УДК 37
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ВУЗОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ*
LEGAL SECURITY COOPERATION BETWEEN UNIVERSITIES OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND OMSK REGION TO PREPARE MASTERS
Т. Ф. ЯЩУК (T. F. JASHCHUK)
Рассматриваются нормативные акты о подготовке магистров, действующие в России и Казахстане. Раскрывается содержание академической мобильности. Анализируются формы академической мобильности для магистров. Показан опыт реализации совместных программ магистратуры.
Ключевые слова: высшее образование, международное сотрудничество, магистратура,
образовательное право, сравнительное правоведение, уровни образования, законодательство об образовании, академическая мобильность.
This article reviews the regulations on the preparation of masters, working in Russia and Kazakhstan, the content of academic mobility, analyzes the forms of academic mobility for the Masters, presents the experience of joint master programs.
Key words: higher education, international cooperation, Master's, education law, comparative law, levels of education, legislation on education, academic mobility.
Российская Федерация и Республика Казахстан, руководствуясь идеями модернизации высшей школы, перешли на уровневую систему высшего образования, что соответствует основополагающим принципам Болонского процесса, участниками которого являются оба государства. Уровневая модель получила закрепление в национальном законодательстве: в ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] и законе РК 2007 г. «Об образо-вании»[2], с внесенными дополнениями и изменениями. При очевидном типологическом сходстве и совпадении предмета правого регулирования, использовании аналогичных понятий (бакалавриат, магистратура, аспирантура и т. д.) [3] в данных актах по-разному понимаются уровни высшего образования. Так, в ст. 10 российского закона к
высшему образованию относится бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации. Согласно ст. 21 казахстанского закона профессиональной учебной программой высшего образования считается только бакалавриат, а магистратура и докторантура по ст. 36 отнесены к послевузовскому образованию. Причём подготовка кадров в магистратуре осуществляется на базе профессиональных учебных программ высшего образования по двум направлениям: 1) научному и педагогическому со сроком обучения два года; 2) профильному со сроком обучения не менее 1 года. В отличие от российского систематизированного акта, который вступил в действие совсем недавно, Закон РК «Об образовании» имеет более продолжительный период применения, который характеризуется активной модернизацией
* Исследование выполнено при финансовой поддержке фонда РГНФ. Проект 13-13-55001 «Правовое обеспечение сотрудничества Омской области и Республики Казахстан в сфере высшего образования».
© Ящук Т. Ф., 2013 72
национальной образовательной системы, соответственно нормы закона потребовали серьёзной адаптации. В итоге, с точки зрения исследователей, «бессистемность проводимых поправок в образовательное законодательство, одновременно учитывая большой массив подзаконных актов, не позволяет создать качественное... образовательное законодательство» [4].
Показательно, что и в РФ и в РК первые опыты внедрения уровневой системы в вузах, апробация магистерских программ начались раньше присоединения этих стран к болонскому процессу и регулировались национальными законами и локальными актами вузов. Из Казахстанских вузов первым на уровневую систему высшего образования, по мнению бывшего ректора К. Н. Нарибаева, перешел КазГУ (ныне Казахский национальный университет им. Аль-Фараби), где первый набор в магистратуру выпускников бакалавриата был проведён в 1996 г. [5]. К середине 1990-х гг. относится начало реализации магистерских программ в вузах РФ, нормативная основа данного процесса была создана Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. За короткий срок были приняты Государственные образовательные стандарты, на основе которых вузы самостоятельно разрабатывали программы обучения в магистратуре, утверждали документы, которые регламентировали приём в магистратуру, цель, содержание образования и т. д. Например, Положение о магистерской подготовке (магистратуре) разработано и действует в ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, однако большинство омских вузов не имеют аналогичного акта, который, по сути, должен выступать в качестве основополагающего документа для организации и реализации магистерских программ.
Другой группой значимых актов, обеспечивающих «прозрачность» магистерской подготовки являются локальные акты, касающиеся перечня, процедуры проведения и программ вступительных испытаний. В отличие от поступления на бакалавриат, где решающую роль играют результаты ЕГЭ (для России) и ЕНТ (для Казахстана), к нормативной регламентации которых вузы не имеют отношения, в отношении приёма на магистерские
программы вузы обладают значительной самостоятельностью. Российская магистратура обладает значительной привлекательностью для жителей Казахстана. Простой мониторинг сайта ОмГУ разделов «Приёмная комиссия» и «Вопрос ректору» показывает, что большая часть вопросов поступает от выходцев из Казахстана, в том числе от соискателей магистерской степени. Однако данный фактор слабо учитывается в выстраивании образовательной политики вузов.
