Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90
УДК 342.951:351.82 https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/58
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ЗАЩИТЫ МОБИЛИЗОВАННЫХ ЛИЦ КАК СУБЪЕКТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
©Баляева Д. Р., Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск, Россия, [email protected]
LEGAL PROVISION OF FINANCIAL PROTECTION OF MOBILIZED PERSONS AS SUBJECTS OF INDIVIDUAL ENTREPRENEURIAL ACTIVITY: FEDERAL
AND REGIONAL ASPECTS
©Balyaeva D., OgarevMordovia State University, Saransk, Russia, [email protected]
Аннотация. Изучены особенности правового обеспечения финансовой защиты мобилизованных лиц как субъектов индивидуальной предпринимательской в период проведения СВО. Были изучены проблемы, возникающие при формировании мер поддержки, а также при определении перечня субъектов, на которых распространяются данные меры.
Abstract. In this article, the features of the legal provision of financial protection of mobilized persons as subjects of individual entrepreneurship during the period of the SVO have been studied. The problems arising in the formation of support measures, as well as in determining the list of subjects to which these measures apply, were studied.
Ключевые слова: специальная военная операция, меры социальной поддержки, налоговые льготы, социальная защита.
Keywords: special military operation, social support measures, tax benefits, social protection.
Правовое регулирование социального обеспечения в Российской Федерации является важной частью экономической и политической системы страны. Государство и его субъекты несут совместную ответственность за обеспечение социального обеспечения граждан, которое включает пенсии, медицинские пособия, страхование по безработице и другие формы помощи. Социальная поддержка мобилизованных граждан - важная тема, которая заслуживает отдельного рассмотрения. Социальная поддержка предоставляет людям поддержку, ресурсы, советы и наставления, когда они больше всего в этом нуждаются. Это также помогает построить прочные отношения между теми, кто занимается волонтерской работой, чтобы они могли лучше сотрудничать в достижении своих коллективных целей на благо общества. Отдельного вопроса заслуживают меры по финансовой поддержки мобилизованных граждан.
Рассматривать вопрос мер финансовой поддержки следует начать с федеральных и региональных выплат мобилизованным гражданам. Для начала обратимся к федеральном уровню правового регулирования предоставления финансовой поддержки мобилизованным гражданам со статусом индивидуального предпринимателя (далее - ИП). Так, на основании Указа Президента РФ от 2 ноября 2022 г. №787 «О единовременной денежной выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации» [4], на
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90
мобилизованных граждан распространяется федеральная выплата в размере 195 000 рублей.
Проблемным является тот момент, что данная выплата установлена указом президента и не отражается в конкретных федеральных законах, а также факт ее распространения на мобилизованных граждан подтверждается лишь формулировкой из Указа Президента РФ от 21 сентября 2022 г №647 «Об объявлении частичной мобилизации» [3], в котором последние были приравнены в статусе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Говоря о финансовой поддержке, нельзя не обратить свое внимание на Федеральный закон от 07.10.2022 №377-ФЗ [1], так в соответствии с которым призванные на службу по мобилизации индивидуальные предприниматели имеют право на получение кредитных каникул, данная льгота распространена и на членов их семей. Согласно ст. 2, данного закона, если мобилизованный предприниматель получит инвалидность I группы или погибнет «при выполнении задач во время СВО» или вследствие боевого ранения, то его долги подлежат списанию. При этом отметим зависимость применения данной нормы в зависимости от вида кредита, так бытовой кредит спишут полностью, а взятый на нужды бизнеса (целевой), могут списать лишь частично. Правительство совместно с ЦБ имеют право установить максимальный размер обязательств, которые подлежат прекращению, но пока не сделали этого. Следовательно, банк обязан списать кредит любой суммы. Также приостанавливается исполнительное производство по судебным актам, приостанавливает исполнение требований о взыскании денежных средств или об их аресте, содержащихся в поступивших или поступающих непосредственно от взыскателя исполнительных документах, направленных на возврат просроченной задолженности по кредитному договору военнослужащего или членов семьи военнослужащего, со дня получения банком или иной кредитной организацией заявления военнослужащего.
Возникает вопрос, по какой причине в Указах Президента, мобилизованные прямо не указываются, а приравниваются к военнослужащим, в свою очередь федеральный закон прямо предписывает их в качестве субъекта нормы права. Тем самым возникает проблема правовых формулировок и соответственно правового статуса мобилизованных граждан.
Так как мобилизованные имеют статус военнослужащих, они претендуют на льготы, установленные п. 2-5 си. 407 НК РФ, право на льготу по налогу на имущество физических лиц, которая предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (жилого дома, гаража, квартиры и т.п.), не используемого в предпринимательской деятельности. Продолжая рассмотрение налоговых льгот, обратимся к Постановлению Правительства РФ от 20.10.2022 №1874 «О мерах поддержки мобилизованных лиц», установившее целый комплекс налоговых льгот [2].
