Научная статья на тему 'Правовое положение органов опеки и попечительства как представителей несовершеннолетнего пациента'

Правовое положение органов опеки и попечительства как представителей несовершеннолетнего пациента Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1830
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ЗДОРОВЬЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПАЦИЕНТ / РЕБЕНОК / ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салиева Роза Наильевна, Хамитова Гульнара Муллануровна, Садриева Иркягуль Асхатовна

Реализация прав несовершеннолетних пациентов как особых субъектовзащиты осуществляется самостоятельно и (или) при участии их законных представителей, но при контроле со стороны органов опеки и попечительства. Деятельность органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних пациентов есть гарантия соблюдения прав несовершеннолетних на здоровье и медицинскую помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Legal Status of Guardianship Authorities as Representatives of an Under-Aged Patient

The implementation of the rights of juvenile patients is a subject of special protection, independently and (or) with the participation of their legal representatives, but with constant control of the guardianship authorities. Activity of guardianship authorities concerning juvenile patients is a guarantee of observance of rights of minors to health, medical assistance, etc.

Текст научной работы на тему «Правовое положение органов опеки и попечительства как представителей несовершеннолетнего пациента»

УДК 347.157.1

Правовое положение органов опеки и попечительства как представителей несовершеннолетнего пациента

Салиева Р.Н.

Доктор юридических наук, профессор кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса Казанского (Приволжского) федерального университета

Хами то си Г.М.

Ассистент кафедры биомедэтики, медицинского права и истории медицины Казанского государственного медицинского университета

Садриева И.А.

Аспирант лаборатории правовых проблем недропользования и экологии Института проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан

Реализация прав несовершеннолетних пациентов как особых субъектов защиты осуществляется самостоятельно и (или) при участии их законных представителей, но при контроле со стороны органов опеки и попечительства. Деятельность органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних пациентов есть гарантия соблюдения прав несовершеннолетних на здоровье и медицинскую помощь.

Ключевые слова: право, здоровье, несовершеннолетний пациент, ребенок, органы опеки и попечительства, законные представители.

Законодательством Российской Федерации детям гарантируется содействие в реализации и защите их прав и законных интересов.

Руководствуясь ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», субъекты, которые могут оказывать содействие несовершеннолетнему пациенту в реализации и защите его прав в сфере охраны здоровья, разделены на 4 группы:

1) органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица ука-170

занных органов (например, в Республике Татарстан: ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан» по вопросам соблюдения прав детей-инвалидов при прохождении процедуры освидетельствования на предмет присвоения статуса «ребенок-инвалид» и обеспечения реабилитационными мероприятиями, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по вопросам социальной реабилитации детей-инва-

Статья опубликована при поддержке АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» по результатам Конкурса «Кооперация талантов».

лидов и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, Следственное управление Следственного комитета РФ по Республике Татарстан по вопросам защиты и обеспечения прав детей - жертв преступлений в сфере охраны здоровья, Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан по вопросам организации оздоровления детей и подростков, Министерство образования и науки Республики Татарстан по вопросам опеки и попечительства детей, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан по вопросам соблюдения прав и законных интересов детей на безопасную жизнедеятельность при оказании медицинских услуг, Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Татарстан по вопросам наилучшего обеспечения прав и законных интересов детей при осуществлении лечения и оказания медицинской помощи, и др.);

2) родители ребенка (лица, их заменяющие);

3) педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты;

4) общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации.

Необходимо отметить, что в числе субъектов, уполномоченных содействовать ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», не называет органы местного самоуправления. Руководствуясь ст. 12 данного Закона, на них возложены полномочия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию оздоровительных учреждений.

Органы опеки и попечительства, исходя из положений ст. 34 ГК РФ, относятся к первой группе субъектов, уполномоченных содействовать ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов. Согласно ч. 1 ст. 34 ГК РФ, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами. Ряд полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних пациентов могут осуществлять медицинские организации («Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утверждены Постановлением Правительства РФ от

18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» [1]).

Орган опеки и попечительства осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей по месту жительства их подопечных (ч. 3 ст. 34 ГК РФ), в том числе по реализации несовершеннолетними прав в сфере охраны здоровья, а также содействует ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов посредством проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Родители ребенка (лица, их заменяющие) отнесены ко второй группе субъектов, содействующих ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов. Они обязаны содействовать несовершеннолетнему ребенку в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов.