Важное место в обеспечении образовательных отношений занимают договоры и соглашения, заключенные между вузами РФ и РК. Условно их можно подразделить на две группы. Первая включает акты более общего содержания, предусматривающие обмен опытом педагогической и научно-исследовательской работы, обмен научными публикациями, учебниками, методическими пособиями, проведение деловых встреч, совместное издание научных работ, обмен преподавателями, научные стажировки и т. д. Вторая группа объясняет акты, в которых говорится о создании и реализации образовательных программ магистратуры по отдельным направлениям.
Хотя Казахстан присоединился к болонским соглашениям позже РФ, можно утверждать, что руководством МОН и вузов в Казахстане делается гораздо больше для обоснования преимуществ реорганизации высшей школы на болонских принципах и формирования позитивного отношения вузовской общественности к проводимым преобразованиям. Активно пропагандируется идея об объективности и неотвратимости процессов глобализации и интернационализации в высшем образовании, недопустимости отдельных вузов оставаться в стороне от доминирующего тренда. Как справедливо отмечает ректор РУДН В. М. Филиппов, одной из важнейших задач внутренней интернационализации вуза, под которой он понимает комплексную перестройку его учебной, научной, воспитательной организационной и финансово-экономической деятельности, является создание открытых (в соответствии с международными критериями) сайтов вузов на иностранных языках [6]. Сайты казахстанских вузов представлены в трёх языковых версиях (казахстанской, русской и англий-
ской). Наполнение сайта в большей степени соответствует традициям, сложившимся в зарубежных университетах. На главной странице выделяется раздел, отражающий международную деятельность, а отдельные события в сфере международного сотрудничества попадают в новостные ленты. Гораздо полнее представлен нормативный материал, международные соглашения и иные акты. Анализ с этих позиций содержания сайтов российских вузов показывает, что далеко не всегда размещается информация о документах болонского процесса, системе кредитов, академической мобильности и т. д. Как правило, систематизированные и полные сведения предоставляют вузы, имеющие давние традиции международного сотрудничества, РУДН, МГИМО, МГУ, СПбГУ и некоторые другие. Из вузов Омского региона наиболее полный и разнообразный по содержанию набор материалов представлен на сайте ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. В разделе «Управление международного сотрудничества» размещены акты, отражающие динамику Болонского процесса (Сорбонская декларация 1998 г., Болонская декларация 1999 г., The Magna Charts 2001 г., Берлинское коммюнике 2003 г. и др.) Однако отсутствуют более современные и несомненно актуальные документы, например, Левенское коммюнике 2009 г., в котором были подведены итоги первого десятилетнего периода создания зоны европейского высшего образования и намечены перспективы на последующее десятилетие 2010-2020 гг. Кроме того, доступны тексты Конвенций о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию; Гаагская конвенция и иные акты, касающиеся легализации иностранных официальных документов, нормативные правовые акты РФ, затрагивающие отношения международного взаимодействия в сфере высшего образования; межгосударственные соглашения отдельных стран о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, учёных степенях и званиях. Перечислены зарубежные партнёры, с которыми сотрудничает университет, причём максимальное число
- около 20 - являются казахстанскими вузами. С целью поддержки инициатив факультетов по установлению контактов с иностранными вузами на сайте размещён образец до-
говора о международном сотрудничестве, а также документы, регламентирующие приём иностранных преподавателей. Ввиду особой актуальности выделен раздел, где подобраны нормативные акты и даны разъяснения для иностранных абитуриентов [7]. ОмГУ им. Ф. М. Достоевского является в настоящее время единственным вузом региона, где принято и действует Положение об академической мобильности студентов и аспирантов.
Фактически вузы Омского региона только приступают к развертыванию масштабных программ академической мобильности. Однако вовлечение в эти программы магистров будет отличаться рядом особенностей по сравнению с бакалаврами и уже состоявшими исследователями. С одной стороны, магистратура и в российском, и в казахстанском варианте предполагает продолжение освоения учебных дисциплин, модулей, с накоплением зачётных единиц (кредитов). Таким образом, все обучающиеся в магистратуре, в том числе и иностранные граждане, независимо от того, изучают ли они отдельные модули или осваивают программу полностью, включены в учебный процесс, т. е. посещают занятия, проходят промежуточную аттестацию. С другой стороны, государственные стандарты, основная образовательная программа и индивидуальные планы в качестве обязательного цикла содержат научно-исследовательскую работу, подготовку и защиту магистерской диссертации, т. е. сугубо научный компонент. Академическая мобильность может развиваться преимущественно по одному направлению или носить комплексный характер.
