Научная статья на тему 'Правовое положение шрузополучателя по договору воздушной перевозки груза'

Правовое положение шрузополучателя по договору воздушной перевозки груза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
286
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНАЯ ПЕРЕВОЗКА / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА / ГРУЗООТПРАВИТЕЛЬ / ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЬ / ПЕРЕВОЗЧИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Выгодянский А. В.

The article is devoted to the analysis of various approaches to the definition of a consignees legal status under an air shipment contract which have been suggested since the 1960s-1980s discussion till the present time. According to one of the viewpoints the given contract is considered bilateral. The consignor and the carrier are the parties to the contract, while the consignee is in the role of the third party with the contract being carried out for the benefit of the latter Proponents of this point of view consider the contract bilateral taking into account the fact that the consignee does not participate in either drawing the contract terms up or signing the contract but learn about the concluded contract from the carriers notice of cargo delivery to the address of the consignee. Those maintaining the opposite point of view qualify the contract as a trilateral one and consider the consignor, carrier and consignee full parties to the contract. According to them the Civil Code of the Russian Federation regulations determining a consignees legal status make it possible to set up under the contract only the rights for the third party, while a consignee is a party to not only rights but also certain obligations under the shipment contract. The author being an advocate of the second point of view presents the authors model of a trilateral contract of air cargo shipment as well as offers his own definition of such a contract which fixes certain obligations of a consignee.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое положение шрузополучателя по договору воздушной перевозки груза»

А. В. Выгодянский*

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЯ ПО ДОГОВОРУ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

Ключевые слова: воздушная перевозка, правовое положение, договор перевозки груза, грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик.

The article is devoted to the analysis of various approaches to the definition of a consignee’s legal status under an air shipment contract which have been suggested since the 1960s— 1980s’ discussion till the present time.

According to one of the viewpoints the given contract is considered bilateral. The consignor and the carrier are the parties to the contract, while the consignee is in the role of the third party with the contract being carried out for the benefit of the latter

Proponents of this point of view consider the contract bilateral taking into account the fact that the consignee does not participate in either drawing the contract terms up or signing the contract but learn about the concluded contract from the carrier’s notice of cargo delivery to the address of the consignee.

Those maintaining the opposite point of view qualify the contract as a trilateral one and consider the consignor, carrier and consignee full parties to the contract.

According to them the Civil Code of the Russian Federation regulations determining a consignee’s legal status make it possible to set up under the contract only the rights for the third party, while a consignee is a party to not only rights but also certain obligations under the shipment contract.

The author being an advocate of the second point of view presents the author’s model of a trilateral contract of air cargo shipment as well as offers his own definition of such a contract which fixes certain obligations of a consignee.

В Российской Федерации общие правила, регулирующие договор перевозки, традиционно устанавливаются нормами гражданского законодательства, а специфика и особенности осуществления перевозок отдельными видами транспорта регулируются законодательными актами, относящимися к транспортному праву

Таким образом, нормы о договоре перевозки были включены в раздел IV Гражданского кодекса РФ, который в составе части второй был введен в действие с 1 марта 1996 г.

$

Старший преподаватель кафедры «Экономика и управление» Московского института управления. [[email protected]]

Договор воздушной перевозки регулируется Воздушным кодексом РФ, введенным в действие с 1 апреля 1997 г. (далее — ВК РФ).

Согласно ст. 785 ГК РФ, договор перевозки груза — это договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В соответствии с ГК РФ заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом и Кодексом (ст. 785 ГК РФ). На воздушном транспорте таким документом выступает грузовая накладная (ст. 105 ВК РФ).

Согласно п. 2 ст. 103 ВК РФ, по договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.

Перевозчиком по договору воздушной перевозки является эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки (ст. 100 ВК РФ).

При этом под эксплуатантом согласно ВК РФ понимается гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.

В качестве грузоотправителя по договору перевозки груза может выступать любое физическое и юридическое лицо, обладающее правоспособностью и дееспособностью.