При этом выбор конкретного способа содействия ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов органами опеки и попечительства, родителями или лицами, их заменяющими, зависит от объема дееспособности ребенка и, как следствие, от его возраста (ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Правовое положение, полномочия, обязанности органа опеки и попечительства в Российской Федерации определены Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [2].

Анализ задач, которые возложены на органы опеки и попечительства в ст. 4, ст. 6, ч. 9 ст. 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», показывает, что в сфере охраны здоровья на эти органы возлагаются полномочия по:

— обеспечению своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, в том числе в ситуации необходимости оказания ребенку медицинской помощи;

— защите прав несовершеннолетних пациентов;

— обеспечению государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав несовершеннолетних пациентов, и стимулирование такой деятельности;

— оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям содействия в получении медицинской помощи несовершеннолетними.

Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попе-

чителям помощи в получении медицинской помощи осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, медицинскими организациями, общественными и иными организациями (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ). Хотя сам механизм такого взаимодействия на законодательном уровне фактически не установлен. Интересен тот факт, что еще в 2013 г. Резолюцией VII съезда Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (16-18 апреля 2013 г., г. Уфа, Республика Башкортостан) Уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации также было рекомендовано развивать и совершенствовать формы и методы взаимодействия с органами государственной власти, в том числе с правоохранительными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими институтами гражданского общества по вопросам охраны здоровья детей, однако до настоящего времени существенного прорыва в субъектах РФ в этом направлении не наблюдается.

Полномочия органов опеки, попечительства и медицинских организаций в сфере защиты прав детей-пациентов, безусловно, необходимо конкретизировать в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в целях эффективного исполнения государственных функций по защите прав несовершеннолетних пациентов.

Во-первых, требуется принять на федеральном уровне и внедрить в практику типовой порядок взаимодействия органов опеки и попечительства, медицинских организаций, иных уполномоченных органов и учреждений, общественных объединений в решении вопросов охраны здоровья граждан, не достигших совершеннолетия.

Во-вторых, создать на базе органов опеки и попечительства службу медиации как структуру по досудебному разрешению споров, возникших в связи с необходимостью проведения медицинского вмешательства несовершеннолетнему, оказания ему специальной медицинской помощи, и т.д. Однако, достижение этих целей без институтов гражданского общества, обладающих не только рекомендательными, но и контрольными функциями, невозможно. Потому к процедуре медиации нужно привлекать общественные объединения, правозащитников, детских психологов, профессиональных юристов, независимых специалистов в области медицины, в том числе для проведения независимой медицинской экспертизы. Хотя высказываются, при соблюдении требований медиаторов, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [3], и 172

иные точки зрения, в частности, что «это не должны быть люди, которые работают непосредственно в медицинских учреждениях. Но при этом, это должны быть профессионально подготовленные специалисты, которые смогут привести к согласию и урегулировать конфликты между пациентом и врачом, администрацией и врачом, администрацией клиники и пациентом и т.д.» [4].

Деятельность органов опеки и попечительства в Республике Татарстан, помимо ГК РФ и Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», регламентируется Законом Республики Татарстан от 27 февраля 2004 г. № 8-ЗРТ «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан» [5].

В целях защиты прав и законных интересов граждан органы опеки и попечительства Республики Татарстан, исходя из ст. 5 Закона Республики Татарстан от 27 февраля 2004 г. № 8-ЗРТ, уполномочены:

— принимать меры по защите прав несовершеннолетних в сфере охраны здоровья;

— осуществлять защиту прав несовершеннолетних пациентов в сфере охраны здоровья в случаях ненадлежащего исполнения их законными представителями своих обязанностей;

— предъявлять в суды иски и участвовать в судебных заседаниях по делам, связанным с защитой прав несовершеннолетних пациентов;

— решать вопросы лечения несовершеннолетних;

— осуществлять надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в том числе за исполнением ими своих обязанностей по сохранению здоровья несовершеннолетних;

— рассматривать предложения, заявления и жалобы несовершеннолетних, иных лиц по вопросам выполнения органами опеки и попечительства своих обязанностей в отношении детей-пациентов и принимать по ним необходимые меры;

— осуществлять иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан.