Однако её реализация сопряжена с рядом сложностей, обусловленных, в том числе, и несовершенством правового обеспечения. До сих пор наиболее привлекательной и несложной в организационном отношении формой двустороннего сотрудничества вузов в области подготовки магистров являлась программа двойных дипломов. В качестве примера, в виду отсутствия полноценной практики в омских вузах, можно привести опыт сотрудничества Казахского национального университета им. Аль-Фараби и Томского политехнического университета. Программа «Физика конденсированного состояния вещества» реализуется на основе Дого-
вора о сотрудничестве в области высшего образования, науки и культуры и Соглашения о разработке и реализации совместной магистерской программы. Организацию учебного процесса обеспечивают кафедра общей физики ТПУ и кафедра физики твердого тела и материаловедения КазНУ. Прошли первые защиты магистерских диссертаций, наиболее успешным выпускникам предложено продолжить обучение в аспирантуре ТПУ. Однако действующее российское законодательство, как и Закон РК «Об образовании», не содержат понятия двойного диплома. Специфика конструирования основной образовательной программы в случае её совместной реализации с зарубежным вузом-партнёром не учитывается при проведении процедуры государственной аккредитации. Не имея права нарушать государственные образовательные стандарты, вузы используют возможности самостоятельного наполнения вариативной части и индивидуализации научноисследовательской работы. Представляется, что практика двойных дипломов не относится к перспективным направлениям международного сотрудничества. Она требует серьёзных организационных усилий, финансово затратна, не ясно, каким образом и в каком правовом поле разрешаются возникающие в процессе её реализации конфликтные ситуации. Закономерно, что вузы, в наибольшей степени воспринимающие зарубежные модели высшего образования (например, Национальный исследовательский университет -«Высшая школа экономики»), отказываются от программ двойных дипломов, стремятся создать оригинальные, привлекательные для иностранных граждан магистерские программы. На сайтах казахстанских вузов, как правило, выделены специальные разделы, посвященные болонскому процессу, международному сотрудничеству, академической мобильности. На главной странице сайта размещены нормативно-правовые акты, государственный образовательный стандарт,
учебные программы и другие материалы, касающиеся магистратуры.
Показательно, что организация академической мобильности носит плановый и открытый характер. На официальных сайтах вузов не только даётся разъяснение о сущности и содержании академической мобильно-
сти, но и приведены нормативные документы, регулирующие академическую мобильность, требования к потенциальному участнику программы, образцы заявления и другие документы. Очень важно, что участие в любом варианте программы академической мобильности носит заявительный характер. Например, в Павлодарском государственном университете желающие участвовать во внешней академической мобильности подают заявление координатору программ по предложенной форме. Координаторы программ выделены на каждом факультете с указанием контактной информации. Например, на сайте Павлоградского государственного университета им. С. Торайгырова опубликован план-график приглашения зарубежных учёных для проведения занятий, из которого любой заинтересованный студент или сотрудник может узнать, в какие сроки и по какой дисциплине, каким преподавателем будет вестись курс, и спланировать свой учебный график. Так, только в осеннем семестре 2012/13 уч. г. в вузе иностранными учёными было проведено 46 курсов при обычной продолжительности 30, 45 и 60 часов.
В соответствии с Болонскими принципами академической мобильности должна способствовать система ESTS. В России трудоёмкость программы магистратуры составляет 120 зачётных единиц с ежегодной разбивкой по 60 зачётных единиц. В Казахстане трудоёмкость магистратуры определена в 3647 «казахстанских кредитов». Сама система Казахстанских кредитов KZCS (Kazakhstan Credit System) имеет существенные отличия от российской, поскольку в зависимости от уровня образования устанавливает различное количество входящих в кредит часов. Один казахстанский кредит соответствует 45 часам работы обучающегося в бакалавриате (KZCS 1), 60 часам - в профильной магистратуре (KZCS 2), 75 часам - в научно-педагогической магистратуре (KZCS 3) и 105 часам
- в докторантуре (KZCS 4). Кроме того, для каждого уровня составлено собственное соотношение аудиторной и самостоятельной работы обучающегося: бакалавриат - 1:2, профильная магистратура - 1:3, научнопедагогическая магистратура - 1:4, докторантура - 1:6 [8]. Таким образом, достигается некоторое выравнивание учебной нагрузки.
