ЭКО. - 2012. - №1
Р.Н. САЛИЕВА
В статье рассмотрены особенности инновационного законодательства Республики Татарстан в сфере недропользования.
Ключевые слова: Татарстан, правовое регулирование, инновации в недропользовании, поощрение малого предпринимательства
Правовое обеспечение инновационной деятельности в ресурсном секторе Татарстана
Р.Н. САЛИЕВА, доктор юридических наук, Институт проблем экологии и недропользования АН Республики Татарстан. E-mail: [email protected]
По оценкам экспертов, Татарстан имеет относительно высокий кредитный рейтинг среди регионов России. Один из факторов такой оценки - более развитая (по сравнению с рядом других территорий) и относительно устойчивая нормативно-правовая база региона. К тому же на практике республиканский статус Татарстана позволяет вырабатывать и принимать более широкий комплекс законов и подзаконных актов с учетом специфики проблем и источников роста экономики республики.
Развитие инновационного законодательства на федеральном уровне
Для правового обеспечения инновационной деятельности в Татарстане, как и в любом другом субъекте Российской Федерации, определяющее значение имеет федеральное законодательство. Анализируя правовые условия развития инновационной деятельности в России, следует отметить, что на федеральном уровне принят целый ряд важных стратегических документов, а также специальных законов и подзаконных актов. Это Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.; часть IV Гражданского кодекса РФ (права на интеллектуальную собственность); Налоговый кодекс (в части, регулирующей налогообложение результатов научной и инновационной деятельности); законы «О науке и государственной научно-технической политике»; «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Это законодательство дополняется и развивается. Например, в июле 2011 г. в закон «О науке и государственной научно-технической политике» был включен раздел о государственной поддержке инновационной деятельности, определяющий основные принципы государственной поддержки инновационной деятельности, субъекты и формы предоставления такой поддержки, полномочия в этих вопросах органов государственной власти Федерации и регионов, а также условия и порядок финансирования.
Одной из проблем для правового обеспечения инновационного развития республики является отсутствие на федеральном уровне комплексного пакета нормативных правовых актов в области управления и регулирования инновационной сферы. Региональный уровень нормотворчества нуждается в принятии соответствующих норм на федеральном уровне.
К сожалению, в России часть федеральных (да и региональных) законов, в том числе применительно к инновационной сфере, носит декларативный характер, не содержит конкретных механизмов их реализации. С точки зрения решения данных проблем, потенциально важную роль должны играть регионы. Опять же, к сожалению, у них не всегда есть на то компетенции, определяемые федеральным уровнем. Тем не менее такая работа ведется на уровне субъектов Федерации. И Татарстан является положительным примером как один из наиболее продвинутых регионов в вопросах детализации и развития федерального законодательства.
В Татарстане создаются правовые условия для развития инновационной деятельности в целом, а также активизации научных исследований в высших учебных заведениях, в научных организациях и предпринимаются меры по формированию и совершенствованию механизмов коммерциализации результатов такой деятельности.
Особенности инновационного законодательства в Татарстане
Как и для всех нефтегазодобывающих регионов, для Татарстана актуальны проблемы разработки месторождений, находящихся в «завершающей стадии» освоения: высокая степень выработанности и обводненности запасов углеводородного
сырья; значительная доля трудноизвлекаемой, высоковязкой нефти. Большая часть месторождений содержит высокосернистую нефть*. Для решения этих проблем необходимы не только новые технологии поиска и разведки, разработки и эксплуатации нефтяных месторождений, но и соответствующее правовое обеспечение как хозяйственной, экономической деятельности в целом, так и инновационной компоненты.
В республике принят ряд специальных законов, оказывающих существенное влияние на развитие инновационной сферы. Это законы «Об инвестиционной деятельности», «Об инновационной деятельности», «О государственно-частном партнерстве». В их развитие приняты подзаконные нормативные акты, направленные на создание механизмов коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности, определяющие механизмы предоставления льгот по налогам и платежам, формирующие мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства. Например, в республиканском законе «Об инновационной деятельности» определены принципы инновационной политики, а также урегулированы отношения, возникающие в связи с установлением и реализацией мер государственной поддержки инновационной деятельности. Для получения льгот по налогу на прибыль - 13,5% (вместо 20%) в части, поступающей в республиканский бюджет, а также на имущество - 0,1% (вместо 2,2%) появилась возможность заключить соответствующий инвестиционный договор.
В республике утверждена Концепция долгосрочной целевой программы «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012-2020 годы», разработан Инновационный меморандум республики на 2011-2013 годы, положения которого носят обязательный характер для органов исполнительной власти республики и рекомендательный - для органов местного самоуправления и других субъектов инновационной деятельности. Результаты исполнения Меморандума освещаются в ежегодно публикуемом государственном докладе «Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан».
* Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г.
В республике принята Программа развития нефтегазохи-мического комплекса (НГХК) Татарстана на 2010-2014 гг., направленная на обеспечение конкурентоспособности входящих в него предприятий. Она предусматривает развитие форм и механизмов устойчивого взаимодействия малых, средних и крупных предприятий НГХК и других отраслей экономики региона и страны; формирование институциональной среды развития малого и среднего предпринимательства; наращивание инновационно-интеллектуального потенциала малого отраслевого бизнеса НГХК республики; обеспечение кадрового, образовательного и информационного сопровождения процессов развития малого и среднего предпринимательства.