В зависимости от конкретной ситуации органы опеки и попечительства осуществляют функции заботы о состоянии здоровья детей и могут выступать в качестве законного представителя ребенка в отношении:

— детей, оставшихся без попечения родителей, до передачи в семьи на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.ст. 7, 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»);

— несовершеннолетних граждан, находящихся под опекой или попечительством, если действия законных представителей, опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных

противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных (ст.ст. 7, 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Как мы видим из анализа законодательства Российской Федерации, определяющего правовой статус органов опеки и попечительства, они не подменяют и не заменяют родителей или иных законных представителей детей. Родители ребенка, усыновители, а также попечители — в отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 26 ГК РФ), опекуны — в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет (малолетних) (ст. 64 СК РФ) обладают всей полнотой прав по обеспечению реализации несовершеннолетним пациентом прав в сфере охраны здоровья.

Учитывая необходимость предоставления детям-пациентам особой защиты в силу их физической и умственной незрелости, специалисты органа опеки и попечительства обязательны должны обладать некоторыми знаниями в области медицины. К ним, по мнению Г.В. Семья, следует отнести знания медицинских диагнозов и последствий заболеваний для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, признаков и последствий жестокого обращения и насилия и пр. [6]. И действительно, согласно примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2015 г. № 121 [7], работники органов опеки и попечительства, осуществляющие содействие обеспечению и защите прав и законных интересов детей, после прохождения повышения квалификации, должны знать основные медицинские термины и понятия (понимать последствия заболеваний для развития ребенка, влияние наследственных и генетических факторов на состояние здоровья и развития ребенка, последствия жестокого обращения и насилия) (п. 6.12), и уметь применять навыки консультирования и знания в области медиации (п. 7.10), выявлять признаки пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей (п. 7.20).

Однако, как показывает практика, органы опеки и попечительства не всегда могут оперативно обратить внимание на трудности несовершеннолетнего в получении своевременной, качественной медицинской помощи и принять соответствующие меры. Такие ситуации возникают, когда органы опеки и попечительства часто не осведомлены о таких фактах ввиду того, что семья, в которой проживает несовершеннолетний, неблагополучна, но не состоит на учете этих органов. По данным Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка П. Астахова,

в 2009-2011 г. на 6,9 % увеличилось число поступивших в органы опеки и попечительства сообщений о детях, находящихся в обстановке, угрожающей их жизни и здоровью [8].

Очевидно, что в современный период необходимо развивать и совершенствовать формы работы органов опеки и попечительства в сфере охраны здоровья детей, тем более есть, как указывается в Концепции развития до 2017 г. сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия [9] (раздел III), проблема несогласованности действий и многочисленности служб, отвечающих за работу с детьми. Несовершеннолетние должны иметь возможность круглосуточного еженедельного обращения в органы опеки и попечительства, а не только в часы их работы, за помощью, консультацией, содействием, в том числе в вопросах охраны здоровья детей.

Несмотря на полномочия органов опеки и попечительства, иных органов власти различных уровней в защите прав несовершеннолетних, реализация прав в сфере охраны здоровья, в первую очередь специальных прав, возложена законодательством Российской Федерации на родителей и иных законных представителей детей-пациентов.

Так, в частности, ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливается, что родители или иные законные представители несовершеннолетних пациентов:

— дают информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, несовершеннолетних больных наркоманией при оказании им наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетних в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста) (ч. 2);

— имеют право отказаться от медицинского вмешательства в отношении несовершеннолетнего или потребовать его прекращения, за исключением ряда случаев, предусмотренных ч. 9 ст. 20 (ч. 3);

— имеют право при отказе от медицинского вмешательства на получение в доступной форме разъяснений возможных последствий такого отказа (ч. 4).

— обязаны подписать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства (ч. 7).

В то же время, законодатель понимает, что отказ от медицинского вмешательства в отношении несовершеннолетнего со стороны родителей может быть необоснованным и даже противоправным. Поэтому в ч. 9 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ уста-

новлено правило, согласно которого медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни ребенка и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается либо консилиумом врачей, непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), одного из родителей или иного законного представителя лица, либо судом (ч. 10 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ).