В целом и российские ФГОС устанавливают разную долю аудиторной работы студентов для бакалавриата и магистратуры. В Казахстане при внедрении уровневой системы образования использовалась американская практика трудоёмкости отдельных программ. Однако необходимо учитывать, что в США к образовательным программам магистратуры и докторантуры относится только теоретическое обучение в течение 1-2 лет, а исследовательская работа и написание диссертации продолжаются далее в течение 2-3 лет. В итоге формально оказалось, что трудоёмкость магистерской программы в кредитах сопоставима с американской (30-40 кредитов), но серьёзно отличается от российской (120 кредитов).
В Казахстане установлены единые требования к содержанию программ магистратуры, которые закреплены в документе под названием «Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Послевузовское образование. Магистратура. Основные положения», утвержденном приказом Министра образования и науки 17 июня 2011 г. В России аналогичного акта, задающего единые параметры для магистерских программ любого профиля, просто нет. Поскольку и Россия, и Казахстан при разработке образовательных стандартов исходили из общих методических установок, заданных такими болонскими документами, как «Руководство пользователя БСТ8» и «Настройка образовательных структур в европейских вузах», то очевидно совпадение структуры образовательной программы магистратуры, которая включает теоретическое обучение, практику, научно-исследовательскую работу, итоговую аттестацию. При планировании учебной нагрузки на основании ГОС магистратуры следует исходить из того, что каждый академический час аудиторной работы сопровождается соответствующим числом часов самостоятельной работы магистра. Наполнение одного кредита аудиторными часами аудиторных занятий, а также самостоятельной работы, выполняемой под руководством преподавателя или без его участия, существенно отличается от вида учебной деятельности (педагогической, исследовательской практики, написания магистерской диссертации и т. д.).
Разные подходы в планировании учебной нагрузки магистрантов в России и Казахстане не создают непреодолимых препятствий для академической мобильности, но порождают определённые затруднения при разработке и реализации совместных магистерских программ. Поэтому более широкое распространение получили кратковременные стажировки магистров, которые осуществляются в процессе написания магистерской диссертации.
Как уже отмечалось, неотъемлемым компонентом магистерской подготовки является научно-исследовательская работа. Российская и казахстанская магистратуры, особенно в научно-педагогическом варианте, не только предполагают проведение научных исследований в рамках данного уровня образования, но и формирует необходимые компетенции для продолжения профессиональной научной деятельности. Очевидно, что начинающие учёные заинтересованы в том, чтобы академическая мобильность была нацелена на сотрудничество с известными научными школами в каждой отрасли знаний. Среди предстоящих конкретных задач международного сотрудничества академик НАН, бывший ректор Казахского национального педагогического университета им. Абая
Т. Садыков называл следующие: сближение планов и программ научных исследований, проводимых колледжами и университетами Казахстана, республик Центральной Азии и России, разработку и реализацию целевых международных программ научных исследований в сфере непрерывного образования; обобщение международного опыта функционирования современных образовательных систем, совершенствование научноисследовательской базы в сотрудничающих университетах [9].
Крупнейший казахстанский вуз - КазНУ им. Фараби имеет 97 договоров и соглашений в области послевузовского образования с вузами США, Великобритании, Кореи, Китая, Кыргыстана, Пакистана, Польши и других стран. Среди российских вузов представлены Московский государственный лингвистический университет, МГУ им. М. В. Ломоносова, РУДН, СПБ, ТПУ, ТГУ, Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульяно-ва, Российский государственный гидроме-
теорологический университет, Объединенный институт ядерных исследований, Международный университет природы, общества и человека «Дубна», Белгородский государственный университет, Южно-Уральский го -сударственный университет, Сибирский федеральный университет, ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Омский государственный педагогический университет активно взаимодействует с Казахским национальным педагогическим университетом им. Абая, ведущим вузом республики по подготовке учительских кадров. Омский государственный технический университет заключил соглашение о сотрудничестве с Казахским национальным техническим университетом им. К. И. Сап-таева - лидером инженерного образования.
Масштабы международного сотрудничества вузов, которые не обладают статусом национальных университетов, конечно, скромнее. Однако именно они, расположенные в приграничных областях, максимально ориентированы на омский рынок образовательных услуг. Например, вузами-партнёра-ми ОмГУ им. Ф. М. Достоевского являются КазНУ им. аль-Фараби, Карагандинский го -сударственный университет им. академика Е. А. Букетова, Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова, Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова и другие вузы [10].