Для мобилизованных ИП установлено продление сроков уплаты налогов мобилизованными гражданами до 28 числа включительно 3 месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения мобилизованного лица с военной службы. Фактически данная формулировка показывает, почему указ о частичной мобилизации до сих пор не отменен, так как к его окончанию привязаны и отмены целого комплекса льгот. Эта политика позволяет тем, кто был призван служить своей стране, не испытывать финансовых трудностей, связанных с уплатой налогов, пока они находятся в месте проведения СВО. Также предоставляется возможность отсрочки накопившихся налоговых выплат путем рассрочки по их уплате.
Из налоговых мер поддержки вытекают меры финансово-правовой поддержки по продлению срока подачи налоговых деклараций для мобилизованных ИП, что является очень важной и необходимой мерой. Это позволит тем, кто находится на военной службе, иметь
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90
больше времени для надлежащего заполнения своих налоговых деклараций, гарантируя, что они не будут наказаны за неправильную подачу или за несвоевременные платежи. Это также дает им больше времени на сбор всех необходимых документов и информации для точного заполнения налоговой декларации. Как мы видим данные льготы, в частности, распространяются на организаторов ИП, поскольку именно они подают налоговое декларации и платят страховые взносы, при этом имеется мера и для самозанятых граждан. Так был продлен срок подачи налоговых документов для самозанятых. Это дополнительное время позволяет тем, кто работает не по найму, уделять больше времени подготовке своих налоговых деклараций и гарантирует, что у них будет вся необходимая информация при подаче декларации. С продлением крайнего срока физические лица могут избежать дорогостоящих штрафов за несвоевременную подачу или неправильное представление налогов [2].
Ключевой частью финансовых льгот является приостановление налоговых проверок в отношении мобилизованного ИП. Это является важной мерой, принятой правительством для оказания финансовой помощи тем, кто служит своей стране. Эта политика помогает гарантировать, что военнослужащие могут сосредоточиться на своих обязанностях по защите страны, не беспокоясь о потенциальных проверках их организаций со стороны государства. При этом не все виды проверок попадают под данную льготу, так к ним не относятся проведение камеральных налоговых проверок, связанных с НДС, с суммами, заявленными к возмещению, а также налоговых деклараций по НДФЛ. Рассматривая деятельность контрольных органов, отметим, что продление предельных сроков направления требований было увеличено на 6 месяцев. Представляется интересным, что это единственная льгота, срок которой установлен от вынесенного решения налоговым органом, а не от момента окончания военной службы или указа о частичной мобилизации [2].
Другие меры финансово-правовой поддержки в соответствии с данным постановлением, связаны с продлением сроков уплаты страховых взносов для мобилизованных ИП. В связи с тем, что все больше граждан направляются на СВО, многим трудно вовремя уплачивать страховые взносы из-за трудностей, возникающих при военных сборах. Тем самым, лица освобождаются от уплаты страховых взносов.
Исходя из перечня мер финансовой поддержки ИП, выделим проблему, так часть льгот устанавливается федеральным законодательством с прямым изменением правовых норм, а другая часть вводится подзаконными актами, которые напрямую на положения НК РФ не влияют — неизвестно, очевидна серьезная ошибка при формировании правовых актов, регламентирующих меры социальной поддержки.
Если рассмотреть региональный уровень, то в данном случае возникает проблема неравномерного уровня социальной поддержки. Среди регионов, которые так и не ввели единовременные выплаты для мобилизованных граждан, оказались Мордовия, Татарстан, Кировская и Ульяновская области. В Мордовии семьям мобилизованных смогли предоставить только некоторые льготы. Среди них, например, бесплатное питание для школьников и студентов колледжей, освобождение от оплаты при посещении кружков и секций, содействие в поиске работы членам семей призванных резервистов, консультации психологов. В свою очередь в Московской области данная выплата составляет 200 000 рублей - очевидно, что это пример неравномерной социальной поддержки граждан [9].
Так, к примеру в Кемеровской области мобилизованные как ИП, так и обычные граждане, были освобождены от уплаты транспортного налога за 2021-2022 гг [6], в свою очередь в Республике Татарстан, от налогообложения освобождено 1 транспортное средство
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90
[7], которое зарегистрировано на мобилизованного гражданина. Мобилизованные жители Брянской области или их супруги освобождаются от уплаты транспортного налога за 2021 год [8]. Льгота распространяется на один легковой автомобиль с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно или на один мотоцикл с мощностью двигателя до 40 л.с. включительно.