Родителям, усыновителям и иным законным представителям, как определено в ч. 5 и 6 ст. 67 Федерального закона № 323-ФЗ, по их требованиям должно быть выдано заключение о причине смерти и диагнозе заболевания. Органы опеки и попечительства при наличии законных представителей ребенка такие полномочия тоже имеют. Вообще Федеральный закон № 323-ФЗ позволяет передавать без согласия пациента сведения, составляющие врачебную тайну, только органам опеки и попечительства и только в строго определенных целях, на что обращает внимание И.С. Иванов [10].

Судебная практика также идет по этому пути.

Так, в деле, рассмотренном Барышским городским судом Ульяновской области 30 сентября 2011 г., истица оспаривала правомерность передачи больницей сведений о наличии у нее заболевания органам социальной защиты населения на территории муниципального образования и в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласия на разглашение диагноза и факта обращения за медицинской помощью истица не давала. Медработники мотивировали свои действия тем, что учитывали состояние здоровья истицы и ее нежелание наблюдаться у врача, руководствовались принципами сохранения здоровья матери и будущего ребенка и готовы были принять все методы убеждения. Все действия больницы, по их мнению, направле-174

ны были на выполнение служебных обязанностей и служебного долга в целях сохранения здоровья пациентки. Однако, суд счел доказанным факт разглашения ответчиком врачебной тайны, а именно диагноза истицы третьим лицам без ее согласия. Среди прочих нормативных актов суд сослался на ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, устанавливающей право каждого гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, и добавил, что право на неразглашение врачебной тайны принадлежит к числу основных конституционных прав человека и гражданина [11].

Трансплантация (пересадка) органов и тканей в отношении несовершеннолетнего реципиента допускается при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей или иного законного представителя. В случае смерти несовершеннолетнего изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) также допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей (ч. 5, 8 ст. 47 Федерального закона № 323-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 51, п. 4 ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ, одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.

Как показывает проведенный анализ, основные обязанности в сфере охраны здоровья детей и органов опеки и попечительства, и родителей схожи. Это - предотвращение нарушений, обеспечение и защита прав и законных интересов детей-пациентов, их медико-правовых и иных государственных гарантий в сфере охраны здоровья, включая установленные в международных договорах и соглашениях с участием Российской Федерации. Однако родители не обладают полномочиями органов опеки и попечительства по надзору за деятельностью опекунов и попечителей при реализации ими прав ребенка на охрану здоровья. В то же время, органы опеки и попечительства, родители и иные законные представители несовершеннолетних пациентов несут ответственность за соблюдение прав и свобод ребенка в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Органы опеки и попечительства, законные представители обязаны представлять интересы ребенка

в медицинских организациях на всех этапах оказания медицинской помощи в силу его физической и умственной незрелости, в том числе:

— обращаться в суд, иные органы государственной, муниципальной власти за защитой прав несовершеннолетних в сфере охраны здоровья;

— осуществлять гражданско-правовые меры защиты прав несовершеннолетних пациентов в сфере охраны здоровья, включая права на уважение достоинства ребенка при медицинском вмешательстве, проведении клинических исследований и т.д.;

— решать вопросы лечения несовершеннолетних как на основе системы обязательного медицинского страхования, так и на основе добровольного медицинского страхования путем заключения договора на оказание платных медицинских услуг (если ребенок-сирота, например).

Таким образом, реализация прав несовершеннолетних пациентов как особых субъектов защиты, которым свойственна специфическая правосубъектность в медико-правовых отношениях и гарантированы общие и специальные права в сфере охраны здоровья, осуществляется самостоятельно и (или) при участии их законных представителей, но при контроле со стороны органов опеки и попечительства. Деятельность органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних пациентов есть гарантия соблюдения прав несовершеннолетних на здоровье, медицинскую помощь и др.