На сайтах российских вузов, в том числе расположенных в Омской области, слабо отражена научная деятельность, её направления, научные школы, достигнутые результаты, публикации и т. д. Зачастую наиболее полные и систематизированные сведения содержатся в Отчёте о самообследовании, однако данный документ предназначен прежде всего для контролирующих органов, в первую очередь для Рособранадзора, поэтому он не соответствует задачам презентации вуза, продвижения образовательных программ. Некоторые вузы вообще ограничиваются перечнем подразделений вуза, организующих научную деятельность, и контактами сотрудников. При таком подходе ждать заинтересованности и инициативы со стороны зарубежных субъектов не приходится. Для реализации совместной научной и образовательной деятельности, академической мобильности на уровне магистерской подготовки наличие
информационного вакуума сказывается особенно негативно. Соискатели магистерской степени являются молодыми людьми, привычные к активному использованию электронных ресурсов и в то же время слабо интегрированные в административные отношения вузов. Поэтому они заинтересованы в открытых способах размещения и доступа информации, а не в получении её благодаря близости к управленческим вузовским структурам.
Особые перспективные возможности открываются благодаря сетевым университетам - Сетевого университета СНГ и Сетевого университета Шанхайской организации сотрудничества. Базовым вузом-координатором Университета ШОС с казахстанской стороны выступает КазНУ. В этом качестве он участвует в реализации магистерских программ включенного образования по направлениям «Экология», «Регионоведение», «Нанотехнологии». В результате осуществления подготовки магистров по согласованным образовательным программам выпускникам будут выдаваться дополнительно к дипломам магистров сертификаты Университета ШОС. В рамках Сетевого университета СНГ КазНУ реализует магистерские программы двудипломного образования по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция», «Филология», «Международные отношения» совместно с РУДН, СПБ университетом, Новосибирским государственным университетом, МГИМО. Большинство магистрантов обучается в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, однако по данным на 2012 г. 7 магистрантов обучались в Сибири - в Новосибирском государственном университете. К сожалению, вузы Омского региона в рамках данной организации не работают. Однако в связи с организацией Омского регионального электронного университета и для них открываются перспективы сотрудничества в виртуальном образовательном пространстве.
Углубление двухсторонних отношений между российскими и казахстанскими вузами, привлечение интереса со стороны иностранных коллег к работе Омского регионального открытого университета должно рассматриваться в настоящее время как наиболее реалистичный вариант сотрудничества, поскольку в финансируемые из государст-
венного бюджета Казахстана проекты академической мобильности вузы Омской области не попадают. Так, они не представлены в программе «Болашак», которая предусматривает направление стипендиатов на обучение в предварительно отобранные зарубежные вузы. Показательно, что начиная с 2012 г. прекращён приём документов на программы бакалавриата, т. е. стипендия предоставляется только на получение послевузовского образования - магистратуры или докторантуры. Дальнейшее развитие получила уже апробированная программа Министерства образования и науки РК «Семестр в зарубежном вузе». Впервые с осеннего семестра 2012/13 уч. г. её продолжительность увеличена до 120 дней, в ранее действовавшем аналогичном проекте она составляла 105 дней. Участникам программы выделяются денежные средства, покрывающие расходы на дорогу, медицинскую страховку и проживание. Определены страны, в которых можно пройти обучение, но Россия в этом перечне не представлена.
В. М. Филиппов, являясь ректором вуза, в котором на очной форме обучается около 6 тыс. иностранных граждан, что составляет 37 % общей численности, считает, что под эгидой Министерства образования и науки РФ должна быть создана комплексная программа интернационализации российского высшего образования и на уровне государства необходимо осуществить ряд важных мер. В частности, необходимо снять дискриминационные, по сравнению с другими странами, условия пребывания иностранных студентов в России. Миграционное законодательство не стимулирует, а, напротив, сдерживает академическую миграцию иностранных учащихся. Так, для приёма на программы магистратуры российского вуза после окончания программы бакалавриата другого российского вуза законодательство требует выезда иностранного гражданина из страны и въезда по новой визе. Одним из ключевых вопросов является разрешение иностранным студентам работать во внеучебное время, что является нормальным явлением во всех странах [11]. Запрещение легального трудоустройства особенно болезненно для магистров, которые отличаются от бакалавров более зрелым возрастом и при крайне низком стипендиальном обес-
печении заинтересованы в дополнительном доходе, хотя бы во время летних каникул.