В республике создан и действует ряд институтов развития малого бизнеса: технополис «Химград»; ассоциация «Нижнекамский промышленный округ»; индустриальный парк «Камские Поляны»; особая экономическая зона «Алабуга»; инновационно-производственный технопарк «Идея». Важным инструментом инвестиционной поддержки предприятий инновационного малого и среднего бизнеса является венчурное финансирование. Создана и функционирует государственная некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан». Среди финансируемых проектов - геологоразведка полезных ископаемых методом электромагнитного зондирования, технология по переработке битумов мощностью от 40 тыс. т до 1,5 млн т в год, комплекс по производству аммиака, метанола и гранулированного карбамида и ряд других проектов в нефтегазохимии.
Можно констатировать, что в Татарстане создана достаточно комфортная нормативно-правовая среда для инновационной и инвестиционной деятельности, в том числе - в неф-тегазохимическом комплексе, особенно в сфере переработки. Одним из результатов стало то, что в настоящее время в Татарстане при вузах создано и функционирует 78 малых инновационных предприятий.
Вместе с тем, как свидетельствует анализ законодательства, в сформированной нормативно-правовой базе общей направленности уделено недостаточно внимания правовому регулированию инновационной деятельности непосредственно в сфере недропользования, которая является началом
и основой соответствующей технологической цепочки. Необходимо отметить, что целесообразно было бы осуществлять специальное правовое обеспечение инновационной деятельности непосредственно в сфере недропользования и нефтедобычи, включая такие направления, как геологоразведка, подсчет запасов и проектирование, добыча углеводородов, охрана окружающей среды. Специфика хозяйственной и предпринимательской, в том числе и инновационной деятельности в сфере недропользования и нефтедобычи, очевидна.
В частности, необходимо законодательное определение участков недр, содержащих месторождения с трудноизвлекае-мыми запасами и установление льготных условий предоставления в пользование участков недр, содержащих трудноизв-лекаемые запасы. Требуется разработка предложений по стимулированию внедрения инновационных методов освоения трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья.
Повышение доли трудноизвлекаемых запасов нефти требует комплексного пересмотра подходов к определению налоговой нагрузки на нефтяную отрасль, а также в целом к правовому регулированию отрасли, включая юридические вопросы формирования адекватных организационных структур, подходов к реализации проектов. Одной из таких проблем является возможность передачи в аренду части скважин на разрабатываемом месторождении.
Правовое регулирование отношений недропользования находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Поэтому необходимо объединить усилия федеральных и органов власти регионов с «ресурсной ориентацией». На наш взгляд, целесообразно определить на законодательном уровне участки недр местного или регионального значения и к ним отнести по специальным критериям участки, содержащие месторождения с трудноизвлекаемыми запасами углеводородов. Для таких участков недр было бы целесообразным расширить полномочия субъектов Федерации по их регулированию. На них возможна отработка инновационных проектов и технологий, обеспечивающих рациональное недропользование и ресурсосбережение. Татарстан вполне мог бы стать «модельной» территорией для отработки соответствующего механизма.
Следует отметить важность учета специфики договоров на проведение научно-исследовательских работ для нефтегазового сектора. Например, по специфике предмета договора можно выделить отдельную группу на создание результатов научно-исследовательской деятельности. Их предметом являются научно-исследовательские работы, связанные с геологическим изучением недр, находящихся в государственной собственности. Также предметы заключаемых договоров связаны с интерпретацией материалов геофизических исследований скважин, разработкой программ и баз данных по запасам углеводородов, выполнением технологических схем разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, информационным обеспечением системы управления ресурсами в области недропользования. Надо отметить, что все эти работы связаны с использованием такого специфичного объекта, как геологическая информация о недрах.
Наиболее сложными и актуальными для практики являются проблемы коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности. В связи с этим необходимо адекватное правовое регулирование со стороны государства как в целом отношений недропользования, так и инновационной деятельности в сфере недропользования и нефтедобычи. Отдельного правового регулирования требует непосредственный процесс вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности.
Говоря о практической реализации инновационной политики в ресурсном секторе Татарстана, необходимо акцентировать внимание на ряде аспектов. Для модернизации и технологического развития нефтедобычи в Татарстане и повышения конкурентоспособности малых нефтяных компаний требуется реализация следующих мероприятий и направлений:
• продолжение работ по научному и инновационному обеспечению развития нефтяного кластера «Поиск, восполнение запасов и добыча нефти»;
• создание хозяйственных обществ с участием нефтяных компаний, научных и образовательных организаций для усиления интеграции науки, образования и производства, а также развития инновационных кластеров;
• подготовка республиканского проекта, связанного с разработкой новых технологий поиска и разведки, освоения и эксплуатации нефтяных месторождений, а также с внедрением эффективных методов увеличения нефтеотдачи, освоения месторождений тяжелой, высоковязкой нефти и природных битумов, для внесения в перечень приоритетных инвестиционных проектов Приволжского федерального округа;
• обоснование критериев отнесения участков недр к участкам, содержащим месторождения с трудноизвлекаемыми запасами, а также разработка предложений по стимулированию внедрения инновационных методов разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами нефти. В частности, необходимо формирование правовых условий, которые позволили бы недропользователям создавать научные полигоны для отработки инновационных методов разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами.
Целесообразно с учетом специфики сферы недропользования создать специальный уполномоченный орган исполнительной власти в области инновационной деятельности в сфере недропользования.
Отмеченные мероприятия при адекватном правовом обеспечении могут принести значительные результаты с точки зрения устойчивого функционирования минерально-сырьевого комплекса республики и, как следствие, - социально-экономического развития Татарстана.