Уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовный процесс
Literature
1. Miliukov, S. F. Russian criminal law: the experience of critical analysis. — St-Petersburg, 2000.
2. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation № 19 dated 16.10.2009 «On judicial practice in cases of abuse of power and abuse of power» / / Bulletin of the Supreme Court, 2009. № 12.
1 Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа. СПб., 2000. С. 259.
2 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 19 от 16 октября 2009 года. «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»
УДК 343.972 А. В. Демидов*
Правовое обеспечение предупреждения преступности, связанной с противоправной деятельностью религиозных организаций деструктивного характера
Статья посвящена нормативно-правовому обеспечению предупреждения преступности, связанной с противоправной деятельностью религиозных организаций деструктивного характера на территории Российской Федерации. По мнению автора, основой профилактических мер правового характера должна стать разумная конфессиальная политика государства, исключающая появление и легализацию религиозных организаций деструктивного характера, а также совершенствование уголовного законодательства, направленное на пресечение преступлений, совершаемых организаторами, духовными лидерами и рядовыми адептами тоталитарных сект и деструктивных культов.
Ключевые слова: религиозные секты, религиозная преступность, религиозный экстремизм, антисектантское законодательство, уголовное законодательство, национальная безопасность государства.
A.V. Demidov*. Legal maintenance of the prevention of criminality connected with illegal activity of the religious organizations of destructive character. The scientific article is devoted is standard-legal maintenance of the prevention of criminality connected with illegal activity of the religious organizations of destructive character in territory of the Russian Federation. According to the author, the basis of the legal preventive measures should become a reasonable religious policy of the state excluding occurrence and legalization of the religious organizations of destructive character, and also the perfection of the criminal legislation aimed at the suppression of crimes committed by the organizers, spiritual leaders and ordinary adherents of totalitarian sects and destructive cults.
Keywords: religious sects, religious crime, religious extremism, the antisectarian legislation, the criminal legislation, Russian national security.
Период с середины 80-х до начала 90-х гг. прошлого столетия, вошедший в отечественную историю под названием «перестройка», обусловил возникновение политической, экономической, социальной, идеологической и, как следствие, правовой нестабильности. Крушение советской государственной идеологии, изменение мировоззренческой ориентации и критериев шкалы ценностей в сознании большинства людей обусловили образование духовного вакуума, что привело к активным поискам мировоззренческой опоры, в т.ч. и религиозного характера. Значительно возрос интерес к проблемам духовной жизни и религиозной философии, повысилась религиозная активность населения.
После распада СССР на территории страны стали появляться религиозные объединения различной конфессиональной направленности, появилось множество религиозных центров и организаций, а также сект, возникших на основе религий, не традиционных для народов России.
В результате деятельности подобного рода религиозных сект наносится ущерб нравственному, психическому и физическому здоровью членов этих общин, в первую очередь детям и молодежи. Лидеры и рядовые члены сект совершают различного рода правонарушения, в т.ч. и преступления различной степени тяжести, которые посягают на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, свободу, честь, достоинство, собственность граждан, общественную нравственность населения, безопасность государства и иные блага, охраняемые российским законодательством.
* Демидов, Александр Владимирович, адъюнкт кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан милиции. Адрес: Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-911-906-69-77. E-mail: sandem@bk.ru
* Demidov Alexsandr Vladimirovich. The post graduate student of the faculty of criminology of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, captain of militia.
Статья поступила в редакцию 9.04.2010 г.
Демидов A.B. Правовое обеспечение предупреждения преступности, связанной с противоправной деятельностью религиозных...
Все вышеизложенное обосновывает необходимость создания эффективной системы предупреждения преступности, связанной с противоправной деятельностью религиозных организаций деструктивного характера, составной и определяющей частью которой являются меры нормативно-правового характера.