Однако, учитывая, что законодательно четко не прописаны механизмы выявления трудностей несовершеннолетних в получении своевременной медицинской помощи в условиях, когда семья не состоит на учете, взаимодействия органов опеки и попечительства с общественными институтами власти, которые участвуют в контроле за деятельностью медицинских организаций в части оказания последними медицинской помощи несовершеннолетним пациентам, в перспективе следует:

— разработать на федеральном уровне типовую схему взаимодействия органов опеки и попечительства с органами государственной власти, органами местного самоуправления, медицинскими организациями, общественными объединениями и иными институтами гражданского общества по вопросам охраны здоровья детей и рекомендовать внедрение этого механизма взаимодействия в субъектах Российской Федерации путем принятия соответствующих нормативных правовых актов на региональном уровне, в Республике Татарстан Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении Регламента взаимодействия органов опеки и попечительства, органов государственной власти, органов местного самоуправления, медицинских организаций, иных субъектов в сфере охраны здоровья несовершеннолетних»;

- создать на базе органов опеки и попечительства службы профессиональных медиаторов (медицинская медиация), которые смогут в досудебном порядке разрешать конфликты в сфере охраны здоровья несовершеннолетних, в том числе при условии проведения независимых медицинских экспертиз, привлечения специалистов в области медицины, детских психологов, волонтеров.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», «Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного», «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье», «Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей», «Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных») (в ред. Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2015 г. № 960) // СЗ РФ. - 2009. - № 21. - Ст. 2572; 2015. - № 38. - Ст. 5289.

2. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N° 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (в ред. Федерального закона от 22 декабря 2014 г. № ЗЗЗ-ФЗ) // СЗ РФ. - 2008.- № 17. - Ст. 1755; 2014. - Ст. 45. Ст. 6143.

3. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 185-ФЗ) // СЗ РФ. - 2010. - № 31. -Ст. 4162; 2013.- № 27. -Ст. 3477.

4. Межрегиональный союз медиаторов начал подготовку посредников для решения медицинских споров (новости от 15 ноября 2012 г., раздел «Медицинское право») // Медицинский портал Приморского края. - URL: http://vladmedicina.ru/ news/meditsinskoe/2012-11-15-mezhregionalnyy-soyuz.htm.

5. Закон Республики Татарстан от 27 февраля 2004 г. № 8-ЗРТ «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан» (в ред. Закона Республики Татарстан от 9 июля 2012 г. № 45-ЗРТ) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. -URL: http://docs.cntd.ru/document/917013928

6. Семья Г.В. Профессиональный стандарт специалиста органов опеки и попечительства // Психологическая наука и образование). - 2013. - № 3. - С. 26. - URL: www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885.

7. Приказ Минобрнауки России от 24 февраля 2015 г. № 121 «Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства». - URL: http://www. pravo.gov.ru (26.05.2015 г.).

8. Доклад Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка П.А. Астахова «Соблюдение права ребенка воспитываться в семье и не разлучаться с родителями как основополагающий принцип государственной семейной политики России» (Всероссийский семинар «Роль органов опеки и попечительства в профилактике социального сиротства и обеспечении права ребенка на семейное воспитание», 18 апреля 2013 г., г. Уфа, Республика Башкортостан) // Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам человека. - URL: http://www.rfdeti.ru/ files.php?id=32

9. Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность» // СЗ РФ. - 2014. - № 32. - Ст. 4557.

10. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 13 июля 2015 г. № 230-ФЗ, № 233-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. -Ст. 6724; 2015. - № 29 (часть I). - Ст. 4356, 4359.

11. Решение Барышского городского суда Ульяновской области 30 сентября 2011 г., номер дела скрыт (оставл. в силе в апелляц. инстанции, не опубл.). - URL: http://rospravosudie.com/court-baryshskij-gorodskoj-sud-ulyanovskaya-oblast-s/ act-100642427.

The Legal Status of Guardianship Authorities as Representatives of an Under-Aged Patient

R.N. Salieva Kazan (Volga Region) Federal University

G.M. Khamitova Kazan State Medical University

I.A. Sadriyeva

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Institute of environmental problems and subsurface use of Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

The implementation of the rights ofjuvenile patients is a subject of special protection, independently and (or) with the participation of their legal representatives, but with constant control of the guardianship authorities. Activity of guardianship authorities concerning juvenile patients is a guarantee of observance of rights of minors to health, medical assistance, etc.

Keywords: law, health, the minor patient, the child, the guardianship authorities, legal representatives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.