Научная статья на тему 'Правовое положение и деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за наркотиками'

Правовое положение и деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за наркотиками Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Щеглов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое положение и деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за наркотиками»

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА НАРКОТИКАМИ

Щеглов А.А. г. Сочи

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ, Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации в целях осуществления государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту уполномочивают специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту1. В связи с крайне критическим положением в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 3362 Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД России был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Как отметил заместитель председателя Госнаркоконтроля О.Н. Харичкин, «появление в нашей стране нового федерального органа исполнительной власти - Госнаркоконтроля России - закономерность... в России, как и во всем мире, растет число людей, употребляющих наркотики... Во многих странах, оказавшихся в подобной ситуации, успешно функционируют специализированные органы»3.

На Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ были возложены в пределах своей компетенции следующие полномочия: осуществление мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;

осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 реформировал структуру федеральных органов исполнительной власти. Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ был преобразован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСНК России)4.

Основными функциями органов Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков являются:

обеспечение исполнения российского законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах;

подготовка и внесение предложений Президенту Российской Федерации или Правительству Российской Федерации по совершенствованию государственной политики в области оборота и противодействия незаконному обороту наркотических средств;

участие в разработке и реализации целевых федеральных программ в области оборота

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 219.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 12. Ст. 1099; 2004. № 11. Ст. 945.

3 Алешин А., Минасян Э. Нарком отрезвляет // Российская газета. 2004. 30 марта.

4 Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 11. Ст. 945.

5 7

наркотиков;

профилактическая деятельность по предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также их незаконного оборота;

оперативно-розыскная деятельность;

розыск лиц, которые обвиняются или подозреваются в совершении преступлений, подследственных органам ФСНК, или скрылись от органов предварительного расследования и суда, либо местонахождение которых неизвестно;

дознание и предварительное следствие по уголовным делам, подследственным органам ФСНК России;

производство по делам об административных правонарушениях;

контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

предъявление в суд требования о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах и др1.

Несмотря на сравнительно непродолжительный срок существования специализированного органа по контролю за наркотиками, его сотрудниками уже достигнуты значительные результаты.

В 2004 г. подразделениями ФСНК России было изъято 102 т 252 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Из них 72 т 909 кг марихуаны, 936 кг гашиша, 3 т 285 кг маковой соломы, 259 кг опия, 1 т 592 кг героина, 23 т 271 кг иных наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

В деятельности ФСКН России очень эффективными являются оперативно-профилактические операции, проводимые совместно с иными правоохранительными органами и другими органами исполнительной власти.

В оперативно-профилактической операции «Мак - 2004» участвовали 11427 сотрудников ФСКН России, 25855 сотрудников МВД России, ФСБ России, Минюста России, Министерства обороны России, иных федеральных органов исполнительной власти. При этом было задействовано

3 737 оперативных групп и 750 стационарных постов. В период проведения операции сотрудниками ФСКН России было осуществлено более 14 тыс. профилактических мероприятий, из них более

4 тыс. совместно с территориальными представителями ФАС России и средств массовой информации. В ходе операции выявлено 2 970 фактов незаконных посевов, в том числе, мака - 799, конопли - 874. В результате уничтожено свыше 2,5 тыс. т растений на общей площади более 87 гектаров. Было выявлено 315 фактов незаконной перевозки наркосырья. Из незаконного оборота изъято 78 т наркотиков и сырья, пригодного для производства, в том числе, 6,9 т марихуаны, 4,8 т маковой соломы, более 252 кг гашиша и 101 кг опия. Всего в ходе операции «Мак - 2004» возбуждено 16 083 уголовных дела, 12 189 человек привлечены к ответственности.

Значительные результаты дала оперативно-профилактическая операция «Синтез - 2004», проводившаяся в два этапа (1 этап - 21-27 июня 2004 г., 2 этап - 6-12 декабря 2004 г.). В операции приняли участие 5 525 сотрудников органов ФСНК России, 5 428 сотрудников других правоохранительных органов и иных федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с планом операции были сформированы 782 совместные оперативные группы. В ходе операции было выявлено 770 преступлений, возбуждено 493 уголовных дела, из которых 374 по ст. 228 УК РФ, задержано 320 человек, проведено 571 профилактических мероприятий в местах массового досуга молодежи и учебных заведениях. Из незаконного оборота изъято свыше 133 кг наркотических средств, из них синтетических - 1 кг 153 г, психотропных веществ - 858 г, сильнодействующих - 50 кг 515 г, героина -76 кг 421 г, маковой соломы - 22 кг 868 г, каннабиса - 32 кг 318 г, гашиша - 478 г, кокаин - 256 г.

В марте и апреле 2004 г. ФСКН России совместно с ФТС России, ФСБ России - на российско-казахстанской границе в одностороннем порядке были проведены две оперативно-профилактические операции «Канал». В ходе операции выявлено 406 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Во второй половине 2004 г. на территории государств-членов Организации Договора о

1 Положение о Федеральной службе по контролю за наркотиками // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. №2 31. Ст. 3234.

5 8

коллективной безопасности была проведена широкомасштабная операция «Канал-2004» (1 этап - 14-20 сентября 2004 г., 2 этап - 16-22 ноября 2004 г.). В ходе операции было выявлено

4 443 преступления и 15 646 административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе, 233 совершенных организованными преступными группами, 2 098 - связанных со сбытом и 312 - с контрабандой и перевозкой наркотических средств и психотропных веществ. Из незаконного оборота (с учетом результатов государств-наблюдателей) изъято 10 т 702 кг наркотических средств, в том числе, 517 кг героина. Кроме этого, раскрыто14 871 иных преступлений общеуголовного характера, изъято 565 единиц огнестрельного оружия, 15 292 единиц боеприпасов, материальных ценностей на сумму 1 млн. 42 тыс. долларов США.

Большое внимание в деятельности ФСКН России (как ранее и Госнаркоконтроля России) уделялось правовому обеспечению международного сотрудничества. Более чем с 60 государствами заключено более 80 межправительственных и межведомственных соглашений, посвященных сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Госнаркоконтроль России принял участие в создании Центрально-Азиатского регионального информационно-координационного центра1. В качестве положительного примера взаимодействия российских наркополицейских с зарубежными коллегами можно привести совместную операцию по перекрытию канала доставки в Россию метадона. После перекрытия наркотрафика, по которому сильнодействующий синтетический наркотик - метадон, изготавливающийся в западноевропейских странах, доставлялся в Минск, преступники решили наладить его поставки в приграничные регионы России. По сообщению пресс-службы регионального Управления ФСНК России, метадон доставлялся в Смоленскую область через Санкт-Петербург. Совместными усилиями правоохранительных органов Смоленской области и Республики Беларусь путь наркокурьеров был перекрыт 2.

1 Российская газета. 2004. 30 марта.

2 Федосенко В. Путь наркокурьеров перекрыт // Российская газета. 2005. 17 ноября.

5 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.