Приступая к изложению нормативно-правового обеспечения предупреждения преступности, связанной с деятельностью религиозных сект, необходимо отметить, что прежде всего для обеспечения правомерного функционирования общественных религиозных организаций на территории Российской Федерации на государственном уровне должна быть разработана разумная конфессиальная политика, исключающая появление и легализацию религиозных организаций деструктивного характера, занимающихся распространением и проповедью религиозных учений антисоциальной направленности, сопровождающихся агрессивными и экстремистскими действиями.
Необходимо разработать и принять нормативно-правовое обеспечение предупредительной деятельности в данной сфере, которое бы выражалось в системе нормативно-правовых актов, прямо направленных на борьбу с религиозным экстремизмом и распространением деструктивных религиозных культов и тоталитарных сект.
Система антисектантского законодательства должна включать в себя:
— юридическое закрепление таких понятий, как «деструктивная религиозная организация», «деструктивный религиозный культ», «тоталитарная религиозная секта», «антисоциальная религия», «антисоциальная идеология», «ритуальное преступление», «методы подавления личности и манипулирования личностью», «контроль и деформация сознания»;
— перечень признаков, характерных для подобного рода организаций, их отличия от общественных религиозных организаций позитивной направленности, не создающих угрозы для духовной безопасности государства;
— четко определенный механизм признания общественных религиозных организаций в качестве деструктивных с антисоциальным характером их деятельности;
— порядок регистрации новых религиозных организаций на основе предварительного изучения их религиозной идеологии и оценки прогноза возможных последствий от их религиозной деятельности;
— систему государственного и общественного контроля за деятельностью сект;
— порядок представления данными религиозными организациями соответствующей документации об источниках финансирования их деятельности, местах расположения представительств и штаб-квартир, местах проведения культовых мероприятий, связанных с распространением религиозного учения;
— санкции административной и уголовной ответственности за осуществление организаторами и «духовными лидерами» подобных организаций противоправной деятельности.
Когда речь заходит о правовых мерах противодействия криминальной деятельности деструктивных организаций, возникает вопрос, связанный с противоречием, заложенным основными принципами построения демократического правового государства, отраженными в Конституции Российской Федерации, прежде всего правовым механизмом свободы совести, с одной стороны, и необходимостью принятия жестких правовых мер, вплоть до ограничения, декларированного ст. 28 Конституции Российской Федерации права на свободу исповедания любой религии, на свободу распространения любых религиозных убеждений и на свободу действовать в соответствии с ними1.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, законодатель предусмотрел возможность ограничения гражданских прав и свобод специальным федеральным законом в случае, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства2. Следовательно, необходимо законодательно прописать и закрепить в федеральном законе ограничения свободы вероисповедания и свободы распространения религиозных убеждений, носящих явный антисоциальный характер, т.е. представляющих угрозу для безопасности общества и государства и открыто попирающих основные права и свободы человека и гражданина.
В целях профилактики развития социально опасных форм сектантства в России необходимо совершенствование уголовного законодательства посредством внесения дополнений в следующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации.
1) Ч. 2 ст. 105 УК РФ «Убийство» может быть дополнена пунктом «о»: «Убийство в целях исполнения определенного религиозного ритуала».
Данную статью необходимо дополнить примечанием с определением понятия «ритуальное убийство».
Ритуальное убийство — разновидность убийства: лишение жертвы жизни, имеющее своей целью исполнение определенного религиозного ритуала.
Ритуальное убийство человека — деяние, повлекшее за собой смерть человека, совершенное путем физических и психических воздействий при отправлении или для отправления религиозного или светского культа, обряда, ритуала3 .
2) Ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства» необходимо изложить в следующей редакции: «Доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения, систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего либо путем использования методов психологического воздействия на сознание потерпевшего, либо с применением специальных психотехник».
3) Ст. 239 УК РФ «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан» следует изложить в следующей редакции: «Создание религиозного, псевдорелигиозного, общественного объединения, деятельность которого сопряжена с физическим и психологическим насилием над
Уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовный процесс
гражданами, выражающемся в использовании методов контроля, подавления, манипулирования и деформации сознания личности или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением».
4) Ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» следует дополнить и изложить в следующей редакции: «Действия, направленные на возбуждение ненависти, вражды либо пропаганду антисоциальных религиозных и светских идеологий, разжигающих религиозную рознь и представляющих угрозу для безопасности человека и гражданина, гражданского общества и национальной безопасности Российской Федерации, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации».
В некоторых новых религиозных движениях практикуется склонение адептов к отказу от традиционной медицинской помощи, что связано с догматами религиозного учения, причем отказ от медицинской помощи распространяется и на детей членов подобных сектантских организаций. В качестве примера можно привести широко известный запрет на переливание крови среди адептов религиозной организации «Свидетели Иеговы». В результате от неоказания квалифицированной медицинской помощи страдают не только взрослые, тяжелобольные адепты секты «Свидетели Иеговы», но и их дети4.
Для прекращения подобной практики необходимо предусмотреть в отдельной статье УК РФ ответственность «за склонение к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лиц, находящихся в опасном для жизни и здоровья состоянии». В качестве квалифицированного состава данного деяния необходимо предусмотреть ответственность «за склонение к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи несовершеннолетнего, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии» с более жесткой санкцией.
Одним из направлений противоправной деятельности деструктивных религиозных организаций является как скрытое, так и открытое принуждение «духовными лидерами» и организаторами сект к отказу в пользу религиозной организации принадлежащего адептам и членам их семей движимого и недвижимого имущества.
В качестве осуществления уголовно-правовой защиты от подобных действий необходимо ввести отдельную статью в УК РФ, предусматривающую ответственность за «применение методов физического или психологического принуждения к члену религиозной организации с целью склонения его к отказу от права собственности на принадлежащие ему имущество в пользу религиозной организации или лиц, ее возглавляющих».
В качестве отдельной статьи УК РФ необходимо предусмотреть ответственность за рекламирование деятельности антисоциальных религиозных организаций и рекламу их религиозных учений, представляющих угрозу для свободы личности, общественной безопасности и общественного порядка, конституционного строя, внешней и внутренней безопасности государства.
Значительным ограничением деятельности деструктивных религиозных организаций могло бы стать создание установленного на законодательном уровне специального реестра религиозных организаций подобного характера.
Факт включения той или иной религиозной организации в данный реестр являлся бы оценкой ее деятельности со стороны государства как антисоциальной и тем самым информировал бы общественность об отношении официальной власти к ее религиозному учению, что способствовало бы созданию для нее своего рода «зоны отчуждения».
При создании подобного реестра деструктивных религиозных организаций необходимо обратиться к положительному опыту Русской православной церкви. Во многих приходах РПЦ с момента появления различного рода религиозных сект на территории России вывешиваются списки новых религиозных организаций, деятельность которых представляет опасность для психического и физического здоровья граждан и направлена на попирание прав и свобод человека. Такая деятельность способствует профилактике увеличения численности и расширения деятельности данных религиозных сект, т.к. официальная негативная оценка сектантства иерархами РПЦ воспринимается не только православными христианами, но и значительной частью общества.
В современной ситуации было бы неоправданным ожидание значительных законодательных изменений в вопросах профилактики преступности со стороны деструктивных религиозных организаций. Конечно, эти изменения необходимы, и они способны принести ощутимый эффект в осуществлении данного вида профилактики, но появление нормативно-правовой базы антисектанского законодательства — это вопрос отдаленной перспективы, поэтому в настоящий момент для осуществления борьбы с противоправными действиями тоталитарных религиозных сект и деструктивных культов необходимо использовать действующее ныне законодательство путем вскрытия многочисленных и разноплановых предусмотренных им нарушений членами сект.
