ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
The legal status of forest land Grin E.1, Sidenko A.2 Правовое положение лесного участка Гринь Е. А.1, Сиденко А. А.2
'Гринь Елена Анатольевна / Grin Elena — кандидат юридических наук, доцент;
2Сиденко Александр Александрович / Sidenko Alexandr — магистрант, кафедра земельного, трудового и экологического права, юридический факультет, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар
Аннотация: данная статья сравнивает нормы гражданского, земельного и лесного законодательства Российской Федерации, определяя правовой режим лесного участка как объекта права собственности в соответствии с принятым новым Лесным кодексом Российской Федерации. Приводит различные мнения учёных - юристов по вопросам определения лесного участка как объекта собственности.
Abstract: this article compares the norms of civil, land and forest legislation of the Russian Federation, defining the legal regime offorest land as an object of property rights in line with the decision taken by the new Forest Code of the Russian Federation. Leads are different opinions of scientists, lawyers for the definition offorest land as a property of the object.
Ключевые слова: лес, лесной участок, земельный участок, объект права собственности. Keywords: forest, forest land, land, object ownership.
Понятие правового положения было объектом исследования множества юристов, но сегодня так не создано ни общепринятого понятия, ни единого подхода к определению его содержания и сущности. Существующие мнения и теории показывают лишь то, что определить правовое положение - значит установить возможные варианты поведения обладателя права и обязанных субъектов, установив для них в правовых нормах должное и возможное поведение. Другими словами, установить правовое положение определённых объектов права собственности - значит установить, какие действия в отношении них можно совершать, а какие запрещено, а также определить лица, уполномоченные на их реализацию. Если говорить о правовом положении природных объектов, то нельзя не сказать, что в последнее время законодательная база Российской Федерации в сфере регулирования отношений собственности на природные ресурсы претерпела серьёзную метаморфозу. На сегодняшний день интерес как теоретиков, так и практиков юристов вызывают лесные отношения собственности. Это связано как с не точной формулировкой понятий леса, лесного фонда, земель лесного фонда, которые использовались в предыдущем лесном законодательстве, так и с новым понятием леса, закрепленным в статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации [1]. До принятия нового Лесного кодекса Российской Федерации объектом права собственности рассматривался лес, а также лесной фонд. Таким примером могут быть статьи 18 и 19 предыдущего ЛК РФ, определившие смысл права собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд. Конкретно в них было сказано, что право на получение доходов от использования лесного фонда и лесов, которые не входили в лесной фонд, имеет собственник.
В это же время законодатель отмечал, что 3 основных права собственности лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами реализуются по средствам глобального экологического значения лесов, их восстановления, длительного выращивания и иных их природных свойств. Впрочем, легального определения леса и лесного фонда не было, хотя и указывалось на то, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса являются собственностью Российской Федерации. Новый Лесной кодекс Российской Федерации лес, с одной стороны, рассматривает как экологическую систему, а с другой - как природный ресурс, поэтому утверждение, что лес является самостоятельным объектом собственности, вызывает целый ряд вопросов. По крайней мере, конкретного ответа на эти вопросы в Лесном кодексе и на сегодняшний день нет.
Однако надо признать, что как природный ресурс, лес одновременно является объектом присвоения, следовательно, может выступать как особый объект права собственности, хотя нет каких либо правовых норм в новом ЛК РФ, которые конкретно закрепляли бы право собственности на леса. Аналогичное мнение имеют и законодатели западных стран. Однако
нельзя отрицать присутствие другого мнения на сложившуюся ситуацию, по которой именно земельный участок или лесной участок, но никак не земля или лес, могут рассматриваться как объект права собственности, так как исключительно конкретные участки могут выступать как индивидуально определенная вещь.
Дифференциация позиций по исследуемому вопросу во многом связана с тем, что в статье 8 нового Лесного кодекса, к объекту права собственности относятся только лесные участки. Сам лесной участок определяется как земельный участок. Этот подход юристов определения объекта права лесной собственности, вызывает необходимость провести анализ правовых норм, которые находятся и в лесном, и в земельном, и в бюджетном, и в гражданском законодательствах. Раньше лесной фонд и лес определялись как объекты права, относящиеся к государственной собственности, по этой причине львиная доля лесных участков принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Одновременно при этом, в новую эпоху развития законодательной базы и смене легальных понятий, субъектами права собственности на лесные участки могут быть, кроме Российской Федерации, и ее субъекты, муниципальные образования, а также граждане и юридические лица. Поэтому специфическое значение обретают правовые нормы, что устанавливают порядок индивидуализации лесного участка.
В соответствии со статьями 92 и 93 ЛК РФ, право собственности и другие вещные права на лесной участок, обременение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [3], а государственный кадастровый учет лесных участков необходимо осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» [3].
Это подчёркивает, что лесной участок является недвижимым имуществом, однако его правовой режим недвижимости приобретается именно после того, как границы участка описаны в лесоустроительной документации, где указываются конкретные данные, номер конкретного участка с его описанием. Подтверждающим документом на право собственности является свидетельство о государственной регистрации права собственности на лесные участки. Для получения данного документа необходима инвентаризация лесов.
По причине того, что значительная часть лесных участков отнесена к федеральной собственности, финансовые расходы на объективную и масштабную оценку реального состояния лесов, а также на эффективную разработку направлений их использования и защиты должна в наибольшей мере нести Российская Федерация. Другое решение будет идти в разрез с требованиями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), которая устанавливает, как правило, что собственник должен нести обязанность содержать принадлежащее ему имущество. Но в реальности реализация прав собственника в Российской Федерации не редко ложится на плечи других участников гражданского оборота. В связи со сложившейся ситуацией, нужно своевременно передавать субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и хозяйствующим субъектам необходимые финансовые средства для реализации переданных им полномочий по осуществлению прав федерального собственника.