Отметим меры, которые распространяются исключительно на мобилизованных ИП, так в Республике Татарстан разработали меры поддержки для индивидуальных предпринимателей и самозанятых в случае их мобилизации. В частности, Торгово-промышленная палата Татарстана предлагает предоставлять мобилизованным индивидуальным предпринимателем и самозанятым отсрочку возврата всех полученных средств из бюджета Татарстана на возвратной основе, заморозку начисления процентов по этим средствам. Также, по мнению авторов мер поддержки, необходимо освободить мобилизованных предпринимателей от уплаты налога на имущество и землю, ввести мораторий на начисление штрафных санкций за нарушение условий получения средств господдержки [10]. Также, под поручительство Гарантийного фонда РТ мобилизованным предпринимателям проведут реструктуризацию кредитов с предоставлением отсрочки уплаты комиссионного вознаграждения до 3-х лет, под 0,5% годовых. Кроме того, Министерство земельных и имущественных отношений РТ подготовило проект постановления Кабмина РТ, который предусматривает предоставление отсрочки мобилизованным предпринимателям по платежам за аренду республиканского имущества [11].
В свою очередь в отношении арендуемого имущества, схожие предложение разработаны в Свердловской области, а также предоставлена возможность ИП по коррекции областных и муниципальных контрактов [12].
Говоря о неравномерности мер поддержки, приведем мнение министра экономики Краснодарского края, А.С. Юртаева, который указал, что в целом частичная мобилизация ИП мало затронула регион и соответственно в случае появления рисков или угроз, будут приняты меры по предоставлению льготного финансирования и иных преференций и льгот [13].
Возникает вопрос, зачем отдавать данный вопрос на уровень субъекта, где уровень социальной поддержки будет отличаться в зависимости от достатка региона — остается открытым. Ведь очевидно неравенство между мобилизованными гражданами в зависимости от региона проживания.
Таким образом, нами были рассмотрены меры социальной поддержки мобилизованных граждан на различных уровнях государственной власти. Были изучены особенности налоговой и финансовой поддержки как для всех мобилизованных, так и меры поддержки исключительно для граждан ведущих предпринимательскую деятельность по выплате налогов и предоставлению деклараций. Выделена существенная проблема отсутствия единого перечня мер поддержки из чего возникает неравенство при получении льгот, в частности выделены существенные различия на региональном уровне.
Источники:
(1). Федеральный закон от 07.10.2022 №377-ФЗ «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90
законодательства РФ. 2022. №41. ст. 6939.
(2). Постановление Правительства РФ от 20.10.2022 №1874 (ред. от 16.02.2023) «О мерах поддержки мобилизованных лиц» // Собрание законодательства РФ. 2022. №43. ст. 7428.
(3). Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2022 №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2022. №39. ст. 6590.
(4). Указ Президента РФ от 2 ноября 2022 г. №787 «О единовременной денежной выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации».
(5). Указ Президента РФ от 21.09.2022 №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2022. №39. ст. 6590.
(6). Закон Кемеровской области - Кузбасса от 11.10.2022 №113-ОЗ «О внесении изменений в статью 6 Закона Кемеровской области «О транспортном налоге».
(7). Закон Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года №24-ЗРТ «О транспортном налоге». https://docs.cntd.ru/document/917012298
(8). Закон Брянской области от 28.10.2022 №79-З «О внесении изменения в статью 3 Закона Брянской области «О транспортном налоге». https://goo.su/Fehj
(9). Указ Мэра Москвы от 22 сентября 2022 г. N 52-УМ «О дополнительных социальных гарантиях лицам, призванным на военную службу по мобилизации». https://goo.su/PQsF
(10). В Татарстане разработали меры поддержки ИП и самозанятых в случае мобилизации. https://goo.su/teBHd
(11). Минэкономики РТ: мобилизованные предприниматели могут воспользоваться республиканскими и федеральными мерами поддержки. Режим доступа: https://kzn.ru/meriya/press-tsentr/novosti/minekonomiki-rt-mobilizovannye-predprinimateli-mogut-vospolzovatsya-respublikanskimi-i-federalnymi-m/ (дата обращения: 28.03.2023).
(12). Обзор действующих и планируемых мер поддержки предпринимательства в связи с частичной мобилизацией. https://goo.su/RmCA
(13). Мобилизация и бизнес: как поддержка МСП повлияет на экономику Кубани. https://goo.su/FYHgc
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 30.03.2023 г. 12.04.2023 г.
Ссылка для цитирования:
Баляева Д. Р. Правовое обеспечение финансовой защиты мобилизованных лиц как субъектов индивидуальной предпринимательской деятельности: федеральный и региональный аспект // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №5. С. 464-468. https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/58
Cite as (APA):
Balyaeva, D. (2023). Legal Provision of Financial Protection of Mobilized Persons as Subjects of Individual Entrepreneurial Activity: Federal and Regional Aspects. Bulletin of Science and Practice, 9(5), 464-468. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/58