штаба отряда, командира батальона; 500 руб. - для командира роты, командира взвода, командира самостоятельно действующей группы и помощника военного комиссара по комсомолу. Выплата окладов в этих размерах производилась только за время фактического исполнения в партизанском отряде указанных выше должностей, что должно было подтверждаться справкой командования отряда, заверенной фронтовым штабом партизанского движения.
Процентная надбавка за выслугу лет выплачивалась только при наличии документов, подтверждающих выслугу лет на должностях среднего и высшего начсостава.
Полевые деньги в порядке, установленным приказом НКО 1941 г. № 224, выплачивались военнослужащим за все время нахождения в партизанском отряде на общих основаниях с военнослужащими частей действующей армии.
Одновременно с выплатой денежного содержания партизанам, военнослужащим выдавалось: лицам среднего и высшего начальствующего состава и сверхсрочнослужащим - расчётная книжка в порядке, установленном приказом НКО 1942 г. № 24; лицам рядового и младшего начальствующего состава (кроме сверхсрочнослужащих) - денежный аттестат в порядке, установленном приказом НКО
Теория и история государства и права
1940 г. № 415. Расчётная книжка, выданная фронтовым штабом партизанского движения, подписывалась начальником штаба (его заместителем) и начальником финансового органа. В расчётной книжке или денежном аттестате указывалось, за какой период и из какого расчета выплачено денежное содержание, какие произведены удержания и в какой сумме. При выплате денежного содержания партизанам из числа военнослужащих производились установленные удержания (в т.ч. по аттестатам на семьи лиц среднего и выше начсостава и сверхсрочнослужащих, выданным в порядке, установленном приказами НКО 1939 г. № 194 и 1942 г. № 40) в размерах, указанных в расчётных книжках (денежных аттестатах), а при отсутствии их - в размере, заявленном военнослужащим при опросе [2].
Если военнослужащий среднего и выше начсостава и сверхсрочной службы заявлял о том, что денежный аттестат на семью не выдавался, но на его иждивении имеются жена и дети, с него производились удержания сумм, причитающихся семье в порядке, установленном приказами НКО 1941 г. № 242 и 1942 г. № 140. Возврат этих сумм мог быть произведен только при предоставлении справки райвоенкомата, по месту жительства семьи о том, что денежных выплат семье по аттестатам, а также в порядке, установленным приказами НКО 1941 г. № 242 и 1942 г. № 140, не производилось (возвратное пособие). Одновременно с выплатой денежного содержания финансовый орган, производивший выплату, сообщал военкомату по месту жительства семьи партизана из числа военнослужащих о прекращении выплаты и сообщал сумму произведенных с военнослужащего удержаний в погашение выплат семье, а также период, за который эти удержания были произведены. Если местожительство семьи было неизвестно, сообщение высылалось непосредственно Финансовому управлению при НКО.
По получении от военкомата данных о произведенных выплатах семье финансовый орган, производивший выплату денежного содержания военнослужащему, обязан был принять меры к удержанию с военнослужащего сумм, выплаченных его семье и не удержанных с него при выплате денежного содержания за время нахождения в партизанском отряде. Удержания производились только за тот период, за который выплачивалось денежное содержание.
Если военнослужащему по возвращении из партизанского отряда фронтовым органом денежное содержание не было выплачено, а военнослужащий направлялся в Центральный штаб партизанского движения, ему выдавалась справка о том, что денежным содержанием он не был удовлетворён, с указанием причин.
При направлении лиц среднего и начальствующего состава и сверхсрочнослужащих для работы в партизанских отрядах расчётные книжки от них забирались и хранились в финансовых органах фронтовых штабов или Центральном штабе партизанского движения.
Выдача денежных аттестатов в порядке, установленном приказом НКО 1942 г. № 140 на семьи лиц среднего и выше начальствующего состава и сверхсрочнослужащих, состоящих в партизанских отрядах, разрешалась на срок не более шести месяцев. По истечении этого срока мог быть выдан новый аттестат, если командованием партизанского отряда подтверждалось, что данный военнослужащий, на семью которого выдавался денежный аттестат, продолжал находиться в партизанском отряде.
Денежные аттестаты на семьи лиц среднего и выше начсостава и сверхсрочнослужащих, состоящих в партизанских отрядах, выдавались на сумму, не превышающую 75 % денежного содержания, бесспорно причитающегося военнослужащему. Денежные аттестаты, выписанные на семьи лиц среднего и выше начальствующего состава и сверхсрочнослужащих, состоявших в партизанских отрядах, центральными фронтовыми штабами партизанского движения непосредственно в райвоенкоматы, по месту жительства семей, не направлялись, а высылались в Финансовое управление при НКО для проверки и пересылки райвоенкоматам. Командование партизанских отрядов должно было немедленно сообщить фронтовому штабу о выбытии из состава партизанского отряда или о гибели военнослужащих, на семьи которых выдавались денежные аттестаты, для принятия мер к прекращению выплат по аттестатам и к назначению пенсий семьям погибших.
При выдаче денежного содержания лицам среднего и выше начсостава и сверхсрочнослужащим, возвратившимся из партизанских отрядов, суммы по аттестату на семью удерживались, а в расчётной книжке, выдаваемой (возвращаемой) военнослужащему, делалась запись о выдаче аттестата для производства дальнейших удержаний по месту службы.