Возложение обязанности по созданию лесохозяйственных регламентов, без которых нет возможности освоить конкретный лесной участок, на государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах их компетенции. Фундаментом для создания этих регламентов являются данные лесоустройства лесничества, результаты особых изысканий и исследований, документация территориального планирования. Такие работы нуждаются в надлежащем и своевременном финансировании. Из-за этого, и разработка, и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, осуществление государством проектной экспертизы освоения лесов происходит с помощью субвенций, которые предоставляются из бюджета, подведомственного Российской Федерации. Чёткая система предоставления финансовой помощи содержится в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 № 837 «Об утверждении Правил расходования и учета средств, в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» [ 4]. Но в бюджетном законодательстве не во всех случаях учитывается бремя государства поддерживать свои лесные участки в надлежащем состоянии. Это отчётливо видно на участках, что находятся на праве пользования у государственных образовательных учреждений. Сегодня правовой режим подобных участков не закреплён надлежащим образом и, и этот пробел в праве
осложняет их целевое использование и проведение восстановления лесов в необходимых на то местах. Специфика определения правового режима лесного участка заключается также и в том, что лесной участок земель лесного фонда и леса на землях обороны относятся к собственности Российской Федерации. Другие лица на праве собственности могут иметь лесные участки, которые находятся только в составе земель, относящимся к иным категориям. Подчёркивая тот факт, что именно в соответствии с земельным законодательством определяются виды категорий земель, список субъектов права собственности на лесные участки не может быть определен без объективного анализа правовых норм земельного законодательства. Впрочем, появление иных собственников, кроме Российской Федерации, на сегодняшний день маловероятно, а это значит, что говорить о множестве видов форм собственности на лесные участки преждевременно.
Проводя анализ правового положения лесного участка, практически невозможно проигнорировать проблематику соотношения норм гражданского, земельного и лесного прав по отношению к оборотоспособности лесного участка.
Статья 3 ЛК РФ подчёркивает, что имущественные отношения, которые связанны с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами. Аналогичная, по своему смыслу, правовая норма содержится и в ГК РФ: «Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах» (п. 3 ст. 129 ГК РФ). Отметим, что оборотоспособность лесного участка ставится в зависимость от конкретной формы собственности, цели назначения участка, возможного вида использования [5, с. 54].
Однако есть и другое разрешение судьбы лесных участков. Другой вариант заключён в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной 7 октября 2009 года решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. По мнению законодателей, чтобы не было не состыковок в нормах земельного и лесного законодательства с гражданским законодательством, следует убрать понятие «лесной участок», который должен быть признан земельным участком с особым правовым статусом (п. 3.6.5 Концепции). Данный подход ничем не подкреплён. Лесные, туда же входят и имущественные лесные имущественные, отношения не похожи ни земельные имущественные отношения, ни на имущественные гражданские отношения.
Исчерпывающий список видов использования лесов находится в статье 25 ЛК РФ. В следующих статьях, дается понятие каждого способа использования и конкретизируется круг уполномоченных лиц. Данные факторы предопределяют вероятный вид субъективного права на лесные участки, а также основания, порядок приобретения и прекращения конкретного объема прав на конкретный лесной участок. Все вышесказанное, определяет форму и направления контроля со стороны государства, который является собственников и государства, что будет осуществлять свою экологическую функцию [6, с. 1188].
Для режима лесного и земельного участков общим является то, что их использование должно строиться с помощью отношения к природным ресурсам как к основе жизни и деятельности народов, что проживают на конкретной территории. В статье 36 Конституции Российской Федерации после регламентирования того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами их собственниками реализуется свободно, определён список пределов хозяйственной свободы. Собственники обязаны выбирать методы фактического использования природных ресурсов так, чтобы не наносить ущерб окружающей среде и не нарушать права и законные интересы иных лиц. Эти пределы едины для всех собственников - для гражданина, государства, муниципального образования или юридического лица. Здесь же присутствует специфика определения границ свободы, которая зависит от субъектного состава отношений, так как для каждого субъекта права характерны свои приемы и способы осуществления правомочий [7, с. 115].
Принимая во внимание это, определяя правовое положение лесного участка, во всех случаях нормы гражданского права могут применяться для регулирования гражданских отношений лишь дополнительно, а специальными нормами будут выступать нормы земельного, лесного и экологического законодательств. Иными словами, определение правового положения лесного участка, включая выявление особенностей оборота лесных участков, будут актуальны как для лесного, земельного, экологического права, так и для гражданского права.
Литература
1. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собрание законодательства РФ, 2006 г. № 50. Ст. 5278, 2011 г. № 1. Ст. 54.
2. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ. (в ред. от 3 июля 2016 г.).
3. О государственном кадастре недвижимости: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ (в ред. от 23 июня 2016 г.).
4. Об утверждении Правил расходования и учета средств, в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений: постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006. № 837 (в ред. от 25 мая 2016 г.).
5. Андреева Г. Н. Объекты права собственности в конституциях зарубежных стран: ретроспективный взгляд // Конституционное и муниципальное право, 2012. № 1, 2.
6. Гринь Е. А., Сиденко А. А. Процедура проведения аукциона по предоставлению лесных участков в аренду // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2015. № 109. С. 1181-1190.
7. Рудник А. А., Гринь Е. А. Источники экологического права: сложности применения на практике // В сборнике: Право: современные тенденции. Материалы III Международной научной конференции. Краснодар, 2016. С. 114-117.