Обычно в роли грузоотправителей оказываются коммерческие организации, осуществляющие отправку грузов для исполнения договорных обязательств по заключенным ими договорам купли-продажи, поставки и другим гражданско-правовым договорам.

Как правило, грузоотправитель является собственником отправляемых им грузов либо лицом, наделенным собственником соответствующими полномочиями по отправке груза. Грузоотправитель заключает договор перевозки с перевозчиком и является одной из сторон договора перевозки груза.

В современной юридической литературе высказываются различные позиции относительно правового положения грузополучателя в данном договоре.

Большинство авторов в юридической литературе относят договор перевозки груза к числу двусторонних, так как обязанности имеются как на стороне перевозчика, так и грузоотправителя, так как услуга перевозчика по перевозке груза подлежит оплате грузоотправителем. При этом в отношениях по перевозке груза участвует и грузополучатель, на стороне которого имеются как права, так и определенные обязанности.

Таким образом, участниками договора воздушной перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель. Грузополучателю в данном договоре большинством авторов обычно отводится роль третьего лица, в пользу которого заключен данный договор.

Как известно, в соответствии со ст. 430 ГК РФ договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу.

Так, по мнению Н.С. Ковалевской, сторонами договора перевозки груза, являются перевозчик и грузоотправитель. Однако в обязательстве, возникающем из данного договора, участвует также управомоченное на получение груза лицо — получатель. В случае несовпадения отправителя и получателя в одном лице договор приобретает конструкцию договора в пользу третьего лица1.

По мнению В.В. Витрянского, положение грузополучателя по российскому транспортному праву также может быть объяснено только через конструкцию договора в пользу третьего лица, в пользу которого грузоотправитель и перевозчик заключают договор перевозки груза2.

Необходимо отметить, что имеется и другая точка зрения, согласно которой данный договор следует считать трехсторонним, в котором грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель являются полноправными сторонами договора перевозки.

Так, В.А. Егиазаров указывает на следующее обстоятельство: «...п. 4 ст. 430 ГК РФ гласит: “когда третье лицо отказалось от права, предоставленного ему по договору, кредитор может воспользоваться этим правом, если это не противоречит закону, иным правовым актам или договору”. Таким образом,

1 См.: Коммерческое право / под ред. В.Ф. Попондуполо, В.Ф. Яковлевой. СПб., 1997. С. 307.

2 См.: Витрянскии В.В. Договор перевозки. М., 2001. С. 284.

в статье ГК РФ говорится исключительно о правах третьего лица, которыми оно может воспользоваться либо отказаться от них. В отношении третьего лица могут быть установлены только права, а не обязанности, так как обязанности по договору может нести только тот, кто заключил его лично или через представителя»1.

Тем не менее грузополучатель по действующему ВК РФ имеет определенные обязанности. Так, согласно п. 2 ст. Ill ВК РФ грузополучатель обязан принять и вывезти груз. Грузополучатель имеет право отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением.

Таким образом, исходя из факта наличия у грузополучателя определенных обязанностей, установленных законом, В.А. Егиазаров признает грузополучателя одной из полноправных сторон договора перевозки груза, а сам договор признает трехсторонним. По его мнению, процесс заключения договора перевозки груза можно разделить на две части: заключение договора между грузоотправителем и перевозчиком и вступление в договор перевозки грузополучателя2.

В.В. Витрянский, возражая против такой позиции, отмечает, что указанные обязанности возлагаются на грузополучателя не договором перевозки, а императивными нормами закона. Таким образом, договор перевозки не возлагает на получателя каких-либо обязанностей, но если лицо выражает свое намерение принять груз, то тем самым оно принимает на себя определенные обязанности, предусмотренные законодательством, что не противоречит конструкции договора перевозки как договора в пользу третьего лица3.

Далее в той же работе В.В. Витрянский развивает данную точку зрения: «На самом деле у перевозчика нет и не может быть никаких правовых средств, с помощью которых он мог бы заставить грузополучателя принять не заказанный им груз. Концепция, рассматривающая договор перевозки как двусторонний договор, сконструированный по модели договора в пользу третьего лица, исключает даже теоретическую возможность понуждения получателя к приему груза»4.