Постановлением СНК СССР от 19 октября 1943 г. № 1139-348сс [1] был увеличен размер денежного содержания партизан, установлены оклады по новым должностям, появившимся к середине войны в партизанских отрядах. Обусловлено это было значительным увеличением масштабов партизанской войны, которая приобрела к этому моменту стратегическое значение.
Таким образом, несмотря на наличие в начале боевых действий некоторых пробелов в законодательстве, регулировавшем денежное довольствие партизан, в целом за весь период войны оно соответствовало военным и политическим задачам, способствовало достижению победы над врагом.
Список литературы
1. Российский государственный архив социально-политической истории. - Ф. 69; Ф. 644.
2. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. - Ф. 32; Ф. 217; Ф. 229.
3. Российский государственный военный архив. - Ф. 4.
4. КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. Документы 1917-1968 гг. - М.: Воениздат, 1969. - 471 с.
5. Русский архив: Великая Отечественная: приказы народного комиссара обороны СССР. 22 июня 1941 г. - 1942 г. - Т. 13. - М.: Терра, 1997. - 448 с.
Бялт В.С., Трипутин С.Н. Законотворчество как вид правотворчества: теоретико-правовая.
6. Боярский, В. И. Партизаны и армия: История утерянных возможностей / под общ. ред. А.Е. Тараса. - Мн.: Хорвест; М.: АСТ, 2001. - 304 с.
7. Военный энциклопедический словарь / пред. гл. ред. комиссии Н.В. Огарков. - М.: Воениздат, 1983. - 863 с.
8. Кульков, Е. Н., Мягков, М. Ю., Ржевский, О. А. Война 1941-1945. Факты и документы. - М.: Олма-Пресс, 2001. - 496 с.
9. Пономаренко, П. К. Некоторые вопросы организации руководства партизанским движением // Вторая мировая война. - Кн. 3. Движение сопротивления в Европе. - М.: Наука, 1966. - 428 с.
10. Сталин, И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза / изд. 5-е. - М., Госполитиздат, 1953. - 208 с.
11. Финансовая служба Вооруженных Сил СССР в период войны. - М.: Воениздат, 1967. - 455 с.
12. Лысенков, С. Г. Правовой статус военнослужащих в период Великой Отечественной войны (историко-правовое исследование) : автореф. дис... докт. юрид. наук. - СПб., 2005.
УДК 340.12
В.С. Бялт*, С.Н. Трипутин**
Законотворчество как вид правотворчества: теоретико-правовая характеристика
В статье проводится теоретико-правовой анализ такого важнейшего вида правотворчества как законотворчество. Рассматривая существующие научные подходы к пониманию законотворчества, авторы обобщают их и формулируют собственные обоснованные выводы. Кроме того авторами исследуются возможные пути совершенствования института законотворчества в Российской Федерации.
Ключевые слова: законотворчество; правотворчество; правообразование; стадии законотворческого процесса.
VS. Bjalt*, S.N. Triputin**. Lawmaking as a kind of law-making: theoretical and legal characteristic. The article presents a theoretical and legal analysis of such a critical view of lawmaking as lawmaking. Considering the existing scientific approaches to the understanding of lawmaking, the authors summarize and formulate their own informed conclusions. In addition the authors investigate possible ways of perfection of Institute of lawmaking in the Russian Federation.
Keywords: lawmaking; lawmaking; education law; stages of the legislative process.
Анализ вопросов правотворчества в государстве имеет существенное значение как с точки зрения теоретико-правового исследования, так и в аспекте реализации цели построения правового государства. Результатом правотворческой деятельности выступают правовые нормы, которые устанавливают правила и порядок взаимоотношений в обществе и государстве. Качество правотворчества во многом обусловливает, какими именно будут эти нормы и насколько эффективно они будут способствовать урегулированию общественных отношений. Т.е. следует отметить, что совершенствование взаимодействия личности, общества и государства, уровень значимости правовых норм в качестве социального регулятора и показатель связывания государственной власти с помощью права предопределяются отчасти содержанием и направлениями правотворчества в государстве. Не случайно Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркивает важность правотворческой деятельности в государстве в аспекте дальнейшего построения правового государства, совершенствования административно-правового механизма реализации гражданами своих прав и законных интересов, а также принятия дополнительных ограничений в отношении прав чиновников и политиков [3].
Одним из важнейших видов правотворчества, направленным на принятие нормативных правовых актов высшей юридической силы (законов) выступает законотворчество. Значения законов в России можно обосновать конституционной нормой, в которой указано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в определенных целях, но только федеральным законом или федеральным конституционным законом [1, ст. 55, 56]. Необходимо констатировать, что процедура законотворчества напрямую связана с охраной и защитой конституционных прав и
* Бялт, Виктор Сергеевич, associate Professor of Department of theory of state and law Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: victorkwr@mail.ru.
** Трипутин, Сергей Николаевич, заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России по работе с личным составом. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: mail@univermvd.ru.
* Bjalt, Viktor Sergeevich, lecturer of the department of personnel and educational work of Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of legal sciences. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: victorkwr@mail.ru.
** Triputin, Sergey Nikolaevich, deputy head of Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia on personal staff. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: mail@univermvd.ru.
© Бялт В.С., Трипутин С.Н., 2016