На поверхности лежит тот факт, что деятельность сект протекает либо в обход законов, либо с их прямыми грубейшими нарушениями. Обнаружить это попрание законов и уличить их виновников при желании не составляет особого труда. Также несложно справиться с противодействием различного рода «правозащитных» организаций, отстаивающих право деструктивных сект осуществлять свою деятельность в России. Российское общество кровно заинтересовано в том, чтобы навести порядок в сфере деятельности новых религиозных организаций, дело за проявлением политической воли со стороны властных структур и первых лиц государства.
Казакова ТА. Модель педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних..
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации : Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в действующей редакции) // С3 РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Тонконогов, Л. В. Пенитенциарная секталогия : учебно-практическое пособие. — М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. - 121 с.
4. Родители-сектанты запрещают перелить ребенку кровь // Информационно-аналитический сайт по проблеме тоталитарных сект. 10.02.2009. Источник: http://www.anticekta.ru/News/2009/09-02/10.02.09.html.
Literature
1. The Constitution of the Russian Federation : passed on by national voting on December, 12th, 1993 / / Russian newspaper, 1993, December, 25.
2. The Criminal Code of the Russian Federation from June, 13th, 1996 № 63-The federal law (in operating edition) // The Legislation Collection of the Russian Federation 1996, 25, Article 2954.
3. Tonkonogov, Л. V. The Penitentiary doctrine dealing with sects : educational textbook. — Moscow, 2004. - 121 p.
4. Parents-members of sects forbid to blood transfusion to their child // Information-analytical site on a problem of totalitarian sects. 2/10/2009. A source: http://www.anticekta.ru/News/2009/09-02/10.02.09.html.
1 См.: Ст. 28. Конституция Российской Федерации.
2 См.: Ст. 55. Конституция Российской Федерации.
3 Тонконогов A.B. Пенитенциарная секталогия. Учебно-практическое пособие. М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. С. 85.
4 Родители-сектанты запрещают перелить ребенку кровь / / Информационно-аналитический сайт по проблеме тоталитарных сект. 10.02.2009. Источник: http://www.anticekta.ru/News/2009/09-02/10.02.09.html
УДК 67.99 Т.А. Казакова*
Модель педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных
B статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью разработки модели педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных, которая включает в себя организационно-содержательный, технологический и кадровый компоненты. Данная модель имеет конкретно-практическое значение, т.к. связана с непосредственной работой субъектов воспитательного воздействия и позволяет существенно повысить эффективность применения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных.
Ключевые слова: принудительные меры воспитательного воздействия, педагогическая модель, несовершеннолетний осужденный, субъекты реализации принудительных мер воспитательного воздействия, воспитательная работа, профессиональная деятельность, психолого-педагогическая компетентность.
T.A. Kazakova*. The Model of Pedagogic Compulsory Treatment Measures of Juvenile Offenders. The article deals with the main aspects of the model of pedagogic compulsory treatment measures of juvenile offenders. The author proofs the necessity of developing this model and touches upon its organizational, contextual, technological and staff components. This model is practically important, as it is connected with the subjects of compulsory treatment and their activity. The model is aimed at stimulating the effectiveness pedagogic compulsory treatment measures of juvenile offenders.
Keywords: compulsory treatment measures of juvenile offenders, a pedagogic model, a juvenile offender, the subjects of compulsory treatment, pedagogical work, professional activity, psycho-pedagogic competence.
* Казакова, Татьяна Александровна, преподаватель-методист кафедры иностранных языков Академии ФСИН России (г. Рязань), соискатель Академии ФСИН России. Адрес: Россия, 390036, г. Рязань, ул. Сенная, д. 1, мб.: +7 910 903 11 62. E-mail: tina4242@yandex.ru
* Kazakova, Tatyana Alexandrovna, teacher-methodist of the foreign languages chair of the Academy of the Federal Penal Service of Russia (Ryazan), a competitor of the Academy of the Federal Penal Service of Russia. Address: Russia, 360036, Rayzan, Sennaya street, 1. Tel.: +7 910 9031162. E-mail: tina4242@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 12.04.2010 г. _