Представляется, что с данным утверждением В.В. Витрянского трудно согласиться по следующим соображениям.

1 См.: Егиазаров В.А. Транспортное право. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 67.

2 См.: Там же. С. 72-73.

! См.: Витрянский В.В. Указ. соч. С. 286.

4 См.: Там же. С. 287.

Во-первых, обязанности грузоотправителя и перевозчика также закреплены в гражданском и транспортном законодательстве, и в этом отношении регулирование их обязанностей ничем не отличается от регулирования обязанностей грузополучателей.

Во-вторых, на наш взгляд, необходимо разграничивать обязанности пуб-лично-правового характера (например, обязанности выполнения таможенных, налоговых, фито-санитарных и т.д. формальностей), которые обязательны к исполнению независимо от участия в конкретных договорных обязательствах, и обязанности, установленные законодательством дня участников конкретных видов договоров (например, договора перевозки груза).

В первом случае данные обязанности закрепляются законодательными актами, относящимися к налоговому, таможенному и т.д. законодательству (публично-правовые обязанности). Во втором случае обязанности участников договора закреплены нормами гражданского и транспортного законодательства (относящимися к частному праву).

На наш взгляд, одним из способов решения проблемы правового положения грузополучателя в данном договоре может быть признание его полноправной стороной договора перевозки груза, вступающей в договор перевозки груза, заключенный ранее грузоотправителем и перевозчиком, как это предлагает сделать В.А. Егиазаров.

В этом случае для грузополучателя договор перевозки будет иметь характер договора присоединения.

Как известно, согласно п. 1 ст. 428 ГК РФ договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

В случае согласия грузополучателя получить поступивший в его адрес груз, он, таким образом, соглашается участвовать в качестве стороны в договоре перевозки, заключенном между грузоотправителем или перевозчиком, и, следовательно, соглашается выполнять определенные обязанности, предусмотренные договором перевозки груза.

В том числе грузополучатель принимает на себя обязанность по принятию груза от перевозчика и другие связанные с договором перевозки груза и предусмотренные транспортным законодательством обязанности.

Если исходить из данной точки зрения, то в случае прибытия в адрес грузополучателя не заказанного им груза, обязанности по его принятию от перевозчика у грузополучателя не возникнет, поскольку в этом случае он не выразит согласия на получение груза от перевозчика и, соответственно, не станет стороной данного договора перевозки груза.

Таким образом, в данном случае не будет и оснований для привлечения такого грузополучателя к ответственности за непринятие и невывоз груза от воздушного перевозчика.

Относительно момента вступления грузополучателя в договор перевозки груза можно предположить, что таким моментом следует считать момент предъявления перевозчику требования о выдаче поступившего в его адрес груза.

По нашему мнению, применительно к договору воздушной перевозки груза, можно предложить следующее определение договора воздушной перевозки груза как трехстороннего договора: «По договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), который обязуется принять и вывезти груз, выполнив связанные с этим обязанности, а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты».

На наш взгляд, данная правовая конструкция договора воздушной перевозки груза позволяет объяснить наличие обязанностей у грузополучателя, так как предусматривает их появление только в связи с его вступлением в договор перевозки груза, заключенный ранее грузоотправителем и перевозчиком.

И.В. Сахарова*

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СПОСОБЫ УВЕДОМЛЕНИЯ ПРОДАВЦА О ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЕ

К>1ючевые слова: лизинг, договор лизинга, объект лизинга, лизингодатель, лизингополучатель.

The problems of the legal regulation of relations on notification of the seller on the lessee are researched in the article. It is shown that the legislation doesn’t concretize means of performance of the lessor’s obligation on notification of the seller and doesn’t determine consequences of nonperformance of this obligation. The review of researchers’ opinions on notification of the seller on the lessee is given. The legal nature of notification of the seller on the lessee is determined, the purport of the lessor’s obligation on notification of the seller is found out and possible consequences of nonperformance of this obligation are modelled.

$

. Кандидат юрид ических наук, доцент кафедры теории государства и права Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, [[email protected]]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.