Всяческой поддержки заслуживает идея
В. М. Филиппова, что российское государство должно, наконец, оказать организационную помощь вузам в наборе не только бюджетных, но и контрактных студентов. Действительно, в России пока нет структуры, аналогичной DAAD (Германия), British Cuncil (Великобритания), Edu France (Франция) и др. [12]. Представляется, что деятельность такой структуры вызвала бы огромный интерес потенциальных абитуриентов, особенно из сопредельных государств, в том числе и Казахстана. Аналогичную по целям структуру, ориентированную в первую очередь на привлечение абитуриентов из сопредельных с Россией государств СНГ можно было бы создать и на региональном уровне, например, под эгидой Министерства образования Омской области. На первом этапе она могла бы работать в виде комиссии, ограничиться информационной, консультационной деятельностью, организовать электронную приёмную. Привлекательность обучения в магистратуре омских вузов будет оставаться высокой по причине географической близости, широкого набора программ, которые охватывают все современные сферы профессиональной занятости, а также по причине высокого темпа образовательных реформ в Казахстане, которые влекут определённые социальные издержки. Например, остаётся устойчивым спрос на заочную форму обучения, но заочная магистратура в Казахстане запрещена. Определённое затруднение для соискателей магистерской степени создаёт обязательное требование сдачи в качестве вступительного экзамена предмета «Иностранный язык», в то время как в большинстве омских вузов требуется пройти вступительное испытание по одному специальному предмету.
Существенные ограничения вытекают из требования, что абитуриент должен иметь соответствующие пререквизиты, т. е. ранее освоить дисциплины, содержащие знания, умения и навыки, необходимые для освоения соответствующей профессиональной учебной программы магистратуры. В случае их отсутствия магистранту разрешается их освоение на платной основе уже после зачисления. Перечень пререквизитов для каждой
программы магистратуры устанавливается вузом самостоятельно. Так, для обучения в магистратуре в сфере юриспруденции вузы, как правило, определяют необходимость предварительного освоения соискателем следующих предметов: «Теория государства и права», «Уголовное право РК», «Гражданское право РК», в области экономики - «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Экономика предприятия». В этом отношении казахстанский опыт заслуживает изучения и проработки. Согласно болонским принципам и действующему российскому законодательству направления подготовки в бакалавриате и магистратуре могут не совпадать. Любой обладатель диплома не ниже уровня бакалавра может при условии успешной сдачи вступительных испытаний обучаться в магистратуре. Зачисленным на программу обучающимся без так называемого базового образования приходится нелегко, им не достаёт профессиональных компетенций. Представляется, что локальными актами вуза можно было бы установить возможность для магистров, не имеющих базового образовании, дополнительно изучить основные профессиональные дисциплины.
1. Российская газета. - 2013. - 10 янв.
2. Министерство образования и науки Республики Казахстан. - иЯЬ: http://www.edu/
gov.kz/ru/ (дата обращения: 12.08.2013).
3. См. подробнее: Ящук Т. Ф. Государственная политика Российской Федерации и Республи-
ки Казахстан в сфере высшего образования: сравнительно-правовой анализ // Вестн. Ом. ун-та. Серия «Право». - 2013. - № 2. - С. 7074.
4. Бермагамбет Р. Е. Перспективы развития образовательного законодательства Республики Казахстан в рамках интеграции образовательных систем государств-участников СНГ // Садыковские чтения: проблемы и пути внедрения инновационных технологий в образовательное пространство : материалы Международной научно-практической конфе -ренции. - Алматы : КазНПУ им. Абая, 2013. -
С. 416.
5. Нарибеков К. Н. Реформа высшего образования в Казахстане. - Алматы, 2013. - С. 101.
6. Филиппов В. М. Внутренняя интернационали-
зация в российском высшем образовании // Императивы интернационализации. - М.,
2013. - С. 207.
7. Омский государственный университет
им. Ф. М. Достоевского. - иЯЬ:
http://www.omsu.ru.
8. Сериков Э. А. Национальная модель образования Казахстана и Болонский процесс // Некоторые условия интеграции высшего образования Казахстана в Болонский процесс: структура, содержание, наука, кадры. - Алматы, 2011. - С. 8.
9. Садыков Т. Интеллектуальный облик будущего // Садыков Т. Научные труды. - Т. 4. - Алматы, 2013. - С. 98-99.
10. иКЬ: http://www.omsu.ru/page.php?id=498/
(дата обращения: 10.10.2013).
11. Филиппов В. М. Указ. соч. - С. 209.
12. Там же.